МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, Открытый урок по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Образцова Людмила Николаевна

Урок  с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».

Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 1 класса о профессиях, трудовых обязанностях человека, формировании знаний о том, что «чудо – вещи» сделаны людьми.

Данная тема вызывает познавательный интерес у ребят. Активизирует стремление больше узнавать о творческих способностях человека, воспитывает правильное отношение к труду.

В структуру урока включены разнообразные этапы, которые  помогают развивать детскую эрудицию, так как младшие школьники получают достаточно большой объём знаний из разных образовательных областей – естествознания, истории, обществознания, основ безопасной жизнедеятельности.

Деятельность, которой занимаются дети на уроке окружающего мира, способствует развитию учебно – познавательных умений: постановке и решению проблемных задач, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_ty_i_veshchi.rar26.87 КБ

Предварительный просмотр:

                  МОУ  «Средняя школа  №16»

         города Балаково, Саратовской области

               Образцова Людмила Николаевна,

                  учитель начальных классов,

                 

      Открытый урок по окружающему миру

                     с использованием ИКТ

                  Тема урока: «Ты и вещи»  

                   

                             

                               г. Балаково,

                                            2010 г.

Урок  с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».

Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 1 класса о профессиях, трудовых обязанностях человека, формировании знаний о том, что «чудо – вещи» сделаны людьми.

Данная тема вызывает познавательный интерес у ребят. Активизирует стремление больше узнавать о творческих способностях человека, воспитывает правильное отношение к труду.

В структуру урока включены разнообразные этапы, которые  помогают развивать детскую эрудицию, так как младшие школьники получают достаточно большой объём знаний из разных образовательных областей – естествознания, истории, обществознания, основ безопасной жизнедеятельности.

Деятельность, которой занимаются дети на уроке окружающего мира, способствует развитию учебно – познавательных умений: постановке и решению проблемных задач, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости.

Тема урока: «Ты и вещи»  (урок – заочное  путешествие в Город мастеров)

Цели урока:

- расширить знания и представления детей о  профессиях: гончар, столяр, слесарь, портниха;

- уточнить представления детей о трудовых обязанностях человека;

- формировать у учеников представление о том, что «чудо – вещи » сделаны людьми;

- углублять знания о творческих способностях человека;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать умение правильно пользоваться вещами;

- воспитывать правильное отношение к труду.

Оборудование:

- учебник Н. В. Виноградова. Окружающий мир, 1 класс;

- Н. В. Виноградова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса;

- карточки с пословицами;

- рисунки на тему «Мебель», «Одежда», « Посуда», «Инструменты»;

- подборки стихов, сказок, загадок на тему;

- планшеты со стихами Г. Граубина  «Прадеды»;

- платок, очки, магнитофон;

- выставка керамической посуды;

- плакаты по правилам безопасности;

- клей, цветные карандаши, разрезная картинка «Паровоз», рисунки: «Ваза», «Платье для куклы»

1.Организация класса. Введение в тему.

Дети проходят в класс и занимают места в своих  «цехах»: 1 ряд – места гончарного «цеха»,  2 ряд – места «цеха» шитья, 3 ряд –  места слесарного «цеха».  На столах у каждого – рисунки с изображением того, что здесь изготавливают.

Учитель. В городе наступило утро, и все мастера приступили к работе.

ИКТ ( Приложение 1. Слайд1)

- Прочитайте пословицы о труде.  Объясните смысл.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Где труд, там и счастье.

- Что даёт человеку труд? (высказывания детей)

- Подумайте, смогли бы люди прожить без труда?

Учитель. Труд приносит человеку радость, удовлетворение, он занимает большое место в его жизни. Благодаря труду людей, богатеет и становится сильной наша страна.

- Выдающийся русский поэт В. Брюсов сказал о труде такие слова:

             « Великая радость – работа,

                Всё счастье земли – за трудом»! (читает ученик)

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Город мастеров, поговорим о людях труда, о вещах, которые они  производят, об отношении человека к своей работе, попробуем сами изготовить некоторые изделия.

3. Повторение ранее изученного материала.

- А  я приглашаю вас в гости к жителям Города мастеров.

- А чтобы открылись городские ворота, попробуйте украсить город новыми  зданиями.

-  Возьмём большой лист бумаги (ватман). Здесь ученики класса будут фломастерами рисовать жилые дома, магазины, школы, парки, транспорт и другое. Каждый может нарисовать что – то одно. Выигрывает тот, кто сделает последний рисунок.

Вывод. Мне очень понравился ваш город. А люди каких специальностей живут в этом городе? ( высказывания детей)

4. Актуализация знаний

ИКТ (Приложение 1. Слайд 2)

- Рассмотрите рисунки на экране.  Назовите  профессии этих людей. (Гончар, столяр, портниха, слесарь)

- Расскажите о каждой из них. (высказывания детей)

- Посмотрите на выставку глиняных изделий: кувшин, горшок, чайник, ваза, тарелка.  Назовите  одним словом. (Посуда)

- Разделите  рисунки на доске на  две  группы : стол, стул, шкаф, платье, брюки, пальто. (Мебель, посуда)

- Из чего сделаны эти предметы? (высказывания детей)

- Какое чувство они у вас вызывают?

