Конспект урока "Животноводство в нашем крае" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Янковская Нина Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класс разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного поцесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Тема урока: "Животноводство в нашем крае"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc456 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4 класс

Тема урока: « Животноводство в нашем крае»

Дата проведения: 19 декабря 2014 года

Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отраслями животноводства, их особенностями в крае; формировать первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»; воспитывать умение работать в группах, сотрудничать.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты.

        Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

        Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

        Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский;

          индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: раздаточный материал для опроса, карточки для работы в группах, презентация «Животноводство», карточка «Соедини стрелочками», листы самооценки, шкала самооценки,  ноутбук, проектор, иллюстрация профессора Окружайки, картинка верблюда

Основные понятия: скотоводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство, свиноводство.

Организационная структура (сценарий) урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Время начинать урок.

К гостям нашим повернитесь,

Поздоровайтесь и улыбнитесь.

А сами будьте очень внимательны,

Работайте в хорошем темпе и старательно.

Чтобы всё мы изучили,

Знания крепкие получили.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Фронтальный опрос,

- Как называется наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений? (растениеводство)

- Перечислите отрасли растениеводства? (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство)

  1. Игра « Верные – неверные утверждения»

- Знания об отраслях растениеводства вы открыли на прошлом уроке. А понять хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока нам поможет игра «Верные – неверные утверждения»

(у каждого ребенка карточка)

- Если высказывание верное, то ставите знак «+», если неверное – то знак «-»

Утверждение

Верно (+),

неверно (-)

Проверка

1

Главными зерновыми культурами являются овёс, ячмень, рожь, пшеница.

+

2

К овощным культурам относятся капуста, абрикос, персик.

-

3

Масло получают из подсолнечника и льна.

+

4

Врагами тлей являются божьи коровки.

+

5

От мышей и полёвок урожай защищают совы, пустельги.

+

6

К плодовым культурам относятся яблоки, груши, томат.

-

      Взаимопроверка в парах, оценивание

          «5» - все верно;

          «4» - допущено 1-2 ошибки;

          «3» - допущено 3-4 ошибки.

  1. Тест

- А теперь давайте зайдем в гости к растениеводству через тест. (у каждого ученика на парте)

1. Основными отраслями растениеводства являются:

а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство

в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыбоводство

2. Село дает городу:

а) продукты питания

б) продукцию для заводов и фабрик

в) продукцию для ткацких фабрик

3. Главными зерновыми культурами являются:

а) картофель, томаты, лен

б) овес, ячмень, рожь, пшеница

в) лук, репа, подсолнечник

4. К овощным культурам относятся:

а) морковь, петрушка, томат

б) капуста, абрикос, персик

в) вишня, баклажан, патиссон

5. К сельскохозяйственным профессиям относятся:

а) ткач, металлург, геолог

б) агроном, комбайнер, овощевод

в) цветовод, археолог, инженер

 

  - Взаимопроверка в парах.

III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, к нам в гости заглянул профессор «Окружайка».

               

-Он хочет познакомить нас с ещё одной отраслью сельского хозяйства. А вот какой, узнаете, когда разгадаете загадки.

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

          (Корова)

Хвост крючком,

Нос пятачком.

         (Свинья)

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

              (Кролик)

Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это?
                           

                   (Конь)

- Что объединяет эти слова? (животные)

- К какой группе животных их отнесём? (домашние животные)

- Верно, это домашние животные. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.

- Как называется такая отрасль сельского хозяйства? (животноводство)

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Животноводство нашего края) Слайд 1

- Что должны узнать сегодня на уроке? (Составление плана урока, Слайд 2)

1. Что такое животноводство.

2. Отрасли животноводства.

3. Роль животноводства в жизни человека.

- Как будем работать для достижения цели? (в парах, группах)

- Какие источники информации могут нам помочь?

IV. Открытие нового знания.

1. Знакомство с новым понятием (Работа в группах.)

- Для того чтобы правильно  ответить на первый вопрос нашего плана, давайте  выполним  следующее  игровое  задание.

           

   Задание.   Расставить  в нужном порядке слова, получить определение -животноводство. (заслушать 1 группу, у кого получилось по -другому)

-Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся  разведением домашних животных.

2. Решение проблемной ситуации.

Отгадайте загадку:    Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!

Но каждый горб – не горб, амбар!

Еды в них – на семь суток!

                              (Верблюд)

(Показ картинки верблюда)

- Верблюды – сильные выносливые животные, которые перевозят грузы, а верблюдица дает молоко.

 -Разводят ли у нас в Крыму верблюдов? Почему?

- Отчего это зависит? (От  природных условий, от растительности – основы питания животных, от потребностей людей)

3. Сообщение учителя.

 

- От профессора Окружайка можно узнать, что животноводство – объемное понятие. Оно включает в себя несколько отраслей.

