Проектная деятельность в начальных классах "Водоёмы села Ладовская Балка"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
В условиях классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология может быть эффективно использована, начиная с 1 класса, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah_po_teme_avtosohranennyy.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальных классах
по теме "Водоемы нашего края". 4-й класс
Предмет исследования: “Водоёмы нашего села” (окружающий мир).
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Цели:
- повышение мотивации к обучению;
- разработка и написание проекта «Экологическая проблема – лечить планету сообща»
- на примере реки Горькая Балка;
- формирование экологической грамотности;
- формирование бережного отношения к водоёмам нашего края;
- повышение самооценки учащихся;
- приобщение родителей к совместной деятельности;
- презентация проекта.
Задачи:
познакомить с водоёмом нашего села;
организовать исследовательскую работу по изучению водоёма;
учить оформлять исследования как проект.
Основополагающий вопрос.
Зачем нужно изучать водоёмы нашего села?
Проблемные вопросы.
Какую воду мы пьём?
В какой воде купаемся?
Какое значение имеет вода в жизни человека и всего живого?
Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?
Проект рассчитан на 4 учебные недели.
Участники проекта: учащиеся 4 “Б” класса МКОУ СОШ №2 с.Ладовская Балка
План исследования:
- Значение воды для человека и других живых организмов.
- Водные ресурсы Ладовской Балки.
- Растительный мир пресных водоёмов.
- Животный мир пресных водоёмов.
- Экологическое состояние водоёма .
- Загадки, пословицы, рассказы о воде.
- Поделки из бросового материала (природного материала).
- Ожидаемые результаты.
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, сети Интернет в целях получения новых знаний.
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие речи и обогащение лексики.
Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.
Повышение профессиональной компетенции учителя.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему.
Учитель: Мы снова вместе. Начинаем урок Мир вокруг нас.
- Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река)
- Внимание на экран. Каким вы видите океан? (Cлайды)
- Какой видите реку?
- Какая вода нам нужна?
Воды на земле одновременно и много и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода - солёная и не пригодна для питья, использования в производстве и сельском хозяйстве.
Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.
И эта проблема не может не волновать нас – главных потребителей пресной, питьевой, чистой воды.
У нас возникли вопросы:
- Какую воду мы пьём?
- В какой воде мы купаемся?
- Почему русло реки Горькая Балка затянуто илом?
- Чем и как мы можем помочь сохранить воду чистой?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили исследовать их и разработать информационный проект «Экологическая проблема – лечить планету сообща» на примере реки Горькая Балка
И сегодня мы защищаем свой проект. Форма защиты – отчёт.
- Географы (представляются) расскажут о значении воды в жизни человека и всего живого, о водных ресурсах Ладовской Балки.
- Ботаники познакомят с растительным миром пресных водоёмов.
- Зоологи доложат об исследовании животного мира пресных водоёмов.
- Экологи исследовали экологическое состояние пресных водоёмов и расскажут о своих методах работы.
- А литераторы напомнят о том, что проблема чистой воды волнует и их - людей искусства.
- Ребята, у вас на столах Информационные карты с заданиями.
По ходу отчётов каждой группы заполняйте их.
Информационная карта.
1. География.
Значение воды:____________________________________
Водоёмы – это _____________________________________
Водоёмы бывают __________________________________
Естественные водоёмы: _____________________________
Искусственные водоёмы: ____________________________
Река в селе ______________________________________
Питание реки _______________________________________________________
2. Зоология.
- Заполните таблицу (слайд):
Животные водоёмов
Моллюски | Земноводные | Насекомые | Грызуны | Рыбы | Ракообразные |
|
|
|
|
|
|
Роль: _______________________________________________
3. Ботаника.
Плавают на поверхности ______________________________
Прикрепляются ко дну ________________________________
Плавают в толще воды ________________________________
Роль: _______________________________________________
4. Экология.
Загрязняют водоёмы __________________________________
Охрана водоёмов _____________________________________
В Красной книге ______________________________________
Слово географам. (Отчёт географов. Водоёмы нашего села)
План работы географов (слайд).
