План-конспект урока по окружающему миру "Растениеводство"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Быкова Наталья Константиновна

Цель:   Сформировать представление учащихся об отрасли сельского хозяйства – растениеводстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kontrolnogo_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект контрольного урока

Тема: «Растениеводство».

Тип урока: открытие нового знания.

Класс: 3 класс.

Цель:   Сформировать представление учащихся об отрасли сельского хозяйства – растениеводстве

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с растениеводством, как отраслью экономики;
  • Познакомить с группами культурных растений;
  • Познакомить с профессиями людей, работающих в растениеводстве.

Развивающие:

  •  Учить анализировать, обобщать полученные знания;
  • Формировать интерес к изучению природы.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ИКТ.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Вот и прозвенел звонок –

начинается урок

Друг на друга посмотрели

И за парту тихо сели.

Начнем наш урок. Я уверена, что сегодня на уроке вы постараетесь быть активными и организованными учениками.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с темой «Полезные ископаемые». Что такое полезные ископаемые?

Ученики:  Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Для чего их добывают?

Ученики: Одни используют в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы.

Учитель: Как добывают полезные ископаемые.

Один ученик пересказывает у доски этот вопрос.

  1. Самоопределение деятельности.

Учитель: Ребята, отгадайте, о чем пойдет речь на уроке.

Дышат, растут,

А ходить не могут.

Зимой замирают,

Весной оживают,

Зелёными бывают.

Что это?

Ученики: Растение.

Учитель:  Правильно, это растения. Мы знаем, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Вы многие читали русскую народную сказку «Репка». «Посадил дед репку. Росла - росла репка и выросла большая- пребольшая, что дед не смог ее вытащить…» Так начинается сказка.

А как вы думаете, почему она выросла такая большая?

Ученики: Потому что дед ухаживал за ней: поливал ее, удобрял, рыхлил землю.

Учитель: Верно, ребята, чтобы вырастить репку дед потратил много сил, поливая ее, делая подкормки, рыхля землю. И как вы помните, его труд был вознагражден. Урожай получился хорошим.

Учитель: Растения, которые человек выращивает сам называются КУЛЬТУРНЫМИ. А какие культурные растения вы знаете?

Ученики:  Капуста, морковь, лук, огурцы.

  1. Работа над темой урока.

Учитель: Для того, чтобы вырастить растения нужно знать очень много. Большой и трудный путь проходит растение, чтобы из маленького семечка вырасти во взрослое растение и принести плоды. Наука по выращиванию растений называется растениеводство.

Откроем учебник на странице 51 и прочитаем определение растениеводство.

Ученики: Сельское хозяйство – это составная часть, или отрасль экономики. Частью (отраслью) сельского хозяйства является растениеводство – выращивание культурных растений.

Учитель: откроем тетради на печатной основе и выполним задание № 1 на странице 32.

Ученики записывают определение растениеводство в рабочую тетрадь.

Учитель: культурные растения бывают разных видов, а вот каких именно вы узнаете сами на страницах 51- 52 учебника.

Ученики читают материал из учебника самостоятельно.

Ученики: Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты питания. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают зерновые культуры – пшеницу, рожь и др. Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом яровая.

Рожь в нашей стране выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой – яровую.

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свеклу.

Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.

Учитель: Какие растения выращивают для того, чтобы всегда на нашем столе был хлеб?

Ученики: Пшеницу, рожь.

Учитель: Как называется эта группа?

Ученики: Зерновые культуры.

Учитель: Какие растения выращивают для корма животным?

Ученики: Тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свеклу.

Учитель: Как называется эта группа?

Ученики: Кормовые культуры.

Учитель: А как называются растения, которые выращивают для изготовления тканей?

Ученики: Хлопок и лён.

Учитель: А что это за группа растений?

Ученики: Это прядильные культуры.

Учитель: Молодцы, ребята! Сейчас выполним задание 4 на странице 33. Впишите в таблицу название растений по группам.

Ученики выполняют задание в печатной тетради.

  1. Физкультминутка.

К доске выходят дежурные по классу ученики и под музыку выполняют движения, все остальные повторяют за ними.

  1. Работа над темой урока (продолжение).

Учитель: Давайте мы с вами поговорим об отраслях растениеводства.

Как вы думаете, что такое полеводство?

Ученики: Полеводство -  выращивание пшеницы, овса, ржи.

Учитель: Верно, полеводство - разведение злаков и кормовых трав (полевых сельскохозяйственных культур). Следующая отрасль растениеводства – овощеводство. Чем занимается эта отрасль?

Ученики: Овощеводство занимается выращиванием овощей.

Учитель: Молодцы. Ещё одна отрасль растениеводства – плодоводство Попробуйте с помощью словообразования объяснить смысл слова плодоводство?

Ученики: Плодоводство – разведение плодов.

Учитель: Плодоводство – это выращивание плодовых культур. Как называется отрасль растениеводства, занимающаяся разведением цветов?

Ученики: Цветоводство –  это выращивание цветов.

Учитель: Какие вы у меня сегодня молодцы! Справились с моим заданием, назвали все отрасли растениеводства и чем они занимаются. Но для того, чтобы вырастить растения, нужен огромный труд. Дочитаем текст учебника до конца и узнаем о труде растениеводов на странице 53.

Ученики: Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Они умеют по внешнему виду растения определить. Здоровое оно или больное, знают, как его лечить. Растениеводы знакомы с современной техникой. Но часть работ они выполняют вручную, а для этого нужны и сила, и ловкость, и терпение. Только тот, кто любит растения, землю, может быть хорошим растениеводом.

Учитель: Люди каких профессий работают в растениеводстве?

Ученики: Хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы.

Учитель: Как называют людей, которые выращивают плодовые растения?

Ученики: их называют садоводами.

Учитель: А кто выращивает для нас овощи?

Ученики: Овощеводы.

  1. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы познакомились с отраслью сельского хозяйства – растениеводством. Что же такое растениеводство?

Ученики: Растениеводство – это выращивание культурных растений.

Учитель:  Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?

Ученики: Рожь, пшеницу, овес.

Учитель: Какие растения люди выращивают на корм домашним животным, а какие – для получения волокна?

Ученики: На корм животным выращивают Тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свеклу, а для получения волокна – хлопок и лён.

  1. Рефлексия.

Учитель: Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

(У детей сначала учебного года есть карточки для самооценки).

А теперь достаньте ваши карточки - «помощники» и поднимите вверх

ту карточку, которая соответствует вашей работе на уроке.

Зелёная - Все получилось

Красная - Неудачно получилось

Молодцы! Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание страницы 51 -53 пересказ, № 6 с. 34 (печатная тетрадь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....