Рабочая программа по внеурочной деятельности секция "Мой край" 1-4 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование 1-4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_winrar.rar | 185.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№ п/п | Тема занятия | Использование ИКТ | Примечание |
Тема: Введение 1 часа | |||
1 | Общая классификация животного и растительного мира в сказке «Буратино». Объекты живой и неживой природы. | ||
Тема: Осенние уборы 8часов | |||
2 | Признаки времен года: лето, весна, осень, зима в русской народной сказке «Старик – годовик». | ||
3 | Осенины – вторая встреча осени (21.09). Овощи и фрукты. | ||
4 | Воздвиженье – третья встреча осени. Внешний вид, строение, образ жизни, места обитания лягушек и рептилий края в народной сказке «Красавица – лягушка». | ||
5 | Покров - землю в разные цвета одел (14.10). Многообразие деревьев детского учреждения, формы крон, окраска листьев клена, березы, каштана, липы, рябины в народной сказке «Цвет осени». Признаки поздней осени. | Презентация 10мин | |
6 | Растения вокруг нас. Условия жизни растений в осенний период.
| ||
7 | Многообразие плодов и семян. Растения перед уходом под снег. | ||
8 | Животные готовятся к зиме. Понятие «дикие» и «домашние» животные. Поведение животных при смене климатических условий в народных прибаутках. | ||
9 | Сезонные изменения в неживой природе. Роль ветра, солнца,воды в природе. | ||
Чародейкою-зимою. 5 часов. | |||
10 | П риметы ранней зимы. Обрядность солнцеворота в русской народной сказке «Колесо - Солнца колесница». | ||
11 | Символы Нового года: ангелы, свечи, овечки, маски. Колядки. Традиции зимних гуляний. | ||
12 | Видовой состав и особенности строения хвойных растений. Перезимовка растений под снегом в виде луковиц и семян. | ||
13 | Образ жизни, поведение зайца, белки, лисицы, клеста, дятла, синицы, голубя, кошки при приближении морозов в русских народных сказках «Верные друзья», «Заяц – хваста», «Не только волка ноги кормят». | Презентация 5мин | |
14 | Зимние краски в природе. | ||
Весенняя музыка. 8часов. | |||
15 | Приметы ранней весны. Знакомство с детским потешным фольклором в русской народной сказке «Иванушка-дурачок». | ||
16 | Внешний вид, строение грача, связь между появлением первых проталин и характером добычи корма. | ||
17 | Развитие пчелы, роль насекомых в опылении растений. Лечебные свойства меда. | ||
18 | Береза – символ России. Березовый сок и здоровье человека. | ||
19 | Виды почек и их строение. Влияние температуры на побеги. Биологические особенности первых цветов: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, пролеска в сказке «Проказы Бабы Яги». | Презентация 5мин | |
20 | Места распространения первоцветов, охрана, связь между ранним цветением и появлением первых насекомых.. | ||
21 | Поведение, образ жизни и характер пищи животных: медведя, ежа, мыши, муравья ранней весной. Виды перелетных птиц: ласточка, соловей, жаворонок, кукушка. | ||
22 | Влияние деятельности человека на появление проталин. Свойства солнечного луча в сказке «Ёжик и солнце». | ||
Природа в музыкальных напевах 2часа | |||
23 | Творчество великих композиторов о природе: П. Чайковский, Э Григ, Н.А. Римский-Корсаков. История создания оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», цикла «Времена года» П. Чайковского, «Времена года» А. Вивальди.. | ||
24 | Образы природных стихий: ветра и солнца в музыкальных сюжетах Э. Грига «Утро» и В. Моцарта «Маленькая ночная музыка». | ||
Обитатели водоема 8часов | |||
25 | Водоёмы нашего края:пруд,озеро,река. | ||
26 | Образ жизни, строение, питание рыб,. | ||
27 | Строение лягушек и улиток.Образ жизни и питания. | Презентация 10мин | |
28 | Аквариумные рыбки. | Презентация 5мин | |
29 | Хищные рыбы нашего края. | Презентация 5мин | |
30 | Влияние количества солнечного света и загрязнения воды на их поведение. | ||
31 | Русская-народная сказка «По-щучьему велению» | ||
32 | Охрана рыб нашего края. | ||
33 | Итоговое занятие. КВН «Времена года». | Презентация 5мин |
Календарно-тематическое планирование 2 класс.
