Технологическая карта урока «Окружающий мир» на тему: «Солнечное и лунное затмение»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Познакомить учащихся с условиями наступления солнечных и лунных затмений; научить определять моменты наступления затмений, различать виды затмений.
Воспитание мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи в окружающем мире, познаваемость окружающего мира.
Развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Окружающий мир»
на тему: «Солнечное и лунное затмение»
Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 |
Тип урока | Открытие нового знания |
Тема урока | Солнечное и лунное затмение |
Цель урока | Познакомить детей с причинами наступления солнечного и лунного затмения |
Задачи урока | -Познакомить учащихся с условиями наступления солнечных и лунных затмений; научить определять моменты наступления затмений, различать виды затмений. - Воспитание мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи в окружающем мире, познаваемость окружающего мира. - Развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы. |
Технологии, методы, приёмы | Методы стимулирования и осуществления учебно – познавательной деятельности, организационные приемы обучения |
Основные понятия, термины | «затмение», «космос», «солнечное затмение», «лунное затмение» |
Планируемый результат
Предметные умения | - раскрыть смысл понятия «затмение»; - познакомить с процессами протекания лунного затмения и солнечного затмения; |
Метапредметные умения | Регулятивные: - умение планировать свою деятельность во время урока; - умение контролировать и оценивать свою работу и работу своих сверстников, вносить коррективы в свою работу. Познавательные: - уметь устанавливать причинно- следственные связи, уметь обобщать; - умение сравнивать, анализировать; - уметь осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: - умение формулировать свое собственное мнение и собственную позицию; - умение задавать вопросы и выслушивать ответы. |
Личностные | - учебно – познавательный интерес к изучению материала; - чувство патриотизма; - умение оценивать свою деятельность и деятельность других людей. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
- фронтальная; - индивидуальная; - групповая. | - учебник «Окружающий мир» 4 класс, Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева; - рабочая тетрадь Е.В. Чудинова; - интерактивная доска; - презентация. |
Технология обучения
Этапы урока | Формируемые УУД | Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организа-ционный момент | - умение слушать и понимать речь учителя; - умение осуществлять самоконтроль; | -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. -Проверьте, все ли у вас готово к уроку? - Тогда, начнем урок. | Ученики проверяют готовность к уроку. | |
2.Построе-ние сюжетного плана | - владеть диалогической формой речи; - умение формулировать собственное мнение и собственную позицию; - осуществлять подведение под понятие; | Изображение космоса.
Картинки с солнечными и лунными затмениями | -Ребята, послушайте загадку и попробуйте её отгадать. -Океан бездонный, океан бескрайний, Есть и обитаемые, может быть, планеты. - Что это такое? - Что мы можем увидеть в космосе? - Какая звезда самая близкая к Земле? - А вот послушайте стихотворение С.Есенина. - Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звёзды небесные, звёзды далёкие! - Понравилось ли вам стихотворение? Что вы себе представили, слушая его? - А вот ещё вам одно стихотворение. -Что за чёрный диск на небе С нимбом огненным вокруг? Отчего так стало жутко И забилось сердце вдруг? И замолкли разом птицы, Зверь залёг в глухом лесу. И цветы свернули листья, Потеряв свою красу. Страшно стало в одночасье Будто это час потерь, Видно, это не случайно Стало вдруг темно теперь. -Понравилось ли вам это стихотворение? - Что вы представили, слушая его? -О чем говориться в этом стихотворении? - Какие чувства у вас возникли? -Посмотрите на эти кадры. Что вы видите? - А как вы думаете, как называется такое явление? - Так, вы, наверное, уже догадались, какова будет тема нашего сегодняшнего урока. Назовите мне её. -. Сегодня на уроке вы будете говорить о солнечных и лунных затмениях. -Посмотрите, как же выглядит процесс солнечного затмения. | -Космос. -Солнце. Высказывания детей - Что Солнце спряталось. -Солнечное затмение, лунное затмение. |
3.Определе-ние проблемы урока | - умение планировать свою деятельность исходя из поставленной задачи; - владеть диалогической формой речи; | Показ видеоролика с солнечным затмением. | -Что вы увидели? - Какой вопрос у вас возник, просматривая этот видеоролик? Обсудите вопросы в группах и запишите их на общий лист на доске. -Так какой же вы вопрос вы перед собой поставили?. - Ну что ж, сегодня на уроке вы раскроете ещё один секрет космоса и узнаете, почему же происходят затмения. | -Почему и как происходят затмения? Каждая группа озвучивает свой вопрос. |
4. Сов – местное открытие знаний | - умение планировать свою деятельность исходя из поставленной задачи; -учитывать разные мнения и стремится к координации; -уметь моделировать; -уметь анализировать; -осуществлять пошаговый контроль своей деятельности. | - Чтобы решить проблему, поработайте сейчас в группах и попытайтесь вместе найти ответ на ваш вопрос. - Ребята, а сейчас, каждый подходит к моему столу и выбирает цветную карточку. -Те, кто выбрал карточку желтого цвета,. будут изучать происхождение солнечного затмения. Те, кто выбрал голубую карточку , будут изучать происхождение лунного затмения. -Командиры групп получите карточки с информацией, распределите их между членами группы. Каждый из вас изучает её, выбирает главную мысль, делится ею с участниками и записывает на общий листок. После обмена информацией вы готовите рисунок к своему ответу. После группы показывают свои проекты. - Время работы 15 минут. - Все готовы? Ну что ж, сейчас мы узнаем, почему происходит лунное затмение? -А как происходит солнечное затмение? -Молодцы ребята! Это было очень познавательно и интересно. | Организуют распределение по группам Организуется работа двух групп: одна группа изучает лунное затмение, вторая - солнечное затмение. В группе выбирается командир, он распределяет обязанности и информацию между другими участниками. Группа выдвигает гипотезу, ищет решение вопроса, зарисовывает рисунок и готовит на листке развернутый ответ на вопрос | |
5.Закрепле-ние по теме | - осуществлять итоговый контроль своей деятельности; - уметь формулировать собственное мнение и собственную позицию; | - А сейчас проверим, как вы усвоили материал, изучаемый сегодня на уроке. -Работаем снова в группах. Задание для групп: используя приборы, лежащие на вашем столе, получите модель солнечного затмения. Сравнить полученное изображение со схемой, зарисованной вами. При затруднениях обратитесь к инструкции. Инструкция для выполнения экспериментального задания. 1. Расположите лампы на расстоянии 5-7 сантиметров друг от друга. Перед ними поместите шарик. За шариком поставьте экран. 2.Зажгите лампу. На экране видна чёткая тень от шарика. З. Если теперь зажечь вторую лампу, на экране видны тень и полутень. - Ребята, что у вас получилось? - Верно, молодцы! Вы получили модель солнечного затмения. | Выполняют эксперементальное задание | |
6.Рефлексия | - объективная самооценка себя, своих знаний; - строить монологические высказывания. | -Во время солнечного затмения дневной свет ослабевает настолько, что можно видеть на небе яркие звёзды. Голубые звёзды – горячие звёзды, красные - холодные, жёлтые — менее горячие, чем голубые. Голубой цвет - цвет радости, успеха, удовлетворения, красный - цвет усталости, неудовлетворённости, жёлтый - нейтральный, цвет спокойствия. И если вам сегодня было на уроке интересно работать, то выберите себе голубую звезду. Если вам было спокойно и привычно - жёлтую звезду, а если урок вызвал у вас отрицательные эмоции - красные звезды. - Давайте теперь украсим наш космос звездами. - Ребята, посмотрите, какое красивое небо у нас получилось! Всем спасибо! | Выбирают цвет звезды. Украшают звездами доску. | |
7. Домашнее задание | -слушать и понимать речь других; -самоконтроль и самоорганизация. | -Дома вы выполните задания в рабочей тетради № 2 на стр. 20. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
Технологическая карта урока Окружающего мира в 4 классе по теме "Планеты Солнечной системы"
Технологическая карта урока Окружающего мира в 4 классе по теме "Планеты Солнечной системы" с исполхованием технологии развития критического мышления...
Технологическая карта урока технологии. Плетение. Изделие: "Солнечный знак". 4 класс. УМК "Перспектива"
Тема урока: "Плетение". Изделие: "Солнечный знак (украшение для цветка)"Тип урока: урок "открытия" нового знанияЦель урока: формирование умения работы с нитками в технике...
Разработка урока окружающего мира «Планеты Солнечной системы. Луна - спутник Земли» 4 класс
Материал урока окружающего мира предназначен учителям начальных классов, работающих по УМК "Школа России"...