Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Резук Татьяна Ивановна

Программа для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРАХЛОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                         

Рассмотрено  

на  заседании ШМО

__08. 2016 г., протокол №1

______________________

Согласовано

Зам. по УВР ________/______________/  

___________2016 г.

Утверждено

приказом по МБОУ Брахловской СОШ  от___08.2016  г. №

____________________________

____________________________

Рабочая программа

  по окружающему миру

для   4 класса

на 2016 -2017 учебный год

                                                                                      Учитель: Резук Татьяна Ивановна

                                                                                             

                      Пояснительная записка

 Рабочая программа по окружающему миру  для  4 класса разработана  на основе  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брахловской СОШ с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует   учебному плану, календарному  учебному графику и расписанию  учебных занятий   учреждения  на 2016-2017 учебный год.

При разработке и реализации рабочей  программы  используются   программы  и учебники:

      1. Авторская  программа по  окружающему  миру    А.А.Плешакова   для 1-4 классов, источник Сборник рабочих программ «Школа России».- М.: Просвещение, 2011

 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014

       Программа  обеспечена  учебно-методическими  пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными  и  интернет – ресурсами в соответствии с перечнем   учебников и учебных   пособий   на 2016-2017 учебный год для реализации  основной образовательной  программы  начального  общего  образования МБОУ Брахловской СОШ   

      В учебном плане учреждения на изучение окружающего мира в 4 классе  выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).  В соответствии  с календарным учебным графиком и  расписанием занятий (на 01.09.2016 г)  изучить содержание программы планируется  за 66  часов: 2  урока совпадают  с  праздничными датами   (24 февраля, 9 мая 2017г.).    

     Корректировка Рабочей программы  проведена  за  счёт  объединения  изучаемых тем, что  отражено   в  тематическом планировании.

На___________за_________________ часов, т.к _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

На __________за_________________ часов, т.к __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

                         

          Планируемые результаты освоения учащимися IV класса учебного предмета «Окружающий мир»

 

   В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

   В результате изучения курса четвероклассники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Личностные результаты

                          У учащихся  будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение ее природного и культурного наследия;
  • умение  осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребенка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за Родину, российский народ, историю России посредствам знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство и многообразии;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживать чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творчеству труда, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные  результаты

Регулятивные

    Учащиеся  научатся:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение ) ;
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение  как конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

    Учащиеся  научатся:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников ( библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов ( художественных и познавательных ) ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде  таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. ;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательства своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приемами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

    Учащиеся научатся:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнера по общению (деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысле того о чем говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру.

Предметные результаты

Человек и природа

Учащиеся  научатся:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Учащиеся  получат возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Учащиеся  научатся:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Учащиеся  получат возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                      Содержание учебного предмета

         В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Используются разнообразные методы и формы обучения; обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в т. ч. исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организующие посильной практической работы по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В 4 классе в центре внимания обучающихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества.

Курс открывается темой «Земля и человечество» (9 часов), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее

существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России» (10 часов), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

Далее в теме «Родной край – часть большой страны» (15 часов) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут обучающиеся.

Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» (5 часов) - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории России» (20 часов). Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для детей данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить детей с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия» (9 часов), которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

           

Тематический план

Название содержательной линии

Количество часов

К.р.

П.р.

Э

1.

Земля и человечество

10

1

3

2.

Природа России

10

7

3.

Родной край – часть большой страны

14

1

5

3

4.

Страницы всемирной истории

5

5.

Страницы истории Отечества

20

6.

Современная Россия

9

1

7.

Итого:

68

3

15

3

Тематическое планирование

урока

Дата

проведения

урока

Содержание: наименование раздела, тема урока

Примечание

По плану

Факти-

чески

                                  Раздел «Земля и человечество» (10 ч)

1.

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Мир глазами астронома

Текущий.  Рассказывать о мире с точки зрения астронома; изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы

2.

Звездное небо – Великая книга Природы. Практическая работа «Знакомство с картой звездного неба»

Фронтальный опрос. Изучать правила наблюдения звездного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звездного неба созвездия: Малая Медведица, Большой Пес, Телец, определять направление на север по Полярной звезде. Тесты

3.

Вводный контроль за курс окружающего мира 3 класса

Предметные результаты. Тесты

4.

Мир глазами географа. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

Фронтальный опрос. Сравнивать глобус и карту полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Тесты

5.

Пояса Земли

Фронтальный опрос. Получать представления о неравномерности распределения солнечного света на Земле и влиянии этого явления на растительный и животный мир нашей планеты, узнавать о тропическом, умеренных и полярных поясах Земли, уметь находить и показывать их на глобусе и карте. Тесты

6.

Мир глазами историка

Уметь составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Тесты

7.

Когда и где? Практическая работа «Знакомство с историческими картами»

Фронтальный опрос.  Уметь определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Тесты

8.

Мир глазами эколога

Рассказывать о мире с точки зрения эколога; анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Тесты

9.

