«Что такое экономика?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Что такое экономика?»
Цель:
Сформировать понятие «экономика».
Задачи: 1.Обучающие:
-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;
- сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;
- обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.
2.Развивающие:
- развивать умение анализировать, группировать, обобщать;
- развивать умение работать в группе.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Демонстрационный материал:
Для учителя: ПК, экран, презентация, таблички с названиями отраслей экономики, Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2010, рабочая тетрадь.
Для учащихся: Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2010, рабочая тетрадь, цв. карандаши, альбомные листы.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. П. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. III. Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы. (Слайд 4.) (Слайд 5.) IV. Работа над новым материалом. (Слайд 6.) (Слайд 7) (Слайд 8) (Слайд 9) (Слайд 10-19) (Слайд 20) (Слайд 21) V.Домашнее задание. (Слайд 22) VI. Итог урока и самооценка. (Слайд 23-24) | (Проверка готовности к уроку, проверка посадки). Волгореченск. В праздник звёздами расцвечен Рядом с Волгою залёг. Волгореченск, Волгореченск Новый русский городок. Всей страной родной отмечен Мощной ГРЭС энергоблок Волгореченск, Волгореченск Самый волжский городок. А. Часовников - Ребята, как вы думаете почему, наш урок я начала со стихотворения «Волгореченск». - Какой новый раздел мы начали изучать на прошлом уроке? - С какой первой темой познакомились? - Сейчас, ребята, у многих возникает вопрос, где жить в городе или в селе. Я знаю одну девочку, она учится в нашей школе, её семья думает купить квартиру в городе или построить дом в с. Спас Нерехтского района. Убедите наших гостей, что ваш город или ваше село – самое лучшее место для жительства. - Итог: Куда решила переехать семья? Определение темы и целей урока. - Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами переходим к следующей теме нашего раздела. О чём будет наш урок, вы скажите сами. Я назову три словосочетания, в каждом будет одинаковое слово. Слушайте внимательно, это слово и будет темой урока. Экономика России, развитие экономики, части экономики. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. -Где вы слышали это слово? Где оно вам встречалось в жизни? - Какую задачу на урок вы перед собой поставите? 1. Постановка проблемных вопросов - Вот первый вопрос: Что такое экономика? Поразмышляйте сами, ответ запишите карандашом на листке. Даю вам 1 минуту
Правильный ответ спрятан в кроссворде. - Что же такое экономика? -Правильно. Я дополню. Это слово пришло к нам из греческого языка. Означало оно «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. Для жизни нам нужны жилье, одежда, еда и многое другое. Мы покупаем все необходимое за деньги. Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика. Экономика есть и в нашем государстве, России. Сегодня мы говорим, что экономика – это хозяйство страны (вывешиваю на доску дополнение к слову «экономика» - хозяйство страны) В тех листочках, где вы писали карандашом, допишите ручкой: хозяйство страны. 2. Инсценировка сказки. Объяснить, почему разные вещи производят разные люди, что это за сложная наука- экономика помогут нам герои книг “Экономика - детям” - труженица пчела, филин и мудрый сверчок - Ребята, понравился ли вам рассказ труженицы- пчелы? Все ли стало понятно, как лесные жители организовали свое хозяйство? - Почему жители леса решили, что одни будут собирать для всех ягоды и грибы, выращивать морковь, другие - строить жилища, третьи - лечить, четвертые - учить? - Что, по мнению сверчка, решили делать люди, глядя на жителей леса? - Скажите, где трудятся люди в нашем городе? 3. Постановка проблемных вопросов - Вернёмся к словосочетаниям, которые встретились нам в начале рока. Прочитайте про себя. Возникли ли у вас какие-нибудь вопросы? Нет? Тогда вопросы есть у меня. -Как по-другому сказать: экономика России? -Что значит «части экономики»? Ответ предлагаю найти на страницах учебника. 4. Работа с учебником Прочитайте текст на странице 104. Даю вам 2 минуты. Кто найдёт ответ раньше – поднимите руку. - Теперь рассмотрите фотографии в учебнике и скажите, какие отрасли экономики здесь представлены. - Посмотрите Серёжа, заинтересовался нашей темой и начал её изучать. (Поработать с иллюстрацией.) 5. Творческая работа Чтобы лучше представить эти части (отрасли), давайте их нарисуем. Положите перед собой листы, на которых уже писали. Переверните. У каждого написано название одной части экономики. Нарисуйте 1 предмет или несколько, относящихся к данной части. Можно пользоваться иллюстрациями учебника. Даю вам 3 минуты. Кто справится раньше, вывешивайте на доску. - Расскажите, как работают отрасли экономики в нашем крае. - Какие из них особенно важны для жизни нашего города? 6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации. – Итак, вы получили новые знания, теперь надо применить их для решения проблемной ситуации. -Давайте соберёмся в группы. У кого было сельское хозяйство – подойдите к 1 парте, у кого торговля – к 3 парте, у кого транспорт – 2 парта среднего кряда, у кого промышленность – 1 парта третьего ряда. Чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, нужно каждый день выпивать стакан молока. Предлагаю провести игру «Как к нам стакан молока пришёл?» Вы должны провести совещание в своей отрасли и решить, чем отрасль помогает государству, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока. - Теперь слушаем ваши выводы, к какому решению вы пришли? - Какой же можно сделать вывод? 7. Зачем нужны деньги? – Представьте такую ситуацию: на машиностроительном заводе из стали сделали подъёмный кран. Он нужен строительной отрасли. Как же поступить СТРОИТЕЛЬСТВУ и ПРОМЫШЛЕННОСТИ? - Деньги - это кровь экономики. Деньги приводят экономику в движение. 8. Рассматривание иллюстраций с. 107. - На какие группы можно разделить деньги? - В каждой стране, ребята, свои деньги. На них обычно изображают знаменитые памятники культуры, знаменитых людей. (можно показать российские деньги и рассмотреть, что на них изображено). 9. Сообщение учащихся о первых деньгах. с. 104-107, задание 1, 2 в тетради. На уроке я узнал (а)… Самооценка: ребята, а теперь оцените свою работу на уроке. - Мне понравилось, как вы работали на уроке. Всем большое спасибо. Урок закончен. | (Слайд 2) - Потому что мы живём в этом городе. - Жизнь города и села. (Слайд 3) - Город и село. Класс делится на 2 команды – «сельские жители» и «городские жители». Гости – команда «семья». «Городские жители». Многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи. «Сельские жители». Есть газ, газовые и электроплиты, зато чистый воздух, речка, все в селе знают друг-друга, помогают соседям, можно вырастить «чистые» овощи, фрукты и другие продукты питания. Гости отвечают. Это слово: ЭКОНОМИКА (Дети отвечают хором, а учитель вывешивает на доску надпись «экономика») - По радио, телевидению. -Узнать, что такое экономика, части экономики. Дети работают каждый на своём листе, и записывают мысли. Затем идёт обсуждение в паре. (Дети высказывают свои мысли, учитель благодарит за ответ) Дети сообща отгадывают кроссворд и по вертикали появляется ключевое слово «хозяйство». - Экономика – это хозяйство. Дети работают на своих листочках. Инсценирование сказки “Рассказ труженицы- пчелы” У одних получалось лучше одно, у других – другое. Разделить свой труд по профессиям. - На КГРЭС, Трубном заводе, автотранспортном предприятии, в школах, больнице, детских садах, пожарной части, в магазинах и т.д. Экономика России, т.е хозяйство России. - ? Дети называют части экономики, один ученик вывешивает на доску названия этих частей. - Промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство. Дети работают самостоятельно, учитель подходит и помогает наводящими вопросами тем, кому нужна помощь. Дети собираются в группы. Дети совещаются в группах. Один человек от группы выступает и доказывает, что их отрасль помогает, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока. - Все отрасли взаимосвязаны. – Надо купить, т.е. обменять на деньги. - Деньги можно разделить на металлические и бумажные.
