Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром и технологии
«Съедобные и несъедобные грибы.
Работа с бумагой»
Учитель МОУ СОШ №2 г. Задонска
Горбовская Татьяна Демьяновна
Цели:
учить учащихся работать по плану; развивать мышление, внимание, умения и навыки при работе с бумагой и клеем; развивать мелкую моторику пальцев, расширять кругозор, словарный запас; воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, любовь к природе и бережное отношение к ней; побуждать к творчеству и конструированию; расширить знания учащихся о грибах: съедобных и несъедобных.
Зрительный ряд:
1) таблица «Съедобные и несъедобные грибы»,
2) выставка поделок из салфеток,
3) грамзапись «Голоса птиц»,
4) устное народное творчество – загадки.
5) иллюстрация «Старичок-лесовичок»,
6) иллюстрация: «Строение гриба».
Раздаточный материал: шаблоны из картона, салфетки белого и красного цвета.
Инструменты: клей-карандаш, бумажные салфетки.
1. Орг. момент.
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Ученики:
1. В школе мы должны учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать старательно,
Слушать внимательно.
2. Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят, надо встать,
Чётко, громко отвечать.
3. В трудовом обучении
Проявляй терпение.
К тому умение придёт всегда,
Кто в каждое дело вкладывает много труда.
- Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!
- А в дорогу с собой мы возьмём мудрые советы и напутствия мастерового люда. Ребята, давайте прочитайте их с доски:
Дело мастера боится.
Каков мастер, такова и работа.
2. Упражнение на релаксацию.
- А сейчас, закройте глазки и представьте, что мы пришли с вами в лес. Светит солнышко, жарко. По тропинке мы спешим спрятаться под лесной прохладой. Птицы поют (грамзапись «Голоса птиц»). Всюду грибы, ягоды. Обитатели леса сыты и приветливы. Белка прыгает с дерева на дерево, в кустах заяц притих, около пня ёж фырчит. А на пне сидит… Кто бы вы думали? Откройте глазки. (Дети открывают глаза.)
3. Работа над темой урока.
А) знакомство с экологическими знаками
- Это страж леса, Лесовичок!
- А значит, мы с вами отправляемся путешествовать в лес. Попасть туда могут только те, кто знает правила поведения в лесу.
- Подумайте и скажите, что означает каждый из данных экологических знаков.
- не рви цветов,
- не ломай ветки деревьев,
- не разоряй птичьи гнёзда и не подходи к ним близко,
- не лови диких животных и не уноси их домой,
- не лови насекомых,
- не убивай лягушек,
- У леса есть душа. И эта душа может болеть. (Музыка.)
У леса есть глаза. Они могут плакать, а могут и улыбаться. И это зависит от нас, от людей. Помните, сохранить природу – значит, сохранить жизнь.
- Итак, пропуска готовы. Добро пожаловать в лесное царство. Лесовичок поведёт нас тайными лесными тропинками в удивительное царство: ни растений, ни животных, а …
- Отгадка находится в лукошке Лесовичка.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте.
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло.
(Гриб.)
(Учитель достаёт гриб из лукошка.)
- Итак, мы находимся в грибном царстве. Грибы – это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными.
- Как называют людей собирающих грибы?
(Грибники.)
- Настоящему грибнику надо много знать.
- Кто из вас, когда-нибудь собирал грибы? Поднимите руки.
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(Опята, сыроежки, маслята, рыжики, волнушки…)
- Я вижу ребята, что вы знаете много грибов.
Б) отгадывание загадок о грибах
- Отгадайте, о каких грибах пойдёт речь в загадках.
1. Я белый, крупный, всех главней
Полюбуйтесь красотой моей!
Отрезайте меня с нежностью,
Не губите зря поспешностью!
(Белый гриб.)
- Какое второе название у этого гриба?
(Боровик.)
2. Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …
(Подосиновик.)
3. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай
Это …
(Сыроежки.)
4. Этот крепкий кабальеро
Носит белое сомбреро,
Под листвою и хвоёй,
Скрыт от взора с головой.
Но когда в азарт войдёшь,
Целый выводок найдёшь.
(Груздь.)
5. Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберёзовик.)
6. Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята.)
7. Он меж зелени желтеет.