Сокровища Земли под охраной человечества

Фронтальный опрос. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; различать объекты Всемирного природного и культурного наследия, знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Тесты

10.

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Комплексная работа

 Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Тесты.

Метапредметные результаты.

                                  Раздел «Природа России» (10ч)

                                        Раздел «Природа России» (10ч)

13.

Зона арктических пустынь. Практическая работа «Знакомство с картой природных зон России»

Фронтальный опрос. Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; устанавливать причинно - следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; находить на карте зону арктических пустынь; определять, какие организмы обитают в этой зоне; объяснять, как они приспособились к условиям жизни; моделировать характерные цепи питания; рассказывать об освоении природных богатств и возникших вследствие этого экологических проблемах

14.

Тундра. Практическая работа «Тундра на карте природных зон России. Гербарные экземпляры растений Тундры»

Фронтальный опрос. Показывать на карте природных зон зону тундры и рассказывать о ней по карте; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и ее освещенности солнечными лучами; рассматривать в гербарии растения тундры, выяснять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться с животным миром тундры; обнаруживать экологические связи; моделировать цепи питания; рассказывать об экологических проблемах

15.

Леса России. Практическая работа «Лесная зона на карте природных зон России»

Графический диктант. Уметь находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о ней по карте; знакомиться с растениями лесов; моделировать характерные цепи питания; сравнивать природу тундры и лесных зон

16.

Лес и человек

Уметь устанавливать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу. Тесты

17.

Зона степей. Практическая работа «Зона степей на карте природных зон России, Гербарные экземпляры растений зоны степей»

Фронтальный опрос. Уметь показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; знакомиться с растительным и животным миром степей; рассказывать об экологических связях в степи; моделировать характерные цепи питания

18.

Пустыни. Практическая работа «Пустыни на карте природных зон России. Приспособленность растений к условиям жизни в пустыне»

Фронтальный опрос. Уметь показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; устанавливать зависимость природы пустынь от распределения тепла и влаги; знакомиться с растительным и животным миром пустынь; рассказывать об экологических связях в пустыне; моделировать характерные цепи питания; обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения. Тесты

19.

У Черного моря

Фронтальный опрос. Уметь показывать на карте зону субтропиков и рассказывать о ней; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа; обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря и экологические проблемы

20.

Экологическое равновесие. Обобщение по теме «Природа России»

Работа с Красной книгой родного края. Уметь оперировать понятием «экологическое равновесие» для составления экологических прогнозов, для оценки деятельности людей и обоснования их правильного поведения в окружающей среде; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Тесты

Раздел «Родной край – часть большой страны» (11 ч)

21.

Наш край. Практическая работа «Знакомство с картой края»

Текущий. Знакомиться с политико-административной картой России; находить свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; характеризовать родной край по плану. Тесты

22.

Поверхность нашего края

Текущий. Уметь описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; обсуждать меры по охране поверхности своего края. Тесты

23.

Водоемы нашего края

Графический диктант.  Уметь составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; моделировать значение водных богатств в жизни людей; выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов. Тесты

24.

Наши подземные богатства. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств»

Текущий. Уметь находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого. Тесты

25.

Земля - кормилица

Текущий. Уметь узнавать о существовании разных типов почв, знакомиться с почвами родного края, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле; обсуждать меры по охране почв. Тесты

26.

Жизнь леса. Практическая работа «Распознавание растений леса в гербарии»

Работа с Красной книгой. Уметь узнавать представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Тесты

27.

Жизнь луга. Практическая работа «Определение растений луга в гербарии»

Графический диктант. Уметь описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрациям; выявлять экологические связи на лугу; моделировать цепи питания на лугу; выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Тесты

28.

Промежуточный контроль по темам

«Родной край – часть большой страны», «Природа России»

Предметные результаты. Тесты

29.

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа «Знакомство с культурными растениями края»

Фронтальный опрос. Уметь выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; определять полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур; различать сорта культурных растений. Тесты

30

Незаметные защитники урожая

Фронтальный опрос. Уметь узнавать, что одни животные наносят ущерб растениеводству, а другие защищают урожай

31

Животноводство в нашем крае. Контрольная работа по теме «Родной край»

Фронтальный опрос. Знакомиться с животноводством как отраслью сельского хозяйства; выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; выполнять тестовые задания и отвечать на итоговые вопросы

                     Раздел «Страницы всемирной истории» (5ч)

32

Начало истории человечества

Фронтальный опрос. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; понимать роль археологии в изучении первобытного общества

33.

Мир древности: далекий и близкий

Фронтальный опрос. Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества. Тесты

34.

Средние века: время рыцарей и замков.

Фронтальный опрос. Определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывать средневековые достопримечательности современных городов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Тесты

35

Новое время: встреча Европы и Америки

Фронтальный опрос. Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать роль открытий в истории человечества. Тесты

36.

Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

Фронтальный опрос. Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктиды для развития науки; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; отвечать на итоговые вопросы. Тесты

                             Раздел «Страницы истории Отечества» (20ч)

37.

Жизнь древних славян

Фронтальный опрос. Анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище. Тесты

38.

Во времена Древней Руси

Фронтальный опрос. Уметь прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Тесты

39.

Страна городов

Тематический опрос. Уметь анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот. Тесты

40.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Фронтальный опрос. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры. Тесты

41.

Трудные времена на Русской земле

Фронтальный опрос. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Тесты

42.

Русь расправляет крылья

Фронтальный опрос. Уметь приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. Тесты

43.

Куликовская битва

Фронтальный опрос. Уметь прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по плану; отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; рассказывать о поединке богатырей; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Тесты

44.

Иван  Третий

Фронтальный опрос. Уметь рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать изменения в облике Москвы; обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Тесты

45.

Мастера печатных дел

Фронтальный опрос. Уметь обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников. Тесты

46.

Патриоты России

Фронтальный опрос. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Тесты

47.

Петр Великий

Рассказывать о реформах Петра I; обсуждать, заслуженно ли Петр I стал называться Великим; отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. Тесты

48.

Михаил Васильевич Ломоносов

Фронтальный опрос. Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Тесты

49.

Екатерина Великая

Тематический. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой; описывать достопримечательности Петербурга; рассказывать о войне Е.Пугачева; прослеживать по карте рост территории государства; рассказывать о Ф.Ф. Ушакове и А.В.Суворове. Тесты

50.

Отечественная война 1812 г.

Фронтальный опрос.  Уметь отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Тесты

51.

Страницы истории ХIХ в.

Фронтальный опрос. Узнавать об освобождении крепостных крестьян; получать сведения о технических новшествах того времени; знакомиться с видом Москвы и Петербурга в конце XIX века. Тесты

52.

Россия вступает в ХХ век

Тематический.  Уметь отмечать на «ленте времени» начало  Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; рассказывать об этих событиях. Тесты

53.

Страницы истории1920- 1930-х г.

Фронтальный опрос.  Уметь узнавать об образовании нового государства- СССР- на территории бывшей Российской империи; получать сведения из истории того времени (борьба с неграмотностью, стройки 30-х годов, изменения в деревне). Тесты

54.

Великая война и Великая Победа

Фронтальный опрос. Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; воссоздать историю своей семьи в те годы по документам того времени. Тесты

56.

Страна, открывшая путь в космос. Контрольная работа по теме «Страницы истории Отечества»

Фронтальный опрос. Уметь извлекать информацию об освоении космоса; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; выполнять тестовые задания

57.

Целевой инструктаж по охране труда. История вокруг нас. Экскурсия «Знакомство с историческими

достопримечательностями родного края (села)»

Знакомиться с историческими достопримечательностями родного края

Раздел «Современная Россия (9 ч)

58.

Основной закон России и права человека

Фронтальный опрос. Умение находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; узнавать, что такое Конституция и права человека. Тесты

59.

«Дети имеют право на особую защиту и помощь»

Фронтальный опрос.  Уметь анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Тесты

60.

Мы – граждане России

Тематический. Уметь различать права и обязанности гражданина, устанавливать их связь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; Тесты

61.

Славные символы России

Фронтальный опрос. Познакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой; знакомиться с Государственным флагом России, его историей; выучить текст гимна России; обсуждать, зачем государству нужны символы. Тесты

62.

Такие разные праздники

Фронтальный опрос.  Уметь различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого ее гражданина; рассказывать о своих любимых праздниках

63.

Итоговый контроль за курс 4 класса 

Предметные результаты. Административная контрольная работа

64.

Путешествие по России

Текущий. Графический диктант.  Уметь выполнять тесты с выбором ответа, отвечать на итоговые вопросы. Тесты

65.

Что мы узнали и чему научились за год.

Комплексная работа

Уметь формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Метапредметные результаты

Раздел «Родной край – часть большой страны» (3 часа)

66.

Целевой инструктаж по ОТ при проведении экскурсии. Экскурсия «Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя»

Знакомиться с растениями и животными леса; учиться распознавать их с помощью атласа- определителя «От земли до неба»; рассказывать об обитателях леса родного края; фиксировать результаты наблюдений

67.

Целевой инструктаж по ОТ при проведении экскурсии. Экскурсия «Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя»

Знакомиться с разнообразием растений и животных луга, распознавать их с помощью атласа-определителя; рассказывать об обитателях луга родного края; фиксировать результаты наблюдений

68.

Целевой инструктаж по ОТ при проведении экскурсии. Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя»

Познакомиться с разнообразием растений и животных пресного водоема; распознавать их с помощью атласа-определителя; рассказывать об обитателях пресных вод родного края; фиксировать результаты наблюдений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 68 часов

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений ...

Рабочая программа по математике для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредмет...

Рабочая программа по математике для 2 класса на 2016 -2017 учебный год

Программа для учителя начальных классов по математике по новым вгосам...