Тематическое планирование по окружающему миру. Система Л.В. Занкова. 3 класс. К учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Тематическое планирование по окружающему миру. Система Л.В. Занкова. 3 класс. К учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prav_okr_mir.docx | 38.86 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т. ПОНОМАРЕВА»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _____________ Чеботарёва Е.Н. протокол № 1 от «___» ____________ 2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ______________ Гордеева Н.В. от «___»____________ 2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ № 22» _____________ Микитчук Ж.Н. приказ № ______ от «___»_____________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
в 3 «А» классе
учителя начальных классов
Светцевой Ларисы Николаевны
Рассмотрено на заседании Педагогического сове Протокол № ____ от «___»________________ 2016 г. |
2016-2017 учебный год
РАЗДЕЛ I
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы МОУ «СОШ №22» и ориентирована на работу по развивающей системе Л.В.Занкова к учебнику «Окружающий мир» 3 класс Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казаковой
Программа рассчитана на 68 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
∙ осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
∙ осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
∙ осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
∙ уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
∙ уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
∙ расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
∙ способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
∙ установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
∙ способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
∙ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
∙ освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
∙ способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
∙ усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
∙ сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
∙ владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
∙ умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
∙ владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
∙ овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
∙ понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
∙ понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
∙ понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Учащиеся должны знать:
– наиболее типичные растения и животных природных зон России;
– характерные признаки сезонов года родного края;
– названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
– названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
– правила поведения в природе;
– правила безопасности в лесу и на водоемах;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период);
уметь:
– определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
– узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
– приводить примеры растений и животных природных сообществ;
– узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
– называть характерные признаки сезонов года родного края;
– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
– устанавливать последовательность основных исторических событий России в изучаемый период;
– владеть коммуникативной, смыслопоисковой компетенциями и компетенцией личностного саморазвития;
уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
– решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
– выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете для решения практических задач.
РАЗДЕЛ II
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование темы | Содержание тем учебного курса |
1 | Природные условия Земли. | Человек и природа. Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. |
2 | Человек в далёком прошлом | Человек и общество. Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей). |
3 | Земли восточных славян | Человек и природа. Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Человек и общество. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей). |
4 | Образование Древнерусского государства | Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов |
5 | Объединение русских земель | Человек и природа. Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Человек и общество. Исследовательская работа. |
6 | Какая она Азия… | Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей). |
7 | Россия в XVII веке. | Смутное время. Расширение пределов страны. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. . Природа тундры. Люди в тундре. Арктическая пустыня . Послы . Россия накануне реформ. |
РАЗДЕЛ III
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Природные условия Земли. | 8 |
2 | Человек в далёком прошлом | 17 |
3 | Земли восточных славян | 15 |
4 | Образование древнерусского государства | 6 |
5 | Объединение русских земель | 9 |
6 | Какая она Азия… | 5 |
7 | Россия в XVII веке. | 8 |
Итого | 68 |
Четверть | Количество часов |
I четверть | 17 |
II четверть | 14 |
III четверть | 22 |
IV четверть | 16 |
Год | 69 |