№ п/п | Тема занятия | Использование ИКТ | Примечание |
Тема: Введение 1 часа | |||
1 | Признаки времен года и образы животных, птиц в картинах русских художников. | ||
Тема: Осенние уборы 8часов | |||
2 | Первые приметы осени. | ||
3 | Приметные дни сентября . Приметные дни октября | ||
4 | Представления предков о небесных созвездиях. | ||
5 | Осенняя фантазия в образах. | ||
6 | Растения вокруг нас. Цветочно-декоративные и сорные растения на улицах города: лютик, клевер, канны, кохия, череда, одуванчик и др. | ||
7 | Классификация плодов и семян. Историческая справка о появлении в нашей стране томата, гороха, шиповника. | ||
8 | Животные готовятся к зиме. Насекомые и человек. Видовой состав птиц парка Победы: голубь, зяблик, скворец и др. | ||
9 | Сезонные изменения в неживой природе. Экологическая роль почвенного покрова. Особенности почвенного покрова области, растительность. | ||
Чародейкою-зимою. 11 часов. | |||
10 | Народный календарь. Снежинки – кружева. | ||
11 | Зимняя фантазия в образах облаков. | ||
12 | Роль свечи в убранстве дома. | ||
13 | Зимние сны растений: Роль зеленых растений на планете. Фотосинтез. | ||
14 | Видовой состав хвойных растений области: ель, сосна, лиственница. | ||
15 | Применение древесины человеком. Охрана хвойных растений от незаконных вырубок. | ||
16 | Автографы на снегу:Следы животных на снегу: лиса, лось, собака, заяц, мышь. Образ жизни, внешний вид, повадки и уловки лисы на охоте в народных сказках. | ||
17 | «Закрома» зимующих птиц: сойки, дятла, поползня. Роль птиц в «рассеивании» леса. | ||
18 | Многообразие кормушек. | ||
19 | Сезонные изменения в неживой природе:Источники загрязнения воздушной среды в районе детского учреждения. Влияние транспорта на состояние здоровья человека, растений. | ||
20 | Понятие «живая» и «мертвая» вода. Мертвое море и озеро Байкал. Роль соли в жизни животных и человека. | ||
Весенняя музыка. 9часов. | |||
21 | Народный календарь: Первые приметы весны. Приметные дни марта. | ||
22 | Понятие «проростки». Роль тепла и воды в пробуждении семян и плодов различных растений. | ||
23 | Видовое разнообразие бабочек. Понятие «полный» и «неполный» метаморфоз. | ||
24 | Бабочки Красной книги. Приметные дни мая. | Жилкование | |
25 | «Март в народном календаре», «Апрель в народном календаре», «Май в народном календаре» | ||
26 | Растения вокруг нас: Биологические особенности первых цветов: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, пролеска. Первоцветы Красной книги. Охрана редких растений в Ленинградской области. | ||
27 | Жилкование. Побег. Понятие «ярусность». Съедобные и лекарственные растения на улицах города: лопух паутинистый, одуванчик, мать – и – мачеха, подорожник, кислица | ||
28 | Животные весной: Голуби – символ мира. Видовое разнообразие голубей. Синоптики в природе: пауки, дождевые черви, пчелы, муравьи и пр. | ||
29 | Сезонные изменения в неживой природе Почва как «характер ландшафта». Природные ориентиры: стороны горизонта. Компас. | ||
Природа в художественных красках 2часа | |||
30 | Символ Солнца в живописи. Светотень. | ||
31 | Образы ветра в картинах русских художников по сюжетам народных былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Руслан и Людмила». Эмоциональный тон изображения природы в картинах И. Шишкина «Сосновый бор», В. Сурикова «Взятие снежного городка», И. Левитана «Золотая осень» и пр. | ||
Мой город 2часов | |||
32 | Символика Санкт-Петербурга. Пётр I-основатель города. | ||
33 | Санкт-Петербург в годы Великой Отечественной войны. | ||
34 | Итоговое занятие: Презентация лучших работ «Мой край родной»: защита проекта на выбор. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс.
