Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.
Урок – путешествие « Золотая Осень».
( Проведение экскурсии «Моё любимое дерево».)
Цели урока:
1. Расширить знания учащихся о деревьях.
2. Обобщить знания учащихся о правилах речевого этикета
( работа в группах ).
3. Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть прекрасное в окружающей природе.
4. Воспитывать экологическую культуру учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие по храму Природы.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
II. Работа по теме урока.
1. -- Наше путешествие состоит из двух частей. Сначала мы познакомимся с произведением К. Д. Бальмонта «Осень», а потом отправимся на осеннюю экскурсию, где впервые экскурсоводами будут сами дети.
-- Возьмёмся за руки, пожелаем всем успеха, удачи, добра на уроке.
2. Слово учителя о К. Д. Бальмонте.
-- Сто лет назад в Росси с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта, он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени.
Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провёл в имении отца в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом и воспел в стихах красоту русской природы.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Вот что писал он из Франции:
«Я рад, что я родился русским, и никем иным быть не хотел. Я люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее. Сердце здесь сжимается».
3. Подготовка к восприятию стихотворения.
Стихи Бальмонта называют певучими, музыкальными.
-- Есть такая пора в сентябре, когда лето уже кончилось, а осень ещё не пришла. Стоят прекрасные дни, и понимаешь, что это неожиданный подарок природы, потому что по календарю уже осень. Такие дни называют у нас бабьим летом.
Почему? Потому что бывает такое время в жизни женщины, когда лет ей уже немало, а выглядит она молодой и красивой. Вот и сравнивают эти сентябрьские дни с таким временем жизни женщины.
-- Видимо такую пору изобразил Константин Бальмонт в стихотворении «Осень».
III. Продолжение работы по теме урока.
- Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, почему поэту кажется, что осень пока спит? ( Ответы детей.)
2. Давайте прочитаем ещё раз стихотворение, чтобы почувствовать красоту родной природы.
3. Чтение стихотворения и ответы на вопросы.
-- Какие приметы осени заметил поэт?
-- Какие строки стихотворения говорят о красоте природы?
(«Все деревья блистают в разноцветном уборе», «солнце смеётся»,
«поспевает брусника».)
-- Почему автор название времени года «Осень» написал с заглавной буквы, ведь мы так не пишем?
(Автор наделяет Осень человеческими качествами: она может спать и плакать.)
-- Как называется приём, когда поэт изображает неживое как живое? (Олицетворение.)
-- О чём хотел сказать поэт, написав, что Осень заплачет спросонья?
-- Давайте прочитаем последнюю строфу и послушаем, что приговаривала плачущая осень, как она плачет.
-- Мне кажется, что она плачет так: «О-о-о-о, а-а-а-а». Почему мне так показалось?
СОлнце реже смеЁтся,
Нет в цветах бл(А)г(А)вОнья.
СкОр(А) Осень пр(А)снЕтся,
И заплачет спр(А)сОнья.
-- А теперь плавно и легко прочитаем рифмующиеся слова:
холодНЕЕ – грустНЕЕ, улетаЮТ – блистаЮТ.
-- Прочитайте друг другу стихотворение так, чтобы подчеркнуть музыкальность и певучесть.
4. Продолжение работы по теме урока.
-- Осень бывает разная – солнечная и пасмурная, но всегда она щедрая и прекрасная.
-- А теперь мы отправимся на экскурсию « В гости к осенним деревьям», где ребята впервые сами будут проводить экскурсию
( работать экскурсоводами).
-- Они представят свои проекты:
1. Поляна «Хоровод берёз».
2. Поляна «Солнечная» (встреча с дубом-великаном).
3. «Плакучие ивы».
4. «Интересное дерево – клён».
5. Поляна «Рябиновая».
IV. Подготовка к проведению экскурсии.
Формулирование правил речевого поведения.
-- Работаем мы сегодня группами. У нас с вами пять групп и пять экскурсоводов. Каждый участник выполняет сегодня определённые функции по отношению друг к другу: экскурсоводы – слушатели. Перед каждым стоят определённые задачи.
-- Давайте вместе подумаем – какие задачи у экскурсоводов и какие у слушателей?
( Задачи экскурсоводов: быть спокойным, доброжелательным, не волноваться, следить за своей речью. Интересно провести экскурсию, уметь задавать и отвечать на вопросы своих товарищей.
Задачи слушателей: быть внимательными, не перебивать, запомнить интересные факты из жизни деревьев, чтобы потом применить свои знания на других уроках.)
-- Правильно ребята. Вы должны быть очень внимательными, уважать своих товарищей (экскурсоводов) и выполнять правила речевого этикета.
-- Давайте вместе вспомним правила речевого поведения и сделаем вывод о том, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему.
Учащиеся с помощью учителя составляют правила речевого поведения.
Говорящий.
-- Говорить спокойно;
-- смотреть доброжелательно;
-- наблюдать за реакцией слушателей;
-- грамотно задавать вопросы;
-- следить за своей речью.
Слушающий.
-- Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;
-- сосредоточиться на том, что говорит экскурсовод;
-- не перебивать свих товарищей;
-- не задавать вопросы во время экскурсии;
-- помочь товарищу, если ему понадобиться помощь;
-- стараться понять не только слова, но и чувства говорящего.
-- Постройтесь по своим командам, возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом успеха, понимания, удачи.
V. Подведение итогов после экскурсии.
-- Понравилась ли вам экскурсия?
-- Что бы вы пожелали ребятам-экскурсоводам?
Основные цели и задачи, которые ставит перед собой учитель.
Цель:
1. Развитие и совершенствование речевых навыков и культуры речевого общения учащихся.
Задачи:
1. Развивать все навыки речевой деятельности: умение писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях речевого общения.
2. Сформировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой (умение определять главную мысль текста, находить в нём опорные слова, видеть смысловые части текста и т. д.)
3. Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"
Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” – третий урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"
Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру
Тема урока: К.Бальмонт "Снежинка". Время года - зима (3 класс). На уроке большое внимание уделяется развитию творческих способностей учеников, здоровьесбережению, групповой работе. Роль учителя -...
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру " Как нам жить?" , Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы"
Межпредметные связи между чтением и окружающим миром помогают лучше раскрыть экологическую проблему " Судьба природы в наших руках" на примере литературного произведения Н.Некрасова " Дед Мазай и зайц...
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...
интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру
интегрированный урок...
Мастер – класс по теме "Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир»"
Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии....