Приём « Чтение с пометами» Работа в группах Проверка: 1 группа – «ТЕЛА» -Что оказалось новым? Дополним кластер. 2 группа – «ВЕЩЕСТВА» -Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела. 3 группа – «ЧАСТИЦЫ (молекулы)» - Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. -Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт. - У каждого из вас есть кусочек сахара и стакан с водой. Опустите сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим? - Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара. - Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц. - Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами. – Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы. Вода, камень, железо, дым, пар, сок. – По какому признаку разделили? (Камень и железо – твердые, вода и сок – жидкие, дым и пар – газообразные.) – Какой можно сделать вывод? Вывод: вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях. – В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод. Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная. – Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды? – Какой можно сделать вывод? Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем) – Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым? Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем.
Назовите предметы, которые состоят из твердых веществ, жидких, газообразных.
|