Урок по предмету Окружающий мир тема "Птицы"
материал по окружающему миру (1 класс) по теме

Таганова Наталья Васильевна

Данный урок является первым по теме «Птицы», на котором обучающиеся, опираясь на личный опыт, умение наблюдать и анализировать, смогут выделить существенные признаки птиц, указать на многообразие представителей птичьего царства в природе, их приспособлению к условиям обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_-_urok.doc88 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc41.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1_k_uroku.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Таганова Наталья Васильевна, учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 11


Предмет: окружающий мир


Класс:_1 класс


Тип урока: Урок изучения нового материала

Тема

Птицы

Цель

 Формирование представлений об отличительных  признаках птиц и их многообразии

Задачи

  • на основе наблюдений и личного опыта определить строение тела птиц;
  • сформировать представление об их многообразии и условиях обитания;
  • способствовать формированию познавательных УУД через поиск решения проблемы, построение логических рассуждений, выполнение заданий на анализ и сравнение, классификацию, осуществление поиска информации;
  • способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля;
  • способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию  взаимодействия в парах, ведение диалога;
  • способствовать формированию личностных УУД через воспитание внимательного и бережного отношения к птицам;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать каких животных относят к птицам, почему они так называются, отличительные признаки птиц (форма тела, 2 ноги, крылья, клюв, нет зубов, перья), значения птиц в природе;
  • Уметь отличать птиц от других животных, наблюдать за птицами, описывать их;
  •  формировать представление о водоплавающих, летающих и нелетающих птицах;

Личностные:

  • эстетическое восприятие мира;
  • положительное отношение к птицам;
    Метапредметные:
  • принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • действовать по инструкции учителя;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, из материалов учебника, рабочей тетради, собственных наблюдений за птицами;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы;
  • аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах;

Основные понятия

 Птицы, форма тела (яйцевидная, хвост,  длинная шея) крылья, две ноги, голова с  клювом, тело покрыто перьями ;  значение птиц в природе.

Межпредметные связи

 Музыка, русский язык

Ресурсы

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. 2-я часть – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013 (УМК «Гармония»);

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь № 2 – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015;

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (ИД), документ-камера (ДК)

Карточки с изображением птиц для работы в парах;

Используемые технологии

Технология проблемного обучения, деятельностный подход.

Дидактическая
структура 
урока (этапы урока)

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

- Улыбнитесь  друг другу,  нашим гостям и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.

- Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

 Проверяют готовность рабочего места (наличие учебника, печатной тетради, письменных принадлежностей)

  

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места; привитие навыка психологической готовности к уроку;

Личностные: жизненное самоопределение

2. Объявление темы и задач урока

- Ребята, посмотрите,  кто к нам  пришел на урок. (Маша)

- Маша просит нас помочь собрать картинку.

- Давайте  поможем ей?

- Догадались, о ком мы будем сегодня говорить?

- Какие вопросы у вас возникли по данной теме?

 - Отвечают  на вопросы учителя, выполняют задания. (собирают в парах пазлы  птицы ).

- Определяют тему урока,  формулируют вопросы, на которые будут искать ответы  на уроке:

1) Чем птицы отличаются от других групп животных?

2) Где они обитают? Как приспособились к местам обитания?

3) Какие бывают птицы?

4)Как размножаются птицы? 

  Определение и формулирование темы урока, задач урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Познавательные: постановка вопросов;

3. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Маша рассматривала картинки бабочки и птицы,  и рассуждала:

- Бабочка летает. Она  птица?

- Чем отличается бабочка от птицы? На что будем обращать внимание?  (на строение туловища, количество ног, крылья, перья)

- В своей карточке изобразите символ нашего урока – птицу.

- Обозначьте существенные признаки птиц.

- Подведем итоги: назовите признаки, по которым птицы отличаются от других животных?

  Дети рассматривают картинки бабочки и птицы. Сравнивают строение животных, называют различия.  Делают выводы и  заносят в индивидуальный лист  наблюдений  условное обозначение существенных признаков птиц.

- Называют  существенные признаки птиц.

 

 Познавательные: логические с обоснованием признака.

Коммуникативные:  построение речевого высказывания.

Личностные: мотивация к учебной деятельности; определение области своего  знания и незнания

4.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку с использованием мультимедийной презентации, где птицы под музыку показывают танцевальные движения.

— Какие птицы показывали вам движения?

 Повторяют  танцевальные движения за птицами, перечисляют птиц.

Представление о многообразии птиц.

 Личностные: смыслообразование (мотивация)

5. Первичное усвоение новых знаний

 Организует работу  обучающихся  в парах,  предлагает задание на классификацию объектов по разным основаниям.

— Разделите карточки с изображением животных на две группы по какому-либо признаку.

Воробей, кузнечик, муха, соловей, попугай (зелёный), жук,  бабочка (зелёная)

Варианты классификации: по цвету (коричневые и зелёные), по наличию крыльев (есть крылья, нет крыльев), птицы и насекомые.

Создаёт проблемную ситуацию. Организует проверку задания (ИД)

Если есть вариант классификации на птиц и насекомых, то возвращается к нему, если нет — предъявляет этот вариант на ИД и открывает заголовки: птицы и насекомые

Птицы                            Насекомые

воробей                           кузнечик

соловей                            муха

попугай                           бабочка                                                                                  

                                         жук

Подводит к  постановке учебной задачи.

— Подходит ли заголовок к 1 столбцу? Почему? (есть клюв, 2 ноги, оперение)

— Подходит ли заголовок ко 2 столбцу?

        да                                    нет

— Знаем ли мы признаки насекомых? Какие знаете?

— Более точную информацию  мы узнаем на следующих уроках окружающего мира.

 Выполняют классификацию животных  по разным основаниям, осуществляют учебное сотрудничество, обосновывают свой выбор, отвечают на вопросы учителя, строят рассуждения, пытаются поставить учебную задачу.

 

 

 Развитие умения

классифицировать животных на основе знания их отличительных признаков.

 

 

 Познавательные: логические (классификация), формулирование проблемы, построение рассуждения

Регулятивные: целеполагание (принятие и постановка учебной задачи)

Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6.  Приобретение  новых знаний о жизни птиц

- Из каких источников мы можем узнать новую информацию о птицах?

-  Откройте учебник на стр. 34. Рассмотрите картинки.

- Найдите  карточки с изображением птиц, которых можно наблюдать у водоёма?

-В лесу?

-Чем они различаются?

- Как можно назвать группу этих птиц?  

(водоплавающие)

- Какие птицы живут в нашем городе, в наших парках? Знаете ли вы их?

- Маша предлагает вам отгадать птиц по описанию.

Загадки о дятле, синице, снегире, сороке,сове…

  • Синяя косынка, темненькая спинка.

           Маленькая птичка

           Звать её ...

  • Чернокрылый,
    Красногрудый
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды
    - С первым снегом
    Тут как тут!
  • Черный жилет, красный берет.

Нос как топор, хвост как упор.

  • Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.
  • Угадайте, что за птица
    Света яркого боится,
    Клюв крючком, глаз пятачком?

Отвечают на вопросы учителя (из учебника, энциклопедий, телепередач, интернета)

-Это лебедь, гусь.

- Они обитают у водоемов – озер, рек.

-  Могут плавать, нырять.

- Имеют особое строение лап – с перепонками.

Отгадывают названия птиц, сравнивают свои представления с изображением птиц в природе (на  слайде)

Знакомятся с многообразием птиц, узнают их названия, признаки, знакомятся с новыми словами.

Сопоставляют  описание птиц, название и их изображение.

Познавательные:

поиск информации, логические (установление соответствия)

Регулятивные: целеполагание (принятие учебной задачи), осуществление самоконтроля, самооценка.

 Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; логические  - анализ, сравнение.

7. Первичное закрепление

- Опираясь на новые знания и свой опыт, соедините  птиц с местом их обитания. Свои ответы обосновывайте.  

Подведение итогов работы  в парах.

- Назовите птиц, живущих в лесах, парках;

- Какие  водоплавающие птицы встретились в схеме?

- Какие птицы живут в городе?

- Какие – на птичье дворе?

Работают  в парах, соединяют  птиц с местом их обитания, объясняют свой выбор.

Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников, дополняют ответы.

Коммуникативные: сотрудничество в обработке информации;

 Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие

8. Рефлексия

Организует рефлексию, в форме перекрёстного опроса по изученному материалу.

— Задайте друг другу вопросы по материалу урока, по нашей опорной схеме.

- А какую пользу приносят птицы человеку?


 Задают вопросы одноклассникам по материалу урока, отвечают на эти вопросы

1. Уничтожают насекомых – вредителей.
2. Сохраняют урожай и растения.
3. Разносят семена, пыльцу.
4. Птицы -  еда для более крупных животных.
5. Пища для людей – мясо и яйца.

6. Пух и перья – материал для подушек, одеял.

См. предыдущие этапы.

  Познавательные: рефлексия

Коммуникативные:

постановка вопросов,  построение речевого высказывания

9. Итог урока

Организует показ видеоролика о жизни птиц, их пении,  настраивает на эмоциональное восприятие. Акцентирует внимание на бережном отношении к птицам, их значении в природе.

— Птицы  окружают нас повсюду.  Это удивительные животные:  красивые, полезные, радуют наш слух, украшают природу. Они требуют бережного к себе отношения.

- Мы сегодня начали узнавать об этих удивительных животных.  Что вы хотите еще  узнать о птицах?

— Какие птицы показались вам наиболее интересными?

Мотивирует на поиск информации о птицах, рекомендует для прочтения  энциклопедии, изобразить   свою любимую птицу.

 Смотрят видеоролик,  делятся впечатлениями.

Представление о многообразии птиц, знание о необходимости бережного отношения к птицам

 Личностные: построение системы нравственных ценностей (эстетическое восприятие мира, бережное отношение к птицам)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

 Познавательные: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить).



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока

В 1б  классе обучаются 32 ученика ( в основном,  2008  года рождения). 

До поступления в школу  30 детей воспитывались в детском саду,  2 человека воспитывались дома.

 Результаты диагностики уровня подготовленности обучающихся к освоению программы начальной школы показали «средний»  и «ниже среднего» уровни.  На начало учебного года у большинства  первоклассников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи, низкий уровень сформированности внимания, пространственных представлений, отношений «право-лево». Не все дети  умеют читать,  считать, имеют трудности в освоении навыков письма, счета.

Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения  в классе не наблюдается. Иногда между мальчиками и девочками возникают конфликты,  дети проявляют неумение строить отношения, договариваться, что свидетельствует о несформированности коллектива и неприятии общих законов поведения в коллективе.

Данный урок является первым по теме «Птицы», на котором обучающиеся, опираясь на личный опыт, умение наблюдать и анализировать, смогут выделить существенные признаки птиц, указать на многообразие представителей птичьего царства в природе, их приспособлению к условиям обитания.

На уроке создаются условия для решения следующих задач:  

  •    на основе наблюдений и личного опыта определить строение тела птиц;
  • сформировать представление об их многообразии и условиях обитания;
  • способствовать формированию познавательных УУД через поиск решения проблемы, построение логических рассуждений, выполнение заданий на анализ и сравнение, классификацию, осуществление поиска информации;
  • способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля;
  • способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию  взаимодействия в парах, ведение диалога;
  • способствовать формированию личностных УУД через воспитание внимательного и бережного отношения к птицам.

В результате  сложения пазла с изображением голубя (дети помогали МАШЕ),  была определена  тема урока, поставлены  вопросы, на которые ребята хотели бы найти ответы на уроке, или при изучении темы.

Сравнение объектов живой природы: бабочки и птицы (под руководством учителя), помогли найти  признаки представителей  птиц, зафиксировали их в индивидуальной схеме – опоре, сделали вывод.

Работа с карточками животных  (представителями птиц и насекомых), позволила  проверить первичное усвоение знаний  о признаках птиц, а также умение  находить общие признаки  у объектов природы: цвет, наличие крыльев, размер. В итоге  все объекты были разделены на две группы – птицы и насекомые.

Работа с  материалом  учебника  способствовала получению новых знаний о птицах: место обитания, как птицы приспособились к условиям жизни, понятия «водоплавающие» птицы.

        Отгадывая загадки о птицах, по их описанию и на основе личных наблюдений, обучающиеся вспомнили  тех птиц, которые обитают в наших лесах и парках. Изображение птиц в презентации являлись иллюстрацией  к услышанным описаниям,  позволяло проверить правильность представлений  детей об указанных птицах.  

        Выполняя задание  «Где живут птицы», работая в парах, ученики соединяли  изображения птиц с местом их обитания, давали объяснение своему выбору, демонстрировали умение работать друг с другом,  аргументировать свою позицию.

        Задавая вопросы друг другу по теме урока ( на этапе рефлексии), обучающиеся продемонстрировали уровень понимания и усвоения учебного материала. Поиск ответов на вопрос «Какое значение имеют птицы в природе?»  позволил  получить представление о понимании детьми взаимосвязей птиц  с человеком, природой.

       В конце  урока дети имели возможность насладиться пением птиц, увидеть их красоту, сделать вывод о необходимости бережного отношения к пернатым, получили задание  изобразить птицу, которая им нравится больше.

На протяжении урока были использованы  словесные, наглядные, практические, частично- поисковые методы;  индивидуальная, фронтальная, работа в парах – формы организации учебной деятельности;  дети были включены в познавательную деятельность, способствующую выстраивать сотрудничество с одноклассниками при работе в парах, аргументировать свою точку зрения, формулировать  свои умозаключения, слушать и слышать своего партнера, одноклассников.  
            Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования  первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

  Проведенная физкультминутка дала возможность не только отдохнуть в результате смены деятельности, но и вспомнить названия знакомых птиц.   

В целях закрепления изученного материала, развития интереса к  изученной теме, было дано творческое  задание – нарисовать любимую птицу.

Домашних заданий в 1-ом классе нет, но я предложила посильное задание  по выбору.

Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Посредством наглядности достигается эффективность обучения, поэтому  для  урока мною  была составлена презентации.  

Психологический микроклимат на уроке был комфортным, чему способствовало: тактичное улаживание незначительных проблем с дисциплиной, исправление промахов учащихся в максимально тактичной форме, частота и разнообразие форм словесного поощрения, индивидуальный подход,  учет психологических особенностей учащихся.

Все этапы урока способствовали  формированию личностных и метапредметных результатов.

Личностных:

  • эстетическое восприятие мира;
  • положительное отношение к птицам;
    Метапредметных:
  • принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • действовать по инструкции учителя;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, из материалов учебника, рабочей тетради, собственных наблюдений за птицами;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы;
  • аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах;

Выводы:

1. Цели, поставленные  в ходе проведения урока, реализованы,

    содержание темы раскрыто в полном объёме;

2. Степень усвоения учащимися темы урока  -  достаточно хорошая (о чем  

    свидетельствуют результаты индивидуальной работы со схемами - опорами, вопросы и ответы во время рефлексии, практическая работа в парах);

3. Психологическая атмосфера на протяжении  урока  создавала благоприятные  условия  для активного и продуктивного образовательно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока подготовлен учителем начальных классов МБОУ СОШ №11 г. Невинномысска                                                   Тагановой Н.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 Урок окружающего мира. 2 класс. УМК «ГАРМОНИЯ». По теме «ПТИЦЫ» Автор: учитель начальных классов ТАГАНОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Слайд 4

птицы насекомые воробей кузнечик соловей муха попугай бабочка жук

Слайд 5

синичка

Слайд 6

снегирь

Слайд 7

дятел

Слайд 8

сорока

Слайд 9

сова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

   Познакомить  учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть  его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...

Система работы клуба "Мы и окружающий мир" в рамках проведения уроков по предмету "Окружающий мир"УМК "ПНШ"

Заседания клуба позволяют органично интегрировать знания из разных областей, создавать новые идеи и применять их на практике. Обучающиеся  учатся добывать информацию, извлекать из неё необходимые...

Презентация урока по предмету окружающий мир. Тема урока: «Овощи и фрукты»

Презентация. Окружающий мир, 2 класс. Тема урока: "Овощи и фрукты"....