Система работы клуба "Мы и окружающий мир" в рамках проведения уроков по предмету "Окружающий мир"УМК "ПНШ"
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Заседания клуба позволяют органично интегрировать знания из разных областей, создавать новые идеи и применять их на практике. Обучающиеся учатся добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания, развивать самостоятельное мышление.Проведение уроков окружающего мира в форме клуба способствует формированию патриотических и гражданских качеств личности младших школьников и является одним из способов саморазвития и самореализации ребенка. Занятия в клубе учат детей мыслить, грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения, самостоятельно приобретать знания, проявлять инициативу, защищать историческое прошлое нашей страны и отдавать свои силы на становление будущего. Такого человека можно считать патриотом и гражданином Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание опыта работы клуба "Мы и окружающий мир" | 57.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Теоретические основы клубной деятельности 5
Система работы клуба «Мы и окружающий мир» 9
Введение
Воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. В ходе реализации инициативы "Наша новая школа" уже обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. Сегодня в условиях изменения экономических, политических и социальных устоев большую значимость в деле воспитания подрастающего поколения приобретает сохранение нравственных и духовных ценностей России, возрождение чувства патриотизма, гражданственности. Для этого необходимо значительно активизировать ослабленное за последние годы, но имеющее жизненно-важное значение для общества, направление государственной политики - целенаправленный процесс развития у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной культуре, истории, традициям государства.
Воспитание ценностных отношений – сложный и тонкий процесс. Их проявление трудно обнаружить и зафиксировать, определить степень их искренности и устойчивости; сложно учитывать все факторы, влияющие на их становление. Эта работа должна осуществляться в рамках всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Формирование этих качеств необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи нравственности – вполне реальная задача.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает и духовно-нравственное развитие, и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
В УМК «Перспективная начальная школа» задачи начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта раскрываются следующей формулировкой: «На ступени начального общего образования средствами УМК осуществляется решение следующих задач: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач» .
Целесообразно учитывать социально-культурные особенности и потребности региона, в котором осуществляется образовательный процесс. Например, реализация в школе краеведческого образования предусматривает формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе.
Воспитание ценностного отношения к Родине, малой Родине на уроках представляется особо трудным. Различные формы коллективной работы не всегда могут дать желаемый результат, так как проявления патриотизма очень индивидуальны, мало осознаваемы в младшем школьном возрасте, сложны в интерпретации. Наибольшим воспитательным потенциалом, на мой взгляд, обладает клубная форма работы с детьми на уроках. Именно поэтому часть уроков предмета «Окружающий мир» проводятся в форме заседаний клуба «Мы и окружающий мир».
Теоретические основы клубной деятельности
Слово «клуб» пришло в русский язык из английского в середине ХVIII века и означало «объединение людей». Интересны славянские корни слова. В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «клубок», означая «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар». Старославянское и английское определения теснейшим образом переплелись в современных трактовках «клуба». Определенная замкнутость, ограниченность пространства, некая «кружковость» стали неотъемлемой частью многих объединений детей и взрослых, указывая на одну из особенностей клубов -коллективизм и сплоченность (единый «шар»).
Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения; однако определяющей для каждого из них является названная нами характеристика. «Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений».
Клубная деятельность как один из видов социальной деятельности представляет собой специфическую коллективную форму самодеятельной реализации индивидуально-творческой активности учащихся, имеющую социально и личностно значимый характер, организации которой присущи целеполагание, предметность, коммуникативность, продуктивность и результативность.
Генезис проблемы организации клубной деятельности учащихся в отечественной и зарубежной педагогической теории и опыт ее решения в практике воспитания свидетельствуют о том, что ее роль в системе общественного воспитания возрастала в процессе социально- экономического и социально-культурного развития общества, а содержание, формы и методы организации клубной деятельности учащихся развивались, приобретая многообразие и специфику, становясь все более многовариантными в связи с изменением социокультурной ситуации и, соответственно с этим с корректировкой задач которые ставились обществом и государством перед системой воспитания человека.
