"Россия - наша Родина". Окружающий мир. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

План-конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа 2100", учебно-методический комплекс Вахрушев А.А., "Наша планета Земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl._okruzhayushchiy_mir.docx50.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Россия – наша Родина». 2 класс

(открытие новых знаний)

1. Организационный момент

Здравствуйте!

-Я думаю, что сегодня на уроке будет интересно и вам, ребятам, и гостям. Ведь мы с вами вновь отправляемся путешествовать по нашей планете.

Итак, вперёд за  маленькими открытиями!

12 апреля наша страна отметила День Космонавтики, поэтому мы отправимся в путешествие на ракетах, но не совсем обычных. Они могут отправить нас не только в космос, но и в считанные секунды в другие города. Капитаны приготовились…. (Слайд №1)

2. Работа в группах. Проверка домашнего задания.

- Повторите правила работы в группе.

1. Уважай своих товарищей.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай.

Вспомним сигналы:

  • «Просим помощи» - поднята рука
  • «Мы готовы» - взяться за руки и поднять вверх.

По описанию узнайте, о какой стране идёт речь в рассказе? Выберите государственный флаг страны.

      Групповая работа.       (Во время проверки. Слайд №2)

1группа - Эта страна расположена на островах. Главный город этой страны – Лондон. Её жители любят футбол. А время они сверяют с главными часами страны на башне Биг-Бен. В этой стране писатель Конан Дойл придумал знаменитого сыщика Шерлока Холмса.

2 группа - Столица этой страны – Париж. Это страна, где рождается мода на одежду, духи и украшения. Тут живут веселые и жизнерадостные люди. Одним из них был сказочник Шарль Перро.  (Слайд №3)

3 группа  –  Чтобы попасть в эту страну, нужно перейти горы Альпы. На полуострове, похожем на сапожок, нас встретят люди, которые очень любят петь. Их страну украшают памятники древней культуры. Жители этой страны придумали, как готовить пиццу и спагетти. Здесь  жил писатель –сказочник Джанни Родари.     (Слайд №4)

2 ) Проверка индивидуальной работы на доске:

1группа - В какой части света находится Великобритания? Покажите на карте Великобританию.

Выберите героев сказок, которых придумали англичане.

2 группа. Политические карты. Покажите на карте Францию. Выберите героев сказок, которых придумал француз Шарль Перро.

3 группа.   Политические карты. Покажите на карте Италию. Назовите столицу государства. Выберите героев сказок, которых придумал Джанни Родари.

 (Дети обсуждают задание в группе. Работают с картой Великобритания. Франция. Италия.

Работа    учащихся у доски. Выполнение задания.)

3. Постановка проблемы  ( Слайд №5)

-Поднимите руку те, кто знает, символом какой страны является медведь?

   Медведь - символ РоссииЭто  знают практически во всем мире. Медведь - это естественный символ, олицетворение характера России, ее истории, природы. Медведь изображен на гербах многих российских городов. Он герой народных сказок.  ( Слайд №6)

- Всё ли вы знаете о стране, в которой живёте?

- А нужно ли вам это знать? Зачем?

- Что означает  слово “Родина”?  

-Подберите слова с корнем -род- близкими по значению к слову – родина. (родить, родители, родной, родник, родичи, родинка, народ, родственник…)

-Посмотрите, ребята, какие добрые, тёплые, родные слова оказались близкими слову родина.

- Что же означает слово «родина». Более точное значение этого слова мы узнаем из Толкового словаря. Напомните, как мы будем работать со словарем.

Чтение статьи «Толкового словаря»

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был навещен богу Роду.

4. ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

- Я не случайно заговорила о Родине. Подумайте и скажите, с какой страной мы сегодня будем знакомиться. Сформулируйте тему урока и цели.

Слайд 7

Учитель показывает на карте Россию.

-А вы знаете, как звучит полное название нашей страны?

-  Российская Федерация. (Слайд №8 (1)

- Что означает слово «Федерация»?  Найдите ответ в учебнике на. стр. 83

- Это государство, состоящее из объединенных государств. (Слайд №8 (2)

Наша страна -  самая большая на Земле. Она занимает десятую часть всей суши. Путешествие по ней на поезде с запада на восток займет целую неделю.

