Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (базовый уровень) для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
(базовый уровень)
для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.pr_.okr_.mir_2_kl.docx | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от_________ № __________
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
(базовый уровень)
для 2 класса
Составитель
Крупнова Лидия Владимировна.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» во 2 классе разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373, в редакции от 31.12. 2015 г № 1576); «Методическими указаниями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области» (Протокол №1 от 08.04.16г.); ООП НОО МОУ «Гимназия №1»; основе примерной программы по курсу «Окружающий мир» в 1-4 классах, разработанной коллективом авторов: Н. Я. Дмитриевой,А. Н. Казаковым.(система развивающего обучения Л. В. Занкова).
Учебная программа курса «Окружающий мир» 1-4 классах, разработана авторами Дмитриевой Н.Я, Казаковым А.Н., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения Л. В. Занкова.
Содержание курса окружающего мира разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Важнейшие задачи образования в начальной школе формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Цели курса окружающего мира в начальной школе:
-- осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;
- ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня;
- развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
-формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
-формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-формировать общеучебные умения, воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
-воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; -воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
— формирование основ гражданственности;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Во втором классе – 68 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание программы (68 часов)
Общий взгляд на Землю (5часов)
Материки и океаны Земли.
Россия - самое большое государство мира. Москва — столица. Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с контурной картой полушарий Земли.
Как изучают окружающий мир (9 часов)
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Правила организации учебного труда дома и в школе.
Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.
Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Коллективное исследование: определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии, исследование условий горения. Знакомство с лупой, термометром. Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (14часов)
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли, форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса. Коллективное исследование по теме «Планеты Солнечной системы», индивидуальная исследовательская деятельность второклассников по выбранным ими темам.
Экскурсия в краеведческий музей.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня; за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков, наблюдения за фазами Луны.
Взаимодействие сил природы (22 часа)
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные — пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоемах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода -растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода -одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение направления ветра с помощью флюгера. Индивидуальная исследовательская деятельность: «Зачем дует ветер».
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Живая природа (18 часов)
Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.
Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых растений и грибов. Индивидуальная исследовательская деятельность: «Ядовитые растения», «Развитие растения из семени на примере гороха»
Экскурсия в природу.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
-контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, но природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем энциклопедиях.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
Требования к результатам освоения предмета к концу 2 класса
Общий взгляд на Землю
Ученик научится:
-называть материки и океаны, показывать их на физической карте.
Ученик имеет возможность научиться:
-рассуждать об изменениях облика Земли в историческом развитии, об отличительных особенностях разных океанов, знать о космонавтах.
Как изучают окружающий мир
Ученик научится:
-различать, что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
- что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
- устройство компаса и правила пользования им;
- три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;
-условия, необходимые для жизни растений и животных;
особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
-правила поведения в природе;
-измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
Ученик имеет возможность научиться:
-наблюдать, рассуждать делать выводы по изучаемым темам;
-различать вещества и тела;
-принимать посильные меры охраны природы.
Космос и Земля
Ученик научится:
-ориентироваться на местности относительно своего тела;
- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
знать, что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
Ученик имеет возможность научиться:
- отличать рельеф от ландшафта;
-знать названия линий на глобусе;
-знать строение Земли.
Взаимодействие сил природы
Ученик научится:
-знать причины смены времен года;
-знать тепловые пояса Земли;
-знать особенности земли как планеты
-значение воды в природе;
-свойства воды, состояния воды;
-свойства воздуха;
-изображать схему круговорота воды в природе.
Ученик имеет возможность научиться:
-различать айсберги;
-доказывать, что вода-растворитель, что такое фильтрование
-знать о подземных водах, о гейзерах;
-знать о составе и свойствах и движении воздуха;
-соблюдать правила поведения у водоема;
-знать об экологическим состоянием своей местности.
Живая природа
Ученик научится:
- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;
-приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
-ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;
-выполнять правила личной гигиены.
Ученик имеет возможность научиться:
-знать условия для прорастания семян и роста растений;
-знать о взаимосвязях растительного и животного мира;
-знать особенности размножения разных групп животных;
-составлять цепи питания.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Микрюкова И.Н. /
«_____» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол №____ от «___» августа 2015г.
