Проект по окружающему миру
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
План- конспект учебного проекта по окружающему миру "Заказники нашего края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Учебный проект по окружающему миру
«Заказник нашего поселения »
Тип проекта – предметный, информационно-исследовательский, среднесрочный, внутриклассный.
В процессе работы над темами «Разнообразие, размножение и развитие животных» обратить внимание детей на то, как в природе взаимосвязаны между собой человек и животные, какие животные, занесённые в Красную книгу Вологодской области, встречаются в нашей местности, рассказать об особо охраняемых территориях в Вологодской области и, конкретно, в Кичменгско – Городецком районе (Дарвинский заповедник, национальный парк «Русский север», памятник природы «Захаровский бор» и заказники Стрелкинский лес и Ёнтальский лес и т.д.), чем сами дети могут помочь в охране животных
Дорогие ребята! Нам с вами предстоит решить трудную, но очень интересную задачу.
Вы много узнали об охране животных в Вологодской области, об особо охраняемых территориях Вологодчины и нашего района. Знаете вы и правила друзей природы. Можете перечислить некоторые редкие виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Но об охране природы в нашем поселении вы знаете не очень много. Наше поселение по площади одно из самых больших в районе. Жители села тоже охраняют природу.
Учебная проблема: каким образом осуществляется охрана природы у нас поселении? Какие особо охраняемые территории находятся на территории поселения Енангское?
2. Сущность проекта.
Экологическое образование на уроках окружающего мира, во внеклассной работе играет важную роль в формировании у детей экологической культуры, которая базируется на экологических ценностях, в частности, сберегающая ориентация, ориентированная на сохранение природы.
В нашей стране сложилась во многом своеобразная система охраняемых природных территорий. По особенностям режима охраны в ней выделяются: заповедники, закрытые для доступа посторонних лиц; национальные парки, специально предназначенные для туристского использования, и заказники, призванные охранять природу в условиях продолжающейся хозяйственной эксплуатации. Заказники - это такие территории, на которых вводится постоянное или временное ограничение хозяйственной деятельности для сохранения и воспроизводства отдельных видов животных и растений либо для сохранения всего природного комплекса.
Цель проекта:
1. Вовлечь обучающихся в проектную деятельность,
2. Расширить знания детей об особо охраняемой природной территории родного края (на примере заказника «Оленевский бор»).
3. Ознакомить детей с одним из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи.
Тема проекта тесно связана с изучением родного края.
Цели: образовательные, воспитательные, развивающие:
- воспитание у детей интереса к приобретению новых знаний и творчеству,
- выявить умение и способности обучающихся работать самостоятельно по заданной теме, сотрудничая друг с другом, углубить знания по природоохранной деятельности в родном крае,
- развивать умение работать с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, умение представить свою работу другим
Задачи проекта:
- научить самостоятельной работе с различными видами информационных источников,
- развить умение обрабатывать собственный материал (анализировать, классифицировать, делать выводы).
- вырабатывать умение использовать полученную информацию в практической деятельности.
Планируемый результат.
Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможностей применять его в природоохранной деятельности.
Демонстрация умения работая в группе, создавать конечный «продукт» - проектная папка под названием «Заказник родного края - Оленевский бор».
3. Планирование деятельности.
Что бы вы хотите узнать о заказнике? (как и когда появился, местонахождение, достопримечательности, растительный и животный мир заказника)
Определение источников информации.
Где вы можете найти информацию о заказнике? (В различной литературе, в Интернете, у лесоводов в Слободском лесничестве нашего поселения).
Класс разделился на 3 группы
«Историки» (ищут информацию об истории возникновения заказника, о его местонахождении),
«Ботаники» (о растительном мире заказника),
«Зоологи» (о животном мире заказника)
Последовательность этапов выполнения работы
Поиск информации по группам.
Сбор и анализ информации по группам.
Результаты и выводы, оформление папки.
Презентация проекта.
Роль учителя.
Консультирует, наблюдает, стимулирует, советует, координирует
4. Защита проекта.
- Ребята, как вы думаете, всё ли у нас готово, всё ли спланировано для работы над проектом?
