«Что такое экономика?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шверненко Ольга Николаевна
Тема урока: «Что такое экономика?» Цель: Сформировать понятие «экономика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 «Что такое экономика?»

Цель:

 Сформировать понятие «экономика».

Задачи: 1.Обучающие:

-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;

- сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;

- обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

2.Развивающие:

- развивать умение анализировать, группировать, обобщать;

- развивать умение работать в группе.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики. 

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. 

Демонстрационный материал:

Для учителя: ПК, экран, презентация, таблички с названиями отраслей экономики,  Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2010, рабочая тетрадь.

Для учащихся: Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2010, рабочая тетрадь, цв. карандаши, альбомные листы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

П. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

III. Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы.

(Слайд 4.)

(Слайд 5.)

IV. Работа над новым материалом.

(Слайд 6.)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

(Слайд 9)

(Слайд 10-19)

(Слайд 20)

(Слайд 21)

V.Домашнее задание.  

(Слайд 22)

VI. Итог урока и самооценка.

(Слайд 23-24)

(Проверка готовности к уроку, проверка посадки).

Волгореченск.

В праздник звёздами расцвечен

Рядом с Волгою залёг.

Волгореченск, Волгореченск

Новый русский городок.

Всей страной родной отмечен

Мощной ГРЭС энергоблок

Волгореченск, Волгореченск

Самый волжский  городок.

А. Часовников

- Ребята, как вы думаете почему, наш урок я начала со стихотворения  «Волгореченск».

- Какой новый раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

- С какой первой темой познакомились?

- Сейчас, ребята, у многих возникает вопрос, где жить в городе или в селе. Я знаю одну девочку, она учится в нашей школе, её семья думает купить квартиру в городе или построить дом в с. Спас Нерехтского района. Убедите наших гостей, что ваш город или ваше село – самое лучшее место для жительства.

- Итог: Куда решила переехать семья?

Определение темы и целей урока. 

- Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами переходим к следующей теме нашего раздела. О чём будет наш урок, вы скажите сами. Я назову три словосочетания, в каждом будет одинаковое слово. Слушайте внимательно, это слово и будет темой урока.

Экономика России, развитие экономики, части экономики.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Где вы слышали это слово? Где оно вам встречалось в жизни?
- А знаете ли вы что такое экономика? 

- Какую задачу на урок вы перед собой поставите?

1. Постановка проблемных вопросов

- Вот первый вопрос: Что такое экономика? Поразмышляйте сами, ответ запишите карандашом на листке. Даю вам 1 минуту

  • Теперь прочитайте соседу свои мысли, послушайте его мнение. Пара, которая закончит, возьмётся за руки и поднимет их вверх.
  • Кто хочет высказать свои мысли вслух?
  • Хотите узнать, угадали вы или нет?

Правильный ответ спрятан в кроссворде.

- Что же такое экономика?

-Правильно. Я дополню. Это слово пришло к нам из греческого языка. Означало оно «искусство ведения домашнего хозяйства».

С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. Для жизни нам нужны жилье, одежда, еда и многое другое. Мы покупаем все необходимое за деньги. Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика.

Экономика есть и в нашем государстве, России. Сегодня мы говорим, что экономика – это хозяйство страны (вывешиваю на доску дополнение к слову «экономика» - хозяйство страны)

В тех листочках, где вы писали карандашом, допишите ручкой: хозяйство страны.

2. Инсценировка сказки.

Объяснить, почему разные вещи производят разные люди, что это за сложная наука- экономика помогут нам герои книг “Экономика - детям” - труженица пчела, филин и мудрый сверчок

- Ребята, понравился ли вам рассказ труженицы- пчелы? Все ли стало понятно, как лесные жители организовали свое хозяйство?

- Почему жители леса решили, что одни будут собирать для всех ягоды и грибы, выращивать морковь, другие - строить жилища, третьи - лечить, четвертые - учить?

- Что, по мнению сверчка, решили делать люди, глядя на жителей леса?

 - Скажите, где трудятся люди в нашем городе?

3. Постановка проблемных вопросов

- Вернёмся к словосочетаниям, которые встретились нам в начале рока. Прочитайте про себя. Возникли ли у вас какие-нибудь вопросы? Нет? Тогда вопросы есть у меня.

-Как по-другому сказать: экономика России?

-Что значит «части экономики»? Ответ предлагаю найти на страницах учебника.

4. Работа с учебником

Прочитайте текст  на странице 104. Даю вам 2 минуты. Кто найдёт ответ раньше – поднимите руку.

- Теперь рассмотрите фотографии в учебнике и скажите, какие отрасли экономики здесь представлены.

- Посмотрите Серёжа, заинтересовался нашей темой и начал её изучать. (Поработать с иллюстрацией.)

5. Творческая работа

Чтобы лучше представить эти части (отрасли), давайте их нарисуем.

Положите перед собой листы, на которых уже писали. Переверните. У каждого написано название одной части экономики. Нарисуйте 1 предмет или несколько, относящихся к данной части. Можно пользоваться иллюстрациями учебника. Даю вам 3 минуты. Кто справится раньше, вывешивайте на доску.

- Расскажите, как работают отрасли экономики в нашем крае.

- Какие из них особенно важны для жизни нашего города?

6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации. 

– Итак, вы получили новые знания, теперь надо применить их для решения  проблемной  ситуации.

-Давайте соберёмся в группы. У кого было сельское хозяйство – подойдите к 1 парте, у кого торговля – к 3 парте, у кого транспорт – 2 парта среднего кряда, у кого промышленность  – 1 парта третьего ряда.

 Чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, нужно каждый день выпивать стакан молока. Предлагаю провести игру «Как к нам стакан молока пришёл?»

Вы  должны провести совещание в своей отрасли и решить, чем отрасль помогает государству, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока.

- Теперь слушаем ваши выводы, к какому решению вы пришли?

- Какой же можно сделать вывод?

7. Зачем нужны деньги?

 – Представьте такую ситуацию: на машиностроительном заводе из стали сделали подъёмный кран. Он нужен  строительной отрасли. Как же поступить СТРОИТЕЛЬСТВУ и ПРОМЫШЛЕННОСТИ?

- Деньги - это кровь экономики. Деньги приводят экономику в движение.

8. Рассматривание иллюстраций с. 107.

- На какие группы можно разделить деньги?

- В каждой стране, ребята, свои деньги. На них обычно изображают знаменитые памятники культуры, знаменитых людей. (можно показать российские деньги и рассмотреть, что на них изображено).

9. Сообщение учащихся о первых деньгах.

с. 104-107, задание 1, 2 в тетради.

На уроке я узнал (а)…
Мне было интересно узнать…
Мне хотелось бы еще узнать …

Самооценка: ребята, а теперь оцените свою работу на уроке.

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Всем большое спасибо. Урок закончен.

(Слайд 2)

- Потому что мы живём в этом городе.

- Жизнь города и села. (Слайд 3)

- Город и село.

Класс делится на 2 команды – «сельские жители» и «городские жители». Гости – команда «семья».

«Городские жители».  Многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи.

 «Сельские жители». Есть газ, газовые и электроплиты, зато чистый воздух, речка, все в селе знают друг-друга, помогают соседям, можно вырастить «чистые» овощи, фрукты и другие продукты питания.

Гости отвечают.

Это слово: ЭКОНОМИКА

(Дети отвечают хором, а учитель вывешивает на доску надпись «экономика»)

- По радио, телевидению.

-Узнать, что такое экономика, части экономики.

Дети работают каждый на своём листе, и записывают мысли.

Затем идёт обсуждение в паре.

(Дети высказывают свои мысли, учитель благодарит за ответ)

Дети сообща отгадывают кроссворд и по вертикали появляется ключевое слово «хозяйство».

- Экономика – это хозяйство.

Дети работают на своих листочках.

Инсценирование сказки “Рассказ труженицы- пчелы”

У одних получалось лучше одно, у других – другое.

Разделить свой труд по профессиям.

- На КГРЭС, Трубном заводе,  автотранспортном предприятии, в школах, больнице, детских садах, пожарной части, в магазинах и т.д.

Экономика России, т.е хозяйство России.

- ?

Дети называют части экономики, один ученик вывешивает на доску названия этих частей.

- Промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство.

Дети работают самостоятельно, учитель подходит и помогает наводящими вопросами тем, кому нужна помощь.

Дети собираются в группы.

Дети совещаются в группах.

Один человек от группы выступает и доказывает, что их отрасль помогает, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока.

- Все отрасли взаимосвязаны.

– Надо купить, т.е. обменять на деньги.

- Деньги можно разделить на металлические и бумажные.

  1. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они обменивались друг с другом разными предметами. Первые деньги совершенно не были похожи на наши современные. В одних местах деньгами считался живой скот : овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, табак, сушёная рыба. На Руси деньгами служили и шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.

2.  Меховые деньги    уступили соё место другим деньгам – ракушкам каури. Блестящие, лёгкие, прочные маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие страны Азии, Африки и Европы,  и с помощью арабских купцов попали на Русь. Они не портились, не теряли вида и веса и помогали очень долго.

  1. люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим. Деньги из металла были в виде брусков, колец, слитков, прутиков. Изготавливали их из серебра, золота меди и бронзы.
  2. Кусочки металла разной формы на Руси назывались гривнами. Гривну рубили на части – отсюда название рубль. Слитки постепенно стали делать круглыми, как современная монета.  Главной монетой на Руси была копейка – серебряная монета с изображением всадника с копьём.
  3. Бумажные деньги были изобретены в Китае в 8 веке. А в России бумажные деньги появились при Екатерине 2. Их название «ассигнации». Первые ассигнации Екатерина 2 приказала изготовить из старых дворцовых скатертей и салфеток, которые таким необычным образом обрели вторую жизнь в новом благородном облике.

Дети записывают в дневники.

Дети заканчивают предложения.

Учащиеся показывают смайлики.

Приложение.

Сказка “Рассказ труженицы- пчелы”

Пчела:

Мы живем в лесу: звери-птицы-насекомые. Каждому из нас - нужен дом, нужны еда и питье. Кроме того, лесным жителям надо защищаться от врагов: кому от охотников, кому - от мальчишек. А еще нужно все лесные новости узнавать, по лесу путешествовать, детишек уму-разуму учить. Не каждый лесной житель может со своими делами одинаково хорошо справиться. Даже у нас, пчел,  на все дела времени и сил не хватает. Дом-то мы, конечно, сами себе строим и еду - нектар - сами добываем. Но за день с цветка на цветок, с куста на кусток, с полянки на полянку так накружишься, что полетать, новости узнать ни времени, ни сил не остается. Так и у других лесных жителей на все времени не хватает. Вот и собрались мы однажды на лесной совет. Стали думать, как сделать нашу жизнь легче. Долго спорили, пока мудрый Филин не предложил:

Филин:

« Лягушки хорошо поют - у  них это получается хорошо, пчелы -  лучше других собирают мед, муравьи и бобры - строят дома, белки и ежи - заготавливают на зиму грибы, ягоды и орехи, зайцы - выращивают капусту и морковь. Пусть каждый делает то, что у него получается лучше всего. А Сорока пусть разносит новости. Медведь охраняет всех лесных жителей от врагов, Богомол лечит».

Пчела:

Так мы все и решили, и с того вечера все в лесу изменилось. Каждый из нас делает то, что у него лучше других получается. Мы, пчелы, собираем мед для всех лесных жителей, муравьи и бобры помогают нам строить и ремонтировать ульи, белки и ежи угощают всех ягодами, грибами и орехами, зайцы - морковкой и капустой, медведи пугают шалунов-мальчишек, Сорока рассказывает новости, Енот учит ребятишек. Каждый из нас прежде сам продавал то, что производил на базаре, но на это уходило очень много времени. Целый день торгуешь, а работа стоит. Вот и стала на базаре вместо нас, лесных жителей, лиса торговать - у нее это лучше других получается.

Сверчок:

 Здорово вы в лесу все придумали. А люди тоже у вас научились, ведь и у них бывает, что у одного человека одно дело спорится, а у другого - другое. Вот и решили люди поделиться, кому что делать, то есть разделить свой труд по профессиям. И если все хозяйство любого государства представить как дерево, то у этого дерева есть части- веточки, они называются отраслями.

Сообщение учащихся о первых деньгах.

  1. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они обменивались друг с другом разными предметами. Первые деньги совершенно не были похожи на наши современные. В одних местах деньгами считался живой скот : овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, табак, сушёная рыба. На Руси деньгами служили и шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы.

    2.     Меховые деньги    уступили соё место другим деньгам – ракушкам      каури. Блестящие, лёгкие, прочные маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие страны Азии, Африки и Европы,  и с помощью арабских купцов попали на Русь. Они не портились, не теряли вида и веса и помогали очень долго.

  1. Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим. Деньги из металла были в виде брусков, колец, слитков, прутиков. Изготавливали их из серебра, золота меди и бронзы.

  1. Кусочки металла разной формы на Руси назывались гривнами. Гривну рубили на части – отсюда название рубль. Слитки постепенно стали делать круглыми, как современная монета.  Главной монетой на Руси была копейка – серебряная монета с изображением всадника с копьём.

  1. Бумажные деньги были изобретены в Китае в 8 веке. А в России бумажные деньги появились при Екатерине 2. Их название «ассигнации». Первые ассигнации Екатерина 2 приказала изготовить из старых дворцовых скатертей и салфеток, которые таким необычным образом обрели вторую жизнь в новом благородном облике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....