план-конспект урока по окружающему миру "Какие бывают водоемы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
урок-путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_kakie_byvayut_vodoemy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Федорова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ «Кезская СОШ №1», пос. Кез, Кезский район, Удмуртская Республика
Тема: "Какие бывают водоемы"
Цели:
- дать представление о Мировом океане (река, озеро, море, океан, родник, пруд, водохранилище).
- познакомить учащихся со строением реки, моря, озера, океана, пруда; с водоемами своего края; охраной водных ресурсов.
- обобщить знания детей о значении воды для жизни человека, животных, планеты; закрепить знание о круговороте воды в природе.
- повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний, работать над развитием речи.
- воспитывать бережное отношение к природе.
- познакомить с источниками загрязнения водоемов, выработать правила поведения на водоемах.
Оборудование: карточки, словарь С. И. Ожегова, карта полушарий, глобус, портрет В. И. Вернадского, кроссворд “Водоемы”, шапочки “Рыбки”.
Методы: словесный (беседа, чтение, сообщение), наблюдение, сравнение, логические задачи, творческие задания, оценивание своего труда.
Ход урока
Этап самоопределения.
I. Организация начала занятия.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
– Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.
Подготовка к активной познавательной деятельности.
II. Повторение ранее изученного материала.
– На какие 2 части делят природу?
– Что относится к живой природе?
– Что относят к неживой природе?
– Угадайте, о чем мы побеседуем?
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна,
Кто такая я? (ВОДА)
1) Беседа.
– Вода о себе говорит так:
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
– Как это понять? (Переходит из одного состояния в другое)
– Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (дождь, водоем)
– Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (снег, лед, сосулька)
– Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар, туман)– От чего зависит различное состояние воды? (от температуры)
В. И. Вернадский говорил: “Вся масса воды в жидкой, в газообразной и твердой форме находится в непрерывном движении, сама вечно меняется и меняет все окружающее”. (Портрет В. И. Вернадского).
2). Самостоятельная работа по карточкам № 1 (Приложение 2)
– Какой процесс показан стрелкой? (испарение, конденсация) Что это такое?
– При каких условиях происходит испарение? Конденсация?
– Как этот процесс называется? (круговорот воды в природе)
3). Самооценка
– Поднимите руки, кто выполнил все правильно? Кто допустил одну ошибку? Две ошибки?
III. Физкультминутка.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытираемся посуше.
IV. Целеполагание и мотивация.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
– Что особенного в ней?
Сообщение ученика. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.
У нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ее не опишешь, ею наслаждаешься, не понимая, что она такое. Она не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь.
Основной этап.
V. Актуализация знаний.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке.
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода.
Если мы посмотрим на карту, глобус, то увидим, что преобладает голубой цвет. Почему?
(Большую часть поверхности земли занимает вода)
– Где она находится на планете? (в реках, озерах, морях, океанах и т. д.)
Одним словом в водоемах. – Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться?
Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое река, озеро, море, океан, пруд, водохранилище, а так же почему мы должны охранять воду нашей планеты.
На научно-исследовательском судне “Искатель” мы отправимся в плавание (в путешествие)
Основной этап.
VI. Усвоение новых знаний.
– Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!
1) Отгадайте загадку. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
1 остановка “Речная”
2) Работа со словарем Ожегова. (Приложение 1)
Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.
3) Строение реки. Реки живы родниками. Многим рекам жизнь дают родники.
Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Это наиболее надежный источник водоснабжения населения, защищенный от поверхностного загрязнения. Одно из богатств нашего края – родники (естественные источники чистой и холодной воды).
Ключ – источник, отпирающий недра земли.
Многие источники, выходя на поверхность земли, образуют маленькие ручейки, сливаясь в более крупные , а ручьи образуют постоянный водный поток – реку.
В реке пресная вода. ( Что это значит? Подберите синоним.)
У каждой реки выделяют части:
1. Исток – место, где начинается река (словарь). Это может быть родник (Волга), озеро (Ангара из озера Байкал), ледник в горах (в Андах).
2. Устье – место, где река оканчивается. Она может впадать в озеро, в море, океан, другую реку, болото. А в жарких странах есть реки, которые никуда не впадают, они просто истощаются и теряются.
3. Русло – сама река (постоянный водный поток)
4. Притоки – реки, впадающие в главную реку. Они бывают правые и левые.
5. Берега
Реки бывают равнинные и горные. Течение равнинных рек медленное. Горные реки текут по горам, поэтому течение быстрое. Такие реки часто образуют водопады – стремительно падающий с высоты поток воды. (Словарь).
Например: водопад Виктория (в Африке) – 120 м, Илья Муромец (Россия. Курильские острова) – 140 м.
Реки постоянно пополняются водой. Летом вода в реку поступает от дождей и из родников, а зимой – только из родников. Весной в реку попадает много талой воды, вода не помещается в реке и выходит из берегов – начинается половодье – весенний разлив рек.
VII. Первичная проверка понимания.
– Что такое река?
Вывод: постоянный водный поток.
VIII. Первичное закрепление.
1). Каково значение рек? Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.
2) Выполнение задания на карточке №2. (Приложение 2)
– Проверка задания.
I. Усвоение новых знаний.
Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!
2 остановка “Озерная”
1) Отгадайте загадку.
Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически
И месяц, и звезды
В нем отражаются
Как это зеркало называется? (Озеро)
2) Беседа.– Кто из вас бывал на озере? На каком?
– Похоже ли озеро на реку? Чем? (Вода пресная, берега поросли растениями, плавают рыбы, селятся птицы, служит местом для отдыха).
– Чем отличается? (Водоем округлой или продолговатой формы, вода не течет, нет истока, устья, правого и левого берегов)
3) Работа со словарем. Озеро – замкнутый в берегах большой, естественный водоем.
Озеро – большое природное углубление, заполненное водой, глубокое, с замедленным водообменом, с большим водным зеркалом без растительности.
4) Работа с картой. В нашей стране много озер, некоторые такие огромные, что их называют морями. Например, Байкал в песне называют морем – “Славное море, священный Байкал”. Глубина Байкала – 1640 м. Очень красивы озера Ладожское и Онежское. В народе их ласково называют Ладога и Онега. Во многие озера впадают реки, поэтому вода в них пресная. Есть озера с соленой водой, такие как Аральское и Каспийское. Они такие большие, что их называют морями. Озеро Балхаш интересно тем, что в западной части вода пресная, так как туда впадает река, а в восточной соленая, туда не впадает река. Питание смешанное.
II. Первичная проверка понимания.
– Что такое озеро? (Озеро – замкнутый естественный водоем, различный по форме и размерам).
III. Первичное закрепление.
-Чем озеро отличается от реки? (Замкнутый водоем, не имеет истока, устья, правого и левого берегов, вода не течет).
IV. Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это – кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
I. Усвоение новых знаний.
Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!
3 остановка “Морская”
1) Отгадайте загадку.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна
И горька, и солона. (Море)
2) Работа со словарем.
Море – часть океана – большое водное пространство с горько – соленой водой.
3) Работа с картой. Моря – большие водоемы с соленой водой. Берега России омывают моря: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых. Восточно – Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское. Многие моря являются частью океана.
II. Первичная проверка понимания. – Каково значение морей? (Моря дают человеку продукты питания, лекарства, водные дороги, место для отдыха.)
III. Первичное закрепление. – Чем озеро отличается от моря? (Озеро – замкнутый в берегах водоем с пресной водой, а море – большое водное пространство с соленой водой).
I. Усвоение новых знаний.
Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!
4 остановка “Океан”
1) Отгадайте загадку. Огромное пространство соленой воды. (Океан)
2) Работа со словарем.
Океан – весь водный покров Земли, окружающий материки и острова.
3) Работа с картой. Океанами заняты на земле огромные пространства. По нему можно плыть много дней, не видя берегов. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.
II. Первичное закрепление. Покажите на карте океаны.
I. Усвоение новых знаний.
Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!
5 остановка “Пруды”
1) Отгадайте загадку. Посреди поля лежит зеркало,
Зеркало голубое, рама зеленая. (Пруд)
2) Работа со словарем.
Пруд – искусственный водоем в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.
3) Сообщение учителя. Пруды – это искусственные водоемы, созданные человеком. Пополняются талыми водами, дождями. Вода стоячая. Пруд мельче озера, поэтому лучи проникают до дна, от этого разнообразнее растительный и животный мир.
Используются для орошения (полива), разведения рыб.
II. Первичная проверка понимания.
– Что такое пруд? Кто его создал? Какой это водоем? (Искусственный – сделан человеком.)
III. Первичное закрепление. – Чем пруд отличается от озера? (Пруд – искусственный водоем, а озеро – естественный водоем)
I. Усвоение новых знаний.
Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!
6 остановка “Водохранилище”
1) Работа со словарем. Водохранилище – искусственный водоем для хранения или регулирования запасов воды.
2) Работа с картой
Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!
В засушливых местах люди строят каналы, которые используются также для орошения, водного транспорта. Канал – искусственное русло, наполненное водой.
Обобщение и систематизация знаний
1) Кроссворд.
1. Искусственный водоем для хранения запасов воды.
2. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский – это….
3. Искусственный водоем.
4. Большое природное углубление, заполненное водой.
5. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
6. Кругом вода, а с питьем беда.
2) – Какие вы знаете водоемы?
– На какие две группы можно разделить все водоемы?
– Назовите естественные водоемы.
– Назовите искусственные водоемы.
Охрана водоемов. Сценка.
Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!
– Ой! Что случилось? Наш корабль сел на мель! Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
– Собрались вместе обитатели реки, чтобы спасти ее, а узнать друг друга не могут.
Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу реки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную воду. Вот я и стала от сточных вод красная. А ты почему желтая, как лимон?
Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего в нем только не было: и удобрения, и отходы. Пожелтела наша заводь. А ты, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. Вот и стала фиолетовой – еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.
Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.
Красная рыбка: Что же нам делать? Как дальше жить?
Черная рыбка: А может, ребята помогут?
– Ребята вспомните, от чего река стала цветной? Источники загрязнения:
Сточные воды заводов
Разлив нефти
Мусор с кораблей
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
– Как же сохранить чистой воду в реке?
– Чем каждый из вас может помочь реке?
Очистка от мусора
Восстановление родников
Применение знаний и умений в новой ситуации. (Итог урока)
1. Самостоятельная работа с карточками №3. (Приложение 3)
Информация о домашнем задании.
Читать стр. 92, 99.
1 группа – тетрадь стр. 27, задание 4.
2 группа – составить памятку “Как себя вести у водоемов”
3 группа – найти сведения о болоте (использовать словарь Ожегова)
Оценка работы учащихся.
Научно – исследовательское судно “Искатель” отправилось дальше путешествовать и изучать окружающий мир. А капитан корабля прислал письмо. Давайте прочитаем.
Он просил вручить орден “ Мудрой совы” ребятам, которые все знают о воде и водоемах-. “5”, сову – символ мудрости ребятам, которым немного не хватило знаний – “4”, но я дума, они дома еще повторят, и будет все в порядке.
Кто еще плохо знаком с водой и водоемами, вручаю Капитошку, чтобы он помог вам овладеть знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект к уроку по окружающему миру 1класс "Хвойныедеревья. Практическая работа "Сравнительное исследование сосны и ели""
Определение отличительных признаков сосны и ели...
План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:· Ф...
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
План-конспект проведения урока по окружающему миру
Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....