Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс " Школа 21 века".
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Учебный план МБОУ «Кулундинская СОШ №1» с. Кулунды на 2014/2015 учебный год;
- Локальный акт МБОУ «Кулундинская СОШ №1» с. Кулунды (положение о структуре рабочей программы)
- Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (Программа: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир» 1- 4 классы /. М.: Вентана-Граф, 2013 г)
Особое значение изучения курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс | 109.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс
(начальное общее образование)
на 2016 -2017год
Окружающий мир
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Учебный план МБОУ «Кулундинская СОШ №1» с. Кулунды на 2014/2015 учебный год;
- Локальный акт МБОУ «Кулундинская СОШ №1» с. Кулунды (положение о структуре рабочей программы)
- Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (Программа: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир» 1- 4 классы /. М.: Вентана-Граф, 2013 г)
Особое значение изучения курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в авторскую программу не внесено никаких изменений.
Сроки реализации Рабочей учебной программы: 2016-2017 учебный год.
В третьем классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов
(2 часа в неделю).
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника: технология дифференцированного обучения, деятельностный подход, групповые, информационно-коммуникативные технологии.
Критерии оценивания
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Базовый уровень выполнения | 0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
Оценка | "2" | "3" | "4" | "5" |
Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:
- Программа: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир» 1- 4 классы /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - 4-е изд. дораб. и доп. М. М.: Вентана-Граф, 2013 г
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013
- Окружающий мир: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.. – М.: Вентана-Граф, 2013
- Окружающий мир: 3-4 классы: Методика обучения /Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2014 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты обучения:
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Планируемые образовательные результаты
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:
В области познавательных УУД:
- школьник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- проводить сравнение, сериацию, классификации;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
- школьник научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
- школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
- школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
- определять характер взаимоотношений человека с природой
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Содержание курса
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
• Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
• Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.
3 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «историческое время»;
- различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
- моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
- ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
- объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать значение растений для жизни;
- различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
- объяснять отличия грибов от растений;
- различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать роль животных в природе;
- приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- составлять описательный рассказ о животных разных классов;
- составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
- ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
- составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
- описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
- воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
- рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
- приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
- называть древние города, описывать их достопримечательности;
- ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
- объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Формы реализации программы:
-фронтальная;-парная;-групповая;-индивидуальная
Тематический план учебного курса
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Земля – наш общий дом | 10 |
3 | Царства природы | 23 |
4 | Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) | 14 |
5 | Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) | 20 |
Итого: | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Класс 3А
Учитель: Довбня Светлана Александровна
Количество часов:
всего 68 часов;
в неделю 2 часов;
№ | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Информационные ресурсы Оборудование | Тип урока Контрольно-оценочная деятельность | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Где и когда ты живешь | Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Работа со схемой-рисунком в учебнике Коллективная работа с форзацами учебника |
| Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. | компьютер, проектор, презентация Учебник с. 3-10 Тетрадь печатная с. 3 | Вводный урок Текущий контроль | 06.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Земля – наш общий дом (10 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Солнечная система | Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Работа со схемой строения Солнечной системы» Эксперимент « Оставляем датчик температуры на сутки» | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.
| Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни | презентация Учебник с. 11-17 Тетрадь печатная с. 4-8 датчик температуры | Урок изучения нового Текущий контроль | 07.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Условия жизни на Земле | Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена дня и ночи, смена сезонов. Эксперимент «Устанавливаем зависимость между освещенностью и температурой поверхности Земли» Обсуждение результатов опытов | Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | презентация Учебник с. 18-22 Тетрадь печатная с. 8-9 датчик температуры | Практикум Текущий контроль | 13.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Водная оболочка Земли | Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника Эксперимент «Холодная, как лед» | Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | презентация Учебник с. 23-26 Тетрадь печатная с. 10-11 датчик температуры | Практикум Текущий контроль | 14.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Воздушная оболочка Земли | Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании» Беседа «Состав воздуха» с использованием диаграммы, демонстрация «Сколько кислорода и углекислого газа в атмосфере?» | Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | презентация Учебник с. 27-32 Тетрадь печатная с. 12 датчик содержания кислорода | Практикум Текущий контроль | 20.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Человек познает мир | Работа с иллюстрациями учебника. Обсуждение «Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов» Практическая работа «Изучаем состав и свойства горных пород и минералов» | Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | презентация Учебник с. 33-35 Тетрадь печатная с. 13 микроскоп | Практикум Текущий контроль | 21.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Глобус | Практическая работа «Глобус – модель Земли» | Уметь находить на глобусе экватор, Северное и Южное полушария, Северный полюс и Южный полюс,, меридианы, параллели | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | презентация Учебник с. 36-37 глобус | Практикум Текущий контроль | 23.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Географическая карта | Работа с картой. Выполнение заданий в рабочей тетради | Находить условные обозначения, масштаб, отмечать на контурной карте необходимые точки | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | презентация Учебник с. 37-40 Тетрадь печатная с. 14-16 Физическаякарта России | Практикум Текущий контроль | 24.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | План местности | Рассматривание плана пришкольного участка. Сравнение плана и карты. Вычерчивание плана комнаты | Уметь чертить план своей комнаты, используя условные обозначения | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | презентация Учебник с. 40-44 Тетрадь печатная с. 17-19 | Практикум Текущий контроль | 29.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Экскурсия№1 Ориентирование на местности | Знакомство с компасом и работа с ним. Ориентирование по тени деревьев, мхам и лишайникам, смоле, просекам | Уметь находить север, юг, запад, восток, определять, в каком направлении расположены объекты | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. | Учебник с. 40-44 компасы | Экскурсия Текущий контроль | 30.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Проверочная работа № 1 по теме «Земля – наш общий дом» | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Тетрадь печатная с. 20-21 | Контрольный урок Тематический контроль | 6.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Царства природы (23 часа) Животный мир Земли (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Бактерии | Знакомство с микроскопом. Обсуждение вопроса «Кто они бактерии?» Выполнение заданий в рабочей тетради, практическая работа «Неприятное соседство» | Уметь отличать бактерий от других обитателей планеты, | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. | Презентация Учебник с. 46-48 Тетрадь печатная с. 22 микроскоп | Комбинированный Текущий контроль | 7.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грибы (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Грибы | Обсуждение проблемы «Чем грибы отличаются от растений?». Знакомство с правилами сбора грибов Демонстрация «Микроскопические грибы вокруг нас» | Знать строение шляпочных грибов, разновидности грибов | Регулятивные: коррекция, прогнозирование. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. | Презентация Учебник с. 49-53 Тетрадь печатная с. 23 микроскоп | Комбинированный Текущий контроль | 13.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Растительный мир Земли (11 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Растения | Работа с рисунками учебника растений различных сред обитания. Обсуждение вопроса «Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?» Эксперимент «Чист ли воздух, которым мы дышим?» | Уметь делить растения на группы по определенным признакам, давать характеристику групп растений | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | Презентация Учебник с. 54-58 Тетрадь печатная с. 24-25 Датчик содержания кислорода | Комбинированный Текущий контроль | 14.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 -16 | Разнообразие мира растений (флоры) Экскурсия №2 | Сообщения учащихся о растениях разных групп. Составление коллективного плана рассказа «Растения Земли» Исследовательская работа « Знакомство с микроскопическими растениями» | Уметь находить различия в строении разных групп растений | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
| Презентация Учебник с. 59-67 Тетрадь печатная с. 26-27 микроскоп | Урок творчества, экскурсия Текущий контроль | 20.10 21.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Контрольная работа № 1 по итогам 1 четверти | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Тетрадь печатная с. 28-30 | Контрольный урок Итоговый контроль | 28.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18-19 | Растения – живые существа (организмы) | Обсуждение проблемы: «Что общего у растений несмотря на их разнообразие?» Составление схемы «Растения на службе у человека и животных» | Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
| Презентация Учебник с. 68-78 Тетрадь печатная с. 31-32 | Комбинированный урок Текущий контроль | 27.10 10.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Размножение растений | Коллективный труд: выращивание растений различными способами | Знать части растений, уметь выращивать растения разными способами |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
| Презентация Учебник с. 78-82 Тетрадь печатная с. 33 | Практикум Текущий контроль | 11.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Растения дикорастущие и культурные | Сообщения детей. Работа со схемой – рисунком Отрасли земледелия. Подготовка рассказа «Растения в моем доме» | Знать признаки определения культурных и дикорастущих растений, отрасли земледелия |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
| Презентация Учебник с. 82-87 Тетрадь печатная с. 34-36 | Комбинированный урок Текущий контроль | 17.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22-23 | Красная книга России | Игра «Суд». Работа с картиной. Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения» | Объяснять причины исчезновения растений на Земле | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Слушать и понимать речь других. | Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности | Презентация Учебник с. 88-94 | Игра, урок творчества Текущий контроль | 18.11 24.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Проверочная работа № 2 по теме «Растения» | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Контроль ный урок Тематический контроль | 25.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Животный мир Земли (10 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Животные – живые организмы | Словесная дидактическая игра «Назови животного». Составление цепей питания. Обсуждение места животных и растений в цепях питания | Уметь определять животных по признакам, месту обитания | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов | Презентация Учебник с. 95-97 Тетрадь печатная с. 37 | Комбинированный урок Текущий контроль | 1.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Разнообразие мира животных (фауны) | Игра – соревнование «Кто больше назовет животных». Работа с рисунком – схемой «Разнообразие животных» Исследовательская работа «Знакомство с микроскопическими животными» | Уметь приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных, знать функции организмов, давать определения словам «фауна», «флора» | Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Познавательные УУД:
Слушать и понимать речь других. | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов | Презентация Учебник с. 98-99 Тетрадь печатная с. 38 микроскоп | Игра Текущий контр | 2.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Животные – живые существа (организмы) | Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради | Знать отличительные признаки животных: особенности питания, передвижения | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов | Презентация Учебник с. 100-109 Тетрадь печатная с. 38 | Комбинированный урок Текущий контроль | 8.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Беспозвоночные животные. Насекомые. Пауки. | Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях | Сравнивать беспозвоночных, насекомых, пауков по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
| Презентация Учебник с. 110-116 Тетрадь печатная с. 41-42 | Комбинированный урок Текущий контроль | 9.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные (амфибии). | Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях | Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
| Презентация Учебник с. 117-124 Тетрадь печатная с. 43 | Комбинированный урок Текущий контроль | 15.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Пресмыкающиеся (рептилии). Птицы. | Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях | Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
| Презентация Учебник с. 124-133 Тетрадь печатная с. 44-45 | Комбинированный урок Текущий контроль | 16.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Млекопитающие (звери) | Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях | Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов | Презентация Учебник с. 133-138 Тетрадь печатная с. 46 | Комбинированный урок Текущий контроль | 22.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Контрольная работа № 2 по итогам 2 четверти | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Тетрадь печатная с. | Контрольный урок Итоговый контроль | 23.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Природные сообщества | Сообщения детей. Составление цепей питания. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Практическая работа «Изучение состава почвы под микроскопом» | Составлять цепи питания различных сообществ |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов | Презентация Учебник с. 139-144 микроскоп | Комбинированный урок Текущий контроль | 12.01 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | О заповедниках | Работа с таблицей «Заповедник». Выполнение заданий в учебнике | Знать названия известных в России заповедников |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов | Презентация Учебник с. 145-153 | Комбинированный урок Текущий контроль | 13.01 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35-36 | Древнерусское государство | Обсуждение гипотез «Откуда произошло название нашей Родины?» Работа с исторической картой, лентой времени, учебником, рабочей тетрадью | Знать названия отдельных племен и союзов племен славян, знать имена первых русских князей | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Презентация Учебник №2 с. 6-21 Тетрадь печатная с. 3-6 | Комбинированный урок, практикум Текущий контроль | 19.01 20.01 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Московская Русь | Работа с картой Московского государства.. Выполнение заданий в рабочей тетради | Знать названия городов Московского государства, уметь давать характеристику первому русскому царю | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Презентация Учебник №2 с. 22-25 Тетрадь печатная с. 7 | Практикум Текущий контроль | 26.01 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38-39 | Российская империя | Работа с лентой времени. Знакомство с императорами России. Составление плана рассказа «Петр 1 Великий» Решение исторических задач | Знать самые главные события, которые происходили в годы правления Петра 1, Екатерины Великой, Николая 2 | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Презентация Учебник №2 с. 26-36 Тетрадь печатная с. 7-8 | Комбинированный урок, игра Текущий контроль | 27.01 2.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация | Работа со словарями, энциклопедиями. Практическая работа по выяснению информации о том, какие республики входили в состав СССР | Знать органы управления страной | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов | Презентация Учебник №2 с. 37-38 Тетрадь печатная с. 9 | Практикум Текущий контроль | 3.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Из истории имен | Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что означает твое имя, как родились имена и фамилии в прошлом?» Выполнение заданий в рабочей тетради | Уметь определять, какие имена принадлежат крестьянину, чиновнику, служащему, священнику | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов | Презентация Учебник №2 с. 40-45 Тетрадь печатная с. 9-10 | Исследование Текущий контроль | 9.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Какими были славяне | Обсуждение по вопросам учебника проблем. Работа с репродукциями картин. Словесная характеристика членов семьи. Сравнение изображенных персонажей с современными людьми | Уметь описывать картины | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов | Презентация Учебник №2 с. 46-55 Тетрадь печатная с. 10-12 | Комбинированный урок Текущий контроль | 10.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43-44 | Какие предметы окружали людей в старину Экскурсия №3 в краеведческий музей | Коллективное объяснение слов: гостиная, будуар, буфетная, кабинет. Изготовление журнала мод | Сравнивать жилища, одежду, обувь зажиточных людей и простых людей | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Слушать и понимать речь других. | Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности | Презентация Учебник №2 с. 56-76 Тетрадь печатная с. 13-15 | Комбинированный урок, урок творчества Текущий контроль | 16.02 17.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Русская трапеза | Составление меню праздничного обеда славянина. Игра «Накроем стол к обеду» | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Слушать и понимать речь других. | Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности | Презентация Учебник №2 с. 77-84 Тетрадь печатная с. 15-16 | Практикум Текущий контроль | 24.02 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Верования языческой Руси | Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради | Знать названия языческих праздников, дошедших до наших дней | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Слушать и понимать речь других. | Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности | Презентация Учебник №2 с. 84-89 Тетрадь печатная с. 16-17 | Комбинированный урок Текущий контроль | 2.03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Принятие христианства на Руси | Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради | Знать религиозные обряды и праздники христиан | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Презентация Учебник №2 с. 90-96 Тетрадь печатная с. 17-18 | Комбинированный урок Текущий контроль | 3.03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Проверочная работа № 3 по теме «Наша Родина: от Руси до России» | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Контрольный урок Тематический контроль | 10.03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49-51 | Что создавалось трудом крестьянина? | Обсуждение проблемы «Зависит ли труд от природных условий?» Работа с рисунком – схемой «Земледелие» Разыгрывание сценок. Работа с иллюстрациями и текстом учебника | Уметь высказывать предположения, делать самостоятельные выводы | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Презентация Учебник №2 с. 98-108 Тетрадь печатная с. 18-20 | Комбинированный урок Текущий контроль | 16.03 17.03 30.03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Контрольная работа № 3 за 3 четверть | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Контрольный урок Итоговый контроль | 31.03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Что создавалось трудом ремесленника? | Составление схемы «Ремесла в России» | Уметь различать ремесла | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Презентация Учебник №2 с. 109-112 Тетрадь печатная с. 20-21 | Практикум Текущий контроль | 6.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 55 56 57 | Игрушки делать - тоже ремесло. О гончарном ремесле О веретене, прялке и ткацком станке Русские оружейники | Работа с презентацией. Сравнение ремесел. Определение мест, в которых созданы игрушки. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради | Знать название игрушек | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Презентация Учебник №2 с. 113-125 Тетрадь печатная с. 21-25 | Комбинированный урок Текущий контроль | 7.04 13.04 14.04 20.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58-59 | Что создавалось трудом рабочего? | Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради | Уметь работать с исторической и контурной картой | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Презентация Учебник №2 с. 126-130 Тетрадь печатная с. 20-25 | Комбинированный урок Текущий контроль | 21.04 27.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Проверочная работа №4 по теме «Как трудились в старину» | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Контрольный урок Тематический контроль | 28.04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Изобретения, которые сделал человек в 19-20 веках. О пароходе | Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради | Уметь решать исторические задачи | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Презентация Учебник №2 с. 131-135 | Комбинированный урок Текущий контроль | 28.04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 63 | Об автомобиле Экскурсия №4 по селу | Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради | Заполнять ленту времени «Развитие автомобилестроения в СССР» | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Презентация Учебник №2 с. 135-138 | Комбинированный урок, экскурсия Текущий контроль | 5.05 11.05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Комплексная контрольная работа за 3 класс | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Контрольный урок Итоговый контроль | 12.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | О самолете и аэростате | Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради | Уметь составлять рассказ о самолете по предложенному плану | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Презентация Учебник №2 с. 139-143 | Практикум Текущий контроль | 18.05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Время космических полетов | Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради | Знать имена известных космонавтов | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Презентация Учебник №2 с. 144-148 Тетрадь печатная с. 25-27 | Комбинированный урок Текущий контроль | 19.05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Контрольная работа №4 за год | Самостоятельная работа | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Регулятивные: осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям. Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Познавательные: учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Контрольный урок Итоговый контроль | 25.05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Обобщение изученного за год | Обобщение изученного за год | Умение проводить логические операции сравнения и классификации. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Комбинированный Текущий контроль | 26.05 |
Использование лабораторного оборудования на уроках окружающего мира
№ урока | Название работы | Оборудование AFS | |||
Датчик температуры | Датчик частоты сердечных сокращений | Датчик содержания кислорода | Микроскоп | ||
6 | Практическая работа «Изучаем состав и свойства горных пород и минералов» | + | |||
4 | Эксперимент «Холодная, как лед» | + | |||
5 | Демонстрация «Сколько кислорода и углекислого газа в атмосфере?» | + | |||
33 | Практическая работа «Изучение состава почвы под микроскопом» | + | |||
3 | Эксперимент «Устанавливаем зависимость между освещенностью и температурой поверхности Земли» | + | |||
12 | Практическая работа «Неприятное соседство» | + | |||
2 | Эксперимент «Оставляем датчик температуры на сутки» | + | |||
14 | Эксперимент «Чист ли воздух, которым мы дышим?» | + | |||
15, 16 | Исследовательская работа « Знакомство с микроскопическими растениями» | + | |||
26 | Исследовательская работа « Знакомство с микроскопическими животными» | + | |||
13 | Демонстрация « Микроскопические грибы вокруг нас» | + |
Учебно-методическое обеспечение
- Программа: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир» 1- 4 классы /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - 4-е изд. дораб. и доп. М. М.: Вентана-Граф, 2013 г
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013
- Окружающий мир: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.. – М.: Вентана-Граф, 2013
- Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие /Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2014 г.
- Физическая карта РФ
- ПК, проектор, экран
- Компасы
- Лупы
- Датчик частоты сердечных сокращений
- Датчик содержания кислорода
- Датчик температуры
- Микроскоп
Лист коррекции и внесения изменений
Предмет | ФИО учителя | Причины корректировки | Даты проведения уроков и темы по программе, и какие произведены изменения | За счет чего ликвидируется отставание по программе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Технология» 3 класс " Школа 21 века".
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 1 класс. Школа России
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта н...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс Школа России
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс Школа России...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир", 4 класс УМК "Начальная школа 21 века".
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 3 класс "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Математика»3 класс, "Школа России", базовый уровень.2019/2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир УМК «Школа России.» Количество часов – 68
Рабочая программа учебного предметаОкружающий мирУМК «Школа России.»Количество часов – 68...