Урок окружающего мира «Когда появилась одежда?» 1 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира по теме «Когда появилась одежда?» для учеников 1 класса ( "Школа России")
Цель урока: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).
Тип урока - освоение новых знаний, по форме организации взаимодействия- это урок – практикум.
Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и составлен в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse_kogda_poyavilas_odezhda.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
«Когда появилась одежда?»
Подготовили учителя начальных классов:
Яруллина Г.Ф.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ
Тема | Когда появилась одежда? |
Цели | Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя). Способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать внимательное отношение к своей одежде, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах. Формировать УУД: - Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение. - Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. - Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные). |
Основные понятия | Деловая, спортивная, рабочая, домашняя одежда. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | А.А.Плешаков Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 20, 21 - презентация «Когда появилась одежда?» -- фотографии разных видов современной одежды - женский русский национальный костюм -татарский национальный костюм - ткань в форме прямоугольника для исследовательской деятельности - микроскопы, лупы, шерсть - образцы тканей, клей |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организацион ный момент
| -Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и покажем всё, что мы умеем. Посмотрите на гостей, друг на друга и подарите улыбки, пожелайте удачи.
-Посмотрите, пожалуйста, на доску .Прочитайте пословицу «Встречают по одежке - провожают по уму». Как вы понимаете это выражение?
Давайте возьмем эту пословицу девизом нашего урока и будем стремиться к знаниям, чтобы с нами было приятно общаться | Обучающиеся поворачиваются к гостям и улыбаются, затем желают удачи друг другу. Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы- старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится Ответы детей (при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям |
Актуализация знаний
| 1)- С каким разделом учебника мы начали работать на прошлых уроках? - На какие вопросы мы получили ответы? Когда учиться интересно? -Когда наступит лето? -Когда наступит суббота? Когда появились динозавры? Когда появился велосипед? Когда станем взрослыми? 2) - Какое одинаковое слово встречается в этих вопросах? (Учитель вывешивает на доску слово «когда», которое является ключевым для дальнейшей работы). «Посмотрите на экран. Что вы видите? « Как назвать это одним словом?» - Откройте учебник на с. 20 и прочитайте тему урока. - Значит, чему будет посвящён наш урок? - Какие цели вы бы поставили перед собой? - Что вы должны узнать? -Чему научиться? - встречались)
| Дети отвечают. На слайде появляются вопросы с иллюстрациями. Заслушиваются ответы на вопрос не одного ученика, а нескольких. Встречается слово «КОГДА» (на экране: шуба, платье, рубашка, шарф, шапка) Тема урока «Когда появилась одежда?» Дети еще раз называют тему урока и формулируют цели урока: Узнаем….Мы научимся…..
|
Изучение нового материала
| 1)-Ребята, скажите, а любите ли вы путешествовать? - Сегодня мы отправимся в путешествие на машине времени. «Всем приготовиться!!! Тишина!!! К запуску машины приготовиться!!!! Пристегнуть ремни!!!! Включить контакты!!! Завести моторы!!! 5 4 3 2 1 пуск Уууууу….» _Ребята , посмотрите, пожалуйста на слайд. Куда мы свами попали? Итак, мы оказались в прошлом! И оттуда будем двигаться в настоящее.. Итак, на смену динозаврам пришел человек! -Вот так выглядел первобытный человек. Опишите его, какой он, во что одет? -Вы правильно описали человека из глубокой древности. А как вы думаете, почему на нем так мало одежды? Может ему жарко, а может он не смог ее купить, а может одежду еще не придумали - Правильно, в те времена одежду еще не научились шить, не было даже нитей для шитья .И первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя Шло время… Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?. Сейчас мы узнаем тайну тканей! 2. Исследовательская работа. Практическая работа 1. -Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрим их с помощью нашего помощника микроскопа. -Какой секрет у всех тканей? ( все нити у тканей крепко держатся друг за друга) -Кто же их переплел?(ответы учеников) -Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок! Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать) -Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся? Практическая работа 2. Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! – Итак, Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была ещё совсем не та одежда, к которой мы привыкли. Рассмотрите изображение человека в сандалиях и голубом наряде. Такую одежду носили в Древней Греции. Называлась она – туника. Её ещё не шили Что потом происходило с одеждой? - Почему одежда стала изменяться? | Ребята выполняют задания ( физминутка) -Есть приготовиться! -Есть пристегнуть ремни! -Есть включить контакты!!! Есть завести моторы! Ответы детей. Еще не придумали одежду, не было тканей.. Ответы детей. Работа в парах. Дети рассматривают с помощью микроскопов и луп кусочки тканей. Оценивание работы в парах с помощью «цветков». Ребята работают с шерстью и скручивают из них нити. Оценивание работы в парах с помощью «цветков». Желтый –всё получилось, оранжевый – встречались трудности, красный- ничего не получилось, было много ошибок. |
Первичное осмысление и закрепление
| 1.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - А в чём же ходили люди на Руси? - Наши дети делали проекты и сейчас они нам расскажут о русском национальном костюме мужчин и женщин. Физкультминутка. Игра « Подвигай той частью тела, на что одевается эта одежда? Кокошник, сарафан, лапти, рукавицы, калфак, валенки, рубаха, рукавички и тд. 2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону –Продолжим путешествие. - В какое время мы попали? - А какую одежду носит современный человек? - Гардероб современного человека разнообразен или однообразен? - Для чего современному человеку столько одежды? - Подумайте, всегда ли мы одеваемся одинаково? - А от чего зависит выбор той или иной одежды? - Какая одежда нам нужна для разных случаев? - Сравним одежду людей. -Какие виды одежды по назначению бывают? -Где можно увидеть новинки современной модной одежды? (Журнал модной одежды) -Мы попробуем сделать свой модный журнал. Работа в группах. Вспомним правила работы в группах. 1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения. 3. Умей слушать других. 3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении. -Ребята можем ли мы ограничиться только этими разделами в журнале? | 1 девочка – рассказывает о русском женском национальном костюме; 2 девочка – о женском национальном татарском костюме; 3 мальчик- о русском мужском национальном костюме; 4 девочка – из семейного архива; Деление класса на 4 группы по видам одежды: 1-я группа страничка «Спортивная одежда» 2-я группа страничка «Деловая одежда» 3-я группа страничка «Рабочая одежда» 4-я группа страничка «Домашняя одежда» Учащиеся отбирают из комплекта картинок нужные виды одежды и наклеивают на лист. Оценивание работы в группах с помощью «цветков». Желтый –всё получилось, оранжевый – встречались трудности, красный- ничего не получилось, было много ошибок. Ребята предлагают свои варианты страниц для Модного журнала. |
Итоги урока. Рефлексия
| 1.
2.- Наше путешествие подошло к концу и настало время оценить свою работу. В старину люди украшали свою одежду различными магическими символами, узорами, для того. Чтобы злые духи не пробрались к телу человека. - Соблюдая старинное поверье, и мы украсим сарафан магическим символом. Вы весь урока оценивали свою работу «цветочками» . Это и будут магические символы. | Ребята выбирают предложение и продолжают. Ребята украшают сарафан.
|
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А.Сафроновой. - М.: Просвещение, 2011.–48 с.
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
- Глаголева Ю., Илюшина Л. Окружающий мир 1 класс. Поурочные разработки. Технологические карты уроков, - Волгоград: Учитель, 2009. – 54 с.
- Зотова И. П.Белгородский народный костюм/издательство “Истоки”2005.
- Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа , 2006.- 97с.
- Каминская М. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997.- 102с.
- Низамов, Р.А. Нигматов З. Г. Татарская педагогика. Казань “Магариф”. 2012.- 156с.
- Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.- 113с.
- Тагиров И. Р. История национального костюма. — Казань : Татар. кн. изд-во, 1993.-56с.
- Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 1 класс. ФГОС/ под редакцией Яценко И.Ф. – Издательство: Вако,2016.- 58 с.
17. Тихомирова Е. Окружающий мир. 1 класс. Контрольно-измерительные материалы/ под редакцией Тихомирова Е .- 2014-76 с.
|
Интернет-ресурсы:
1.http:// www.nsportal.ru
2.http:// www.zankov.ru
3.http:// www.proschkolu.ru
5.http://www.viki.rdf.ru
6.http://www.lukoshko.net
7.http://www.hayalltour.ru/kzn/kazan
8.http://www.kcn.ru/mtes/tatar/
9.http://www.narodko.ru/article/kogu/tatar/
10.http://www.luiza-m.narod.ru/smi/index.htm
11.http://forum.yuldash.com/
Технические средства обучения
*Классная доска
*Интерактивная доска IQ Board Maker
*Проектор EPSON , ПК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "когда появилась одежда?" 1 класс
Данную презентацию можно использовать в дополнение к основному материалу....
Урок окружающего мира "Когда изобрели велосипед?" 1 класс "Школа России"
Урок проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2015". Представлена технологическая карта и презентация к уроку. Видео для физкультминутки можно будет найти в моих видео...
Технологическая карта к уроку окружающего мира "Когда появилась одежда?" в 1 классе
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС...
Урок окружающего мира "Когда и где" 4 класс
Урок окружающего мира для 4 класса...
Технологическая карта урока окружающего мира "Когда наступит лето?" (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; Задачи урока Дидактические:1)...
Технологическая карта урока окружающего мира "Когда учиться интересно?" 1 класс, УМК - "Школа России"
Цель деятельности учителя: ознакомление с условными обозначениями в учебнике, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задачи урока:Дида...