Руководитель ШМО
__________/_Бардадимова Н.В./
Календарно- тематический план
по окружающему миру
на 2016 - 2017 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректиро ванные сроки изучения учебного материала | |||
Общий взгляд на Землю (5 ч) Человек и природа | |||||||
1. | 1. | Наша Родина. Семья и труд. | 01.09-09.09 | ||||
2. | 2. | Загадки земли. Связь прошлого с настоящим. | |||||
3. | 3. | Россия – родина космонавтики. | |||||
4. | 4. | Материки и океаны Земли. | 05-09.09 | ||||
5. | 5. | Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. | |||||
Как изучают окружающий мир (9 ч) Человек и общество | |||||||
6. | 1. | Органы чувств человека. Правила гигиены. | 12-16.09 | ||||
7. | 2. | Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. | |||||
8. | 3. | Правила организации учебного труда дома и в школе. | 19-23.09 | ||||
9. | 4. | Инструменты и приборы Назначение и устройство термометра. | |||||
10. | 5. | Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учёба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя. | 26-30.09 | ||||
11. | 6. | Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. | |||||
12. | 7. | Знакомство с лупой и термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. Знакомство с лупой и термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. | 03.-07.10 | ||||
13. | 8. | Вещества. Три состояния вещества в природе: твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. | |||||
14. | 9. | Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. | 117-21.10 | ||||
Космос и Земля (14 ч) Человек и природа | |||||||
15. | 1. | Звёзды. Солнце – звезда. Планеты. | |||||
16. | 2. | Луна- спутник Земли. | 24-28.10 | ||||
17. | 3. | Форма Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца. | |||||
18. | 4. | Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. | 31.10-03.11 | ||||
19. | 5. | Область жизни на Земле. | |||||
20. | 6. | Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам | 07-11.11 | ||||
21. | 7. | Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу и местным признакам. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу и местным признакам. | |||||
22. | 8. | Горизонт, стороны горизонта. Компас. Изготовление компаса.. | 14.-21.11 | ||||
23. | 9. | Представление о глобусе и географической кар Основные формы Земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. | |||||
24. | 10. | Основные формы Земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. | 28.11-02.12 | ||||
25. | 11. | Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. | |||||
26. | 12. | Формы Земной поверхности, свойственные родному краю. | 05.-09.12 | ||||
27. | 13. | Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края. | |||||
28. | 14. | Экскурсия. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны, за погодой. | 12-16.12 | ||||
Взаимодействие сил природы (22 ч) Человек и природа | |||||||
29. | 1. | Тепловые пояса Земли. | |||||
30. | 2. | Смена времён года. Причина смены времён года. | 19-23.12 | ||||
31. | 3. | Влияние Солнца на сушу. | |||||
32. | 4. | Вода. Вода на Земле. Водоёмы естественные и искусственные. Правила безопасного пользования источниками воды. | 28-30.12 | ||||
33. | 5. | Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег и лёд. | 09.01 -15.01 | ||||
34. | 6. | Свойства воды. Вода-растворитель. | |||||
35. | 7. | Очистка воды от примесей фильтрованием. Очистка воды от примесей фильтрованием. | 16.01 – 22.01 | ||||
36. | 8. | Вода одно из условий жизни на Земле. Вода в быту. | |||||
37. | 9. | Воздух. Представление о его составе. | 23.01 – 29.01 | ||||
38. | 10. | Свойства воздуха. Воздух как условие горения. | |||||
39. | 11. | Определение свойств воздуха и воды. Определение свойств воздуха и воды. | 30.01– 05.02 | ||||
40. | 12. | Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека | 06.02 – 12.02 | ||||
41. | 13. | Измерение температуры воздуха и воды. Измерение температуры воздуха и воды. | |||||
42. | 14. | Определение направления ветра с помощью флюгера. Определение направления ветра с помощью флюгера. | 13.02 – 20.02 | ||||
43. | 15. | Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. | |||||
44. | 16. | Экскурсия к водоёму: наблюдения за состоянием водоёма в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоёма. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. | 27.02 – 04.03 | ||||
45. | 17. | Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времён года. | |||||
46. | 18. | Круговорот воды в природе. | 06.03 – 11.03 | ||||
47. | 19. | Представление о стихийных бедствиях на Земле. | |||||
48. | 20. | Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. | 13.03 – 18.03 | ||||
49. | 21. | Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца. Воды, ветра и деятельности человека. | |||||
50. | 22 | Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. | 20.03 – 25.03 | ||||
Живая природа (18 ч) Человек и природа | |||||||
51. | 1. | Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. | |||||
52. | 2. | Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы. | 27.03 – 01.04 | ||||
53. | 3. | Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. | |||||
54. | 4. | Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) | 03.04 – 10.04 | ||||
55. | 5. | Проращивание семян, наблюдение за развитием растений в разных условиях, наблюдения и уход за комнатными растениями.. Проращивание семян, наблюдение за развитием растений в разных условиях, наблюдения и уход за комнатными растениями. | |||||
56. | 6. | Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. | 18-21.04 | ||||
57. | 7. | Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. | |||||
58. | 8. | Рассматривание и классификация плодов и семян, строение плода и корнеплода. Рассматривание и классификация плодов и семян, строение плода и корнеплода. | 24.04 – 29.04 | ||||
59. | 9. | Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | |||||
60. | 10. | Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери). Разнообразие животных. | 02.05 – 05.05 | ||||
61. | 11. | Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). | |||||
62. | 12. | Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | 10.05 – 13.05 | ||||
63. | 13. | Практическая работа. Правила поведения с домашними животными, наблюдения и уход, Изучение особенности внешнего строения различных групп животных. | |||||
64. | 14. | Изучение особенностей строения различных групп растений с помощью коллекций и гербариев. Изучение особенностей строения различных групп растений с помощью коллекций и гербариев. | 15.05 – 20.05 | ||||
65. | 15. | Грибы съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов. Различение ядовитых грибов. | |||||
66. | 16. | Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. | 22.05 – 25.05 | ||||
67. | 17. | Экскурсия в природу. Растения родного края. | |||||
68. | 18. | Сохранение редких растений, животных. Красная книга. Красота и разнообразие природы России | |||||
Итого | часов | В том числе: | |||||
По програм ме | 68 | ||||||
Выполне но |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_______________/Микрюкова И.Н.
«___»__________2016г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Протокол №___от «___» ___________2016г.
Руководитель ШМО
______________/Бардадимова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир базовый уровень УМК «Перспектива» под ред. Плешакова А.А, Новицкая М.Ю.
Изучение окружающего мира занимает значимое место в процессе обучения.Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру базовый уровень 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру базовый уровень 3 класс...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» (базовый уровень) 4 класс 2017 – 2018 уч.г.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», 4 класс, составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). В учебном...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (базовый уровень) для 1 класса УМК Школа России А.А. Плешаков
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру ( базовый уровень) 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру ( базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа по предмету «Английский язык» (базовый уровень) 2б класс (ФГОС) и КТП
Рабоча программа по английскому языку для 2 класса по учебнику Spotlight...
Рабочая программа по окружающему миру базовый уровень 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС, ООП НОО на 2019 – 2023, согласно учебному плану МОУ «КНОШ» на 2019 &nd...