урок по окружающему миру по теме водоемы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
окружающий мир 4 класс умк перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока по окружающему миру тема водоемы умк перспектива | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Касторенская СОШ №1»
Открытый урок
по окружающему миру
в 4-м классе на тему
"Водоемы"
Учитель О.А.Колесникова
Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.
Оборудование: презентация, гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
2. Сообщение темы и плана урока.
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.
Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось?(Вод -о- ём – ы .)
– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:
– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?
– Можно ли назвать пресный водоём сообществом?
– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?
(Вопросы записаны на доске, читают ученики).
3. Проверка домашнего задания
(Устные ответы учеников на вопросы)
Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?
4. Изучение нового материала.
( слайд 1.).
– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)
– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)
– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро).
Не конь, а бежит
Не лес, а шумит. (Река).
– Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).
(слайд 2)
– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).
(слайд 3)
– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения -рогоз, камыш, тростник, осока.
(слайды 4-7)
– Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка.
– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.
(слайды 8-9)
– Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями
Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)
(слайд 10)
– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение.
– Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.
(слайды 12-14)
– Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.
– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?
( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)
5. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.
Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.
С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.
(слайд 15)
– Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
(слайд 16)
– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.
(слайд 17)
– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.
(слайд 18)
– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.
(слайд 19)
– На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков-улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.
(слайд 20)
– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.
(слайд 21)
– Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.
(слайд 22)
– Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру.
(слайд 23)
– У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.
– Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?
– сосредоточение запаса воды;
– рыбная ловля и охота;
– источник энергии;
– место для отдыха и занятий спортом;
– источник эстетического наслаждения.
(слайд 24).
6. Закрепление
– Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.
Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в “Рабочей тетради” на стр. 29–30.(Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).
– Является ли пресный водоём - сообществом?
(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).
– Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.
(Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в “Рабочей тетради”).
– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?
(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой . Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)
– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?
(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).
7. Итоги урока
Выставление оценок.
8. Домашнее задание
Составить кроссворд “Пресный водоём”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Окружающему миру "Жизнь пресного водоема."
Цель урока "Жизнь пресного водоема" - ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...
план-конспект урока по окружающему миру "Какие бывают водоемы"
урок-путешествие...
Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс
Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...