- Как вы думаете, легко ли их сделать?

- Подумайте, люди каких профессий могли бы их сделать? (высказывания детей)

Вывод. В нашем Городе все люди работают, а потому есть возможность одеваться, обставлять квартиру, отдыхать, путешествовать.

5. Работа по учебнику (с.50)

 - Подумайте, из какого материала изготовил  посуду гончар? (высказывания детей)

 Учитель. Гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды – керамики. Гончарное ремесло – одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Её выдалбливали из камня и дерева, плели из прутьев, обжигали в печи. Эту работу выполняли гончары. Приспособлением для лепки посуды являлся гончарный круг.

Словарная работа.

-Ребята, чтобы вам было понятно, что такое «керамика», я объясню значение этого слова.

«Керамика» - глина, по - гречески – «керамикос»

Глиняную  посуду ( керамику ) украшали  росписью, покрывали глазурью, из – за чего изделие блестело.

- С каким материалом  работает столяр? (высказывания детей)

Учитель. Столяр – рабочий, специалист  по обработке дерева и изготовлению изделий из дерева.

Вывод. Все эти профессии появились давно на Руси. О людях таких профессий рассказал в своём стихотворении «Прадеды» Г. Граубин  (читают дети).

6. Декламация

 Кем был твой прадед на Руси?

 Свою фамилию  спроси!

 Есть в каждом классе Гончаров,

 Кто прадед Гончарова?

 Он был из рода гончаров

 Отец отца отцова.

 У Гончарова прадед знал

 Гончарный круг и глину,

Её  упорно обжигал,

 В гончарне горбил спину.

 Быть может, юный Столяров

 И с долотом не сладит,

 Но прадед был из столяров.

 Он мастером был прадед.

Вывод:  Мы с вами узнали о двух очень интересных и нужных профессиях, которые появились  очень  давно,  но и сейчас востребованы.

7. Дидактическая игра «Кому принадлежат эти вещи?»

ИКТ (Приложение1. Слайд3)

- А сейчас мы узнаем ещё о двух важных профессиях, без  которых  человеку трудно было бы обойтись в современной  жизни.

- Кому принадлежат эти вещи?

* Этим  инструментом  обрабатываются срезы. (Напильник)

* Сам  худ, а  голова с пуд. (Молоток)

* Зубов много, а ничего не ест. (Пила)

* Цепкий рот на тех сердит, кто зазря в доске сидит. (Клещи)

 Учитель. Обо всех этих инструментах Б. В. Заходер  написал стихотворение «Слесарь» (читают дети)

 Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи:

 Ключ, напильник и ножовка,

 А ещё нужней сноровка.

- Какую работу выполняет слесарь? (высказывания детей)

Вывод. Слесарь – рабочий – специалист по обработке и починке металлических изделий , деталей.

8. Физминутка «Узнай профессию!» (дети имитируют движения)

* Маляр. Красит кистью забор, крышку парты (движения рукой слева направо, сверху вниз)

* Столяр. Строгает, пилит (имитация движений)

* Слесарь. Быстро завинчивает винты гаечным ключом.

* Портной. Шьёт швом «вперёд иголку» (показ движением руки)

9. Игра «Отгадай загадку!» (с. 50)

- Найдите на рисунке портниху. Расскажите, что знаете об этой профессии.    

- Какими инструментами работает портниха? (Высказывания детей)

ИКТ (Приложение 1. Слайд 4)

- Наши ребята приготовили загадки (читают наизусть). Отгадай загадку! Найди отгадку!

*Держится подружка за стальное ушко,

 Стёжкою одною век бежит за мною. (Игла с ниткой.)

*На поляне шерстяной пляшет тонконожка.

Из – под  туфельки стальной выползает строчка. (Швейная машина)

*Два кольца, два конца, посередине – гвоздик. (Ножницы)

Учитель. Б. В. Заходер написал стихотворение «Портниха», послушайте его (читает ученик)  

Целый день сегодня шью, я одела всю семью.

Погоди немного кошка – будет и тебе одежка.

Обобщение.  О каких малоизвестных профессиях сегодня услышали?

- Что интересного узнали о знакомых профессиях?

- На какой профессии остановили бы свой выбор?

Вывод:  Сегодня  мы узнали много интересного о нужных вещах и их производителях - людях умелых, старательных, трудолюбивых.

- Что же в жизни является главным? (Это труд)

10. Инсценирование.

Учитель. Послушайте пословицу.

Каков мастер, такова и работа.

- Объясните смысл. (Люди к своей работе относятся по – разному )

- Послушайте, какая история однажды приключилась с Федорой в сказке «Федорино горе» К.И. Чуковского (двое учеников в костюмах героев рассказывают отрывок из сказки).

- Почему сказка так называется?

- Какое горе случилось с Федорой?

- Кто в этом виноват?

- Как героиня относилась к своим вещам и к чему это привело?

11. Минутка отдыха.

ИКТ (Приложение 1. Слайд5).

- Выбери слова, которыми можно охарактеризовать Федору.

(Неряха, трудолюбивая, грязнуля, заботливая,  опрятная, ленивая, аккуратная)

- Почему нужно бережно относиться к вещам? (высказывания детей)

12. Смешинки.

- Прочитайте в учебнике стихотворение А. Каминского «Дядя Вася Денисюк»

Дядя Вася Денисюк как – то раз включил утюг:

Просто он решил погладить пару полосатых брюк.

Дядя Вася Денисюк позабыл про свой утюг:

Просто он решил погладить своего котёнка вдруг…

Дядя Вася Денисюк быстро выключил утюг,

Но теперь у дяди Васи нету полосатых брюк…

- Как ты думаешь, эта история - смешная или поучительная?

- Чем она могла бы закончиться? (Рассеянный, забывчивый дядя Вася мог даже дом спалить)

Вывод. С электроприборами нужно обращаться очень внимательно, чтобы не случилось беды.

13. Безопасность в рифмах «Не шали с огнём!»

 Учитель. Послушайте отрывки - четверостишия по правилам безопасности из книги  М. Р. Максиняевой «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками »

*Огонёк всегда такой, -                           *Каждый знает, что утюг -

И хороший, и плохой:                             Добрый, но надёжный друг.

Он и светит, он и греет,                           Тот, кто с утюгом знаком,

И проказничать умеет.                             Не играет с утюгом.

*Кто приборы изучает,

Тот приборы не включает:

Перегретые розетки

Загораются нередко.

ИКТ (Приложение 1. Слайд 6)

- Какие меры предосторожности надо соблюдать при работе с электроприборами?

*Не тронь розетку мокрыми руками!

*Не оставляй электроприборы включёнными без присмотра!

*Никогда не тронь оголённый провод!

14. Работа в тетради (с.22)  Соображалки.

ИКТ (Приложение 1. Слайд 7)

I.Рефлексия для глаз «Выполни упражнения, ориентируясь на фигуры»

( Звучит музыка. Дети выполняют движения глазами по часовой стрелке по жёлтому кругу, затем – против часовой стрелки. Дальше двигаются от красного треугольника по прямой до жёлтого круга,  затем – до зелёного квадрата, и наоборот.)

II. Разделите предметы на три группы: электроприборы (лампа, электроплита, утюг); посуда (тарелка, чашка, чайник, кружка, кастрюля); инструменты (пила, ножницы, молоток, клещи).

Коллективная проверка работы.

15. Игра «Путешествие в мастерскую» (групповая работа)

ИКТ (Приложение 1. Слайд 8)

Учитель. А сейчас мы с вами отправляемся в гончарный цех (1 ряд) для украшения глиняных ваз, в цех шитья (2 ряд) для изготовления одежды для кукол, в слесарную мастерскую (3 ряд), чтобы отремонтировать паровоз.

- Ребята 1 ряда составляют аппликации из геометрических фигур для украшения ваз (при помощи клея), 2 ряда - дорисовывают узоры на кукольных платьях (при помощи карандашей), 3 ряда - собирают разрезанную на части картинку «Паровоз».

После выполнения работы оформляется выставка изделий. Мастера показывают свои изделия и рассказывают для чего они предназначены.

16. Рефлексия.

- Оцени, как ты выполнял задания на этом уроке.  (Раскрась один цветок.)

Быстро, правильно, самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но неправильно.

17. Подведение итогов.

- Вот и закончилось наше путешествие в Город мастеров. Сегодня мы говорили о людях труда и о вещах, которые они производят. Узнайте у своих родителей о назначении вещей, которыми пользуется ваша семья в обиходе.

- Послушайте стихотворение С.Маршака «Береги свои вещи!» о том, как следует относиться к своим вещам.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку – береги,

Не ломай, не мни, не рви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области. Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов. Конкурс 2010 Номинация: Урок с использованием ИКТ по литературному чтению"Русские народные сказки" - обобщение.

Урок  с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Раздел «Устное народное творчество»Данный урок построен...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»

Тема: «Когда наступит лето?» Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года. Пл...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе с использованием компьютерной презентации Тема : "Красная книга Саратовской области" УМК «Школа России»

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе с использованием компьютерной презентации Тема :  "Красная книга Саратовской области" УМК «Школа России»...

Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . Урок по окружающему миру. Тема урока: «По морским просторам» 4 класс (базовый уровень);Автор: Виволанец Людмила Александровна,учитель начальных классов, ГБОУ школы №412

Урок "По морским просторам" представлен в форме технологической карты, с заданиями для команд, экспертов, проведен с использованием интерактивной доски, содержит слайды , используемые на дос...