№ п/п | Тема занятия | Использование ИКТ | Примечание |
Тема: Введение 1 часа | |||
1 | Рельеф и природные ресурсы Ленинградской области. | ||
Тема: Лесная школа 12часов | |||
2 | Народный календарь: Признаки осени в лесу. Образ жизни, места обитания волков на территории Ленинградской области. Образ волка в народных сказках «Волк и семеро козлят», «Волк-лапотник», «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету». | ||
3 | История декоративной и растительной косметики: Египет, Эпоха Возрождения, 20 век. Правила сбора лекарственных растений. | ||
4 | Трубчатые и пластинчатые грибы Круговорот веществ в лесном сообществе: «производители», «потребители», «разрушители». . | ||
5 | Зеленый наряд Растительный покров области. Роль леса в природе. | ||
6 | Влияние деятельности человека на природное сообщество. Охраняемые лекарственные растения Образ леса в творчестве писателей: М. Скребцова «Недовольный лес», «Березки и лиственницы»; Э. Шим «Лесной звон»; Ю. Галина «Сказки леса» | ||
7 | Животный мир лесов «Этажи» леса. Значение почвенных животных в жизни соснового леса. Меры борьбы с вредителями леса. | ||
8 | Влияние охотничьего промысла на животный мир. Животные Красной книги: лось, пятнистый олень, волк, жук-олень и др. Охраняемые природные территории области. | ||
9 | Сезонные изменения в неживой природе. Взаимодействие леса с окружающей средой: солнце, воздух, транспорт, вода. | ||
10 | Характеристика серых лесных почв. Почва и видовое разнообразие растений. | ||
11 | Ориентирование в лесу. Природные ориентиры: пни, мхи, муравейники, крона. | ||
12 | Экскурсия «Хвойные деревья города» | ||
13 | Конференция «Как сохранить лес» | ||
Обитатели водоёма. 5 часов | |||
14 | Водные ресурсы области. | ||
15 | Охрана водных ресурсов. Основные загрязнители речных вод. Круговорот воды в природе в народных календарных праздниках. | ||
16 | Растительный мир водоема: Распространение семян водных растений. Лекарственное и кормовое применение водных растений. Растения Красной книги в народных сказках: кувшинка, кубышка, аир. | ||
17 | Животные – обитатели воды: Насекомые воды и их личинки: водомерка, жук-плавунец, стрекозы, комары, клопы. Внешний вид, образ жизни, питание речных раков. | ||
18 | Видовой состав рыб рек: Волхов и Нева. Экопирамида. Птицы прибрежных вод: ласточки, утки, лебеди и др. Охраняемые животные Ленинградскойобласти: бобр, выхухоль, елец, сом, подкаменщик и др. | ||
Тема: Мой город. 3 часа | |||
19 | Архитектура русского села. Образы русской избы, роль оберегов-покровителей: «коньки» на крышах изб, подкова и др. | ||
20 | Святыни Санкт-Петербурга – памятники истории: Александра Невская Лавра. | ||
21 | Святые покровители города-Александр Невский, Ксения Петербуржская, Иоан Крондштатский. | ||
Тема: Экосистема дома. 8 часов | |||
22 | В мире комнатных растений: История развития комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений: толстянка, каланхоэ, сенполия, хлорофитум, кактусы, сенткреазия, алоэ, папоротник, абутилон и др. Аранжировка комнатных цветов. | ||
23 | Правила ухода за комнатными растениями. Размножение черенками, листом, деление куста. Лекарственные растения на подоконнике. | ||
24 | Домашние питомцы: Содержание домашних животных: крыс, попугаев, черепах, кошек. | ||
25 | Образы крыс и мышей в народных потешках и сказках. Применение крыс в лабораториях. Мухи – переносчики опасных болезней. | ||
26 | История старинных вещей: Жернова в сказке «Петушок и жернова». Технология обработки льна с помощью гребня, рубеля, прайника. Образы прялки и веретена в русской сказке «Золотое веретено» | ||
27 | Вещи-хозяева дома: куклы – обереги, веник – труженик ,русская печь , топор, самовар –глиняная свистулька. | ||
28 | Круговорот веществ в доме: Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы). | ||
29 | Энергия. Закон сохранения энергии. | ||
Тема: Природа в художественных красках.2 часа | |||
30 | Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм. История возникновения, типы, смысловое значение орнамента. | ||
31 | Симметрия в изображениях насекомых и растений. Элементы хохломской росписи: осочки, травинки, капельки. Городецкая роспись: «спираль», «листок», «подмалевок», «штрихи», «скобка». Изразцы. | ||
Тема: Природа в музыкальных напевах 2часа | |||
32 | Музыкальные знаки. Русские народные инструменты: трещетка, балалайка, бубенцы. | ||
33 | Приметы природы, легшие в основу детских и классических музыкальных произведений. . | ||
34 | Итоговое занятие: Занятие-игра «Звездный час». |
Календарно-тематическое планирование 4 класс.