- А как вы представляете вашу работу?
- Что из вас каждый конкретно будет делать?
- К кому за помощью вы будете обращаться?
- Мы вместе собёрём достаточно информации, как мы её оформим?
- Кому мы можем показать в будущем ваш проект? Кому это интересно? (Родителям, учащимся и учителям школы, а также, ребятам из кружка «Школьное лесничество»)
5. Выполнение деятельности.
Ход реализации проекта.
Этапы работы | Деятельность учащихся. | Деятельность учителя |
1. Подготовка. | Принимают учебную задачу. Формируют творческие группы. | Объясняет цель проекта. Организует работу по формированию групп. Формирует положительную мотивацию к деятельности. |
Результат этапа: Определены тема, цели. Сформированы 3 творческие группы для работы над проектом. | ||
2. Планирование. | Вырабатывают план действий. Определяют средства реализации проекта. Определяют конкретные задачи под руководством учителя. Уточняют источники информации. Собирают информацию. Распределяют роли в группе. | Организует обсуждение вариантов реализации проекта. Разрабатывает задания для организации поисковой деятельности. Ставит конкретные задачи. Подбирает необходимую литературу. |
3. Защита проекта. | Работают с информацией. Корректируют план действий | Консультирует учащихся. Стимулирует деятельность. Координирует работу. |
4. Выполнение проекта. | Работают над проектом. Оформляют полученную информацию. | Консультирует, координирует, стимулирует, наблюдает, советует. |
5. Оценка результатов. | Обсуждают полученные результаты. Исправляют допущенные недочёты. Формулируют выводы. | Принимает участие в обсуждении результатов. Наблюдает за деятельностью учащихся. |
6. Презентация результата. | Докладывают о результатах совместной работы. Обсуждают результаты. | Оценивает работу учащихся. Слушает, задаёт вопросы, является рядовым участником. |
6. Обучающиеся 3 класса с огромным интересом работали над проектом «Заказник нашего поселения – Оленевский бор»
Продуктом выполнения проекта стала проектная папка- презентация, в которую вошли:
а) история возникновения заказника, его местонахождение, описание достопримечательности и гордости нашего поселения Белого озера (группа нашла фотографии прошлых лет)
б) растительный мир заказника (нашли информацию об основных лесообразующих породах - о сосне, ели, берёзе, пихте сибирской)
в) животный мир заказника (подготовили материал – о лосе, лисе, волке, буром медведе, рыси, белке, заяц, куница, кабан).
Работа каждой группы оценивалась самими учащимися по следующим критериям:
- качество выполнения работы,
- степень участия в выполнении проекта каждым участником,
- самостоятельность работы,
- артистизм и выразительность выступления,
- умение отвечать на вопросы,
- убедительность презентации.
Были определены: самая творческая, самая дружная и самая трудолюбивая группа.
7. Проектная папка будет представлена в форме презентации - отчёта о проделанной работе. Дети изъявили желание выступить с работой перед родителями, а позднее передать наработанный материал ребятам из кружка «Родничок» (школьное лесничество).
Цель презентации:
- формировать коммунитативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение,
- способствовать развитию творческих способностей.
У каждого появится возможность рассказать над чем он конкретно работал и показать найденный материал уже в оформленном виде. Выступления детей будут сопровождаться компьютерной презентацией, где на слайдах разместятся карты, фотографии и картинки из Интернета. Время для доклада - не более 2 минут.
Заказник Оленевский бор – региональный комплексный (ландшафтный) заказник. Площадь почти полностью занята лесом (около 98%). Основные лесообразующие породы: сосна, ель, берёза.
Хвойные леса являются коренными. Сосняки занимают 60% территории. Среди сосновых и еловых лесов преобладают черничники, есть сосняки брусничные, сфагновые и лишайниковые. Возраст древостоев более 80 лет. Встречаются 200-летние деревья.
Сосна распространена на территории Оленевского бора, широко используется для лесоразведения. Сосна – ценная древесная порода, дающая отличный стройматериал. Из смолы вырабатывают большое количество необходимых человеку веществ, почки и хвоя используются в медицине. Оздоровительная ценность сосновых боров очень велика.
Ель – одна из основных лесообразующих пород в наших лесах. Её древесина используется в строительстве, столярном и мебельном деле, при изготовлении музыкальных инструментов, железнодорожных шпал, идёт на изготовление бумаги и на дрова.Из хвои получают эфирное масло, витамин С, из коры – дубильные вещества, применяемые при выделке кож. Ветви и хвоя используются для получения хвойной муки. В быту – один из обязательных новогодних атрибутов.
Берёза – самое распространенное дерево. Она первой захватывает любой свободный участок земли (пашню, вырубку или гарь). Это неприхотливая древесная порода и может расти на любых почвах, превосходя в этом отношении даже сосну.единственным ограничением для неё является недостаточное освещение, так как она очень светолюбива и не переносит затенения.
Хозяйственное использование берёзы очень разнообразно. Дёготь, получаемый из берёзы, создал славу этой породе. Берёзовые почки и листья обладают лечебными свойствами, очень полезен и берёзовый сок. На старых берёзах иногда встречается дереворазрушающий гриб – трутовик или «чага», обладающий активными лечебными свойствами. Берёза даёт отличные дрова и превосходный древесный уголь.
Пихта сибирская встречается в Оленевском бору. Растёт небольшими группами.
Вечнозелёное дерево до 30 метров высотой, с густой кроной, кора гладкая, тёмно-серая.
Листья (хвоя) расположены одиночно, по всей окружности ветвей; хвоинки мягкие, плоские. Семена 5-7 мм длиной, с крылом 8-10 мм длиной. Опыление в мае-июне. Высыпание семян происходит в сентябре-октябре. Пихта может размножаться отводками. Встречается по долинам рек, чаще в примеси древостоя еловых и сосново-еловых лесов. Уничтожается при рубке лесов. Пихта сибирская имеет статус редкий вид и занесена в Красную книгу Вологодской области.
Самостоятельная исследовательская деятельность ребёнка – один из эффективных путей развития его творческих способностей, а педагогическая значимость проектной деятельности открывает возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;
Литература:
- Вологодская энциклопедия //Под. Ред. Г. В. Судакова, Вологда «Русь», 2006 год, стр. 359.
- Красная книга Вологодской области. Том 2. Вологда, 2004 год, стр. 41.
- Природа Вологодской области //под ред. ГА. Воробьёв, Вологда, «Издательский Дом Вологжанин», 2007 год, стр.187, 209.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект по окружающему миру и ОБЖ 1 класс
урок проект...
Информационно-исследовательский проект по окружающему миру "Мир волшебного дерева"
Визитная карточка и театрализованная презентация инфрмационно-исследовательского проекта "Мир волшебного дерева" Автор:учительначальных классов Новикова И.В....
Проект по окружающему миру "В мире растений"
Проект по окружающему миру призван обобщить, систематизировать знания о растительном мире, формирует умения анализировать, обобщать, сравнивать...
Педагогический проект по окружающему миру в рамках развивающего обучения во 2-4 классах "Вторичное использование пластиковых бутылок как способ сохранения чистоты окружающей среды".
Проект-презентация о вторичном использовании пластиковых бутылок на призводстве и в быту....
Проект по окружающему миру в 4 классе на тему «Земля – планета Солнечной системы» (учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир»)
В работе отражен сценарий проекта по окружающему миру...
Паспорт - визитка проекта по окружающему миру. Тема проекта "Путешествие по родному посёлку"
Педагогическое портфолио проекта«Родной город (село)»учителя начальных классовМОУ «Лесогорская СШ» Шатковского районаБухвалова Галина Михайловна...
Паспорт проекта по окружающему миру 3 класс 1 часть Раздел: Эта удивительная природа, Тема: Разнообразие веществ, Тема проекта "Какие есть нестандартные способы использования крахмала"
Паспорт проекта по окружающему миру 3 класс 1 часть, Тема проекта "Какие есть нестандартные способы использования крахмала"...