№п/п | Вид работы | Количество | |
план | факт | ||
1 | Контрольная работа | 1 | |
2 | Экскурсии | 6 | |
3 | Проект | 4 | |
4 | Исследования | 7 | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
по плану | по факту | ||||
Раздел 1 : « Природные условия Земли.» (8 часов). | |||||
1 | Особенности планеты Земля. Промежуточные географические направления. | 1 | 2.09 | ||
2 | Погода. Показатели погоды . | 1 | 6.09 | ||
3 | Народные приметы погоды . | 1 | 9.09 | ||
4 | Представление о климате . | 1 | 13.09 | ||
5 | Почва Состав почвы. | 1 | 16.09 | ||
6 | Образование почв на Земле. Охрана почв. | 1 | 20.09 | ||
7 | Плодородие почв. | 1 | 23.09 | ||
8 | Природные зоны суши Земли . | 1 | 27.09 | ||
Раздел 2 : «Человек в далеком прошлом» (17 часов). | |||||
9 | Зарождение человечества . | 1 | 30.09 | ||
10 | Экваториальный лес. | 1 | 4.10 | ||
11 | Животные экваториального леса. | 1 | 7.10 | ||
12 | Африканская степь – саванна . | 1 | 11.10 | ||
13 | Пустыни . | 1 | 14.10 | ||
14 | Средиземноморская природная зона . | 1 | 18.10 | ||
15 | Родина человечества . | 1 | 21.10 | ||
16 | Жизнь древних людей . | 1 | 25.10 | ||
17 | Самые древние государства . | 1 | 28.10 | ||
18 | Античность. Древняя Греция . | 1 | 11.11 | ||
19 | Античность. Древний Рим . | 1 | 15.11 | ||
20 | Расширение знаний о мире. Материки части света . | 1 | 18.11 | ||
21 | Александр Македонский идет на восток. | 1 | 22.11 | ||
22 | Китай открывает путь на запад . | 1 | 25.11 | ||
23 | Первые шаги в изучении природы. | 1 | 29.11 | ||
24 | Духовная жизнь древнего человека. Язычество . | 1 | 2.12 | ||
25 | Искусство. | 1 | 6.12 | ||
Раздел 3 : «Земли Восточных славян» (15 часов). | |||||
26 | Географическое положение Европы. Первые люди на нашей Земле. | 1 | 9.12 | ||
27 | Степи. Разнообразие растений степи . | 1 | 13.12 | ||
28-29 | Животный мир степей. | 2 | 16.12 20.12 | ||
30 | Люди в степи. Поведение людей при экологической катастрофе . | 1 | 23.12 | ||
31 | Лесостепь . | 1 | 27.12 | ||
32 | Лесная зона.. Правила поведения и безопасности в лесу . | 1 | 10.01 | ||
33 | Смешанные леса . | 1 | 13.01 | ||
34 | Животные смешанного леса. | 1 | 17.01 | ||
35 | Сезонные изменения в лесу. Осень . | 1 | 20.01 | ||
36 | Сезонные изменения в лесу Зима. | 1 | 24.01 | ||
37 | Сезонные изменения. Весна, лето. | 1 | 27.01 | ||
38 | Жизнь далеких предков. Расселение славян. | 1 | 31.01 | ||
39 | Путь «Из варяг в греки». | 1 | 3.02 | ||
40 | Обожествление природы . Защита славянами своих земель. | 1 | 7.02 | ||
Раздел 4 : «Образование древнерусского государства» (6 часов). | |||||
41 | Первые русские князья . | 1 | 10.02 | ||
42 | Принятие христианства Русью Расцвет Древнерусского государства. | 1 | 14.02 | ||
43 | Древнерусская культура . Строительство. | 1 | 17.02 | ||
44 | Древнерусская культура . Устное народное творчество. | 1 | 21.02 | ||
45 | Первые русские князья . | 1 | 24.02 | ||
46 | Принятие христианства Русью Расцвет Древнерусского государства. | 1 | 28.02 | ||
Раздел 5 : «Объединение русских земель» (9 часов). | |||||
47 | Залесская земля . | 1 | 3.03 | ||
48 | Что такое природное сообщество . | 1 | 7.03 | ||
49 | Законы лесной жизни . | 1 | 10.03 | ||
50 | Луг – природное сообщество . | 1 | 14.03 | ||
51 | Озеро. Правила поведения на воде . | 1 | 17.03 | ||
52 | Поле – природное сообщество. | 1 | 21.03 | ||
53 | Возвышение Москвы. Куликовская битва . | 1 | 24.03 | ||
54 | Создание Московского государства . | 1 | 4.04 | ||
55 | Развитие русской культуры. | 1 | 7.04 | ||
Раздел 6 :«Какая она Азия…» (5 часов) | |||||
56 | Русские первопроходцы. Географическое положение Азии . | 1 | 11.04 | ||
57 | Сибирь. Природные условия Сибири . | 1 | 14.04 | ||
58 | Тайга. Пожары в тайге . | 1 | 18.04 | ||
59 | Природное сообщество – болото . | 1 | 21.04 | ||
60 | Хожение за три моря. Природа Индии . | 1 | 25.04 | ||
Раздел 7 «Россия в XVII веке» (9 часов) | |||||
61 | Смутное время. | 1 | 28.04 | ||
62 | Расширение пределов страны . | 1 | 2.05 | ||
63-64 | Природа тундры. Люди в тундре. | 2 | 5.05 12.05 | ||
65-66 | Арктическая пустыня . | 2 | 16.05 19.05 | ||
67 | Послы . Россия накануне реформ. | 1 | 23.05 | ||
68 | Итоговая контрольная работа . | 1 | 26.05 | ||
69 | Повторение изученного за год. | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по окружающему миру по программе "Гармония" 1 класс
Планирование по окружающему миру для 1 класса....
Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру (система Д.Б. Эльконина-В.В.Репкина)
Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс (Чудинова Е.В., Букварёва Е. Н.)...
Учебно-тематическое планирование по Окружающему миру. Система "2100! 3 класс
Даанное календарно-тематическое планирование можно использовать на уроках окружающего мира в 3 классе!...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, УМК "Планета знаний" 2 класс, по ФГОСам
...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК"Планета знаний". 1 класс. С УУД
В данной работе представлено КТП согласно требованиям ФГОС НОО...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 1-2 класс "Московская началка"
КТП по окружающему миру "Школа России" 1-2 класс "Московская началка"...