Статья "Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе".
статья

Мокрая Светлана Викторовна

Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе

           С 2015 / 2016 учебного года педагоги первых классов нашей школы начали работать по УМК «Начальная школа XXI века», т.к.  концепция УМК решает приоритетные задачи начального образования на современном этапе:

1) целостное гармоническое развитие личности школьника;

2) формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;

3) овладение основными компонентами учебной деятельности;

4) развитие общих интеллектуальных мыслительных умений;

5) формирование готовности к самообразованию.

 Важным аспектом работы по комплекту является тот факт, что обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить перспективу в его развитии, предупреждать личностный дискомфорт учащихся. В результате каждый ученик чувствует себя равноправным участником образовательного процесса.

Особое внимание авторы учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» уделяют созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.

Реализация концептуальных идей УМК в практической деятельности учителя происходит через урок, воспитательную работу, внеклассную и внеурочную деятельность.

Основные идеи обучения в начальной школе:

- дифференциация;

- интеграция;

- личностно-ориентированный подход;

- разноуровневый подход;

- природосообразность;

- учебная деятельность.

Курс начальной школы реализует обязательный минимум содержания, но при этом выдвигает перед каждым учеником конкретные требования. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребёнка. Цель педагога – не просто дать знания, а научить ученика добывать их, не просто выполнять программу, а идти от интереса ребёнка, дать ученику возможность думать, размышлять, играть, фантазировать, вступать в дискуссию. Важная особенность курса - развитие личности школьника средствами предмета, развитие умений решать исследовательские и творческие задачи.

В Пояснительной записке Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что «содержание и формы учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся». Центральной линией развития младшего школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности.

Как стимулировать потребность к поиску? Как научить видеть проблему, анализировать, делать выводы, правильно излагать и защищать идеи? Это те вопросы, которые находят своё решение в проектной и исследовательской деятельности младших школьников.

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся учатся:

- находить источники информации;

- планировать свою работу;

- сотрудничать друг с другом;

- доводить начатое дело до конца.

Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.

УУД, которые формируются в ходе решения проектных задач.

1) Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование;

- рефлексирование.

2) Познавательные:

- моделирование

3) Коммуникативные:

- проявление инициативы;

- взаимодействие.

Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение ребёнка.

Основные педагогические цели проектных задач:

- способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;

- возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы;

- выявлять у школьников способность к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Система заданий в проектной задаче может иметь разные способы решения.

1) Последовательность заданий определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи.

2) Выполнение заданий в любой последовательности.

3) Требуемую последовательность должны выявить сами учащиеся.

Решение проектной задачи требует коллективного распределения деятельности – работы в малых группах. При этом проявляются умения или неумения:

- планировать ход решения задачи;

- распределять работу между членами группы;

- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Итогом решения проектной задачи могут быть реальные продукты (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков), созданный детьми; нематериальный продукт (качественное изменение самого ребёнка или группы детей).

Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки учащихся, работа над проектными задачами способствует формированию у учеников умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, овладению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству. Таким образом, использование проектных задач позволяет учителю отказаться от авторитарности в обучении, помогает проявлению личной инициативы учащихся, что повышает мотивацию познавательно – продуктивной деятельности.

Список литературы:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Гуленко ИЛ. Проблемы внедрения метода проектов в школе //Образование в современной школе. 2004. №12

3.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Нач.школа. – 2005. №9.

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Нач.школа. – 2004. №2.

5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности....