Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРАХЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании ШМО __08. 2016 г., протокол №1 ______________________ | Согласовано Зам. по УВР ________/______________/ ___________2016 г. | Утверждено приказом по МБОУ Брахловской СОШ от___08.2016 г. № ____________________________ ____________________________ |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 4 класса
на 2016 -2017 учебный год
Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брахловской СОШ с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2016-2017 учебный год.
При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:
1. Авторская программа по окружающему миру А.А.Плешакова для 1-4 классов, источник Сборник рабочих программ «Школа России».- М.: Просвещение, 2011
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2016-2017 учебный год для реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брахловской СОШ
В учебном плане учреждения на изучение окружающего мира в 4 классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2016 г) изучить содержание программы планируется за 66 часов: 2 урока совпадают с праздничными датами (24 февраля, 9 мая 2017г.).
Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в тематическом планировании.
На___________за_________________ часов, т.к _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
На __________за_________________ часов, т.к __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Планируемые результаты освоения учащимися IV класса учебного предмета «Окружающий мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения курса четвероклассники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение ее природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребенка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за Родину, российский народ, историю России посредствам знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство и многообразии;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживать чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творчеству труда, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение ) ;
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников ( библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов ( художественных и познавательных ) ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. ;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательства своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приемами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнера по общению (деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысле того о чем говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру.
Предметные результаты
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащиеся получат возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Используются разнообразные методы и формы обучения; обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в т. ч. исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организующие посильной практической работы по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В 4 классе в центре внимания обучающихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества.
Курс открывается темой «Земля и человечество» (9 часов), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее
существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России» (10 часов), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.
Далее в теме «Родной край – часть большой страны» (15 часов) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут обучающиеся.
Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» (5 часов) - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории России» (20 часов). Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для детей данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить детей с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия» (9 часов), которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Тематический план
№ | Название содержательной линии | Количество часов | К.р. | П.р. | Э |
1. | Земля и человечество | 10 | 1 | 3 | |
2. | Природа России | 10 | 7 | ||
3. | Родной край – часть большой страны | 14 | 1 | 5 | 3 |
4. | Страницы всемирной истории | 5 | |||
5. | Страницы истории Отечества | 20 | |||
6. | Современная Россия | 9 | 1 | ||
7. | Итого: | 68 | 3 | 15 | 3 |
Тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Содержание: наименование раздела, тема урока | Примечание | ||||||||
По плану | Факти- чески | ||||||||||
Раздел «Земля и человечество» (10 ч) | |||||||||||
1. | Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Мир глазами астронома | Текущий. Рассказывать о мире с точки зрения астронома; изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы | |||||||||
2. | Звездное небо – Великая книга Природы. Практическая работа «Знакомство с картой звездного неба» | Фронтальный опрос. Изучать правила наблюдения звездного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звездного неба созвездия: Малая Медведица, Большой Пес, Телец, определять направление на север по Полярной звезде. Тесты | |||||||||
3. | Вводный контроль за курс окружающего мира 3 класса | Предметные результаты. Тесты | |||||||||
4. | Мир глазами географа. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | Фронтальный опрос. Сравнивать глобус и карту полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Тесты | |||||||||
5. | Пояса Земли | Фронтальный опрос. Получать представления о неравномерности распределения солнечного света на Земле и влиянии этого явления на растительный и животный мир нашей планеты, узнавать о тропическом, умеренных и полярных поясах Земли, уметь находить и показывать их на глобусе и карте. Тесты | |||||||||
6. | Мир глазами историка | Уметь составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Тесты | |||||||||
7. | Когда и где? Практическая работа «Знакомство с историческими картами» | Фронтальный опрос. Уметь определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Тесты | |||||||||
8. | Мир глазами эколога | Рассказывать о мире с точки зрения эколога; анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Тесты | |||||||||
9. | Сокровища Земли под охраной человечества | Фронтальный опрос. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; различать объекты Всемирного природного и культурного наследия, знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Тесты | |||||||||
10. | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» Комплексная работа | Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Тесты. Метапредметные результаты. | |||||||||
Раздел «Природа России» (10ч) | Раздел «Природа России» (10ч) | ||||||||||
