Статья "Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе".
статья
Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе
С 2015 / 2016 учебного года педагоги первых классов нашей школы начали работать по УМК «Начальная школа XXI века», т.к. концепция УМК решает приоритетные задачи начального образования на современном этапе:
1) целостное гармоническое развитие личности школьника;
2) формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;
3) овладение основными компонентами учебной деятельности;
4) развитие общих интеллектуальных мыслительных умений;
5) формирование готовности к самообразованию.
Важным аспектом работы по комплекту является тот факт, что обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить перспективу в его развитии, предупреждать личностный дискомфорт учащихся. В результате каждый ученик чувствует себя равноправным участником образовательного процесса.
Особое внимание авторы учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» уделяют созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.
Реализация концептуальных идей УМК в практической деятельности учителя происходит через урок, воспитательную работу, внеклассную и внеурочную деятельность.
Основные идеи обучения в начальной школе:
- дифференциация;
- интеграция;
- личностно-ориентированный подход;
- разноуровневый подход;
- природосообразность;
- учебная деятельность.
Курс начальной школы реализует обязательный минимум содержания, но при этом выдвигает перед каждым учеником конкретные требования. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребёнка. Цель педагога – не просто дать знания, а научить ученика добывать их, не просто выполнять программу, а идти от интереса ребёнка, дать ученику возможность думать, размышлять, играть, фантазировать, вступать в дискуссию. Важная особенность курса - развитие личности школьника средствами предмета, развитие умений решать исследовательские и творческие задачи.
В Пояснительной записке Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что «содержание и формы учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся». Центральной линией развития младшего школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности.
Как стимулировать потребность к поиску? Как научить видеть проблему, анализировать, делать выводы, правильно излагать и защищать идеи? Это те вопросы, которые находят своё решение в проектной и исследовательской деятельности младших школьников.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся учатся:
- находить источники информации;
- планировать свою работу;
- сотрудничать друг с другом;
- доводить начатое дело до конца.
Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
УУД, которые формируются в ходе решения проектных задач.
1) Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- рефлексирование.
2) Познавательные:
- моделирование
3) Коммуникативные:
- проявление инициативы;
- взаимодействие.
Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение ребёнка.
Основные педагогические цели проектных задач:
- способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;
- возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы;
- выявлять у школьников способность к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Система заданий в проектной задаче может иметь разные способы решения.
1) Последовательность заданий определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи.
2) Выполнение заданий в любой последовательности.
3) Требуемую последовательность должны выявить сами учащиеся.
Решение проектной задачи требует коллективного распределения деятельности – работы в малых группах. При этом проявляются умения или неумения:
- планировать ход решения задачи;
- распределять работу между членами группы;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Итогом решения проектной задачи могут быть реальные продукты (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков), созданный детьми; нематериальный продукт (качественное изменение самого ребёнка или группы детей).
Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки учащихся, работа над проектными задачами способствует формированию у учеников умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, овладению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству. Таким образом, использование проектных задач позволяет учителю отказаться от авторитарности в обучении, помогает проявлению личной инициативы учащихся, что повышает мотивацию познавательно – продуктивной деятельности.
Список литературы:
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Гуленко ИЛ. Проблемы внедрения метода проектов в школе //Образование в современной школе. 2004. №12
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Нач.школа. – 2005. №9.
4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Нач.школа. – 2004. №2.
5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...
Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности....