Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Копытцева Елена Петровна

ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska1_klass_okr_mir_.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»

г. Железногорска Курской области

Рассмотрено

на заседании МО 

________Н.Н.Иванова/

Протокол № 1

от «25» августа 2015г.

Согласовано

на научно-методическом совете

________  / М. А. Соболева /

Протокол № 1

от «26» августа2015г.

 УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 1-277  

от «01» сентября 2015г.

              Директор лицея № 5

____________  / Н.И. Агеева  /

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Окружающий мир»

начального общего образования

для 1 «б» класса

(базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год

  Составитель: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Копытцева Елена Петровна.

 

г. Железногорск

2015г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                        1-4
  2. Требования к уровню подготовки учащихся                             4-5      
  3. Планируемые результаты освоения учебной программы

 по предмету «Окружающий мир»                                              5-7                                                      

  1. Учебно-тематический план                                                          7                                                        
  2. Содержание учебного предмета                                                  7-8
  3. Развёрнутое календарно-тематическое

планирование по предмету «Окружающий мир»                      9-24                            

  1. Материально-техническое обеспечение программы.                25

  1. Пояснительная записка


     
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, примерной программой начального общего образования (М.: Просвещение, 2012) на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа» 2012), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.


     
 Цель  изучения курса «Окружающий мир» - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

       Задачи изучения курса:
-  
развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  •  образовательные: ознакомление с взаимосвязями человеками природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
  •  воспитательные: воспитание любви к природе и "своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

                                 Общая характеристика учебного предмета


   
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

     Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественно – научных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Этот предмет подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
   
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

   Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
 
Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

                             Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

         
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного культурного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. 

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                         Основные содержательные линии  предмета «Окружающий мир»

                                                       

    Основные содержательные линии Окружающего мира» определены ФГОС и  примерной программой. В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий.

    Первую «Человек и природа» составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности.

    В качестве другой содержательной линии курса выделено «Человек и общество»  ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребёнок ещё до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идёт по единому плану: неживая природа - растения - животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) - труд человека - образцы поведения в природе.

    Ещё одна содержательная линия «Правила безопасной жизни» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).

     Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.

    Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

                 

                        Описание места учебного предмета в учебном плане

   
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется  в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю)

                           Система оценки достижения планируемых результатов

 

    В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:

-        ориентация образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных);

-        взаимосвязь системы оценки и образовательного процесса;

-        участие в оценочной деятельности самих учащихся, формирование у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, освоение эффективных средств управления своей учебной деятельностью, развитие самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

 

     Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.

     Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

     В первых классах устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:

-        устный опрос;

-        письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирую-щие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;

тестовые диагностические задания;

графические работы (рисунки, схемы);

-        комплексные работы, проверяющие достижение первоклассниками запланированных результатов за определенный период времени (четверть, полугодие, год).

       В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.

      Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение,
сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.).

       Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее оценку «зачёт/незачёт». В конце изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является выполнение тестовых заданий.

      Итоговое оценивание проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

      Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

  

  1. Требования к уровню подготовки  учащихся 1 класса

                     К концу первого года обучения обучающиеся должны 

Знать/понимать:

·        название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

·        названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

·        государственную символику России; первый куплет и припев гимна России;

·        виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);

·        правила поведения в городе во время экскурсии;

·        что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);

·        названия органов чувств и их функции;

·        название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

·        основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;

·        название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);

·        название каждого времени года, их последовательность и основные признаки времен года;

·        правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

  Уметь:

·        соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

·        различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы;

·        различать части растений, отображать их в рисунке;

·        приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

·        приводить примеры хвойных и лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;

·        приводить примеры съедобных грибов своего края;

·        ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

·        называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

   Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

·        установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

·        выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;

·        написания на конверте своего адреса;

·        выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.

  1. Планируемые результаты освоения предмета

         Личностные результаты

    У первоклассника начнут формироваться:

  • положительное отношение к процессу учений, к приобретению знаний и умений;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью
  • бережное отношение к природе, культуре родного края.

    У первоклассника могут быть сформированы:

  • желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

- осознание важности сохранения своего здоровья.

          Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

-        организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

-        принимать учебно-познавательную задачу и планировать свои  действия  в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

-        действовать согласно плану, составленному учителем и оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Первоклассник получит возможность научиться:

-        оценивать своё знание и незнание, умение и неумение

-        попробует проявлять инициативу в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

  • осуществлять поиск учебной информации из различных источников, из собственных наблюдений, из личного опыта общения с людьми;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
  • пользоваться простыми условными обозначениями.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
  • классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме и кратко отвечать на вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • допускать возможность существования людей различных точек зрения,
  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные результаты

Первоклассник научится:

  • выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
  • сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
  • различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и земноводных, пресмыкающихся;
  • описывать, характеризовать изученное группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида,
  •  сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
  • различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, .щсекомы^^ыб:
  • называть части тела человека;
  • характеризовать признаки времён года;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
  • участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

Первоклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
  • следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • выполнять режим дня;
  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения о достопримечательностях родного города (села);
  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
  • классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

осознавать необходимость бережного и внимательного отношения к своему здоровью,

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Экскурсии

Практическая

работа

1.

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире  

8

1

1

2

Живая природа

10

1

1

3

Природа и сезонные изменения

38

1

2

4

Наша родина – Россия

10

1

Итого:

66

4

4

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

   Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

   Практическая работа:  определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

   Экскурсия в музей

         

Живая природа (10 ч)

   Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

   Практическая работа: наблюдения за прорастанием семян и  ростом растений.

   Экскурсия в лес

     Природа и ее сезонные изменения (37 ч)

    Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

  Практические работы: Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

   Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках.

 Экскурсия различение деревьев и кустарников

   Наша родина — Россия (9 ч)

   Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).

Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия по достопримечательностям родного края

   

                               


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

(66 часов - 2 часа в неделю)

урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности/Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата по факту

предметные

метапредметные

личностные

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире  -  8 часов

1

Где живет семья Ивановых (с. 3-5)

Изучение нового материала

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до

школы

Знать адрес: название своего города, улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

Определять правила поведения при сотрудничестве

2

Где живет семья Ивановых (с. 3-5)

Урок-игра

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до

школы

Знать адрес: название своего города, название улицы, номер дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

3

Мы познаем мир (с. 6-7)

Изучение нового материала

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета (цвет, форма, размер)

Знать правила поведения в природе.

Уметь проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

4

Мы познаем мир (с. 6-7)

Комбинированный

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

Умение идентифициро-

вать себя с героями

5

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

(с. 8-9)

Практикум

Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа

Знать название органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты, делать выводы

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

6

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

(с. 8-9)

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт

Знать названия органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы; выполнять простейшие опыты, делать выводы

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

7

Что нас окружает (с. 10-11)

Изучение нового материала

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы

Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

8

Что нас окружает (с. 10-11)

Комбинированный

Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы.

Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

Живая природа   –    10 часов

9

Животные – часть природы (с. 12-13)

Комбинированный

Разнообразие животных, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных

Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп, раскрывать особенности их внешнего вида

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

10

Дикие и домашние животные

(с. 14-15)

Урок-путешествие

Отличительные признаки диких и домашних животных

Знать названия и отличительные признаки 8-10 животных. Приводить примеры домашних и диких животных

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

11

Дикие и домашние животные

 (с. 14-15)

Комбинированный

Отличительные признаки диких и домашних животных. Проверочная работа

Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Обосновывать высказанное суждение

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

12

Насекомые – часть природы (с. 16-17)

Изучение нового материала

Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

13

Насекомые – часть природы

(с. 16-17)

Комбинированный

Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

14

Растения – часть живой природы

(с. 18-19)

Изучение нового материала

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений, отличительные признаки 8-10 растений

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

15

Растения – часть живой природы

(с. 18-19)

Комбинированный урок

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений.

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Определять правила поведения при сотрудничестве

16

Что общего у трав, кустарников и деревьев

(с. 20-21)

Комбинированный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков

Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

17

Как растения расселяются на новые места

(с. 22-23)

Изучение нового материала

Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком

Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

18

Как растения расселяются на новые места (с. 22-23)

Комбинированный

Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком

Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения

Обосновывать высказанное суждение

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

                    Природа и её сезонные изменения - 38 часов

19

Природа и ее сезонные изменения

(с. 24-25)

Изучение нового материала

Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время. иях в природе

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

20

Жизнь растений

осенью (с. 26-27)

Изучение нового материала

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени.

Правила поведения во время экскурсии

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью

Обосновывать высказанное суждение

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

21

Жизнь растений

осенью (с. 26-27)

Урок-экскурсия

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев Уметь анализировать изменения природы осенью

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

22

Как животные готовятся к зиме

(с. 30-31)

Изучение нового материала

Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Уметь анализировать изменения природы зимой

Обосновывать высказанное суждение

Осознание ценности природы

23

Как животные готовятся к зиме

(с. 30-31)

Комбинированный

Перелетные и зимующие птицы

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Уметь анализировать изменения природы зимой

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

24

Пришла зима

(с. 32-33)

Экскурсия

(заочная)

Времена года. Изменения в природе с приходом зимы (на основе наблюдений)

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

25

Пришла зима

(с. 32-33)

Комбинированный

ТБ во время зимних игр

Правила безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках,

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

26

Снежные загадки (с. 34-35)

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды). Разные состояния воды. Вода в природе

Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь представление об образовании снежинок

Наблюдать объекты и явления обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

27

Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37)

Изучение нового материала

Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных – зверей

Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой.

Уметь оказывать помощь животным зимой

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

28

Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37)

Комбинирован

ный

Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время

Знать о зимовке животных

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

29

Как помочь птицам зимой (с. 38-39)

Изучение нового материала

Особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время

Знать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц; виды зимующих птиц

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

30

Учимся различать деревья и кустарники зимой

Урок-экскурсия

Правила поведения во время экскурсии

Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

31

Труд людей зимой

Комбинированный урок

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать особенности труда людей весной.

Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

Оценивать жизненные ситуации) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

32

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

(с. 40-41)

Изучение нового материала

Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безопасного поведения

Знать признаки рыб; иметь представление  о жизни некоторых животных и растений подо льдом

Обосновывать высказанное суждение

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

33

Как зимуют травы, кустарники и деревья (с. 42-43)

Комбинированный урок

Особенности жизни травянистых растений в зимний период

Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки

Выполнять инструкции, точно следовать образцу, простейшим алгоритмам

Интерес к способу решения и общему способу действия.

34

Учимся различать деревья и кустарники зимой

Изучение нового материала

Культура поведения в природе

Знать отличия деревьев и кустарников зимой. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

35

Учимся различать деревья и кустарники зимой

Урок-экскурсия

Правила поведения во время экскурсии

Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Интерес к способу решения и общему способу действия.

36

Труд людей зимой

Комбинирован

ный

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать особенности труда людей весной.

Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

37

Пришла весна

Экскурсия

Явления природы. Весенние изменения в природе

Знать правила поведения на экскурсии, названия животных и растений родного края, раннецветущие растения.

Уметь анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

38

Пришла весна

Комбинирован

ный

Весенние изменения в живой природе

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Интерес к способу решения и общему способу действия.

39

Какие растения весной цвести торопятся

(с. 48-49)

Изучение нового материала

Жизнь растений весной

Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растения. Уметь отличать раннецветущие растения от остальных растений

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

40

Какие растения весной цвести торопятся

(с. 48-49)

Комбинирован

ный

Охрана природных богатств

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

41

Как животные весну встречают (с. 50-51)

Изучение нового материала

Жизнь животных весной. Понимание связи неживой и живой природы

Знать об изменениях в жизни животных весной.

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку

Работать с учебными, художественными и научно-

популярными текстами

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

42

Как животные весну встречают (с. 50-51)

Комбинирован

ный

Охрана природных богатств

Выполнять правила охраны животных в весеннее время.

Иметь представление о гнездовании птиц

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления.

Анализировать результаты

Развитие доверия, доброжелательности и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

43

Про больших и маленьких

(с. 52-53)

Комбинирован

ный

Ознакомление с термином «млекопитающие»

Знать, как появляется потомство у животных.

Уметь сравнивать потомство и животных-родителей

Работать с учебными, художественными текстами

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

44

Лето пришло

(с. 54-55)

Комбинирован

ный

Особенности времен года (на основе наблюдений). Природа в летнее время года

Знать об основных изменениях, происходящих с приходом лета в неживой и живой природе. Уметь устанавливать взаимосвязи

Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения

Формирование

учебных мотивов.

45

Лето пришло

(с. 54-55)

Экскурсия

Особенности времен года (на основе наблюдений)

Знать правила поведения в природе во время экскурсии. Уметь анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

46

В лес по ягоды пойдем (с. 56-57)

Изучение нового материала

Ознакомление с разнообразием растений

Знать питательные и целебные свойства ягод.

Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края

Обосновывать высказанное суждение

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

47

В лес по ягоды пойдем (с. 56-57)

Комбинированный урок

Ознакомление с разнообразием растений

Знать питательные и целебные свойства ягод.

Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

48-49

С лукошком за грибами

 (с. 58-59)

Изучение нового материала.

Урок-игра

Многообразие живой природы: растения, животные, грибы. Ознакомление с царством Грибы. Части гриба

Знать признаки и названия грибов, правила сбора грибов.

Уметь различать съедобные и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных грибов своего края

Обосновывать высказанное суждение.

Искать (проверять) необходимую информацию в  справочниках, художественной литературе

Формирование

учебных мотивов.

50

Зеленая аптека (с. 60-61)

Изучение нового материала

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу

Знать лекарственные растения, о целебной силе растений, правила сбора

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Развитие доверия, доброжелательности и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

51

Зеленая аптека (с. 60-61)

Урок-

викторина

Охрана природных богатств. Разнообразие растений

Иметь представление о приемах использования лекарственных растений

Работать с учебными, художественными текстами

Осознание ценности природы

52

Природа и мы

(с. 62-63)

Изучение нового материала

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Термин «экология», влияние человека на природу

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

53

Природа и мы

(с. 62-63)

Экскурсия

Правила поведения в природе

Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий

Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

54

Природа и мы

(с. 62-63)

Комбинирован

ный

Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой

Знать виды и формы помощи человека природе

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший

55

Красная книга

Изучение нового материала

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший

56

Красная книга

Комбинирован

ный

Красная книга России, ее значение

Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу

Обосновывать высказанное суждение

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Наша   родина – Россия -  10 часов

57

Родной край

Комбинированный урок

Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут обучающиеся, достопримечательности родного края

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Производить поиск необходимой информации

58

Наша родина – Россия (с. 64-65)

Комбинированный урок

Россия – наша Родина

Знать название государства, его столицы, главной площади столицы и достопримечательности Уметь описывать достопримечательности столицы России

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

Осознание себя гражданином России

59

Государственная символика

(с. 66-67)

Изучение нового материала

Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Формирование познавательной активности

60

Государственная символика

 (с. 66-67)

Комбинированный урок

Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Осознание себя гражданином России

61

Москва – столица нашего государства

 (с. 68-71)

Изучение нового материала

Россия – наша Родина. Москва – столица России

Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль,  главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Обосновывать высказанное суждение

Формирование чувства гордости за свою страну

62

Москва – столица нашего государства

(с. 68-71)

Урок-путешествие

Россия – наша Родина. Москва – столица России

Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль,  главную площадь столицы. Уметь описывать важнейшие исторические события в истории Москвы

Работать с художественной и учебной литературой

Осознание себя гражданином России

63

Москва – столица нашего государства

(с. 68-71)

Комбинированный урок

Россия – наша Родина. Москва – столица России

Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль,  главную площадь столицы,  важнейшие исторические события в истории Москвы

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать

Осознание себя гражданином России

64

Экскурсия в город (с. 72-73)

Экскурсия

в музей

Родной край – малая родина. Родной город: название, основные достопримечательно

сти

Знать правила поведения во время движения по городу. Иметь представление об основных достопримечательнос

тях  своего края

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках,

Осознание себя гражданином России

65

Экскурсия в город (с. 72-73)

Экскурсия

Правила поведения в природе

Знать правила поведения во время движения по городу

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

66

Обобщение «Мы и окружающий мир» (с. 74-77)

Урок-отчет

Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе

Знать правила членов клуба «Мы и окружающий мир». Уметь подписывать конверт и писать письмо

Обосновывать высказанное суждение

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

VII. Материально-техническое обеспечение программы:

Методическое обеспечение:

  1. Для учителя:

1.  Рагозина Т. М  «Технология. 1 класс»: учебник. - М.: Академкнига, 2012 г.

2.  Рагозина Т. М. «Технология. 1 класс»: методическое пособие для учителя.

- М.: Академ/книга. Учебник, 2012.

3.   Тюшкина Е. Н.  «Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы». Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением  - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).

4.  Казакова С.П., Умнова  М.С.  Начальная школа. «Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).

  1.  Для учащихся:

Рагозина Т.М. Технология.1 класс: учебник. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011.

Электронно-программное обеспечение: компьютер, мультимедийное оборудование, выход в Интернет.

Электронные версии газеты «Начальная  школа» Издательского дома «Первое сентября» -   http://nsc.1september.ru

«Для учителей начальных классов» - www.uroki.net/docnach.htm;

«Практические материалы по начальной школе № 508» - brozer.narod.ru/open_lessons.htm;

«Открытый урок в начальной школе» - www.4stupeni.ru/video/75-otkrytyjj-urok-v-nachalnojj-shkole.html;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...