№ п/п | Тема занятия | Использование ИКТ | Примечание |
Тема: Введение 1 часа | |||
1 | Рельеф и природные ресурсы Ленинградской области. | ||
Тема: Лесная школа 12часов | |||
2 | Народный календарь: Признаки осени в лесу. Образ жизни, места обитания волков на территории Ленинградской области. Образ волка в народных сказках «Волк и семеро козлят», «Волк-лапотник», «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету». | ||
3 | История декоративной и растительной косметики: Египет, Эпоха Возрождения, 20 век. Правила сбора лекарственных растений. | ||
4 | Трубчатые и пластинчатые грибы Круговорот веществ в лесном сообществе: «производители», «потребители», «разрушители». . | ||
5 | Зеленый наряд Растительный покров области. Роль леса в природе. | ||
6 | Влияние деятельности человека на природное сообщество. Охраняемые лекарственные растения Образ леса в творчестве писателей: М. Скребцова «Недовольный лес», «Березки и лиственницы»; Э. Шим «Лесной звон»; Ю. Галина «Сказки леса» | ||
7 | Животный мир лесов «Этажи» леса. Значение почвенных животных в жизни соснового леса. Меры борьбы с вредителями леса. | ||
8 | Насекомые – вредители и их дома-маскировки: жуки-древоточцы, клещи – переносчики энцефалита, березовый трубковерт, «живой сучок». Меры борьбы с вредителями леса. Летучие мыши. | ||
9 | Влияние охотничьего промысла на животный мир. Животные Красной книги: лось, пятнистый олень, волк, жук-олень и др. Охраняемые природные территории области. | ||
10 | Сезонные изменения в неживой природе. Взаимодействие леса с окружающей средой: солнце, воздух, транспорт, вода. | ||
11 | Характеристика серых лесных почв. Почва и видовое разнообразие растений. | ||
12 | Ориентирование в лесу. Природные ориентиры: пни, мхи, муравейники, крона. | ||
13 | Экскурсия в библиотеку «Орбита» «Лесные заповеди в произведениях писателей» | ||
Обитатели водоёма. 8часов | |||
14 | Водные ресурсы области. | ||
15 | Искусственные водоемы – пруды и водохранилища. Их влияние на реки – природные и хозяйственные последствия. | ||
16 | Охрана водных ресурсов. Основные загрязнители речных вод. Круговорот воды в природе в народных календарных праздниках. | ||
17 | Растительный мир водоема: Распространение семян водных растений. Ряска. Корень – как орган равновесия. | ||
18 | Лекарственное и кормовое применение водных растений. Растения Красной книги в народных сказках: кувшинка, кубышка, аир. | ||
19 | Животные – обитатели воды: Насекомые воды и их личинки: водомерка, жук-плавунец, стрекозы, комары, клопы. Внешний вид, образ жизни, питание речных раков. | ||
20 | Многообразие моллюсков. Роль пиявок в медицине. | ||
21 | Видовой состав рыб рек: Волхов и Нева. Экопирамида. Птицы прибрежных вод: ласточки, утки, лебеди и др. Охраняемые животные Ленинградскойобласти: бобр, выхухоль, елец, сом, подкаменщик и др. | ||
Тема: Мой город. 4 часа | |||
22 | Архитектура русского села. Образы русской избы, роль оберегов-покровителей: «коньки» на крышах изб, подкова и др. | ||
23 | Святыни Санкт-Петербурга – памятники истории: Александра Невская Лавра. | ||
24 | Святые покровители города-Александр Невский, Ксения Петербуржская, Иоан Крондштатский. | ||
25 | Экскурсия «Ансамбль Чесменского дворца» | ||
Тема: Экосистема дома. 6 часов | |||
26 | В мире комнатных растений: История развития комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений: толстянка, каланхоэ, сенполия, хлорофитум, кактусы, сенткреазия, алоэ, папоротник, абутилон и др. Аранжировка комнатных цветов. | ||
27 | Правила ухода за комнатными растениями. Размножение черенками, листом, деление куста. Лекарственные растения на подоконнике. | ||
28 | Домашние питомцы: Содержание домашних животных: крыс, попугаев, черепах, кошек. Применение крыс в лабораториях. Мухи – переносчики опасных болезней. | ||
29 | История старинных вещей: Жернова в сказке «Петушок и жернова». Технология обработки льна с помощью гребня, рубеля, прайника. Образы прялки и веретена в русской сказке «Золотое веретено» | ||
30 | Вещи-хозяева дома: куклы – обереги, веник – труженик ,русская печь , топор, самовар –глиняная свистулька. | ||
31 | Круговорот веществ в доме: Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы). Энергия. Закон сохранения энергии. | ||
Тема: Природа в художественных красках.1 часа | |||
32 | Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм. История возникновения, типы, смысловое значение орнамента. Изразцы. | ||
Тема: Природа в музыкальных напевах 1часа | |||
33 | Приметы природы, легшие в основу детских и классических музыкальных произведений. | ||
34 | Итоговое занятие: Занятие-игра «Звездный час». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...