Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса. УМК "Начальная школа XXI века" (Составлена на основе авторской программы, Окружающий мир: программа: 1 - 4 классы /Н.Ф. Виноградова. - Москва.:Вентана-Граф, 2012)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass_.docx | 82.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа по предмету
"Окружающий мир"
3 класс
2015 - 2016 уч. г.
Составлена на основе авторской программы, Окружающий мир: программа: 1 - 4 классы /Н.Ф. Виноградова. - Москва.:Вентана-Граф, 2012
Программу составила Дудкина Александра Романовна
Зыково
2015 г.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета Окружающий мир (далее Программа) разработана на основе:
- ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобразования России (от 6 октября 2009 г. № 373).
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Зыковской СОШ на 2015 - 2016 учебный год."
- Авторской программы "Окружающий мир" для начальной школы, разработанной Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта "Начальная школа XXI века" (руководитель Н.Ф. Виноградова).
Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Приоритетными задачами курса являются:
- расширить содержание ознакомления с природой и обществом, уточнить понятие «Окружающий мир»;
- продолжить работу по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнить правила гигиены и физической культуры;
- расширить краеведческие знания, формировать понятие «родной край»;
- обогощать понятия «культура поведения», «культура взаимоотношений;
воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине, формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира, осуществлять подготовку к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Учебно-методический комплект
- Окружающий мир : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч./Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2012
- Окружающий мир : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова. Г.С. Калинова - М.: Вентана-Граф, 2015
Общая характеристика учебного предмета с указанием особенностей организации учебной деятельности и видов контроля
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», "человек и творческая деятельность" и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
Изучение предмета требует использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и пр.).
Кроме обычных уроков, построенных в рамках реализации системно-деятельностного подхода, программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
При подготовке к урокам должны использоваться формы самостоятельной работы учащихся: доклады, сообщения, работа с дополнительной литературой, энциклопедиями, творческие задания, практическая работа;
В программу включены нетрадиционные формы организации занятий:
- занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, физкультурном или игровом зале и пр.);
- экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;
- практические работы и опыты;
В 3 классе проводятся следующие контрольные работы: текущие, тематические, итоговые.
Основная цель текущего опроса – проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений Текущий контроль может производиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
Тематический контроль. Для этого вида контролирующей деятельности ученику предоставляется возможность передать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - полугодие, год.
Учитель использует различные формы и методы организации опроса: устный письменный (самостоятельные и контрольные работы), а так же опрос тестового характера.
Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом фронтальный.
Письменный опрос – это самостоятельные или контрольные работы. На проведение самостоятельной работы требуется 10-15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которого еще не закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, практических заданий, работы с картой и т.п.
Критерии оценивания
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка тестов
Низкий уровень | Выполнены отдельные задания | 0-60% Менее 17 баллов | Оценка «2» |
Средний уровень | Выполнены все задания, с незначительными погрешностями | 60-70% 18-22 балла | Оценка «3» |
Средний уровень | Выполнены все задания, с незначительными погрешностями | 77-90% 23-26 баллов | Оценка «4» |
Высокий уровень | Все задания выполнены правильно | 90-100% 27-30 баллов | Оценка «5» |
Описание места учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по Окружающему миру в 3 классе предусмотрено 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Окружающий мир».
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Раздел | Содержание | Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты |
I. Человек и природа | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно – познавательных мотивов; - выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения; - учебно – познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; -реализация основ гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этническим требованиям; Установки на здоровый образ жизни; - ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; -эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно – образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно – образном, словесно – образном и словесно – логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно – образным , словесно – образным и словесно – логичес ким материалом; -на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, диаграммами, моделями, схемами в приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:- строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); - контролировать действия партнера); - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. - строить монологическое высказывание ( при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; -допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - понимать ситуацию возникновения конфликта , содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности. | ||
| Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории. Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. | Ученик научится: называть (приводить примеры): - тела живой и неживой природы; - планеты Солнечной системы (2-3); - свойства воздуха, воды; - состав почвы решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: - объяснять значение Солнца для жизни на Земле; - объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде; - характеризовать условия жизни на Земле; | |
| Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. | Ученик научится: решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: - работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя; Ученик получит возможность научиться: - анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); - различать географическую и историческую карты; - анализировать масштаб, условные обозначения на карте. | |
| Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравления грибами. Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей) Животные – живые тела(организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных. Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные(голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения – живые тела(организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. | Ученик научится: называть (приводить примеры): - животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные); - приспособления животных к среде обитания; - особенности внешнего вида, строения живого организма в зависимости от среды обитания; - причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ - причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ различать (соотносить): - растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); - животных разных групп (одноклеточные -многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные); - приспособления животных к среде обитания; - особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания; решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: - раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека; - составлять описательный рассказ о растении по плану учителя и самостоятельно составленному; - соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке; - характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных; - раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека; - составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному; - соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке; - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. Ученик получит возможность научиться: - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника; - проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства; - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. - проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства; - проводить классификацию животных по классам; выделять признаки классификации; - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. | |
II. Человек и общество | |||
| Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Расширение кругозора школьников. Символы царской власти. | Ученик научится: называть (приводить примеры): - древние города и их достопримечательности; - имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой) различать (соотносить): - год, век, арабские и римские цифры; - названия русского государства и их соответствие исторической эпохе Ученик получит возможность научиться: - рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена | |
| Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. | Ученик научится: решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: - характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов) различать (соотносить): - понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги» решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: - сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох; Ученик получит возможность научиться: - рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена. | |
| Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.). знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли. | Ученик научится: решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: - характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов) - рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох - сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох Ученик получит возможность научиться: рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена; ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. | |
III. Правила безопасной жизни | |||
Правила сбора грибов. Предупреждение отравления грибами. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. | Ученик научится: - соблюдать правила безопасного поведения в природе; - знать о вреде ядовитых грибов и растений. |
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Третьеклассники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У третьеклассников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Третьеклассник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- пересказывать текст подробно и сжато;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
Работа с текстом: оценка информации третьеклассник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Третьеклассник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Третьеклассник научится:
- набирать небольшие тексты на родном языке;;
- рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
Третьеклассник получит возможность научиться:
- набирать небольшие тексты на иностранном языке;
Обработка и поиск информации третьеклассник научится:
- использовать сменные носители (CD-диски, флэш-карты);
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
Третьеклассник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений третьеклассник научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
Третьеклассник получит возможность научиться:
- представлять данные;
Планирование деятельности, управление и организация третьеклассник научится:
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося
№ п/п | Темы раздела | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля |
I. Человек и природа | ||||
Введение | 1 час | Ученик: называет (приводит примеры): - тела живой и неживой природы; - планеты Солнечной системы (2-3); - свойства воздуха, воды; - состав почвы решает задачи в учебных и бытовых ситуациях: - объясняет значение Солнца для жизни на Земле; - объясняет необходимость бережного отношения человека к окружающей среде; - характеризует условия жизни на Земле; | К.р №1.«Земля – наш общий дом», «Человек изучает Землю». - 09.10 | |
Земля наш общий дом | 7 часов | |||
Человек изучает Землю | 4 часа | Ученик: решает задачи в учебных и бытовых ситуациях: - работает с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работает с контурной картой по заданию учителя; | ||
Царства природы | 26 часов | Ученик: называет (приводит примеры): - животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные); - приспособления животных к среде обитания; - особенности внешнего вида, строения живого организма в зависимости от среды обитания; - причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ - причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ различает (соотносит): - растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); - животных разных групп (одноклеточные -многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные); - приспособления животных к среде обитания; - особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания; решает задачи в учебных и бытовых ситуациях: - раскрывает значение растений и животных в природе и жизни человека; - составляет описательный рассказ о растении по плану учителя и самостоятельно составленному; - соблюдает правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке; - характеризует основные процессы жизнедеятельности животных; - раскрывает значение растений и животных в природе и жизни человека; - составляет описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному; - соблюдает правила поведения в природе; участвует в работе в уголке природы, на пришкольном участке; - высказывает предположения, обсуждает проблемные вопросы, сравнивает свои высказывания с текстом учебника. | К.р. №2. «Контрольная работа за I полугодие». – 24.12 К.р №3. «Царства природы». - 29.01 | |
II. Человек и общество | ||||
Наша Родина: от Руси до России | 11 часов | Ученик: называет (приводит примеры): - древние города и их достопримечательности; - имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой) различает (соотносит): - год, век, арабские и римские цифры; - названия русского государства и их соответствие исторической эпохе. | К.р №4. «От Руси до России». - 10.03 | |
Как люди жили в старину | 12 часов | Ученик: решает задачи в учебных и бытовых ситуациях: - характеризует некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов) различает (соотносит): - понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги» решает задачи в учебных и бытовых ситуациях: - сравнивает картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох; | ||
Как трудились в старину | 7 часов | Ученик: решает задачи в учебных и бытовых ситуациях: - характеризует некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов) - рассказывает об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох - сравнивает картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох. | Итоговая контрольная работа. (№5) - 19.05 | |
III. Правила безопасной жизни. | Изучается во всех разделах учебного предмета | Ученик: - соблюдает правила безопасного поведения в природе; - знает о вреде ядовитых грибов и растений. | ||
68 часов |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение | ТСО, таблицы, электронные носители, Интернет-ресурсы, приборы и др. | Дидактические средства |
|
| Демонстрационные таблицы. Глобус. Карта. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Дата | |
план | факт | |||
Человек и природа | ||||
Введение | Где и когда ты живешь. | 01.09 | ||
Земля - наш общий дом | Солнечная система. Солнце – звезда | 03.09 | ||
Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. | 08.09 | |||
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. | 10.09 | |||
Значение воды для жизни на Земле. | 15.09 | |||
Значение воды для жизни на Земле. | 17.09 | |||
Воздушная оболочка Земли. | 22.09 | |||
Воздушная оболочка Земли. | 24.09 | |||
Человек изучает землю | Способы познания окружающего мира. | 29.09 | ||
Человек познает мир. Как изображают Землю. | 01.10 | |||
Зачем нужны карта и план. | 06.10 | |||
Карта и план. К.р №1.«Земля – наш общий дом», «Человек изучает Землю». | 08.10 | |||
Царства природы | Бактерии. | 13.10 | ||
Грибы. | 15.10 | |||
Разнообразие грибов. | 20.10 | |||
Растения культурные и дикорастущие. | 22.10 | |||
Если бы на Земле не было растений. | 27.10 | |||
Растения прекрасные, но опасные. | 29.10 | |||
Мир растений. | 10.11 | |||
Разнообразие растений на Земле. | 12.11 | |||
Растение - живой организм. | 17.11 | |||
Как живет растение. | 19.11 | |||
Размножение растений | 24.11 | |||
Размножение растений | 26.11 | |||
Когда и почему возникло земледелие. | 01.12 | |||
Культурные растения в жизни человека. | 03.12 | |||
Красная книга России. | 08.12 | |||
Красная книга России. | 10.12 | |||
Животные как часть природы. | 15.12 | |||
Разнообразие мира животных. | 17.12 | |||
Животные - живые существа (организмы). К.р. №2. «Контрольная работа за I полугодие». | 22.12 | |||
Приспособление животных к окружающей среде. | 24.12 | |||
Беспозвоночные животные. | 12.01 | |||
Беспозвоночные животные. | 14.01 | |||
Позвоночные животные. | 19.01 | |||
Особенности жизни позвоночных. | 21.01 | |||
Природные сообщества. | 26.01 | |||
Почему люди приручили диких животных. К.р №3. «Царства природы». | 28.01 | |||
Человек и общество | ||||
Наша Родина: от Руси до России | Как люди узнают о прошлом. | 02.02 | ||
Восточнославянские племена. | 04.02 | |||
Первые русские князья. | 09.02 | |||
Возникновение Древнерусского государства. | 11.02 | |||
Первые русские князья. | 16.02 | |||
Как Москва стала столицей. | 18.02 | |||
Иван IV Грозный - первый русский царь. | 25.02 | |||
Петр I Великий. | 01.03 | |||
Екатерина II Великая. | 03.03 | |||
Последний российский император Николай II. | 10.03 | |||
Советская Россия. СССР. К.р №4. «От Руси до России». | 15.03 | |||
Как люди жили в старину | Из истории имен. | 17.03 | ||
Какими людьми были славяне. | 22.03 | |||
Облик наших предков - славян. | 24.03 | |||
Какими людьми были славяне. Основные качества славянина. | 05.04 | |||
Скажи какой у тебя дом... | 07.04 | |||
Особенности крестьянского дома. | 12.04 | |||
По "одежке" встречают. | 14.04 | |||
Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов. | 19.04 | |||
Русская трапеза. | 21.04 | |||
Верования языческой Руси. | 26.04 | |||
Народные праздники. | 28.04 | |||
Принятие христианства на Руси. | 03.05 | |||
Как трудились в старину | Что создавалось трудом крестьянина? | 05.05 | ||
Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло. | 10.05 | |||
Ремесла в России XVII - XVIII веков. | 12.05 | |||
Что создавалось трудом рабочего? | 17.05 | |||
Итоговая контрольная работа. (№5) | 19.05 | |||
Строительство в России железных дорог. | 24.05 | |||
Открытия, которые совершил человек в XIX - XX веках. | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века
Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...
Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения
Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...
Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"
Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД. Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....
Рабочая программа 4 класс "Начальная школа ХХI века"
Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральн...
Рабочая программа 3 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа для всех предметов в 3 классе....
Рабочие программы 1 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочие программы 1 класс "Начальнаяшкола 21 века"...
рабочая программа 3 класс, УМК Школа XXI века
УМК Школа XXI века, рабочие программы по предметам в 3 классе, учебно-тематическое планирование....