Рабочая программа_окружающий_мир_4 класс_Начальная школа XXI века
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», авторской программы «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова) М.:Вентана- Граф, 2013, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 60.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Берёзовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»
«Утверждаю»
Директор школы Т.Н.Зырянова
«____» ____________ 2016 г.
________________________
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(начальное общее образование)
«Начальная школа ХХӀ века»
2016-2017 учебный год
Разработчик:
Раводина С.И.
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Принята на педсовете
Протокол № ___ от «____» ___________ 2016 г. Протокол № ____ от «___ »_______ 2016 г.
Берёзовка
2016
2.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова», авторской программы «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова) М.:Вентана- Граф, 2013, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова».
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
- о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое иличностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая
функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистическихнорм жизни в природной и социальной среде.
Место окружающего мира в учебном плане.
В учебном плане МБОУ «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» выделено 270 часов. Программа рассчитана на четыре года обучения, на проведение двух уроков в неделю в каждом классе.
Класс | Количество часов | |
в учебном году | в неделю | |
1 | 66 | 2 |
2 | 68 | 2 |
3 | 68 | 2 |
4 | 68 | 2 |
Программа обеспечена учебно- методическим комплексом:
- Окружающий мир: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Окружающий мир: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Изменения в программе: на изучение раздела «Человек- живое существо» по программе отводится 16 часов. Я внесла изменения, оставив на изучение 11 часов, а 5 часов распределила следующим образом:
2 часа внесла на изучение раздела « Родная страна : от края до края» (10 часов по программе + 2 часа итого 12 часов). 3 часа внесла на изучение раздела «Человек- творец культурных ценностей» (по программе на изучение раздела отведено 12 часов + 3 часа оттого 15 часов) . 3 резервных часа распределены на темы: «Введение»- 1 час, , в раздел «Человек и общество, в котором он живет»- 2 часа.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:
- знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
- осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
- ценит культурные и исторические памятники посёлка;
- уважает другие народы России;
- уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
- уважает ценности семьи;
- бережно относится к родной природе;
- понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
- выполняет нормы и требования школьной жизни;
- выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных универсальных учебных действий:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных универсальных учебных действий:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «окружающий мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2016-2017учебный год
Раздел | Содержание раздела | Предметные результаты (на каждый раздел) | Универсальные учебные действия (на весь год обучения) |
Введение 1 час | Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы | Регулятивные УУД: - понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; Сохранять учебную задачу в течении всего урока; - ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изученным материалом; - выделять из темы урока известные знания и умения; - планировать свое высказывание; - планировать свои действия; -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетв/неудовл своей работой на уроке; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: (научатся) - понимать, толковать и организовывать свою деятельность; -осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; - выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; - строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ; - моделировать экологические связи в природных сообществах Коммуникативные: (научатся) - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов; - формулировать ответы на вопросы; - слушать партнера по общению, не перебивать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; -аргументировать свою позицию; -понимать различные позиции других людей, отличные от собственной.; - признавать свои ошибки, озвучивать их; - употреблять вежливые слова в случае неправоты; - понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; Строить монологическое высказывание; - готовить сообщения, выполнять проекты по теме; - составлять рассказ на заданную тему; - строить понятные для партнера высказывания. Личностные: (будут сформированы) - основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России; - умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина РФ; - чувства сопричастности к отечественной истории своей семьи и гордости за вою родину; -сознание своем этнической принадлежности в контексте принципа российской принадлежности; -уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи; - начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире; -самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки; - этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - установка на безопасный, здоровый образ жизни; -мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. | |
Человек — живое существо (организм) 30 часов | Человек — живой организм.11 часов Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей | Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного | |
Твоё здоровье 12 ч Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные | Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений» | ||
Человек — часть природы 2 часа Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека | Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости» | ||
Человек среди людей 5 ч Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость | Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей | ||
Человек и общество в котором он живёт- 35 часов | Родная страна: от края до края 12 ч Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи | Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности | |
Человек — творец культурных ценностей- 15 ч Культура в разные исторические времена | Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений | ||
Человек — защитник своего Отечества 5 ч Человек — воин. Героические страницы истории | Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий | ||
Резерв 3 часа: 1 четверть- 1 час тема «Введение». 2 раздел- «Человек и общество в котором он живёт» -2 резервных часа | Гражданин и государство 3 ч Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства | Характеристика прав и обязанностей гражданина России |
5. Тематическое планирование
учебного предмета «Окружающий мир»
2016-2017учебный год
№п/п | Тема урока | Количество часов, отводимых на освоение темы | Дата прохождения | |
План | факт | |||
Резерв. Введение (1 ч). | ||||
1 | Человек – часть природы. (Природа – источник существования человека..Зависимость жизни и благополучия человека от природы.) | 1 | 3.09 | |
Человек – живое существо (организм) 11 часов | ||||
2 | Человек – живой организм. (Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.) | 1 | 6.09 | |
3 | Опорно-двигательная система: скелет и мышцы. 1.Её значение в организме. Осанка. Скелет – опора человека. Мышцы «умеют» сокращаться. 2.Кости и мышцы необходимо укреплять. | 1 | 10.09 | |
4 | Опорно-двигательная система: скелет и мышцы. 1.Её значение в организме. Осанка. Скелет – опора человека. Мышцы «умеют» сокращаться. 2.Кости и мышцы необходимо укреплять. | 1 | 13.09 | |
5 | Пищеварительная система. (Как пища переваривается..Береги зубы с детства.) | 1 | 17.09 | |
6 | Дыхательная система.(Как работает дыхательная система? Береги дыхательную систему.) | 1 | 20.09 | |
7 | Кровеносная система.(Кровь и её значение. Сердце – главный орган кровеносной системы.) | 1 | 24.09 | |
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. (Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа. О коже нужно заботиться.) | 1 | 27.09 | |
9 | Контрольная работа. Тема: «Органы и системы органов человека» | 1 | 1.10 | |
10 | Как человек воспринимает окружающий мир. 1.Зрение. Как устроен орган зрения? Береги глаза. Если глаза устали… Слух. Как устроено ухо человека? Береги слух. | 1 | 4.10 | |
11 | Как человек воспринимает окружающий мир. 2.Обоняние. Как мы чувствуем запахи? Береги обоняние. Вкус. Сколько вкусов различает человек? Можно ли тренировать свой орган вкуса? Осязание.) | 1 | 7.10 | |
12 | Обобщение. Контрольная работа. Тема: «Органы чувств». | 1 | 11.10 | |
Ты и твоё здоровье 10 ч. | ||||
13 | Мир чувств. (Эмоции. От простых эмоций к чувствам. «Учитесь властвовать собой!») | 1 | 15.10 | |
14 | Обрати внимание на внимание. | 1 | 18.10 | |
15 | Помни о памяти. (Зачем человеку память. Развивай память.) | 1 | 22.10 | |
16 | Правила здоровой жизни. 1.Здоровье человека. Режим дня школьника. Здоровый человек – здоровый сон. О правильном питании. | 1 | 25.10 | |
17 | Правила здоровой жизни. 2.Как закаливать свой организм. Можно ли снять усталость? | 1 | 8.11 | |
18 | Поговорим о вредных привычках. (Курение опасно для здоровья. Осторожно – спиртное! Забава, которая приводит к смерти.) | 1 | 12.11 | |
19 | Когда дом становится опасным. (Огонь – друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым. Острые предметы – это опасно! Как пользоваться газовой плитой. Работаем с компьютером.) | 1 | 15.11 | |
20 | Какие опасности подстерегают детей на дороге. (Улица полна неожиданностей! Знаете ли вы правила дорожного движения? Сигналы регулировщика.) | 1 | 19.11 | |
21 | Если случилась беда… (Помощь при травме. Если гроза застала тебя на прогулке. Бывают ли животные опасными? Если тебя укусила пчела. Ядовитые грибы. Ядовитые растения.) | 1 | 22.11 | |
22 | Что нужно знать о болезнях. (Грипп. Аллергия. Если болит живот. Если болит голова. Носовое кровотечение. Твоя домашняя аптечка.) | 1 | 26.11 | |
Человек – часть природы-2 ч. | ||||
23 | Чем человек отличается от животных. | 1 | 29.11 | |
24 | Человек умеет думать и говорить. | 1 | 3.12 | |
Ты и твоё здоровье- 2 ч | ||||
25 | От рождения до старости. (Счастливая пора детства. Что необходимо для роста и развития человека.) | 1 | 6.12 | |
26 | Почему пожилым людям нужна твоя помощь. (Старый дед и внучек.) | 1 | 10.12 | |
Человек среди людей- 5 ч. | ||||
27 | Поговорим о доброте. | 1 | 13.12 | |
28 | Что такое справедливость. (Учимся быть справедливыми.) | 1 | 17.12 | |
29 | Умеешь ли ты общаться? 1.Учимся вести беседу. Просто ли написать письмо? | 1 | 20.12 | |
30 | Умеешь ли ты общаться? 2.Избегай общения с незнакомыми людьми. | 1 | 24.12 | |
31 | Контрольная работа по теме: «Человек – живое существо» | 1 | 27.12 | |
Человек и общество, в котором он живет (37 ч) Родная страна от края до края- 12 ч | ||||
32 | Гражданин должен знать свою Родину. | 1 | 14.01 | |
33 | Природные зоны России. 1.Арктика. Тундра. | 1 | 17.01 | |
34 | Природные зоны России. 2.Тайга. | 1 | 21.01 | |
35 | Природные зоны России. 3.Смешанные леса. Степь. | 1 | 24.01 | |
36 | Природные зоны России. 4.Пустыня. Влажные субтропики. | 1 | 28.01 | |
37 | Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Какую почву называют плодородной. Почва нуждается в охране. | 1 | 31.01 | |
38 | Рельеф России. Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. Урал – Каменный пояс. | 1 | 4.02 | |
39 | Как возникли и строились города. Как возникли и строились города. Как выбиралось место для строительства города. | 1 | 7.02 | |
40 | Как возникли и строились города. «Кремлёвские» города. Почему улицы называются по-разному. | 1 | 11.02 | |
41 | Россия и её соседи. Япония – страна восходящего солнца. | 1 | 14.02 | |
42 | Россия и её соседи Китай – страна природных контрастов. | 1 | 18.02 | |
43 | Россия и её соседи Королевство Дания. Финляндия – наш северный сосед | 1 | 21.02 | |
Резерв 1 час | ||||
44 | Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края» | 1 | 24.02 | |
Человек и общество, в котором он живет. Человек творец культурных ценностей- 15ч. | ||||
45 | Что такое культура? | 1 | 28.02 | |
46 | Как возникла письменность. Летопись – рукописная книга. | 1 | 4.03 | |
47 | Образование – часть культуры общества. 1.О первых школах и книгах. | 1 | 7.03 | |
48 | 2.Владимир Мономах и его «Поучение». Первая «Азбука». | 1 | 11.03 | |
49 | 3.Чему и как учились при Петре I. Как развивалось образование после Петра I. | 1 | 14.03 | |
50 | 4. Первые университеты в России. Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | 18.03 | |
51 | 5.Школа в XIX (19) веке. | 1 | 21.03 | |
52 | Русское искусство до XVIII (18) века. 1.Русская икона. | 1 | 4.04 | |
53 | 2.Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. | 1 | 8.04 | |
54 | 3.Обрядовые праздники. Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси. | 1 | 11.04 | |
55 | Искусство России XVIII (18) века. 1.Архитектура. 2.Живопись. 3.Государственный публичный театр. | 1 | 15.04 | |
56 | Золотой век русской культуры). 1.Поэты и писатели (XIX (19) век. Николай Александрович Некрасов. Лев Николаевич Толстой. | 1 | 18.04 | |
57 | 2.Композиторы XIX (19) века. Михаил Иванович Глинка. Пётр Ильич Чайковский. | 1 | 22.04 | |
58 | 3.Художники XIX (19) века). Василий Андреевич Тропинин. Илья Ефимович Репин. Исаак Ильич Левитан. | 1 | 25.04 | |
59 | Искусство России XX (20) века. | 1 | 29.04 | |
РЕЗЕРВ 1 ч | ||||
60 | Промежуточная аттестация: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру | 1 | 2.05 | |
Человек и общество, в котором он живет. Человек- защитник своего Отечества- 5 ч | ||||
61 | Героические страницы нашей Родины. 1.Почему люди воюют? Как Русь боролась с половцами. Как русские воины победили шведских захватчиков. | 1 | 6.05 | |
62 | 2.Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | 1 | 13.05 | |
63 | 3.Отечественная война 1812 года. | 1 | 16.05 | |
64 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. 4.Сталинградская битва. «Всё для – фронта, всё – для победы!». Берлин взят! | 1 | 20.05 | |
65 | Контрольная работа по теме: «Героические страницы нашей Родины» | 1 | 23.05 | |
Человек и общество, в котором он живет.Гражданин и государство- 3 ч. | ||||
66 | Мы живем в Российском государстве. 1.Русский язык – государственный язык России. Права граждан России .Обязанности граждан России. | 1 | 27.05 | |
67 | Мы живем в Российском государстве. Символы государства | 1 | 29.05 | |
68 | Контрольная работа по теме: «Гражданин и государство» | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....
рабочая программа. Окружающий мир. 2 кл. Перспективная начальная школа
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной прогр...
Рабочая программа окружающий мир 2 класс УМК Начальная школа 21 век
Рабочая программа окружающий мир 2 класс УМК Начальная школа 21 век...
рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"
рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса. УМК "Начальная школа XXI века" (Составлена на основе авторской программы, Окружающий мир: программа: 1 - 4 классы /Н.Ф. Виноградова. - Моск...
Рабочая программа «Окружающий мир 1 класс» по ФГОС Школа России
программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и...
Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс в соответствии с ФГОС...