Имя хитрое имеет.
Хоть и не кусается,
Страшно называется.
(Лисички.)
8. Не тигрёнок, не лисёнок,
Круги, пластиночками тонок,
С головы до самых ног
Ярко-рыжий паренёк.
(Рыжик.)
9. За семьёй семья в сосёнках,
Малышата в клейких плёнках.
Сжались в жёлтые комочки,
Словно маленькие кочки.
(Маслята.)
10. Этот гриб смертельно страшен
И не менее опасен.
Бледен, чуть зеленоват
И таит сильнейший яд.
(Бледная поганка.)
11. Красная шапочка
С белым горошком,
В фартучке белом,
Высокая ножка,
Внешне весьма
Привлекательный вид,
Помните все:
Этот гриб ядовит.
(Мухомор.)
- Вы хорошо справились с загадками, а теперь…
- Лесовичок открывает школу для молодых грибников. В школе можно узнать, как устроен гриб, где искать грибы, как правильно их собирать? Записываемся?
(Да.)
В) работа школы молодого грибника
Урок 1:
«Строение гриба».
(Наглядность на доске.)
- Для начала Лесовичок хочет вам рассказать о строении грибов.
- Они состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибница находится под землёй. Это тонкие белые нити, которые тянутся от ножки во все стороны. Под шляпками образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.
Урок 2:
Для чего нужны грибы животным леса?
- А вы знаете, что многие животные питаются грибами. Например, белки, глухари. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами, например, лечатся лоси, сороки.
Урок 3:
Где растут грибы?
- Наш Лесовичок в курсе, что опытные грибники знают, что грибы любят расти под «своими» деревьями. Там их и надо искать. Эти деревья и грибы помогают друг другу.
- А вы знаете, какие грибы под какими деревьями растут?
(Подосиновик растёт под осинами, подберёзовики под берёзами, лисички растут в смешанных лесах. Сыроежки в лесу растут всюду и встречаются чаще других. )
Урок 4:
Как надо собирать грибы?
- Лесовичок хочет научить вас правильно собирать грибы.
- Вы можете подумать, что за премудрость собирать грибы?
Нашёл съедобный гриб, вытаскивай его побыстрей из земли и клади в корзину. Вы согласны?
(Нет.)
- Когда грибы только набирают сил, их нельзя выкручивать из земли, погибнет вся грибница. Тем более, если с малышом нет старших. Оставьте его расти. А когда подрастёт – приходите.
Для вас Лесовичок на нашем стенде даже приготовил памятку сборщику грибов.
Памятка сборщику грибов
- Не вырывайте гриб вместе с грибницей, лучше всего гриб аккуратно срезать или выкрутить из грибницы. Оставшуюся ямку присыпать листьями или хвоей.
- Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд.
- Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.
- Существует более 200 видов съедобных грибов. Растут грибы очень быстро; в среднем живут 10 дней. Любят тёплую почву и большую влажность.
Г) задачи в стихах
- В задачах в стихах часто употребляются грибы. И многие дети любят их решать. А вам хотелось бы решить несколько задач про грибы?
1. По дорожке Варя шла
Два белых гриба нашла,
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Вот грибок! Ещё грибок!
Сколько всех я
Положила в кузовок?
(7)
2. Что подарил нам сосновый бор?
Двенадцать маслям и один мухомор.
(13)
Д) беседа о съедобных и несъедобных грибах
- Грибы растут группами, семейками. Их можно собрать несколько в одном месте.
- А как человек может использовать грибы?
(В пищу.)
- Все ли грибы можно использовать в пищу?
(Нет.)
- Почему?
(Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)
- Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.
- Ребята, назовите несъедобные или ядовитые грибы и покажите их на нашей полянке.
(Мухомор, бледная поганка.)
Сбор грибов.
- Лесовичок приглашает нас в лес за грибами.
(Картинка с изображением леса и грибов, корзинка.)
Е) игра «Собери грибы».
- Вам нужно с лесной полянки собрать только съедобные грибы. Но не забудьте, что несъедобные и ядовитые грибы нельзя без дела срывать и бросать, ведь они могут понадобиться лесным жителям.
1. Грибочек, грибок!
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдём на косогор!
2. Полосатые волнушки –
Точно рыжики с верхушки,
Только беленькие складки
У волнушки на подкладке.
3. А у рыжика и дно
Каждой складочкой красно.
Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками.
4. А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое ушко,
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки,
Мы обходим стороной:
Нам не надо ни одной!
5. И за ним ещё штук пять-
Это грузди! Надо взять!
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке –
Подосиновиком звать.
6. Точно жёлтые цыплята,
Разбрелись в лесу маслята!
Снизу донышко под плёнкой,
Словно масло в коже тонкой.
7. Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень!
8. Солнце стало ниже сосен,
Мы едва корзину носим,
В ней уже давным-давно
Преполным-полным полно!
Начала спадать жара,
Нам домой идти пора!
- А какие ещё грибы с нашей полянки вы возьмёте в лукошко?
( сыроежки, подберёзовик, опята… )
4. Физкультминутка.
- А сейчас в школе молодого грибника большая перемена.
Влез опёнок на пенёк,
Простоял один денёк.
На ветру качается,
Низко наклоняется
Шляпку к солнышку потянет.
Ещё выше гриб наш станет.
5. Работа с бумагой.
А) вступительная беседа:
- Сегодня на уроке мы выполним аппликацию из мятых салфеток гриба мухомора, который является ядовитым грибом.
Б) анализ и изготовление поделки
1. Показ и анализ образца.
- Обратите внимание, из каких деталей состоит образец.
Это: шаблон из картона и наклеенные на шляпку небольшие шарики из салфеток.
- Необходимо правильно подобрать цвет бумаги для аппликации. Для ножки и травы мы с вами воспользуемся картоном белого и зелёного цвета; для шляпки нам понадобятся салфетки красного и белого цвета.
- Помните, что на рабочем месте должен быть порядок и нужно следить за осанкой во время выполнения работы.
Пальчиковая игра: «Мои пальчики».
- Перед выполнением работы давайте мы с вами проведём пальчиковую разминку.
- Сожмите пальцы в кулачок и вместе со мной выполняйте действия, сопровождая их словами: «Этот пальчик – дедушка (отжать большой пальчик), этот пальчик – бабушка (отжать указательный), этот пальчик – папочка (средний), этот пальчик – мамочка (безымянный), этот пальчик деточка (мизинец)».
- Вот вы и показали, что это ваши пальчики и они вас слушают.
2. Самостоятельная работа учащихся.
- А сейчас приступаем к самостоятельной работе.
Выставка работ учащихся.
- Закончилось наше путешествие в грибное царство. Мы прощаемся с Лесовичком.
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес,
Это чудо из чудес.
6. Итог:
Говорю вам от души:
Результаты ваши хороши!
Многому вы научились,
Активно и дружно трудились.
Скорые вы и умелые,
Рукодельники отменные,
Каждый заслуживает оценки «пять»!
Молодцы, ребята, учитесь трудом побеждать!
- Я очень довольна вашими работами. Работы получились замечательными. И мы с ребятами уже заранее договорились, что эти поделки мы сегодня подарим нашим гостям.
7. Уборка рабочих мест.
Памятка сборщику грибов
- Не вырывайте гриб вместе с грибницей, лучше всего гриб аккуратно срезать или выкрутить из грибницы. Оставшуюся ямку присыпать листьями или хвоей.
- Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд.
- Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/26/picture-36916.jpg)
Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.
Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/30/picture-44412.jpg)
Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."
Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочныйлес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными гриб...
Интегрированный урок по русскому языку, математике и окружающему миру
Интегрированный урок по темам "Правописание безударных гласных. Формирование вычислительных навыков. Природные зоны России" в 4 классе, закрепление изученных тем.УМК "школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-331472-1547124009.jpg)
Урок-экскурсия во 2 классе по ознакомлению с окружающим миром
Цель: 1) дать первоначальные сведения о природе, о природе родного края, познакомить детей с задачами экологии и ее значением...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-292837-1388677900.jpg)
Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края
Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528309-1416059003.jpg)
Интегрированный урок-презентация по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе
Интегрированный урок-презентация по литературному чтению иокружающему миру во 2 а классе МБОУ «Суземская СОШ №1»Учитель: И.В.ФилатоваЦели: познакомить обучающихся с содержанием произведени...
Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!
Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...