Значение воды.
Водные ресурсы.
Река Горькая Балка.
Ученик: Значение водоёмов в природе очень велико: это и купание, и полив, и питьё, а также работа предприятий, а уж о том, что вода является домом для рыб, известно всем. Остановимся на каждом пункте.
• Купание (слайд). Места для купания на территории села Ладовская Балка отсутствуют, так как наша речка солёная и есть возможность заболеть лептоспирозом. Но многим селянам приходится как то спасаться от знойного лета устраивать бассейны дома затрачивая на наполнение бассейнов чистую питьевую воду.
• Питьё (слайд). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления вредных веществ. Если массу тела: 3*2, можно определить, сколько воды в твоём теле. Масса моего тела 48 кг, делю на 3=16 кг и умножаю на 2=32 кг, а это значит, что наше тело состоит на 2/3 из воды.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. В сутки человеку требуется более 2 л воды.
Вода к нам в дома поступает из скважин, пройдя предварительную обработку на очистных сооружениях. Воду пьют и звери, и птицы, в ней нуждается все живые организмы.
• Полив (слайд). На территории нашего села выращивается много сельскохозяйственных культур, которые требуют полива (частный сектор). На эти нужды идёт вода питьевая, которая прошла фильтрацию. Но те дворы которые расположены вдоль реки поливают свои огороды из речки.
• Работа предприятий (слайд). Работа любого предприятия связана с расходом воды. Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода необходима на таких предприятиях как баня, бассейн, автомойка, без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. А в нашем селе есть такие предприятия которые на прямую зависят от качества воды: свиноферма, пекарня.
• Дом для рыб (слайд). В нашем крае много водоёмов, где водится большое количество рыбы. Есть виды рыб, что разводят в искусственных водоёмах, а есть те, что размножаются в естественных условиях.
• Вода – транспортные магистрали (слайд). Вода не только “поит”, но и ещё обеспечивает перевозку грузов, пассажиров по водным путям. В нашем селе раньше люди, ездили на лодках с одной стороны реки на другую, экономя время, а сейчас увидишь лодку редко. Да и только как средство для рыбалки
Обобщение. Значение воды (слайд).
- Водные ресурсы Ладовской Балки. Горькая Балка — река в Ставропольском крае, впадает в Сухую Куму. Длина 183 км. Единственный приток — Сухая Горькая.
- Берёт начало на юге края из родников в лесостепи Георгиевского района, течёт с юго-запада на северо-восток.
Ученик: Мы собрали информацию о водоёме Ладовской Балки.
Обобщение по Информационной карте (пункт 1).
Отчёт ботаников. Растительный мир водоёмов нашего края.
Учитель: Ярким, нарядным, притягательным выглядит водоём в тёплое время года. Тихий плеск воды, обилие цветов с синими, фиолетовыми, розовыми, жёлтыми головками цветов не перестают привлекать наш взор, восхищать своей красотой. Слово ботаникам.
Ученик: Мы исследовали растительный мир водоёмов нашего края методом наблюдения, методом опроса, методом сбора информации из детских энциклопедий “Я познаю мир”, “Всё обо всём” и атласа - определителя “От земли до неба”. В результате работы мы разделили все растения на 4 группы, в зависимости от того, где они растут (слайд):
камыш | зелёные водоросли |
тростник |
|
стрелолист |
|
осока |
|
Первая группа (слайд). Камыш, стрелолист, тростник, осока прикрепляются своими корнями ко дну водоёма, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Эти растения встречаются по берегам водоёмов. Их высота достигает до 1 метра. Люди их часто путают. Внимательно рассмотрите рисунок, и вы запомните различия. У камыша и тростника соцветия - метёлки, а у рогоза - коричневый “палец”.
Ко 2-й группе (слайд) В толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только в микроскопе. Иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.
Велика роль растений в водоёме. Растения выделяют в воду кислород необходимый для дыхания организмов, служат пищей животным, подводные заросли служат убежищем для животных.
Обобщение по Информационной карте (пункт 2):
- Какие растения можно встретить по берегам реки?