В отечественной науке было проведено немало исследований, в которых изучались возможности клубной деятельности в формировании отдельных личностных качеств (Т. А. Ветошкина, Е. Е. Маслова,), особенности клубной деятельности в школах (М. Е Ахметова, Э. Г. Костяшкин, С. Д. Паладьев,), история развития клубной деятельности в России (А. Е Романов, А. С. Шепилова и др).
Клуб как форму внеучебной деятельности рассматривают Е.И. Смирнова, Г.И. Фролова, В.В. Полукаров В.А. Скиданов и др.
В контексте изучения деятельности подростков в клубе важно изучение игры, ее педагогического аспекта - С.И. Шмаков, Н.П. Аникеева и др. В том же контексте значимы исследования мотивации, познавательной деятельности, познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.П. Ильин).
Клубные занятия востребованы, прежде всего, самими школьниками, поскольку они удовлетворяют здесь свои познавательные и социальные потребности. Эти потребности можно свести к шести основным блокам:
- потребность в общении;
- потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;
- потребность в творчестве;
- потребность в разностороннем развитии;
- потребность в отдыхе;
- потребность в успехе, достижении, а также связанным с успехом удовольствием;
- потребность в познании.
Для педагогически последовательного интеллектуально-творческого развития воспитанников необходима достаточно частая смена деятельности, видов общения, ролевые перемещения и изменение социального статуса. В этой связи клуб как специфическое объединение школьников дает возможность оптимизировать познавательно- творческую деятельность ребят, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. Клуб помогает повысить самостоятельность обучающихся. Наконец, он дает возможность обрести существенный рост в духовно- нравственном развитии обучающихся, так как расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное средство педагогического влияния, как коллектив.
В работе клуба также реализуются следующие педагогические принципы:
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);
- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;
- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социокультурной среде, не противоречащей природе ребёнка;
- принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно–образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельности педагогов;
- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;
- принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность каждой ступени обучения как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы.
Организация клубной деятельности учащихся становится эффективной при соблюдении ряда педагогических условий:
- соответствия содержания социальным запросам и индивидуальным интересам ее участников;
- создания коллектива единомышленников, функционирующего на основе самодеятельности и самоуправления, в жизнедеятельности которого реализуются личностный, дифференцированный, половозрастной и индивидуальные подходы, а в ее организации используются индивидуальные, групповые, коллективные и межгрупповые формы, сочетание которых адекватно содержанию работы конкретного клубного объединения;
- содержание и организация жизнедеятельности способствует актуализации, реализации и развитию различных групп способностей ее участников;
- процесс и результаты способствуют развитию творческой индивидуальности ее участников, а также установлению гуманистических отношений между ними и многообразных связей с окружающей средой.
Система работы клуба «Мы и окружающий мир»
Работая четвёртый год по УМК «Перспективная начальная школа» использую такую новую форму проведения урока окружающего мира как «Заседание школьного клуба».
Основная цель деятельности клуба «Мы и окружающий мир» на уроках окружающего мира – создание условий для формирования личности ребенка – патриота, гражданина.
Задачи:
- формировать у ребенка интерес к изучению окружающего мира, родного края,
- содействовать развитию патриотических и гражданских качеств,
- развивать творческие и коммуникативные качества личности.
Основные особенности организации работы клуба на уроке:
1.Клуб – это собрание единомышленников: учителей, детей и их родителей. Последние могут включиться в работу, когда они почувствуют такую необходимость. В наших заседаниях клуба принимают участие дети моего класса(так как это форма урока), родители, совместно с которыми мы планируем работу. Родители являются и экспертами, и консультантами на занятиях. Я провожу с ними лектории по темам заседаний клуба. Активными участниками так же являются учителя нашей школы.
2.Клуб предполагает организацию совместной работы с учреждениями дополнительного образования, музеем, библиотекой, в его деятельности участвуют выпускники школы, члены общешкольного коллектива, интересные люди. Так как мы проживаем в сельской местности, то мы используем свои ресурсы: на наши заседания клуба мы приглашаем различных социальных партнёров: работников местного клуба, ветеранов труда и войны, медицинских работников. Встречаемся с интересными людьми посёлка Артышта: ветеранами труда нашей школы Дериглазовой О,Н,, Таракановой Л.П., В прошлом году мы были участниками встречи с членом журналистов Кузбасса, нашей землячкой, выпускницей нашей школы, поэтессой Надеждой Кудрявцевой.
3. В клубе начинает действовать самоуправление младших школьников – может быть создан совет клуба, выбран президент, определен устав, разработаны девиз, эмблема, герб, гимн. У нас разработана эмблема клуба. На каждое заседание клуба выбирается председатель, эксперт, консультант, докладчик. Это дает детям возможность проявить собственную позицию и свободу выбора.
4. Клубная работа является достаточно гибкой формой работы и при необходимости позволяет изменять ее ход. Заседания нашего клуба проходят в форме игры, путешествия, исследования. В организации работы на заседаниях использую индивидуальные, групповые, межгрупповые и коллективные формы.
На таких уроках, некоторая инициатива организационных моментов урока и его подготовки переходит к учащимся. Учащиеся готовят к таким урокам выставки своих работ и художественной, научно-популярной литературы по теме заседания, приглашают на заседания своих друзей и родителей, ведут заседание, делают сообщения и т.д. Практически это те моменты сотрудничества учителя с учащимся, где последние выступают в роли организаторов жизненных и учебных ситуаций. Заседание клуба - эта та форма урока, которая не на словах, а на деле объединяет школьников, учителей начальных классов и учителей - предметников, родителей. Действительно, есть такие вопросы, обсуждение которых интересует всех.
Нововведением методической системы является интерактивность. Она понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. В УМК есть учебник и хрестоматия, есть ссылки на сайты, то есть реализуется выход за рамки УМК в поле других источников информации. Интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на создание условий использования компьютера в школе. Возможности Интернета позволяют учащимся расширить социальные контакты, общаясь с учеными – создателями Всероссийского клуба «Мы и окружающий мир».
На основе программы за курс начальной школы «Окружающий мир» составлено тематическое планирование работы клуба «Мы и окружающий мир» для учащихся 1 – 4 классов (табл.).
Таблица
Тематическое планирование клуба «Мы и окружающий мир»
№ | Содержание материала | Участники заседания | В результате обучающиеся получат возможность научиться: | |
1 класс | ||||
Признаки живой природы | Обучающиеся. | Сравнивать и различать природные объекты и изделия человека | ||
Вода | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Ставить опыты по изучению свойств воды | ||
Растения, как часть живой природы | Обучающиеся, библиотекарь. | Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы | ||
Грибы | Обучающиеся, родители. | Приводить примеры распространенных грибов своего края | ||
Животные, как часть живой природы | Обучающиеся. | Приводить примеры животных своего края | ||
Смена времен года | Обучающиеся, родители. | Называть зимние, весенние, летние, и осенние месяцы года | ||
Школьник и его жизнь в школе | Обучающиеся. | Выполнять правила поведения, которые допустимы в школе | ||
Экология. «Красная книга России» | Обучающиеся. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение | ||
Дорога от дома к школе | Обучающиеся, родители. | Называть имя своего поселка и название своей улицы | ||
Конечный продукт | Обучающиеся, родители, библиотекарь. | «Определитель растений края». «Определитель растений» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта). | ||
2 класс | ||||
Звезды и планеты | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли | ||
Кому и для чего нужна вода? Вода и ее свойства | Обучающиеся, учитель физики. | Ставить опыты при изучении свойств воды | ||
Для чего люди выращивают растения? | Обучающиеся, учителя нач.кл. | На основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений | ||
От кого зависит режим дня? Твоя безопасность на улице | Обучающиеся, родители, мед.работник. | Понимать необходимость здорового образа жизни | ||
