Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Данилова Надежда Петровна

Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.

Урок – путешествие « Золотая Осень».

( Проведение экскурсии «Моё любимое дерево».)

Цели урока:        

1. Расширить знания учащихся о деревьях.

2. Обобщить знания учащихся о правилах речевого этикета

( работа в группах ).

3. Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть прекрасное в окружающей природе.

4. Воспитывать экологическую культуру учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие по храму Природы.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

II. Работа по теме урока.

1. -- Наше путешествие состоит из двух частей. Сначала мы познакомимся с произведением К. Д. Бальмонта «Осень», а потом отправимся на осеннюю экскурсию, где впервые экскурсоводами будут сами дети.

-- Возьмёмся за руки, пожелаем всем успеха, удачи, добра на уроке.

2. Слово учителя о К. Д. Бальмонте.

-- Сто лет назад в Росси с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта, он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени.

    Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провёл в имении отца в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.

   Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом и воспел в стихах красоту русской природы.

    Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Вот что писал он из Франции:

«Я рад, что я родился русским, и никем иным быть не хотел. Я люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее. Сердце здесь сжимается».

3. Подготовка к восприятию стихотворения.

Стихи Бальмонта называют певучими, музыкальными.

-- Есть такая пора в сентябре, когда лето уже кончилось, а осень ещё не пришла. Стоят прекрасные дни, и понимаешь, что это неожиданный подарок природы, потому что по календарю уже осень. Такие дни называют у нас бабьим летом.

Почему? Потому что бывает такое время в жизни женщины, когда лет ей уже немало, а выглядит она молодой и красивой. Вот и сравнивают эти сентябрьские дни с таким временем жизни женщины.

-- Видимо такую пору изобразил Константин Бальмонт в стихотворении «Осень».

III. Продолжение работы по теме урока.

  1. Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, почему поэту кажется, что осень пока спит? ( Ответы детей.)

2. Давайте прочитаем ещё раз стихотворение, чтобы почувствовать красоту родной природы.

3. Чтение стихотворения и ответы на вопросы.

-- Какие приметы осени заметил поэт?

-- Какие строки стихотворения говорят о красоте природы?

(«Все деревья блистают в разноцветном уборе», «солнце смеётся»,

«поспевает брусника».)

-- Почему автор название времени года «Осень» написал с заглавной буквы, ведь мы так не пишем?

(Автор наделяет Осень человеческими качествами: она может спать и плакать.)

-- Как называется приём, когда поэт изображает неживое как живое? (Олицетворение.)

-- О чём хотел сказать поэт, написав, что Осень заплачет спросонья?

-- Давайте прочитаем последнюю строфу и послушаем, что приговаривала плачущая осень, как она плачет.

-- Мне кажется, что она плачет так: «О-о-о-о, а-а-а-а». Почему мне так показалось?

СОлнце реже смеЁтся,

Нет в цветах бл(А)г(А)вОнья.

СкОр(А) Осень пр(А)снЕтся,

И заплачет спр(А)сОнья.

-- А теперь плавно и легко прочитаем рифмующиеся слова:

холодНЕЕ – грустНЕЕ, улетаЮТ – блистаЮТ.

-- Прочитайте друг другу стихотворение так, чтобы подчеркнуть музыкальность и певучесть.

4. Продолжение работы по теме урока.

-- Осень бывает разная – солнечная и пасмурная, но всегда она щедрая и прекрасная.

-- А теперь мы отправимся на экскурсию « В гости к осенним деревьям», где ребята впервые сами будут проводить экскурсию

( работать экскурсоводами).

-- Они представят свои проекты:

1. Поляна «Хоровод берёз».

2. Поляна «Солнечная» (встреча с дубом-великаном).

3. «Плакучие ивы».

4. «Интересное дерево – клён».

5. Поляна «Рябиновая».

IV. Подготовка к проведению экскурсии.

Формулирование правил речевого поведения.

-- Работаем мы сегодня группами. У нас с вами пять групп и пять экскурсоводов. Каждый участник выполняет сегодня определённые функции по отношению друг к другу: экскурсоводы – слушатели. Перед каждым стоят определённые задачи.

-- Давайте вместе подумаем – какие задачи у экскурсоводов и какие у слушателей?

( Задачи экскурсоводов: быть спокойным, доброжелательным, не волноваться, следить за своей речью. Интересно провести экскурсию, уметь задавать и отвечать на вопросы своих товарищей.

Задачи слушателей: быть внимательными, не перебивать, запомнить интересные факты из жизни деревьев, чтобы потом применить свои знания на других уроках.)

-- Правильно ребята. Вы должны быть очень внимательными, уважать своих товарищей (экскурсоводов) и выполнять правила речевого этикета.

-- Давайте вместе вспомним правила речевого поведения и сделаем вывод о том, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему.

Учащиеся с помощью учителя составляют правила речевого поведения.

Говорящий.

-- Говорить спокойно;

-- смотреть доброжелательно;

-- наблюдать за реакцией слушателей;

-- грамотно задавать вопросы;

-- следить за своей речью.

Слушающий.

-- Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;

-- сосредоточиться на том, что говорит экскурсовод;

-- не перебивать свих товарищей;

-- не задавать вопросы во время экскурсии;

-- помочь товарищу, если ему понадобиться помощь;

-- стараться понять не только слова, но и чувства говорящего.

-- Постройтесь по своим командам, возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом успеха, понимания, удачи.

V. Подведение итогов после экскурсии.

-- Понравилась ли вам экскурсия?

-- Что бы вы пожелали ребятам-экскурсоводам?

Основные цели и задачи, которые ставит перед собой учитель.

Цель:

1. Развитие и совершенствование речевых навыков и культуры речевого общения учащихся.

Задачи:

1. Развивать все навыки речевой деятельности: умение писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях речевого общения.

2. Сформировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой (умение определять главную мысль текста, находить в нём опорные слова, видеть смысловые части текста и т. д.)

3. Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"

Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” –  третий  урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру

Тема урока: К.Бальмонт "Снежинка". Время года - зима (3 класс). На уроке большое внимание уделяется развитию творческих способностей учеников, здоровьесбережению, групповой работе. Роль учителя -...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру " Как нам жить?" , Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы"

Межпредметные связи между чтением и окружающим миром помогают лучше раскрыть экологическую проблему " Судьба природы в наших руках" на примере литературного произведения Н.Некрасова " Дед Мазай и зайц...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...