Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочный
лес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными грибами. На полянке
появляются ученики в костюмах грибов. Каждый гриб рассказывает о себе: в какое время года он растёт, в каком виде
его лучше приготовить, с какими грибами не спутать. Учащиеся сравнивают съедобные грибы с похожими несъедобными,
находят различия, закрепляют правила сбора грибов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sedobn_i_nesed_griby.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе на тему :
«Съедобные и несъедобные грибы»
Тема: Съедобные и несъедобные грибы.
Цель : Выучить название съедобных и несъедобных грибов , знать их отличия, научить различать грибы по признакам, оказывать первую медицинскую помощь в случае отравления.
Оборудование:мультимедийный проектор, экран, слайды съедобных и несъедобных грибов, картинки съедобных грибов и их двойников несъедобных для сравнения , детские работы, аппликации, рисунки грибов , грибы из пластилина.
Оформление класса : лесная полянка, березки, цветы, листочки, грибы на полянке.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Коротко повторим тему прошлого урока «Правила поведения пешеходов»
- кто следит за тем, чтобы на дорогах был порядок ?
- а знаете ли вы ребята где положено переходить улицу?
- какой дорожный знак устанавливают у пешеходного перехода?
- а можно ли в школу ходить по дороге ?
- по какой стороне тротуара надо ходить ?
- как надо переходить перекресток?
- Общее знакомство с грибами. Рассказ учителя:
Сегодня тема нашего урока съедобные и несъедобные грибы.
На территории нашей страны растет около 3000 видов шляпочных грибов, более 200 видов съедобных грибов встречается в лесах России. На Кубани тоже очень много съедобных грибов, только их надо хорошо знать и уметь отличить от несъедобных грибов.
То, что принято называть грибами и употреблять в пищу, представляет собой лишь части грибного организма — шляпки и ножки. Самой существенной частью гриба является грибница, плодовые тела недолговечны, они живут 5-10 суток. А грибница съедобных и несъедобных грибов существует несколько десятков и даже сотен лет, она хорошо переносит морозы и засуху.
-Как надо правильно собирать грибы ?
Грибы бывают съедобные и несъедобные, условно съедобные.
Грибы подразделяются на 4 категории.
Некоторые съедобные грибы имеют несъедобных или ядовитых двойников.
-Какие съедобные грибы вы знаете ?
-Какие несъедобные ?
-Кто может собирать грибы?
-Скажите, а можно собирать те грибы, которые для вас незнакомы?
-Несъедобные грибы в пищу употреблять нельзя, так как они обладают неприятным вкусом и запахом, а ядовитые грибы вызывают отравление и спасти человека иногда уже невозможно.
Но отравиться можно условно съедобными грибами, например сморчками, строчками. Если их неправильно приготовить , отравление могут вызвать даже съедобные или долго пролежали срезанными.
При первых признаках отравления даже легкого, надо немедленно вызвать скорую мед.помощь или отправить пострадавшего в больницу. Но до прибытия врача больному надо оказать первую мед.помощь, надо очистить желудок и кишечник от ядовитой пищи. Для этого больному надо выпить как можно больше кипяченой воды с содой и ждать врача.
4.А сейчас чтобы больше узнать о грибах, мы закроем глаза и мысленно перенесемся в сказочный лес, в котором нас встретит хозяйка леса.
-Здравствуйте ребята! Я хозяйка лесного царства, я обладаю волшебной силой и могу ненадолго перенести вас в осень, чтобы вы побольше узнали о грибах, так как осень — грибная пора.
Тс-с-с ! А вот и наши первые гости!
(Входят девочка с мальчиком ,
в руках корзинки с грибами , поют песню)
Мы пойдем, пойдем, пойдем
Подосиновик найдем
Красный подосиновик
Руку сам давай
Красный подосиновик
В хоровод вставай
Хозяйка леса :
Здравствуйте ребята! Вы в лес пришли за грибами? Много насобирали грибов?
-А хорошо ли вы знаете съедобные грибы?
(Да , много о них читали)
А я сейчас проверю, все ли грибы в корзинке съедобные. А ребята мне помогут.
(Достает по-очереди картинки грибов)
-Какой это гриб?
(Белый гриб-боровик)
-Боровичок, расскажи о себе .
(Ученик в костюме гриба)
-Я белый гриб-боровик. Могу расти одиночно или группами, шляпка бывает от светло-бурой до желто-бурой, сухая, гладкая мякоть белая, на разрезе не изменяется.
Трубочки под шляпкой вначале белые , потом желто-зеленые, ножка у основания вздутая с белой сеточкой.
Я отличный, съедобный гриб первой категории. Употребляюсь вареным , сушеным, маринованным. Я могу расти под березой, дубом, сосной и елью. Но часто меня путают с несъедобным грибом , желчным.
Хозяйка леса :
-Желчный гриб, расскажи о себе .
Я желчный гриб, грибники называют меня ложным белым грибом, расту редко и необильно.
Шляпка гладкая , сухая ,буроватая или коричневая , мякоть толстая, на разрезе розовеющая, на вкус очень горькая , трубочки сначала белые, потом розовые, ножка тоже вздутая но с бурой сеточкой.
Я внешне сходен с белым грибом и подберезовиком.
Не путайте меня с этими грибами.
Я гриб несъедобен.
Хозяйка леса :
-А это какой гриб ?
(Подберезовик)
-Расскажи о себе подберезовик.
-Я гриб подберезовик , расту в основном только под березой, шляпка до 10 см. белого , бурого или коричневого цвета , как и у белого гриба, белая на разрезе тоже. Трубчатый слой буровато-сероватый , ножка белая, покрыта темными чешуйками.
Я съедобный гриб второй категории. Не путайте меня с желчным грибом.
Хозяйка леса:
-А какой же следующей гриб?
Маленький удаленький
Сквозь землю прошел
Красну шапочку нашел!
А что нам расскажет о себе подосиновик ?
-Я гриб подосиновик. Расту не только под осиной , но и сосной, березой, елью, расту большими колониями , шляпка выпуклая, она бывает ярко-красная, серая, белая. Гладкая мякоть белая, плотная, на разрезе краснеющая. Трубчатый слой белый или желтовато-белый. Ножка цилиндрическая , беловато-сероватая, покрыта черными чешуйками. Я гриб съедобен, второй категории, употребляюсь так же как и белый гриб.
Хозяйка леса :
-А какой же следующий гриб? На кого он похож?
-Я лисичка настоящая, расту на земле, всегда семьями . Я гриб яично-желтой или светло-желтой окраски , шляпка мясистая, плотная. У зрелых грибов шляпка воронковидная с волнистыми краями. Мякоть вначале желтоватая, потом белеющая, упругая, пластинки нисходят к ножке , толстые, редкие. Ножка сросшаяся со шляпкой , плотная, желтая. Гладкая, вверху расширенная, запах приятный.
Я гриб съедобен, употреблять в вареном виде, меня маринуют и солят.
Хозяйка леса:
-А это целая семья грибная. Как они называются?
-Я опенок, осенний опенок, настоящий.
Расту на пнях, живых и валежных стволах, расту до устойчивых морозов большими колониями. Шляпка выпуклая, потом плоская с бугорком в центе, края ее сначала завернуты внутрь, затем расправляются. Кожица буроватая, желто-коричневая, чешуйчатая, в центре более темная . Мякоть белая с приятным грибным запахом, пластинки нисходящие желтовато-белые , позднее с ржавыми пятнами.
Ножка с перепончатым кольцом в верхней части, упругая, под шляпкой светлая, книзу коричневая.
Я гриб съедобный, третьей категории.
Но неопытные грибники могут меня спутать с несъедобным ложным грибом — серным опенком.
Хозяйка леса:
-Ложноопенок, как же тебя не спутать с опенком настоящим?
-Я гриб ложноопенок серо-желтый. Я расту так же на пнях, на земле, часто большими группами , шляпка у меня поменьше чем у настоящего опенка, желтовато-бурая, в центре более темная или красновато-бурая. Мякоть светло-желтая, горькая, пластинки зеленоватые, приросшие к ножке , ножка ровная, полая, светло-желтая , горькая, пластинки зеленоватые , приросшие к ножке. Ножка ровная, полая, светло-желтая , без перепончатого кольца.
Я гриб несъедобен.
Хозяйка леса:
-А следующие грибочки все- все красивые, да разноцветные.
Что же это за грибы?
-Я гриб сыроежка-многовидный. Шляпка у меня бывает разного цвета и красная, и синяя, и желтая, и зеленая. Плоская, вдавленная в середине. Мякоть белая, или розовая к основанию вздутая.
Я гриб съедобен , третьей категории, очень вкусный гриб. Употребляюсь вареным и соленым.
Хозяйка леса:
-Как же называется следующий гриб ?
-Я шампиньон обыкновенный. Расту на навозной земле, богатой перегноем. На лугах, парниках. Сначала шляпка выпуклая , потом плоская , края загнуты вниз, кожица белая или сероватая, сухая, гладкая. Мякоть толстая, белая , на разрезе розовеющая, пластинки свободные, сначала белые потом розовые. Ножка белая, прямая с пленчатым кольцом.
Я гриб съедобный, второй категории. Меня нельзя путать с самым ядовитым грибом - бледной поганкой .
Хозяйка леса:
-Бледная поганка, как же тебя не спутать с шампиньоном?
-Я бледная поганка, я смертельно-ядовитый гриб. Шляпка выпуклая светло-зеленая, белая. Мякоть белая, тонкая без запаха и вкуса, пластинки частые, белые. Ножка белая, ровная в основании, клубневидно-утолщенная, окруженная белой чашечкой. Кольцо на ножке белое, полосатое.
Не путайте меня с шампиньоном, это вам будет стоить жизни.
Хозяйка леса:
-Сегодня вы узнали много нового о грибах, а сейчас музыкальный сюрприз: частушки.
5. Ну а сейчас подводя итог, мы с хозяйкой леса проверим, знаете ли вы грибы. Мы будем читать начало стихов, а вы заканчивайте.
Желтые сестрички спрятались
(Лисички)
Шляпки разные у нас, ножки белоснежные
Каждый знает , что зовут все нас ( Сыроежками)
Ведь в лесу нас миллионы ,
А зовемся (Шампиньоны)
Собирали день мы целый
Этот гриб с названьем (Белый)
Под пеньком живут ребята
Эти все грибы (Опята)
Розоватые подружки
Закричали мы (Волнушки)
Собирали в кузовок
Раз грибок и два грибок.
К нам забралась хулиганка
Это (Бледная поганка) .
Ядовит он и хитер
И горит он как костер
Кто же это? (Мухомор)
1.Заканчиваем наш урок путешествие стихами о грибах .
Ну вот ребята, закончился наш урок -путешествие в осенний лес. Большое спасибо тебе , хозяйка леса , что ты нас научила распознавать некоторые съедобные и несъедобные грибы.
Неудивительно, если после сегодняшнего урока мы вместе станем любителями-грибниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....
урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"
1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...
Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"
Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учить...
Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс...
конспект урока окружающего мира "Знакомство со съедобными и несъедобными грибами"
в документе представлен подробный конспект урока окружающего мира в 3 классе...
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...