- Растение, имеющее листья-стрелы с широкими наконечниками?
- Растение, которое часто путают с камышом, с мягким коричневым наконечником?
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Отчёт зоологов. Животные водоёмов.
Учитель: Богат и разнообразен животный мир нашего села. Свой отчёт продолжают зоологи.
Ученик: Я начну свой отчёт с загадок о жителях водоёмов:
Ползает наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй (Рак)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)
Рыбы (слайды) - постоянные обитатели водной среды. В процессе исторического развития, у рыб вырабатывались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах. У рыб обтекаемая форма тела, кожа покрыта чешуёй, имеются плавники. Дышат жабрами. Изгибая туловище и хвост, рыба движется вперёд. Рыбы видят близкие предметы, различают звуки.
В процессе исследования узнала, что рыбы, живущие в пресной воде, приспособились жить одни в стоячей воде (караси, карпы), другие - в проточной воде (щука, окунь).
Игра. Найди и исправь ошибки в тексте (слайд).
Как красива и интересна наша река! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски-прудовики и катушки
Отчёт экологов. Экологическое состояние водоёмов.
Учитель: Люди часто нарушают экологическое равновесие, что вредит всему живому. Наши экологи исследовали этот вопрос, им слово.
Ученик: Первое впечатление о состоянии наших водоёмов сложилось, когда мы прошлись по берегу реки. И мы решили узнать: Какую воду мы пьём? В какой воде купаемся? Мы нашли ответы:
По данным Госкомэкологии Ставропольского края качество воды в пунктах наблюдения соответствует 3-ему классу (умеренно загрязнённые).
В 50-ых годах XX века река привлекла внимание мелиораторов из соседней Республики Дагестан. Был создан проект «Ногайский водный тракт». Планировалось продлить русло Горькой Балки, чтобы засушливые территории севера Дагестана получали дополнительное количество воды для искусственного орошения. К строительству канала приступили не сразу. Лишь в начале 90-х он пересёк границу Ставрополья с Дагестаном. Проект не имел успеха: имеющаяся выше по течению вода из полустоячей речки с большой скоростью начала спадать вниз. Русло обмелело, погибла вся рыба на участке в 30 км. Чтобы спасти реку, была в срочном порядке построена подпорная дамба.
Ученик: Мы предлагаем:
Выпустить листовку-обращение к жителям села с просьбой объединить усилия для решения актуальной экологической проблемы.
Уважаемые жители нашего села!
Мы обращаемся к тем, кто забыл о том, что нужно заботиться о своём здоровье и о здоровье окружающих. Мы не должны жить сегодняшним днём, чтобы наши ошибки пытались исправить наши дети и внуки.
Убедительно просим вас: “Не загрязняйте окружающую природу! Остановите человека, который своими действиями ухудшает экологию”.
Всё в ваших руках и в ваших силах!
Ученики 4 “Б” класса МКОУ СОШ №2 с. Ладовская Балка
3) Распространить памятки-закладки о правилах поведения на водоёмах среди учащихся школы.
Памятка.
Не бросай мусор в воду.
Не оставляй мусор на берегу.
Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
Заключение.
Учитель: С возникновением человеческого общества появился мощный фактор воздействия на живую природу. Создание крупных городов и водохранилищ, развитие промышленности оказывает губительное воздействие на окружающую среду.
Наше потребительское отношение к природе и неразумное вмешательство в неё может привести общество к экологическому кризису, важнейшее проявление которого – онкологические заболевания, заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. А здоровье не могут заменить никакие блага цивилизации.
Итог урока.
- Ребята! Вы отлично поработали. В отчётах прозвучали ответы на интересующие вас вопросы:
- Какое значение имеют водоёмы для человека и всего живого?
- Зачем нужно знать растительный и животный мир водоёма?
- Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?
- Что и как можем сделать мы для того, чтобы вода в водоёмах была чистой?
Домашнее задание.
Вклеить информационную карту в рабочую тетрадь и по её плану составить рассказ о водоёмах нашего края, дополнив своими наблюдениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...
Статья "Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе".
Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности....
Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности....