Конспект урока "На что похожа наша планета?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Коробейщикова Наталья Сериковна

На уроке дети вовлечены в мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_planeta.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: На что похожа наша планета.

Класс: 1

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

1. Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли.

2. Учить моделированию.

3. Развивать наблюдательность.

4. Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Задача: создать условия для формирования УУД.

Личностные: мотивация учения, положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, воспитание трудолюбия, уважительного и заботливого отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся объяснять шарообразную форму Земли; объяснять особенности движения Земли.

Оборудование: блюдо, мяч, кораблик, листы для подзорной трубы, указка, листы белые, магнит, книга, глобус, пластилин, палочки.

Этапы

Ход урока

Примечание

Организационный момент.

Сообщение темы урока. Постановка проблемы.

Работа по теме урока.

Физминутка.

Практическая работа.

Итог урока.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

- Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает свое.

- Первая страничка  называется «Исследование».

Что за герои нас встречают? Они живут на нашей планете?

Симка – Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.  А все вместе мы живем на одной большой планете.

- Кто знает, как она называется?

- А кто знает, почему нашей планете дали такое название?

Дело в том, что когда – то люди не знали ничего о планетах и искренне считали, что наша Земля – плоская. В общеславянской группе слово плоская означает «почва под ногами».

Нолик -  Иду, иду… Конца и края нет.

- Где же конец нашей Земли?

- Можно ли дойти до ее края?

Симка - Еще ни кому это не удавалось!

Нолик – Но почему?

Симка – Это зависит от формы планеты. Интересно, на что похожа наша планета?

- Ребята, поможем Фиксикам ответить на трудный вопрос. Но для начала скажите это страничка «Исследование», значит, что мы будим сегодня исследовать?

Тема нашего урока «На что похожа наша планета?»

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара.

- Кто же прав? Давайте, поразмышляем.

- Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…

- Напомню, что пока никому из людей это не удалось…

- Какой вывод можно сделать, значит, Земля не плоская.

- А если Земля – шар, можно ли дойти до края?

- Давайте проведем исследование движения кораблика на разных поверхностях.

- Как виден уплывающий кораблик на блюде?  Расскажите нам.  (всегда виден одинаково хорошо,  он  одного размера)

- Как виден уплывающий кораблик на шаре? (кораблик постепенно уменьшается, сначала исчезает из поля зрения нос корабля, а потом и весь корабль)

Давайте сделаем подзорную трубу и посмотрим в неё. Сначала мы видим точку, потом парус, затем весь корабль. Наблюдая с берега, казалось, что в дали сначала появляются паруса и лишь за тем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет шарообразную форму. Точно так мы с вами наблюдаем за движением машин по дороге: сначала мы видим всю машину, а потом только очертания и скоро она совсем исчезает, или вдалеке мы видим только маленькую точку и с приближением её мы можем разглядеть этот предмет.

– Так на что похожа наша планета? (на  шар)  

- Мы переворачиваем страничку и оказываемся на странице «Открытие».

- Покажите, на каком из рисунков Земля показана плоская, а на каком шарообразная. Какое изображение Земли правильное? (шарообразное)

Мы с вами сделали, для себя маленькое открытие. 

- Сегодня известно, что Земля имеет форму шара.    

 Но в  древности представления о Земле были разными.

- В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая как гора.

- Древние греки думали, что все небеса населены богами, а людям досталась Земля - Огромный остров.

- Другие древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе

- Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане.

- Но ученый по имени Аристотель, долгое время наблюдал за звездами и планетами. Он и предположил, что Земля имеет форму шара.

-Ребята, а кто доказал, что Земля круглая?

- И вот португальский ученый  путешественник Фернанд Магеллан решил обойти вокруг Земли на корабле. Магеллан снарядил пять судов.

Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном  и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт.  

- Три года корабли плыли, все вперед и вперед не меняя направления. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт с другой, противоположной стороны. Магеллан  доказал, что Земля круглая.

- Спустя много веков в космос был запущен искусственный спутник, который сфотографировал нашу Землю. Эти снимки явились абсолютным доказательством  правоты ученых в том, что Земля имеет форму шара.

 Нолик - А почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?

-Ребята, кто ответит на вопрос Нолика? (так как на Земле есть огромные моря и океаны, на нашей планете воды больше, чем суши)

Симка - Земля имеет форму шара. Но мы этого не замечаем, потому что шар очень – очень велик. Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.

- А для вас,  на  что похожа наша планета?

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И как зайки поскакали,

Покружились, покружились
И за кустиками скрылись.

- Ребята мы с вами сейчас кружились, а Земля умеет вращаться?

- Это мы узнаем, открыв следующую страничку нашего урока «Страничка для любознательных».

- Знаете ли вы, что земля вращается вокруг своей оси.  В это время происходит смена дня и ночи.

365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. Земля намного меньше Солнца.

- Кстати, многие люди действительно ходят по планете вверх ногами, но не замечают этого.

Их, как и всё на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место. Наша Земля уникальна, только на ней есть жизнь.

- Страница «Угадай-ка».

На ноге стоит одной,  

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны (глобус)

- Первый глобус изготовил в 1492 году германский астроном М.Бехайм. Он назывался «Erdapfel» или «Земное яблоко».

- Предлагает вылепить из пластилина модель Земли.

- Каким цветом будем брать пластилин, чтобы сделать шар? (синим)

- А как показать сушу? (зеленым, желтым, коричневым цветами)

- Завершите работу над своей моделью.

- Посмотрите еще раз внимательно на глобус. Он, как и наша планета с космоса, показан голубым, зеленым, желтым и коричневым цветами. Но, оказывается, эти цвета, они не постоянны. Из года в год, зеленого цвета становится все меньше и меньше.

- Как вы думаете, кто вина тому?  

- Вина тому - человек. Мы должны сохранить нашу голубую планету, бережно относиться к ней.

- А что значит бережно относиться к ней? (т.е. не разбрасываться мусором, не рвать цветы, не вырубать деревья  и т.д.)  

- Ведь Земля   -  наш дом родной, место, где мы с вами живем…

- Какую форму имеет наша планета?

- Как это можно доказать?

- Как называется модель земли?

- Чем уникальна наша планета?

Оцените свою работу на уроке: если у вас всё получилось, покажите зелёный карандаш. Если вы что-то не выполнили, покажите жёлтый карандаш.

Кому на уроке было интересно работать похлопайте в ладоши.

Спасибо за урок.

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд  3.

Слайд 4.

Показать блюдо и мяч.

Слайд 5.

Поставить фигурки.

Слайд 6.

Демонстрирую на блюде.

Показываю на блюде и мяче.

Слайд 7.

Делаем подзорную трубу из бумаги.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайды 10 – 14

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

Слайд 19.

Слайд 20.

Слайд 21.

Слайд 22.

Слайд 23.

Слайд 24.

Слайд 25.

Слайд 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса по учебнику Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой. В материале представлен подробный конспект и два приложен...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс Тема "Наши органы чувст"

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. тема "Наши органы чувств". УМК "Перспектива". Данная разработка заняла первое место в областном конкурсе методических разработок  уроков "Идеи ФГОС в ...

Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Урок здоровья в лесной школе.Наше питание."(УМК Биболетова М.З.)

На уроке дети знакомятся с модальным глаголом must ,тренируются в его употреблении на материале, относящимся к нашему питанию и здоровому образу жизни....

Конспект урока окружающего мира "наше питание. Пищеварительная система" 3 класс

Тема и номер урока в теме:      «Наше питание. Пищеварительная система» Урок № 25.Предметная программа и её автор::         «Мир вокруг...

Конспект урока "Животноводство в нашем крае" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класс разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного поцесса, задачи фор...