Урок-экскурсия во 2 классе по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Литвинова Галина Валентиновна

Цель: 1) дать первоначальные сведения о природе, о природе родного края, познакомить детей с задачами экологии и ее значением;

              2) учить детей различать вещи, сделанные руками человека, и тела природы;

              3) прививать любовь к родному краю, учить бережному отношению к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК-ЭКСКУРСИЯ

ВО 2 КЛАССЕ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

(ПО ПРОГРАММЕ 1-4)

Тема: “Введение. Что нас окружает. Мой родной край”.

Цель: 1) дать первоначальные сведения о природе, о природе родного края, познакомить детей с задачами экологии и ее значением;

                2) учить детей различать вещи, сделанные руками человека, и тела природы;

                3) прививать любовь к родному краю, учить бережному отношению к природе.

Оборудование:

  1. книга А. А. Плешакова “Мир вокруг нас” (2 класс, часть 1);
  2. книга “Мое родное Солнечногорье” (учебное пособие по курсу “Краеведение”);
  3. Н. Г. Скегина и др. “Подмосковье. На север от Москвы” (учебное пособие по родному краю для учащихся 2-4 классов);
  4. на доске записано:

Судьба природы нашего края – наша судьба

  1. около доски стоит парта с выставкой книг:

        Мое                                 Были                                         Подмосковье.

      Родное                                 Солнечной                                На север        

Солнечногорье                          Горы                                         от Москвы  

                                                                                       

 

  1. оформление доски:

Судьба природы нашего края – наша судьба

Мой родной край

 (Вырезки из газет о

нашем городе)

Дом, в котором                           мы живем

                        

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. На доске:

Судьба природы нашего края – наша судьба

  1. Звучат песни “Экологическая песенка” (муз. Хромушина, сл. Суслова), “Мир, в котором живем” (муз. Савельева, сл. Пляцковского).
  2. Учитель ставит проблемный вопрос.
  • Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека?

Дети: Нужна.

Учитель: - В чем? Почему?

  1. Вводная часть. Постановка цели урока.

  1. Учитель: - Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и многие другие. Мы еще раз убедимся в истинной красоте русской природы.

Учитель: - Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок природоведения. Это будет урок-экскурсия, урок-игра.

2) Учитель: - Итак, начинаем наш урок. Внимательно слушайте мой рассказ и мои вопросы.

Учитель: Был, говорят, где-то случай такой.

                   Ехали люди с работы домой.

                   Только доехали, вдруг – чудеса:

                   Все позабыли свои адреса.

                   Ищут, волнуются, смотрят кругом.

                   Где эта улица? Где этот дом?

                   Ищут водители: “Где наш гараж?”

                   Мечутся жители: “Где наш этаж?”

                   Все перепуталось, все заблудилось!

                   К счастью, такое лишь в сказке случилось,

                   Я рассказала про это нарочно,

                   Чтобы проверить, знаешь ли точно,

                   Где ты живешь? Где построен твой дом?

                   И хорошо ли ты с домом знаком?

Учитель спрашивает по очереди у детей номер их дома, название улицы, района, города, в котором они живут; в какой стране находится их город, на каком материке находится Россия.

Когда ребята говорят о своем городе, учитель обращает их внимание на выставку книг и говорит.

Учитель: - Ребята, а подробнее об истории Солнечногорска и других населенных пунктах Солнечногорского района, об известных исторических местах нашего района, об известных писателях и художниках, которые проживали, живут и творят на землях Солнечногорья, о замечательных людях г. Солнечногорска вы узнаете из книг “Мое родное Солнечногорье”, “Были Солнечной Горы” (именно так раньше назывался наш город), “Подмосковье. На север от Москвы” (глава 8).

Учитель: - Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня на уроке мы будем учиться любить и беречь его.

Учитель открывает доску, и дети хором читают с доски:

Дом, в котором мы живем

  1. Знакомство с учебником.

Учитель: - Рассмотрите новый учебник.

  • Сейчас мы говорили о том доме, в котором вы живете. А вот серия наших книг, по которым мы будем учиться, называется “Зеленый дом”.
  • Почему?
  • А как называется сам учебник?
  • А как можно познавать мир вокруг нас?

Дети: - Читая, наблюдая, получая информацию от других людей.

 

 Учитель: - Вот и давайте познакомимся поближе с небольшой частицей огромного мира, в котором мы живем,  природой г. Солнечногорска.

  1. Наблюдение в природе.

  1. Постановка цели экскурсии.

Учитель: - Все мы - и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относится к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего разговора сегодня. Начнем нашу экскурсию с разминки.

2. Разминка (загадки).

Учитель: - Отгадайте загадки.

  • Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закрутился и столбом до неба взвился. (Ветер)
  • Что за чудо – красота: расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти. (Радуга)
  • Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лед)
  • Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Учитель: - Решите задачу.

  • Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В нашем городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев вокруг нашей школы, если в ней учится 700 человек?

3. Наблюдение за предметами, которые нас окружают.

Учитель: - Посмотрите вокруг. Это МИР, который вас окружает.

  • Что относится к природе? (Ответы детей)
  • Все это существовало, существует и будет существовать независимо от человека и его усилий. Человек – это тоже природа.
  • И все же человек внес в этот мир свои изменения. Что он сделал? (Ответы детей)
  • Посмотрите вокруг и назовите предметы, окружающие нас. (Ответы детей)

Учитель: - Может ли человек навредить окружающему миру?

  • А защитить?
  • Помочь?
  • От чего это зависит?

Учитель: Вывод. У каждого человека свой характер, который и отражается в его делах, поступках, мечтах и стремлениях.

4. Наблюдения за деревьями.

Учитель: - Рассмотрите деревья вокруг нас.

  • Они похожи или различны?
  • Чем?
  • Внешний вид каждого дерева может помочь вам сочинить сказку.
  • Послушайте, какую сказку придумал И. В. Вачков.

Учитель читает выразительно сказку из учебника “Мир вокруг нас”.

Учитель: теперь дома может кто-нибудь из вас сочинит свою сказку о деревьях. Приносите их в класс. Мы с удовольствием прочитаем их.

5. Чтение стихов о деревьях.

Учитель: Ребята, а сколько замечательных стихов написано о том, как хорош русский лес.

Дети читают заранее выученные стихи.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

                        А будет жажда мучить,

                        То мне лесовичок

                        Средь зарослей колючих

                        Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода – водица,

Вкусна и холодна.

                        В лесу я видел огород:

                        На грядках зеленели

                        Побеги всех родных пород –

                        Березы, сосны, ели.

И столько было здесь лесной

Кудрявой, свежей молоди!

Дубок в мизинец толщиной

Тянулся вверх из желудя.

                        Он будет крепок и ветвист,

                        Вот этот прут дрожащий.

                        Уже сейчас раскрыл он лист -         

                        Дубовый, настоящий.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

                        Ищу грибов поляну

                        Я, не жалея ног,

                        А если и устану –

                        Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

                        Жизнь кажется иною,

                        И сердце не болит,

                        Когда над головою,

                        Как вечность, лес шумит.

  1. Итог урока-экскурсии.

Учитель: - Подумайте, каким может быть отношение человека к себе, людям, природе, к тому, что сделано и построено людьми.

Учитель: - Какое отношение можно назвать хорошим, а какое плохим?

Учитель: - Расскажите, что бы вам хотелось изменить в нашем поселке.

Учитель: - Возможно ли это?

  1. Домашнее задание.

  1. Ответьте на вопрос: “Какому отношению к природе учит наука “экология”?
  2. Приносите свои сказки.

Подготовил: Литвинова Галина Валентиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"

Опытным путем  учащиеся  1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...

Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов. 4 класс

Презентация «Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов». 4 класс...

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"...