Знакомство с символами

- Какие символы России вы знаете? ( Слайд №8 (3)

- Россия, как и любое  другое  государство, имеет свои государственные символы: герб, гимн,  флаг.

Команды на ракетах, приготовьтесь. Выходим в открытый космос и выполняем задания. Капитаны, получите задания! (Слайд №9)

Работа в группах: (Во время проверки слайд №10, 11,12).

1 группа – сложить флаг России

Проверка

Флаг. В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

2 группа - найти герб  РФ

Герб. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

3 группа – сложить из строчек куплет  и припев гимна России.

Гимн. Гимн – это торжественная  хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны. Государственный   гимн исполняют  в   особо  торжественных  случаях.

Физминутка

Один, два, три, четыре, пять,    (ходьба на месте)

В космос мы летим опять.         (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,                 (подпрыгнуть)

долетаю до Луны.                       (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,                    (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.              (ходьба на месте)

- Назовите столицу нашей Родины? (слайд №13 (1)

- А Красная площадь – что это?

- Красная площадь – главная площадь Москвы и символ России, сердце нашей Родины. Совершим путешествие по Москве.

(фильм о Москве) (Слайд №14)

5. Беседа.  Работа с учебником .

- В каких полушариях находится Россия? На каком материке и в каких частях света она расположена? (Ответы детей) (Слайд №15 (1)

- Чтобы указать, что где находится в нашей стране, ее делят на части. Рассмотрите карту в учебнике на стр. 83. Найдите и перечислите части России. (Слайд №15 (2)

Наша страна огромна и очень богата. О природных богатствах мы поговорим на следующих уроках. Но самое главное богатство – это люди. 

(Слайд №16 (1)

-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят  на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Какие народы вам известны?

( ответы детей) (Слайд №16 (2)

- Только на территории Самарской области проживают люди 22 национальностей. Сегодня мы с вами познакомимся с традициями, обрядами, культурой некоторых народов, как они жили, какую национальную одежду носили.

Самая многочисленная нация – русская. (слайд 17)

Наиболее ранними поселения русских были деревни, села с небольшим количеством дворов.  Избы (дома) строили из бревен.(слайд18.) Большая русская печь располагалась в углу при входе, по диагонали находился так называемый «красный угол», где вешались иконы. (слайд 19).

В зимние вечера в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Девушки и юноши надевали свои лучшие наряды. (слайд 20), чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах.

Разыгрываются потешки.

1.- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Зашить можно.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

2. -Фома, что из леса нейдешь?

- Медведя поймал.

- Так веди сюда.

- Да он не идет.

- Так сам иди.

- Да он не пускает.

3.- Сынок, сходи за водицей на речку.

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Ну, раз мать велит, надо идти.

Поселения чувашей – это села и деревни, которые назывались ялы. (слайд 21)

Красив национальный костюм чувашской женщины. (слайд 22).Их украшали вышивкой. Из серебряных монет изготавливали головные уборы- «хушпу», наплечные украшения плели из бисера.(слайд 23).

  Интересна история строительства домов у мордвы. (слайд 24).С постройкой нового дома связаны различные поверья и обряды. При выборе материала для строительства запрещалось рубить деревья священных рощ, одиноко стоящие деревья на перекрестке дорог. Особое внимание уделялось выбору места  времени для строительства (новолуние при ясной погоде). При закладке нового дома совершали обряд жертвоприношения, окропляли углы первого венца кровью курицы, клали деньги, шерсть. В новый дом первой пускали кошку или петуха.

В мордовских селах Самарской области традиционный костюм носили до 1920-1940 годов. (слайд25) . В его состав входят: рубаха, распашная одежда, головные уборы, набедренные и нагрудные украшения.

    Давайте с вами выучим несколько мордовских слов: кислятка – щавЕль,

кака- ребёнок, вардыне- служанка, вастось – место.

Доп. часть

- Россия – многонациональная страна.

- Все мы являемся гражданами России.

-Что значит быть гражданином?

- Быть гражданином России – значит действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины. Это значит следить за чистотой родного края, за своим поведением.

Кого из этих людей вы знаете?

-Почему они являются гордостью нашей страна?

  • -М,В Ломоносов – великий русский учёный.
  • -М.И.Кутузов – великий полководец
  • Ю.А.Гагарин – первый космонавт. 12 апреля мы отмечаем 55 лет со дня первого полета человека в космос.

- Ребята, а какие ещё символы России вы знаете?

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Как вы её понимаете? (Не жалеть сил, т.е. приносить пользу Родине, людям, а жизни не жалеть, т.е. защищать от врагов)

- Почему слово написано с большой буквы? (Родина – это страна...)

- А встречали ли вы это слово с маленькой буквы?

- В каком случае  оно употребляется с маленькой буквы? (у каждого человека есть своя малая родина, это город, край, где он родился)

- А где вы родились?

- Попробуйте предположить, о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке? (о малой родине)

- Наше путешествие подходит к концу. Но вы, как будущие космонавты, должны пополнять свои знания, постоянно их расширять. Поэтому я предлагаю вам выполнить домашнее задание. Выберите задание, которое вам по силам, которое кажется для вас наиболее интересным.

Домашнее задание:

Слайд 26

1. Стр. 87 подготовить рассказ о своей малой родине по плану.

2. Найти пословицы и поговорки и Родине.

3. Подготовить сообщение о традициях, обычаях любого народа, проживающего на территории РФ.

4. Нарисовать национальный костюм.

Слайд 27

- Оцени свою работу на уроке. 

Продолжи предложения

Я узнал…….

Я смог…….

Мне удалось…….

Мне хотелось бы…..

Самооценка.

Оценки за урок.

Слайд 28

-Молодцы!

        

1группа - Эта страна расположена на островах. Главный город этой страны – Лондон. Её жители любят футбол. А время они сверяют с главными часами страны на башне Биг-Бен. В этой стране писатель Конан Дойл придумал знаменитого сыщика Шерлока Холмса.

2 группа - Столица этой страны – Париж. Это страна, где рождается мода на одежду, духи и украшения. Тут живут веселые и жизнерадостные люди. Одним из них был сказочник Шарль Перро.  

3 группа  –  Чтобы попасть в эту страну, нужно перейти горы Альпы. На полуострове, похожем на сапожок, нас встретят люди, которые очень любят петь. Их страну украшают памятники древней культуры. Жители этой страны придумали, как готовить пиццу и спагетти. Здесь  жил писатель –сказочник Джанни Родари.    

Один, два, три, четыре, пять,    (ходьба на месте)

В космос мы летим опять.         (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,                 (подпрыгнуть)

долетаю до Луны.                       (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,                    (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.              (ходьба на месте)

1 группа – сложить флаг России

2 группа - найти герб  РФ

3 группа:

сложить из строчек куплет  и припев гимна России.

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

1.- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Зашить можно.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

2. -Фома, что из леса нейдешь?

- Медведя поймал.

- Так веди сюда.

- Да он не идет.

- Так сам иди.

- Да он не пускает.

3.- Сынок, сходи за водицей на речку.

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Ну, раз мать велит, надо идти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Россия - наша Родина" (Школа 2100)

Тема:  Россия – Наша РодинаДидактическая цель урока: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.Задач...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев "Россия - наша Родина"...

Учебный проект «Россия – наша Родина» (окружающий мир)

Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации.  Данный проект «Россия - наша Родина» адресован для учащихся 1-4 классов. В ходе подготовки и проведения проекта ре...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Россия - наша Родина" во 2 классе

Урок организован  в соответствии с ФГОС, при использовании информационно-коммуникативных технологий. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Земля – наш общий дом».     На уро...

презентация по окружающему миру "урок России" 1 класс "Россия - наша Родина"

презентация для урока по окружющему миру 1 класс. Хорошо подходит для национальных школ Республики Саха. Здесь дети узнают много нового про народы России, национальные костюмы разных народов многонаци...

Урок окружающего мира «Россия – наша Родина» во 2 классе

технологическая карта и презентация...

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ "Россия-наша Родина" в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Россия-наша Родина " в 4 классе...