Семейные традиции | Обучающиеся, родители. | Проявлять уважение к традициям в семье, классном и школьном коллективах | ||
Родной край – частица России | Обучающиеся. | Понимать место Кузбасса в истории страны | ||
Наша Родина – Россия. Москва – столица нашей Родины. | Обучающиеся, родители. | Различать государственную символику России, соотносить исторические события с историей Кремля | ||
Конституция России – основной закон страны. | Обучающиеся, представитель общественности. | Проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в конституции | ||
День победы | Обучающиеся, ветераны войны. | Ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах | ||
Конечный продукт | Обучающиеся, родители, представитель общественности. | Фотоальбом «Моему поселку посвящается» | ||
3 класс | ||||
Общие представления о формах и размерах Земли | Обучающиеся, учитель географии. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | ||
Географическая карта и план местности | Обучающиеся. | Находить на физической карте разные формы земной поверхности с помощью условных знаков | ||
Погода и ее составляющие | Обучающиеся. | Фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края | ||
Безопасное поведение в лесу и у водоемов | Обучающиеся, родители, мед.работник. | Понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, к водоему и т.д. | ||
Природа будет жить (экскурсия) | Обучающиеся, родители. | Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности) | ||
Лента времени одного года | Обучающиеся. | Находить место изученного события в ленте времени | ||
Права и обязанности человека по охране окружающей среды (ст58 конституция РФ) | Обучающиеся, представитель общественности. | Определять характер взаимоотношений человека с природой. | ||
Город Санкт - Петербург | Обучающиеся, родители. | Описывать достопримечательности Санкт - Петербурга | ||
Золотое кольцо Кузбасса | Обучающиеся, родители. | Находить на карте РФ, соотносить даты основания городов «Золотого кольца», | ||
Конечный продукт | Обучающиеся, родители. | Журнал «По золотому кольцу Кузбасса» | ||
4 класс | ||||
Общие представления о Вселенной | Обучающиеся. | Использовать модель солнечной системы для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года | ||
Природные зоны России | Обучающиеся, учитель географии. | Находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона | ||
Родной край – часть Великой России. Карта родного края | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Находить общие и отличительные признаки природных зон, отличительные признаки Родного края | ||
Общие представления о строении тела человека | Обучающиеся, мед.работник. | Понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека | ||
Россия – многонациональная страна | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Рассказывать о подобранной дополнительной информации из Интерната о государственной символике, событиях страны | ||
Русский язык – государственный язык РФ | Обучающиеся. | Обмениваться сведениями, полученными из средств массовой информации о событиях в стране, участником которых является президент РФ | ||
Родной край | Обучающиеся, учителя нач.кл. | Описывать природную зону родного края, называть его заповедные места | ||
Особенности труда людей Родного края | Обучающиеся, родители. | Находить дополнительную информацию о профессиях родного края | ||
Исторические памятники и события, связанные с ними | Обучающиеся, учитель истории. | Рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории | ||
Конечный продукт | Обучающиеся, родители. | Видеофильм «Кузбассом привык я гордиться» |
Результатом работы клуба стало повышение активности учащихся в конкурсном движении (рис.).
Рис. Динамика участия обучающихся в конкурсном движении
В 2010 году учащиеся моего 2 класса заняли 2 призовых места в муниципальном конкурсе «Люби и знай родной Кузбасс». В этом году ученик 4 класса стал призёром муниципального этапа олимпиады по окружающему миру среди младших школьников.
Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В.Григорьева (прил. 1), проведенная в третьем классе, показала следующий уровень сформированности отношения школьников:
- к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству, к малой Родине): высокий уровень – 38%, средний уровень – 42%, низкий уровень – 20%;
- к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность): высокий уровень – 37%, средний уровень – 32%, низкий уровень – 31%;
- к себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность): высокий уровень - 41%, средний уровень - 36%, низкий уровень - 23%.
