Внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание».
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
В начальной школе закладываются основы экологической культуры.Дети впервые попадают в мир знаний о природе.Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.Конечным резульатом должно стать не только овладение определенными навыками и умениями ,а развитие эмоциональной отзывчивости,умения и желания активно защищать,улучшать,облагораживать природную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению
«Экологическое воспитание».
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12
Брендина Ирина Николаевна
Пояснительная записка к программе «Экологическое воспитание».
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование (воспитание, развитие, обучение) подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе начальной, которая позволила бы воспитать и обучать поколение людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в ней. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействий человека и природы.
В начальной школе дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное творение природы – не может существовать вне ее. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Дети постепенно подходят к сознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. От личного участия каждого в движении за здоровую биосферу зависит то, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент; в начале или в конце своего путешествия в будущее.
Экология – это связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для экологического образования и воспитания учащихся представляет материал многих учебных предметов. Главное в том, что в результате педагогической работы дети смогли бы:
- осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понятий;
- от практических действий, поведения взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных;
- участвовать в движении за здоровую биосферу, начать свое путешествие в будущее.
Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
Для каждого учителя очевидно, что эффективность реализации экологического воспитания в начальной школе возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеклассной работе. Можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную, трудовую, туристско-краеведческую, художественное творчество. Наиболее эффективными становятся инновационные технологии экологического воспитания, предусматривающие групповую деятельность: дебаты, ролевые игры, проекты, дискуссии, моделирование. Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, природу на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения вокруг. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к природе, ее обитателям, к Родине, бережное отношение к ее богатствам, долг и ответственность перед Отчизной. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто ходить в кино, в зоопарк, посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу.
Цели и задачи.
Основная цель предлагаемой программы экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания учащихся;
- формировать поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков;
- формировать чувство бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Экологическое воспитание»
По окончании 1 класса:
Научатся понимать:
- значение природы для себя, для общества, для страны;
- элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;
- важность воспитания уважения и чувства гордости за природу своего края, за страну;
- правила сохранения природных богатств;
- основные правила поведения на природе.
Получат возможность научится :
- экологически грамотно вести себя на природе;
- проявлять себя в общественно полезном труде;
- проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;
- любить и беречь природу родного края;
- охранять и беречь природное наследие своего края.
Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- удовлетворения познавательных интересов об экологии;
- ведения активного образа жизни;
- формирования творческого отношения к природе родного края и его обитателям.
Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Школьный и городской музеи | Знакомство с природой города, родного края. | Экскурсии, просмотры экспозиции, выставок. |
Центр Детского творчества | Дополнительное образование детей в области природы и экологии родного края, расширение кругозора учащихся. | Посещение кружков, конкурсы, праздники. |
Городской детский эколого-биологический центр | Расширение кругозора учащихся об экологии, дополнительное образование. | Конкурсы, викторины, праздники, посещение кружков. |
Основные модули программы
« Природа – наш дом» | Форма внеурочной деятельности |
1.Что такое природа? | Беседа, просмотр слайдов. |
2.Природа моего города. | Экскурсия по городу. |
3.Как прекрасен этот мир! | Конкурс рисунков. |
4.Дары леса. | Экскурсия в лес, рисунки. |
5.Акция – « Помоги птицам». | Изготовление кормушек. |
6.Акция – «Зеленое дерево». | Игра – практикум. |
7.Загадки о животных. | Загадки. |
8.Птицы - наши друзья. | Внеклассное мероприятие. |
9.Сказки леса. | Беседа. |
10.Дидактическая игра «Растения» | Игра. |
11. «Узнай дерево по листу» | Викторина. |
12. «Не плачь, берёза» | Экскурсия в рощу. |
13.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | Классный час. |
14.Волшебные семена | Экологический праздник. |
«Сохраним природу!» | |