Слайд 3


Разведение крупного и мелкого рогатого скота

Свиноводство

Коневодство

ЖИВОТНОВОДСТВО

Кролиководство

Птицеводство

Рыбоводство

Пчеловодство

                         

4. Работа в группах.

    - Чтобы подробнее узнать о каждой отрасли, давайте подключим к работе группы ученых животноводов. Каждая группа получит карточку-помогайку.

- Послушайте задание: соберите информацию из учебника по своей отрасли, заполните карточку и поделитесь знаниями со всем классом.

Отрасль « Разведение крупного и мелкого рогатого скота»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 197, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Крупный рогатый скот -это__________. Все породы делят на  ____________, _____________ и ________________________ .

Мелкий рогатый скот - это_________________. Очень ценят породы овец с тонкой шерстью - ______________ («руно» - ______________)

Стада овец называют ___________. Большие отары пасутся на ___________. Коз разводят ради______________________________.

Отрасль « Свиноводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 198, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Свиньи не грязнули, они, наоборот, очень ___________________ . В жару свинья ложится в грязь для того, чтобы __________________________________________________________

Свиней нужно почаще _______________________. Содержать их надо в ___________ помещениях. Породы свиней ________________________________.

Отрасль « Коневодство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 198-199, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

В прошлом лошадь помогала крестьянину в _______, перевозила ____________________, участвовала и в военных ___________.

       Лошадь по-прежнему необходима __________________________. Немало людей увлекаются конным ___________________________. Породистых лошадей разводят на ____________________________. Насчитывается свыше 250 пород – от могучих _____________ до миниатюрных ________.

Отрасль « Кролиководство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 199-200, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Домашние кролики произошли от _________. Кроликов разводят ради ____________________. Содержат кроликов в ___________. Днём зверьки обычно ____________, а ночью _______________.

Кормят кроликов ____________________________________________

Но нельзя давать им траву, влажную от _______________________. От этого кролики могут _____________. Такую траву нужно сначала ___________.

Отрасль « Птицеводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 200-201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Домашние птицы – это _______________________________________.

На крупной ______________ в инкубаторы помещают одновременно сотни тысяч _________

Вентиляторы подают в инкубатор тёплый ____________. Специальный механизм время от времени _____________ яйца, чтобы они равномерно прогревались. Вылупившихся ____________ отправляют в цех ________________. Оттуда подросших кур переводят в цех клеточных______________. Домашних птиц разводят и на менее крупных _______________ и на приусадебных____________ .

Отрасль « Рыбоводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Разведением рыбы в прудах занимаются специальные рыбоводческие ____________. Основные прудовые рыбы - ______________________

________________. В природе в диком виде встречаются _____________________________. А вот _______ - это одомашненная форма _________.

Отрасль « Пчеловодство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 201-202, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

В далёком прошлом было много диких _______. Они жили в ________ деревьев. Со временем люди стали сами выдалбливать  в стволах деревьев _______ для пчёл. Так зародилось ________________. А потом появились и __________. Название пасека произошло от слов «сечь», «посекать», то есть ________ лес.

Чтобы забрать мёд из колод, пчёл приходилось _______________ ядовитым дымом. Позже был изобретен разборный _________. В него вставляют ________ с сотами, пчёлы заполняют ячейки ________. ____________ достает рамки, не причиняя вреда пчелиной семье.

5. Заслушивание сообщений представителей от групп с дополнением учителя. (презентация «Животноводство» слайды 4 - 22)

Слайд 7

Предками коров были древние туры. Приручить тура было невозможно – они поднимали на рога охотника вместе с конём. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. Молока они давали совсем мало. Оно считалось лекарством и лакомством.

Слайд 10

Люди одомашнили свинью ещё в каменном веке. Свиней  разводят ради вкусного мяса и шкуры, из которой шьют обувь и одежду. Своим сильным плоским носом свиньи роют землю в поисках кореньев. Свиней разводят на свиноводческих фермах.

Слайд 13

Домашние лошади – потомки дикой лошади (Пржевальского) и тарпана. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М.Пржевальским. Из молока лошади делают целительный напиток – кумыс. Кровь лошадей-доноров используют для изготовления медицинских препаратов.

Слайд 15

Пород кролей много.  В Крыму разводят такие: породы: бабочка, серебристый, калифорнийский. Содержат кроликов на фермах.

Слайд 18

Домашних кур начали разводить 4 тыс. лет назад. Домашние куры происходят от диких банкивских кур, который до сих пор водится  в Юго-Восточной Азии.

Слайд 22

Продукты пчеловодства: мёд, воск, прополис.

6. Физминутка.

Дружно встали на разминку,

Наклоняем нашу спинку

Раз-два, раз-два

Веселее детвора.

Поработаем руками,

Кто угонится за нами

Раз-два, раз-два

Веселее детвора.

Поднимаем плечики,

Как прыгают кузнечики

Раз-два, раз-два

Веселее детвора.

Поверни головку влево,

Поверни головку вправо,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

V. Включение новых знаний в систему знаний.

1. Работа в тетради.

- А хорошие ли знания мы приобрели во время урока, нам помогут узнать некоторые задания в тетради.  (с. 90 № 2)

2. Игра «Четвертый лишний»

  (устно со всем классом)

а) Кролиководство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство

б) Куры, индюки, кролики, гуси

в) Мёд, воск, прополис, яйца

3. Игра « Соедини стрелочками» (работа в группах)

Животные

Место разведения

Профессии людей

Коровы

Конный завод

конюх

Гуси, утки, куры, индюки

Ферма

доярка

Пчёлы

Птицефабрика

пчеловод

Лошади

Пасека

птичница

         

Фронтальная проверка.

VI. Подведение итогов урока.

- С чем нас сегодня решил познакомить профессор Окружайка? (с животноводством, его отраслями)

- На все ли поставленные вопросы мы с вами ответили?

- Много ли получили значимой для вас информации?

- Что нужно делать, чтобы животные хорошо себя чувствовали? (следить за здоровьем, ухаживать, кормить)

- Животному, как и человеку, нужен уход и внимание.

- Как называют людей, которые занимаются разведением домашних животных? (животноводы)

- Какие профессии животноводов вы теперь знаете? (зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, конюхи, свинарки, пастухи, птичницы)

- Все они вносят повседневно большой вклад в сельскохозяйственное производство. Это люди добросовестно относящиеся к труду, искренне любящие свое дело.

- Поднимите руку, кто хотел бы быть животноводом?

- Легок ли труд животноводов?

- А  ведь  люди  этих  профессий  испытывают  очень  много  трудностей.  Им  приходится много работать в плохих условиях и  в холоде, подвозить корма, кормить животных, убирать за ними.

- К  сожалению,  не  все  в  нашей  стране  хотят  стать  животноводами.

- Можно  ли  считать  это  проблемой государства? (да)

- Если это проблема государства, кто может помочь решить её? К  кому из вышестоящих руководителей нашей страны можно  было  бы  обратиться для решения проблем животноводства? (президент или государственная дума).  Вот  это  и  станет  одним  из  заданий в домашней работе.

VII. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 195 – 203 знать

 Дифференцированное:

«5» - Составить письмо к президенту РФ Путину В.В. с просьбой об изменении отношения к проблемам животноводства

«4» - подготовить сообщение о тех домашних животных, которые тебя особенно заинтересовали.

 Слайд 23

«5»

с. 195-203 знать, письмо президенту

«4»

с. 195-203 знать, сообщение о домашнем животном

«3»

с. 195-203 знать

VIII. Рефлексия.

- Вспомните, что хорошо получалось на уроке?

- Над чем нужно ещё поработать?

IX. Самооценка.

- Дорогие ребята, приближается замечательный праздник Новый год. Я хочу вам пожелать, чтобы в будущем году вы росли здоровыми, умными и талантливыми детьми.

- А знаете ли вы, какой по восточному календарю наступит год? (год Козы)

- Я, надеюсь, что наша коза принесла вам сегодня удачу.

- Давайте попробуем себя оценить по волшебной шкале. (показ карточки козы)

                              2015 год Козы. Календарь по месяцам.

В этом вам поможет карточка самооценки. (Показ карточки самооценки)

           Вид    работы

 Самооценка

1.

Игра «Верные и неверные  утверждения»

2.

Выполнение теста

3.

 Работа  в  группе  по  изучению  отрасли  животноводства

4.

Игра  по  группам «Соедини  стрелками»

5.

Мой  темп  работы

- Возле символа будущего года Козы при помощи фломастера обведите свою оценку за урок.

   (спросить 1-2 учеников какую дали себе оценку, почему)

- Скрепите свой тест, карточку самооценки и шкалу, оставьте их на парте. Я потом просмотрю, и считаю, что наши с вами оценки совпадут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия в 0 -классе "ЩИ ДА КАША -ПИЩА НАША"

Конспект занятия "ЩИ ДА КАША-ПИЩА НАША""Цель:  -расширять словарный запас детей,учить отвечать на вопросы полным предложением.                  ...

Конспект проведения прогулки в 1 классе "Солнышко наше - нет тебя краше"

В конспекте содержится подборка поговорок, потешек, стихов о солнце(фольклорный материал).Описана прогулка с применениемРазличных видов гимнастики (для глаз, дыхательная гимнастика, расслабляющий комп...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Конспект внеклассного мероприятия "Наши дедушки, наши бабушки."

Мероприятие посвящено Дню пожилого человека...

Конспект урока. Тема: "Наши проекты: "Задачи - расчеты"". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по математике на тему: "Наши проекты: "Задачи-расчеты""...