Диагностика показала, что значительное число учащихся – 36 % имеет четкое представление о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся, за посёлок, в котором живут.
Заключение
Проведение уроков окружающего мира в форме клуба способствует формированию патриотических и гражданских качеств личности младших школьников и является одним из способов саморазвития и самореализации ребенка. Занятия в клубе учат детей мыслить, грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения, самостоятельно приобретать знания, проявлять инициативу, защищать историческое прошлое нашей страны и отдавать свои силы на становление будущего. Такого человека можно считать патриотом и гражданином Отечества.
Заседания клуба позволяют органично интегрировать знания из разных областей, создавать новые идеи и применять их на практике. Обучающиеся учатся добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания, развивать самостоятельное мышление.
Список литературы
- Виноградова, М.Д., Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников [Текст]/ М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М.: Просвещение, 2004. – 117 с.
- Владимиров, В.С. Каким быть клубу [Текст]/ В.С. Владимиров. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 448 с.
- Гагин, В.Н. Интересно ли в Вашем клубе? [Текст]/ В.Н. Гагин - М.: Юнити, 2004. – 240 с.
- Касимова, Т.А., Яковлев, Д.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст] : методическое пособие/ Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М., 2005. – 64 с.
- Крестьянов, В. П. Методика работы клуба с детьми и подростками [Текст]: учеб. Пособие/. В. П. Крестьянов. - Харьков, 1981. - 60 с.
- Кротова, А. Е. Воспитательная работа в клубном самодеятельном коллективе [Текст]: учеб. пособие. - М., 1987. - 47 с.
- Полукаров, К. К. Подростковый клуб: творчество, самодеятельность, самоопределение [Текст]/ К. К. Полукаров. - М.: Знание, 1988. - 78 с.
- Турик, Л.А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст]/ Л.А. Турик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 281 с.
- Федотова, О.Н. Окружающий мир [Текст]:Методическое пособие/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. – М. : Академкнига, 2007. – 181 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Приложение
Методика «Я – патриот»
Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).
Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 2.1), половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:
- 85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».
- 55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.
- 35-54% - ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя.
- 0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуется.
Вопросник
1) Хотел бы ты знать о своем поселке больше?
2) Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о Кемеровской области?
3) Путешествовал ли ты по Кемеровской области?
4) Часто ли рассматриваешь поселок, когда гуляешь по его улицам?
5) Бывал ли ты в музеях Кемеровской области?
6) Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории Кемеровской области?
7) Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история Кемеровской области»?
8) Любишь ли ты читать о нашем крае?
9) Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Кемеровской области?
10) Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома Кемеровской области?
11) Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
12) Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой поселка?
13) Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
14) Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашей школе?
15) Участвуешь ли ты в них?
16) Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
17) Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
18) Любишь ли ты свою семью?
19) Заботишься ли ты о своих близких?
20) Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?
Методика «Мое отношение к малой родине»
Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).
Методика состоит из 10 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 20.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию:
- 85-100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
- 55-84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
- 35-54% - ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
- 0-34% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину».
Вопросник
1) Любишь ли ты свою страну?
2) Гордишься ли ты своей Родиной?
3) Любишь ли ты свой поселок?
4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой Кемеровской области?
5) Хотел бы ты жить в поселке всегда?
6) Влияет ли поселок на твои мысли?
7) Влияет ли он на твои поступки?
8) Испытываешь ли ты чувство гордости от того, что живешь в нем?
9) Есть ли у тебя любимые места в поселке?
10) Часто ли ты вспоминаешь поселок, если надолго уезжаешь из него?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".
Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....
Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...
Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)
Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....
Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"
Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...
проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОС
Тема: Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОСАннотация.Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать ...
Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...
Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках
Предлагается обмен опытом...