Открытый урок "Леса России" по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цепи питания:
1. Растения тундры белая куропатка песец.
2. Мох-ягель северный олень волк.
3. Растения тундры лемминг белая сова.
4. Растения тундры лемминг песец.
ЛЕСА РОССИИ. ТАЙГА. СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
3. Познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны лесов.
4. Учить учащихся устанавливать взаимосвязи в природе.
5. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой.
Ход урока
- Организационный момент.
II. Проверка знаний и умений.
1. Фронтальная работа.
- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) Слайд 1
Конкурс рисунков: «Какой я представляю себе тундру» с кратким комментированием.
- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?
Заслушивание сообщений, приготовленных дома.
- Какое сообщение вам понравилось больше и почему?
2. Выполнение теста.
Тест «Тундра»
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. Тундра расположена ...
а) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.
3. В тундре...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие коренного населения тундры - ...
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.
5. Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6. К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
7. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.
8. Укажи верную цепь питания:
а) растения –лемминги- полярные совы;
б) комары, мошки -полярные куропатки -песцы;
в) растения -кречеты -волки.
9. Тундровый заповедник расположен ...
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.
(Ответы: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).)
III. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 2
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
Ученики. В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.
Учитель. Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке? Слайд 3
Ученики. Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.
Учитель. Что означает слово «дремучий лес»?
Ученики. Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке»
Учитель. Но не все леса такие. Есть березовые рощи, где светло, потому что здесь деревья растут редко и много солнечного света.
- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на
вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые?
IV. Работа над новым материалом.
Учитель. Теперь мы отправимся исследовать лесную зону России.
Слайд 5
Ученики. Лес – это большая кладовая нашей страны. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. Зона лесов занимает большую половину территории России. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веществами, чем в тундровой
Учитель. Почему нашу страну называют великой лесной державой?
Каковы особенности климата лесной зоны?
Учитель. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?( Покажите на карте) Слайд 6
Ученики. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.
Учитель. Лесная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)
–Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
Ученики. Слайд 7
Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Учитель. Какие растения можно встретить в тайге?
Учитель. Слайд 8.
Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
V. Продолжение работы над темой.
Учитель. Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.
Слайд 9 «Хвойный лес» и «Смешанный лес».Чем отличаются Хвойный лес от Смешанного?
Ученики. Слайд 10.
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Учитель. Слайд 11.
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами . Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Ученик. Слайд 12.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Учитель. Слайд 13.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).
Учитель. Как вы думаете, каков животный мир зоны лесов?
Учитель. Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, назовите животных этой зоны.
Ученики. Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.
Учитель. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Слайд 14
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных! А как кое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
VI. Закрепление изученного материала. (Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).
– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА.
Учитель. Какие три части можно выделить в лесной зоне?
Ученики. Тайга, смешанный лес и широколиственный лес. Слайд 15.
Учитель. Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.
Учащиеся выполняют схему в тетради.
Учитель. Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.
Растения заяц-беляк рысь;
Растения мышь-полевка соболь;
Растения белка сокол.
– Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. Вам предстоит узнать, какую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.
V. Итог урока. Выставление оценок.
– Какие леса входят в зону лесов?
Учащиеся читают вывод на с. 105 учебника.
Домашнее задание.
С. 98–105. Ответы на вопросы «Проверь себя».
Задание 1 - для всех, задание 2 - по вариантам (с. 105).
Составить 2-3 цепи питания.
Выполнить задания № 8, 9 в рабочей тетради (с. 34).
Но зато, в смешанных лесах очень частыми являются поляны, поросшие травой и многолетними растениями. Смешанный лес богат на разнообразие растительного и животного мира, и по этому показателю вряд ли какие-нибудь другие лесные массивы могут с ним сравниться.
Особенно красив смешанный лес осенью, когда лиственные деревья окрашиваются в сказочные цвета, а посреди этой пестроты стоят особняком в своём первозданном зелёном одеянии сосны и ели. Это невероятное сочетание просто поражает своим великолепием, и смешанный лес осенью чарует своей волшебной красотой.
Широколиственный лес
Широколиственный лес уже своим названием всё объясняет, здесь произрастают деревья с крупными листьями. В Европейской части континента это чаще всего бук, дуб, граб, липа, немного реже встречаются ясень, клён. Широколиственный лес является сезонным и на зиму листва опадает.
Красоту этого процесса даже сложно описать, когда осенью широколиственный лес покрывается разноцветным, ярким одеянием и начинает потихоньку сбрасывать с себя эту пёструю одежду – просто сказка. На земле вокруг лежат огромные красные, жёлтые, оранжевые листочки и лишь бродяга ветер гоняет их по земле.
Широколиственный лес достаточно густой и тёмный, лучам солнца сложно пробиться сквозь густую крону и земля практически не получает его тепла и света. По этой причине, нижняя часть подлеска практически свободная, кусты и высокая трава здесь практически не растут. Чаще всего в широколиственных лесах произрастают ранние цветы и травы, которые успевают отцвести до момента появления листвы на деревьях.
Но зато широколиственный лес просто создан для пеших прогулок, в нём всегда прохладно, лучи солнца не припекают, под ногами ничего не мешается, гуляй, да гуляй. Настоящая сказка для любителей подышать свежим лесным воздухом, насладиться красотой и обаянием природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по окружающему миру в 4 классе
Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...
открытый урок по окружающему миру
экосистема леса. Деревья - главные производители леса...
МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, Открытый урок по окружающему миру
Урок с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века» по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».Данный урок построен на расширении знаний и представлений уч...
Открытый урок по окружающему миру "Почему их так назвали?"
Конспект открытого урока с презентацией....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...