13. | Зона арктических пустынь. Практическая работа «Знакомство с картой природных зон России» | Фронтальный опрос. Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; устанавливать причинно - следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; находить на карте зону арктических пустынь; определять, какие организмы обитают в этой зоне; объяснять, как они приспособились к условиям жизни; моделировать характерные цепи питания; рассказывать об освоении природных богатств и возникших вследствие этого экологических проблемах | |||||||||
14. | Тундра. Практическая работа «Тундра на карте природных зон России. Гербарные экземпляры растений Тундры» | Фронтальный опрос. Показывать на карте природных зон зону тундры и рассказывать о ней по карте; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и ее освещенности солнечными лучами; рассматривать в гербарии растения тундры, выяснять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться с животным миром тундры; обнаруживать экологические связи; моделировать цепи питания; рассказывать об экологических проблемах | |||||||||
15. | Леса России. Практическая работа «Лесная зона на карте природных зон России» | Графический диктант. Уметь находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о ней по карте; знакомиться с растениями лесов; моделировать характерные цепи питания; сравнивать природу тундры и лесных зон | |||||||||
16. | Лес и человек | Уметь устанавливать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу. Тесты | |||||||||
17. | Зона степей. Практическая работа «Зона степей на карте природных зон России, Гербарные экземпляры растений зоны степей» | Фронтальный опрос. Уметь показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; знакомиться с растительным и животным миром степей; рассказывать об экологических связях в степи; моделировать характерные цепи питания | |||||||||
18. | Пустыни. Практическая работа «Пустыни на карте природных зон России. Приспособленность растений к условиям жизни в пустыне» | Фронтальный опрос. Уметь показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; устанавливать зависимость природы пустынь от распределения тепла и влаги; знакомиться с растительным и животным миром пустынь; рассказывать об экологических связях в пустыне; моделировать характерные цепи питания; обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения. Тесты | |||||||||
19. | У Черного моря | Фронтальный опрос. Уметь показывать на карте зону субтропиков и рассказывать о ней; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа; обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря и экологические проблемы | |||||||||
20. | Экологическое равновесие. Обобщение по теме «Природа России» | Работа с Красной книгой родного края. Уметь оперировать понятием «экологическое равновесие» для составления экологических прогнозов, для оценки деятельности людей и обоснования их правильного поведения в окружающей среде; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Тесты | |||||||||
Раздел «Родной край – часть большой страны» (11 ч) | |||||||||||
21. | Наш край. Практическая работа «Знакомство с картой края» | Текущий. Знакомиться с политико-административной картой России; находить свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; характеризовать родной край по плану. Тесты | |||||||||
22. | Поверхность нашего края | Текущий. Уметь описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; обсуждать меры по охране поверхности своего края. Тесты | |||||||||
23. | Водоемы нашего края | Графический диктант. Уметь составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; моделировать значение водных богатств в жизни людей; выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов. Тесты | |||||||||
24. | Наши подземные богатства. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств» | Текущий. Уметь находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого. Тесты | |||||||||
25. | Земля - кормилица | Текущий. Уметь узнавать о существовании разных типов почв, знакомиться с почвами родного края, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле; обсуждать меры по охране почв. Тесты | |||||||||
26. | Жизнь леса. Практическая работа «Распознавание растений леса в гербарии» | Работа с Красной книгой. Уметь узнавать представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Тесты | |||||||||
27. | Жизнь луга. Практическая работа «Определение растений луга в гербарии» | Графический диктант. Уметь описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрациям; выявлять экологические связи на лугу; моделировать цепи питания на лугу; выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Тесты | |||||||||
28. | Промежуточный контроль по темам «Родной край – часть большой страны», «Природа России» | Предметные результаты. Тесты | |||||||||
29. | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа «Знакомство с культурными растениями края» | Фронтальный опрос. Уметь выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; определять полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур; различать сорта культурных растений. Тесты | |||||||||
30 | Незаметные защитники урожая | Фронтальный опрос. Уметь узнавать, что одни животные наносят ущерб растениеводству, а другие защищают урожай | |||||||||
31 | Животноводство в нашем крае. Контрольная работа по теме «Родной край» | Фронтальный опрос. Знакомиться с животноводством как отраслью сельского хозяйства; выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; выполнять тестовые задания и отвечать на итоговые вопросы | |||||||||
Раздел «Страницы всемирной истории» (5ч) | |||||||||||
32 | Начало истории человечества | Фронтальный опрос. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; понимать роль археологии в изучении первобытного общества | |||||||||
33. | Мир древности: далекий и близкий | Фронтальный опрос. Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества. Тесты | |||||||||
34. | Средние века: время рыцарей и замков. | Фронтальный опрос. Определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывать средневековые достопримечательности современных городов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Тесты | |||||||||
35 | Новое время: встреча Европы и Америки | Фронтальный опрос. Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать роль открытий в истории человечества. Тесты | |||||||||
36. | Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | Фронтальный опрос. Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктиды для развития науки; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; отвечать на итоговые вопросы. Тесты | |||||||||
Раздел «Страницы истории Отечества» (20ч) | |||||||||||
37. | Жизнь древних славян | Фронтальный опрос. Анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище. Тесты | |||||||||
38. | Во времена Древней Руси | Фронтальный опрос. Уметь прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Тесты | |||||||||