1.Растения нашего города. | Работа по слайдам, экскурсия. |
2.Животный мир нашего города. | Работа по картинкам, рисункам. |
3.Я живу в Татарстане. | Беседа, игра – путешествие. |
4.Казань – столица Татарстана. | Заочная экскурсия. |
5.Символы Татарстана. | Просмотр слайдов, беседа. |
6.Богатство нашего края. | Беседа, работа по карте. |
7.Акция «Самый чистый город». | Субботник. |
8.Для чего нужна Красная книга? | Беседа. |
9.Акция «Сохрани дерево». | Сбор макулатуры. |
10.Зелёный город глазами детей. | Конкурс рисунков. |
11.Посади дерево. | Выпуск листовок. |
12.Организация акции « На наших улицах порядок». | |
13.Сохраним природу Республики Татарстан. | Сообщение. |
14.Как сделать город чистым и цветущим? | Выпуск листовок, агитация. |
15. «Мой край - прекрасный Татарстан». | Выставка рисунков, фотосъёмка. |
« Мы - защитники природы». | |
1.Земля - наш дом. | Беседа. |
2.Дуб и все вокруг него. | Исследовательский урок. |
3.Охранять природу – значит охранять Родину. | |
4.Моя Родина. Моё Отечество. | Беседа. |
5.Витамины- человек- здоровье. | Классный час. |
6.Берегите природу. | Конкурс рисунков. |
7.Красота вокруг нас. | Трудовой десант. |
8.Лесная мозаика. | Конкурс рисунков. |
9.Бабушкина аптека. | Беседа. |
10. «Доктора природы». | Внеклассное занятие. |
11.Мой любимый уголок родного края. | Фотоконкурс. |
12.Моё любимое место в нашем городе. | Тестовый рисунок. |
« Знатоки экологии». | |
1.Экология и экономика. | «Знаешь ли ты родной край?». Викторина. |
2.Экологическая катастрофа. | |
3.Катастрофы, вызванные человеком. | |
4.Экологическая катастрофа. Озеро Байкал. | Реферат. |
5.Наводнение. | Беседа. |
6.Экологические профессии. | Внеклассное мероприятие. |
7.Знатоки природы. | Викторина. |
8.Экологические связи. | |
9.Экологизация сельского хозяйства. | |
« Экология и мы». | |
1.Лесная аптека. | Беседа. |
2.Чудо природы – паук. | Кроссворд. |
3.Знатоки природы. | Викторина. |
4.Леккарственные растения. | Реферат. |
5.Красная книга. | Классный час. |
6.Заповедники. | |
7.Земля- матушка, земля- кормилица. | |
8.Осторожно: гербициды. | Беседа. |
9.Экологическая проблема. | Соревнования. |
1о.Лесные детективы. | Игра. |
11.Мой город хорошо растёт. | Экскурсия. |
12.Аллея нашего города. | Проект, исследования. |
13. «Планета в твоих руках». | Выпуск листовок,агитация. |
14.Война с мусором | Агитация |
15. Мы вместе сохраним экологию | Коллаж |
16. Заглянем в «Красную книгу» | Работа с книгой |
17. «Части света и материки» | Клубный час юного географа |
18. «Всемирный день защиты животных». | Игра «Что? Где? Когда?». |
Ожидаемый результат
- формирование чувства любви к природе своего города, родного края;
- усвоение основных знаний об экологии своего города, родного края, об экологических особенностях Республики Татарстан;
- воспитание интереса к познанию и сохранению природы.
Учащиеся должны получить знания об экологии родного края и понять значение природы для каждого жителя Республики Татарстан, России в целом, а так же овладеть следующими умениями и навыками:
- с помощью учителя и взрослых подбирать литературу;
- наблюдать, сравнивать и обобщать;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Создание целостной системы экологического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения высокой экологической культуры, чувства и сознания на основе природных ценностей. Создание благоприятных условий для нравственного интеллектуального формирования личности младшего школьника.
Методическое обеспечение программы
Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:
- Комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению экологического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
- Использование регулярных издании соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности.
- Активное использование метода коллективно – творческого дела, методо – социально значимой деятельности, методо – поддержки и успеха, сотрудничества и сотворчества, различные методики, изучение личности среды и ее влиянии на воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»
Данная программа помогает адаптироваться к школьным требованиям детям с гиперактивностью...
«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»
В даной работе вы найдете игры и методики для адаптации гиперактивных детей с нарушением интеллекта к школьному обучению...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...
Адаптированная образовательная программа для учащегося 2 Г класса
Адаптированная образовательная программа для учащегося 2 Г класса. При составлении рабочей программы по предметам, за основу была взята программа под редакцией В. В. Воронковой, М. Н....
Адаптированная образовательная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (Пр. 1599, вариант 1) Для 1 (дополнительного ) класса.
Адаптированная образовательная программа на 2019-2020 учебный год. Для учащихся с легкой умственной отсталостью (Пр.1599, вариант 1)...
Реализация образовательной программы для учащихся 2 классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
На данной странице размещены карточки с заданиями....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ С ОВЗ НА Н020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Адаптированная рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Физическая культура» 1-4 класс разработана в соответствии с Федеральным государств...