Адаптированная образовательная программа для учащегося 2 Г класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Матвеева Светлана Ивановна

Адаптированная образовательная программа   для учащегося 2 Г класса. При составлении рабочей программы по предметам, за основу была взята программа под редакцией В. В. Воронковой, М. Н. Перовой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», настольная книга под редакцией Т. Б. Епифанцевой, И. А. Могилевой «Сердце отдаю детям».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»

Рассмотрено

На заседании ШМО начальных классов от «__» _________ 2014 г.

Руководитель ШМО

 /__________/

Согласовано

Заместитель директора  по УВР

«__» _________ 2014 г.

/__________/

Утверждаю 

Директор школы

«__» _________ 2014 г.

. /____________/

Адаптированная образовательная программа

для учащегося 2 Г класса

 с ограниченными возможностями здоровья

Грачёва Максима

( надомное обучение)

на 2014-2015 уч. год

Составитель:

учитель начальных классов

Матвеева Светлана Ивановна

Копьёво, 2014 г

Введение

   К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич составляет группу расстройств   двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга

При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.  Основная особенность при ДЦП – существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательные расстройства составляют нарушения в моторике, что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения.  Детям с церебральным параличом свойственны не только невозможность тех или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, из-за этого у ребенка формируются неправильные представления о нужных движениях, и с большим трудом может формироваться ориентация во времени и пространстве. Из-за этих слабых ощущений ребенок не может на ощупь узнать предмет. Все это усиливает и еще больше затрудняет развитие  целенаправленных  и в свою очередь имеет неблагоприятное воздействие на общее психическое развитие ребенка. Согласованность в движениях глаза и руки имеет большое значение для развития познавательной деятельности, развития практических навыков и навыков самообслуживания. 

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы по предметам, за основу была взята программа под редакцией В. В. Воронковой, М. Н. Перовой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», настольная книга под редакцией Т. Б. Епифанцевой, И. А. Могилевой «Сердце отдаю детям».

Актуальность: Создание эффективной системы коррекционно-педагогической помощи Максиму с ДЦП в условиях дома, направленных на смягчение негативных особенностей эмоционального развития ребенка с ДЦП.

Новизна: Направленность на изучение способностей ребенка с ДЦП.

Цель: Теоретическое обоснование, разработка и апробация программы, и коррекция развития ребенка с ДЦП.

Задачи: 

- Изучить психологическую, педагогическую литературу;

- Выявить особенности развития ребенка с ДЦП;

- Соблюдение рационального режима  дня, чередование этапа урока и  отдыха;

- Укрепление состояния здоровья при помощи оздоровительных  моментов.

Направленность программы: Формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в условиях дома.

Отличительные особенности: Программа предназначена для мальчика  с ДЦП младшего школьного возраста. Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.

Возраст для  обучающихся:  Младший школьный возраст – 10 лет.

Сроки: Программа рассчитана на один год.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся четыре раза в неделю (понедельник, вторник, среда и в пятницу занятия с психологом) после обеда, так как ребенок утром встает поздно (любит поспать). Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, соревнование, беседа, работа по компьютеру.

Ожидаемый результат: Улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка с ДЦП. Потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений. 

        Данная программа составлена на обучающегося 2 класса VIII вида Грачёв Максима Алексеевича, обучающегося  в данной школе с сентября 2012 г. с диагнозом:  детский церебральный паралич. У Максима поражена двигательная сфера, мышцы глаза, то совместные движения между зрительным анализатором и верхними конечностями развиты недостаточно. Из-за этого нарушения мальчик  не имеет возможности следить за движениями своей руки. Это в свою очередь препятствует выработке у такого ребенка различных навыков самообслуживания, ему трудно заниматься рисованием, конструированием, лепкой. Поэтому Максим  испытывает  трудности при обучении  чтению и письму. Из-за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях. Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости Максиму обязательно нужно соблюдать режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой деятельности. Мальчик  самостоятельно передвигается только на четвереньках. Может вставать на ноги, опираясь на стул, кресло, диван. Воспитывается ребенок в полной семье. Речь внятная, может отвечать на поставленные вопросы. Прослеживается динамика развития – старается выполнять все задания (выполняет в силу своих возможностей), с удовольствием выполняет пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, физминутки.  Все виды работ и различные виды гимнастики выполняет вместе с учителем –  рука в руке. Нарушена кратковременная и долговременная память, плохо концентрируется на задании. Интерес к учебному процессу отсутствует, привлекает лишь сам процесс раскрашивания, вырезания,  штриховки.  В связи с этим возникла проблема написания рабочей программы.  Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей. Данная программа разрабатывалась с целью максимально возможной трудовой подготовкой, коррекции и развитии мелкой моторики, мышления, внимания, наблюдательности. Причиной перехода на индивидуальное обучение на дому явились медицинские показания  Грачёва Максима. Он  имеет заболевание: ДЦП, является ребёнком инвалидом.

Учебный план рассчитан на 10 часов

Расписание составлено следующим образом:

День недели

Учебный предмет

Время

Кол-во часов в неделю

    Учитель

Понедельник

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

15.00-15.40

      1

Матвеева С.И

 Чтение и развитие речи

      15.50-16.20

1

Матвеева С.И

Вторник

Письмо и развитие речи

15.00-15.40

1

Матвеева С.И

Математика

15.50-16.20

1

Матвеева С.И

Среда

Письмо и развитие речи

15.00-15.40

1

Матвеева С.И

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

15.50-16.40

1

Матвеева С.И

Пятница

Индивидуальное занятие с психологом

14.00-14.40

1

Багаева Т.Г

По расписанию в классе

Музыка и пение

Занимается в классе по расписанию

1

Кучелаева Л.Ю

Изобразительное искусство

1

Кучелаева Л.Ю

Трудовое обучение

1

Кучелаева Л.Ю

Итого

10

При составлении рабочей программы по предметам, за основу была взята программа под редакцией В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,  1-4 классы».

Письмо и развитие речи -  2часа;

На уроках письма проводится работа над развитием и коррекцией зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, произношения и обучения ребенка письму. На всех уроках реализуются коррекционно-развивающие цели: проводится работа над развитием и коррекцией всех высших психических функций – мышлением, памятью, вниманием. На уроках осуществляется развитие и коррекция зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие и коррекция пространственной ориентировки, наглядного мышления и т.д. Решение данных коррекционных задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются и на других уроках.

   Математика – 1час;

На каждом уроке решается важная задача обучения -  преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающегося.   Уроки  математики строятся на наглядной и наглядно-действенной основе.  Так как Максим с трудом запоминает, в  процессе обучения ставится задача развития наглядно-действенного, наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления. На каждом уроке формируются такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается способность к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  – 2 часа;

На каждом уроке решается важная задача обучения - формирование целостной картины мира   путём обогащения  представлений об окружающем мире;  развития  познавательной  деятельности, формирования способов познания окружающего; формирование  умение ориентироваться в окружающем; развитие навыков  общения в различных ситуациях, с коррекцией эмоционально-волевых нарушений, расширение понимания речи, накопление пассивного словаря, закрепление понимания слов, обозначающих части предмета, игровые  и бытовые действия, признаки предметов, формирования умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением;

 Чтение и развитие речи-1 час

На занятиях  для обучающегося  с детским церебральным параличом  на уроках чтения, прежде всего  проводится работа над звуковой стороной языка. Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением коррекционной работы является развитие у ребенка  слухового внимания и способности к звукоподражанию. Каждый урок содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения ребенка грамоте. На всех уроках реализуются коррекционно-развивающие цели: проводится работа над развитием и коррекцией всех высших психических функций – мышлением, памятью, вниманием.

Содержание программы

Письмо и развитие речи (2 ч в неделю, 68 часов год) 

обведение по шаблону или трафарету знакомых предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание; рисование знакомых предметов и их раскрашивание; обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.; рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка);

рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом; рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);соединение палочек в разных сочетаниях; орнамент из палочек, их сочетаний; орнамент из геометрических фигур. Подготовка к написанию букв (элементы букв):наклонные палочки короткие и длинные;  палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);овал (о);полуовалы; петелька вверху и внизу; 

 Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащийся должен знать:

название геометрических фигур

основные цвета

Учащийся должен уметь

правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради

пользоваться линейкой

обводить клетки

выполнять штриховку

писать основные элементы

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  ( 2 часа в неделю, 68 часов в год)

«Я и моя семья» (имя, фамилия ученика, родственные отношения: мама, папа, брат, сестра, их имена, фамилии, занятия). «Мой дом» (город, село, деревня, где он живет, адрес, квартира, комната, кухня, коридор, места общего пользования и др.). «Школа». «Класс». «Школьный двор» (общее знакомство, правильное называние). «Мои друзья» (имена, фамилии, девочка — мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они). «Книги». «Одежда». «Обувь». «Посуда». «Мебель». «Транспорт». «Игры и забавы детей». «Времена года: лето, осень, зима, весна» (основные признаки: тепло, холодно, мороз, солнце, ветер, дождь, снег и др.). «Месяцы» (в течение года). «Дни недели» (в течение года). «Сутки: утро, день, вечер, ночь» (в течение года). «Растения: деревья, кусты, трава, цветы» (узнавание и называние знакомых детям растений). «Домашние животные» (кошка, собака или другие знакомые детям). «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц или другие знакомые детям). «Птицы» (воробей, ворона или другие знакомые детям). «Домашние птицы» (куры, петух, гуси, утки или другие знакомые детям). «Насекомые» (мухи, жуки, пауки, бабочки, стрекозы или другие знакомые детям). «Лес, поле, сад, огород». «Фрукты» (яблоко, груша или другие знакомые детям). «Овощи» (морковь, огурец, помидор, картофель или другие знакомые детям). «Ягоды» (вишня, слива, виноград, клубника или другие знакомые детям).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащийся должен знать:

названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;  названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);названия дней: вчера, сегодня, завтра; свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников; свой адрес, проезд к дому и к школе;

Учащийся должен уметь:

отвечать на вопрос простой фразой;

составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

Математика (1 ч в неделю) 34 часа в год ·        

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ПЛОСКОСТИ

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый у

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИ

 Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

ЧИСЛА 1-3

Счет предметов в пределах 3. Количественные, порядковые числительные, цифры 1, 2, 3 Соотношение количества, числительного, цифры. Получение чисел пересчитыванием предметов..Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Сравнение чисел путем установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащийся должен знать:

цвет, величину, массу, размеры, форму предметов; положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие; части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;

 количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 3; состав чисел 2, 3, из двух слагаемых;

Учащийся  должен уметь:

сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»; определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение; устанавливать и называть порядок следования предметов  узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры; писать цифры 1, 2, 3,соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;

    Чтение и развитие речи (1 час в неделю, 34 часа в год)

Максим с трудом запомнил две буквы, поэтому для него лучше подойдёт работа в виде игр и игровых упражнений, направленных на:

 РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

·  Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).

·    Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)

·     Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.

·      Игры  с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).

·      Выделение звука в слове (а,о, у,и)

·      Умение слышать нужный звук в слове.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

·      Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.

·      Надувание цветных шаров.

·      Специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).

Знать:

- различать звуки на слух;

- слушать сказку, стихотворение, рассказ;

-выделять гласные (а,о,у,и) звуки

Уметь:

- отвечать на вопрос простой фразой;

- рассказывать по сюжетной картинке;         

Список используемых учебно-методических источников

Программы  специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  VIII  вида. Подготовительный, 1-4 классы / ред. В.В. Воронкова. -  М.: Просвещение, 2011.

Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида. – М.: Просвещение, 2012.

Алышева Т.В. Математика для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида. 1,2 части. М.: Просвещение, 2013.

Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах  вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.

Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера» 1997.

Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной  школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.

Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение/ Автор-составитель А.А. Шабанова.- Волгоград. Издательство «Учитель». 2007.

По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ ред. Г.Г. Хорошавина. -  Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.

Чтение. 1 класс: коррекционно- развивающие занятия/ авт.- сост. Л.И.Рудченко.- Волгоград:  Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Mониторинг образовательных результатов учащихся первых классов

Итоги работы по введению ФГОС на базе ВольгинскойСОШ и перспективы введения в школы района....

Мониторинг образовательных достижений учащихся начальных классов на основе ИКТ

Так как ИКТ неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих, то актуальным становится вопрос использования компьютерных технологий в процессе осуществления мониторинга образов...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся 3 класса на 2017-2018 уч.г.

Настоящая  адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ,  Конвенцией о правах реб...

Адаптированная образовательная программа ОВЗ 1 класс

Адаптированная образовательная программа разработана  для  обучающегося  с ОВЗ в 1 классе....

Адаптированная биография для учащихся 1 класса С. Я. Маршак

Адаптированная биография для учащихся 1 класса...

Адаптированная образовательная программа для 1 класса

Адаптированная образовательная программа для учащихся первого класса по всем предметам с пояснительной запиской, планированием...