39. | Страна городов | Тематический опрос. Уметь анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот. Тесты | |||||||||
40. | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Фронтальный опрос. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры. Тесты | |||||||||
41. | Трудные времена на Русской земле | Фронтальный опрос. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Тесты | |||||||||
42. | Русь расправляет крылья | Фронтальный опрос. Уметь приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. Тесты | |||||||||
43. | Куликовская битва | Фронтальный опрос. Уметь прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по плану; отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; рассказывать о поединке богатырей; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Тесты | |||||||||
44. | Иван Третий | Фронтальный опрос. Уметь рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать изменения в облике Москвы; обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Тесты | |||||||||
45. | Мастера печатных дел | Фронтальный опрос. Уметь обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников. Тесты | |||||||||
46. | Патриоты России | Фронтальный опрос. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Тесты | |||||||||
47. | Петр Великий | Рассказывать о реформах Петра I; обсуждать, заслуженно ли Петр I стал называться Великим; отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. Тесты | |||||||||
48. | Михаил Васильевич Ломоносов | Фронтальный опрос. Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Тесты | |||||||||
49. | Екатерина Великая | Тематический. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой; описывать достопримечательности Петербурга; рассказывать о войне Е.Пугачева; прослеживать по карте рост территории государства; рассказывать о Ф.Ф. Ушакове и А.В.Суворове. Тесты | |||||||||
50. | Отечественная война 1812 г. | Фронтальный опрос. Уметь отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Тесты | |||||||||
51. | Страницы истории ХIХ в. | Фронтальный опрос. Узнавать об освобождении крепостных крестьян; получать сведения о технических новшествах того времени; знакомиться с видом Москвы и Петербурга в конце XIX века. Тесты | |||||||||
52. | Россия вступает в ХХ век | Тематический. Уметь отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; рассказывать об этих событиях. Тесты | |||||||||
53. | Страницы истории1920- 1930-х г. | Фронтальный опрос. Уметь узнавать об образовании нового государства- СССР- на территории бывшей Российской империи; получать сведения из истории того времени (борьба с неграмотностью, стройки 30-х годов, изменения в деревне). Тесты | |||||||||
54. | Великая война и Великая Победа | Фронтальный опрос. Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; воссоздать историю своей семьи в те годы по документам того времени. Тесты | |||||||||
56. | Страна, открывшая путь в космос. Контрольная работа по теме «Страницы истории Отечества» | Фронтальный опрос. Уметь извлекать информацию об освоении космоса; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; выполнять тестовые задания | |||||||||
57. | Целевой инструктаж по охране труда. История вокруг нас. Экскурсия «Знакомство с историческими достопримечательностями родного края (села)» | Знакомиться с историческими достопримечательностями родного края | |||||||||
Раздел «Современная Россия (9 ч) | |||||||||||
58. | Основной закон России и права человека | Фронтальный опрос. Умение находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; узнавать, что такое Конституция и права человека. Тесты | |||||||||
59. | «Дети имеют право на особую защиту и помощь» | Фронтальный опрос. Уметь анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Тесты | |||||||||
60. | Мы – граждане России | Тематический. Уметь различать права и обязанности гражданина, устанавливать их связь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; Тесты | |||||||||
61. | Славные символы России | Фронтальный опрос. Познакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой; знакомиться с Государственным флагом России, его историей; выучить текст гимна России; обсуждать, зачем государству нужны символы. Тесты | |||||||||
62. | Такие разные праздники | Фронтальный опрос. Уметь различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого ее гражданина; рассказывать о своих любимых праздниках | |||||||||
63. | Итоговый контроль за курс 4 класса | Предметные результаты. Административная контрольная работа | |||||||||
64. | Путешествие по России | Текущий. Графический диктант. Уметь выполнять тесты с выбором ответа, отвечать на итоговые вопросы. Тесты | |||||||||
65. | Что мы узнали и чему научились за год. Комплексная работа | Уметь формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Метапредметные результаты | |||||||||
Раздел «Родной край – часть большой страны» (3 часа) | |||||||||||
66. | Целевой инструктаж по ОТ при проведении экскурсии. Экскурсия «Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя» | Знакомиться с растениями и животными леса; учиться распознавать их с помощью атласа- определителя «От земли до неба»; рассказывать об обитателях леса родного края; фиксировать результаты наблюдений | |||||||||
67. | Целевой инструктаж по ОТ при проведении экскурсии. Экскурсия «Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя» | Знакомиться с разнообразием растений и животных луга, распознавать их с помощью атласа-определителя; рассказывать об обитателях луга родного края; фиксировать результаты наблюдений | |||||||||
68. | Целевой инструктаж по ОТ при проведении экскурсии. Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя» | Познакомиться с разнообразием растений и животных пресного водоема; распознавать их с помощью атласа-определителя; рассказывать об обитателях пресных вод родного края; фиксировать результаты наблюдений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 68 часов
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений ...
Рабочая программа по математике для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредмет...
Рабочая программа по математике для 2 класса на 2016 -2017 учебный год
Программа для учителя начальных классов по математике по новым вгосам...
Рабочая программа по музыке для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Программа для 2 класса по музыке по новым вгосам...
Рабочая программа по технологии для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Рабочая программа для учителя технологии для 2 класса...
Рабочая программа по математике для 4 класса на 2016 -2017 учебный год
Программа для учителя начальных классов...
Рабочая программа по музыке для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Программа для учителя начальных классов...