2. Меховые деньги уступили соё место другим деньгам – ракушкам каури. Блестящие, лёгкие, прочные маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие страны Азии, Африки и Европы, и с помощью арабских купцов попали на Русь. Они не портились, не теряли вида и веса и помогали очень долго.
Дети записывают в дневники. Дети заканчивают предложения. Учащиеся показывают смайлики. |
Приложение.
Сказка “Рассказ труженицы- пчелы”
Пчела:
Мы живем в лесу: звери-птицы-насекомые. Каждому из нас - нужен дом, нужны еда и питье. Кроме того, лесным жителям надо защищаться от врагов: кому от охотников, кому - от мальчишек. А еще нужно все лесные новости узнавать, по лесу путешествовать, детишек уму-разуму учить. Не каждый лесной житель может со своими делами одинаково хорошо справиться. Даже у нас, пчел, на все дела времени и сил не хватает. Дом-то мы, конечно, сами себе строим и еду - нектар - сами добываем. Но за день с цветка на цветок, с куста на кусток, с полянки на полянку так накружишься, что полетать, новости узнать ни времени, ни сил не остается. Так и у других лесных жителей на все времени не хватает. Вот и собрались мы однажды на лесной совет. Стали думать, как сделать нашу жизнь легче. Долго спорили, пока мудрый Филин не предложил:
Филин:
« Лягушки хорошо поют - у них это получается хорошо, пчелы - лучше других собирают мед, муравьи и бобры - строят дома, белки и ежи - заготавливают на зиму грибы, ягоды и орехи, зайцы - выращивают капусту и морковь. Пусть каждый делает то, что у него получается лучше всего. А Сорока пусть разносит новости. Медведь охраняет всех лесных жителей от врагов, Богомол лечит».
Пчела:
Так мы все и решили, и с того вечера все в лесу изменилось. Каждый из нас делает то, что у него лучше других получается. Мы, пчелы, собираем мед для всех лесных жителей, муравьи и бобры помогают нам строить и ремонтировать ульи, белки и ежи угощают всех ягодами, грибами и орехами, зайцы - морковкой и капустой, медведи пугают шалунов-мальчишек, Сорока рассказывает новости, Енот учит ребятишек. Каждый из нас прежде сам продавал то, что производил на базаре, но на это уходило очень много времени. Целый день торгуешь, а работа стоит. Вот и стала на базаре вместо нас, лесных жителей, лиса торговать - у нее это лучше других получается.
Сверчок:
Здорово вы в лесу все придумали. А люди тоже у вас научились, ведь и у них бывает, что у одного человека одно дело спорится, а у другого - другое. Вот и решили люди поделиться, кому что делать, то есть разделить свой труд по профессиям. И если все хозяйство любого государства представить как дерево, то у этого дерева есть части- веточки, они называются отраслями.
Сообщение учащихся о первых деньгах.
- Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они обменивались друг с другом разными предметами. Первые деньги совершенно не были похожи на наши современные. В одних местах деньгами считался живой скот : овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, табак, сушёная рыба. На Руси деньгами служили и шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.
2. Меховые деньги уступили соё место другим деньгам – ракушкам каури. Блестящие, лёгкие, прочные маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие страны Азии, Африки и Европы, и с помощью арабских купцов попали на Русь. Они не портились, не теряли вида и веса и помогали очень долго.
- Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим. Деньги из металла были в виде брусков, колец, слитков, прутиков. Изготавливали их из серебра, золота меди и бронзы.
- Кусочки металла разной формы на Руси назывались гривнами. Гривну рубили на части – отсюда название рубль. Слитки постепенно стали делать круглыми, как современная монета. Главной монетой на Руси была копейка – серебряная монета с изображением всадника с копьём.
- Бумажные деньги были изобретены в Китае в 8 веке. А в России бумажные деньги появились при Екатерине 2. Их название «ассигнации». Первые ассигнации Екатерина 2 приказала изготовить из старых дворцовых скатертей и салфеток, которые таким необычным образом обрели вторую жизнь в новом благородном облике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....