Рабочая программа окружающий мир 2 класс УМК Начальная школа 21 век
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа окружающий мир 2 класс УМК Начальная школа 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа окружающий мир 2 класс УМК Начальная школа 21 век | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Заседание МО МБОУ Междуреченской СОШ Протокол №1 от 28.08 2013г.
Руководитель МО | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ Междуреченской СОШ Протокол АМ №1 от 29.08 2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Междуреченской СОШ /Росляков С.П./ Приказ 329от 01.09.2013г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 класса
УМК «Начальная школа XXI века»
(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)
Составил учитель начальных классов
Романова Н.Ю
2013 - 2014 учебный год.
2. Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по окружающему миру составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании» (№ 3266 - 1 от 10.07.1992);
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
- Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
Рабочая программа по окружающему миру определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета во 2 классе.
Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету «Окружающий мир».
Функции документа
- нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объёме);
- целеполагания (определяет ценности и цели);
- определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся, а также степень их трудности);
- процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
- оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы).
Структура документа
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Содержание курса.
- Учебно-тематический план.
- Календарно-тематический (поурочный) план.
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
- Контрольно-измерительные материалы.
- Список литературы, рекомендуемой для учителя и учащихся.
Общая характеристика предмета
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, авторской программы по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения окружающего мира в начальной школе.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
На основе установленных целей изучения предмета были определены его функции:
- образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий;
- развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции;
- воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям:
- Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
- При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
- уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Основные содержательные линии
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
Результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Раздел «Введение. Что тебя окружает»
Универсальные учебные действия:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Раздел «Кто ты такой»
Универсальные учебные действия:
- описывать кратко особенности разных органов чувств;
- сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
- анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
- различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
- характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
- реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Раздел «Кто живёт рядом с тобой»
Универсальные учебные действия:
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых;
- реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Раздел «Россия – твоя Родина»
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
- различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
- ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.
Раздел «Мы – жители Земли»
Универсальные учебные действия:
- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
- называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
- различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
- узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
- различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
- составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
- моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
- конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасности в лесу;
- отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний;
- проводить несложные опыты по определению свойств воды;
- отличать водоем от реки как водного потока;
- описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
- приводить примеры лекарственных растений луга;
- узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
- отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
- описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
- составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
- приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Планируемые результаты обучения
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Смогут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
- ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование):
Наборы географических и исторических карт с ориентировкой на содержание предмета.
Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума.
Предметы быта, одежды, элементы узоров родного края.
Научно-познавательная литература, справочно-библиографическая литература и периодические издания.
Оборудование для проведения практических занятий:
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. 2 класс/ Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2013
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 часа в неделю:
9 учебных недель первой четверти (18 часов);
7 учебных недель второй четверти (14 часов);
10 учебных недель третьей четверти (20 часов);
8 учебных недель четвёртой четверти (16 часов);
Всего – 68 часов в год.
3. Содержание курса.
Введение. Что тебя окружает.
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой.
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Кто живёт рядом с тобой.
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия – твоя Родина.
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы – жители Земли.
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение — живые существа.
Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии.
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы.
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
4. Учебно-тематический план.
Раздел программы | Программное содержание | Универсальные учебные действия |
Введение. Что окружает человека. | Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее. | Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее. |
Кто ты такой. | Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание. | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность. |
Кто живёт рядом с тобой. | Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения. | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. |
Россия — твоя Родина. | Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране. | Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям. |
Мы — жители Земли. | Солнечная «семья». Земля как планета жизни. | Характеристика планет Солнечной системы. |
Природные сообщества. | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители. | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения. |
Природа и человек. | Человек — часть природы. Правила поведения в природе. | Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе» |
5. Календарно-тематический (поурочный) план.
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Что такое окружающий мир? | Название объектов живой и неживой природы. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | |
2 | Бывают ли на свете чудеса? | ||||
3 | Все мы – люди. | Рассказ о себе, составление словесного портрета. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Освоение нового статуса как ученика и школьника. | |
4 | Наши помощники – органы чувств. | Называние органов чувств, понятие «внешние чувства (ощущения)». | Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь высокий уровень мотивации, самоконтроля. | |
5 | Наши помощники – органы чувств. | ||||
6 | Чтобы меньше болеть. | Понимание и воспроизведение нескольких правил ЗОЖ. Составление режима дня. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Готовность и способность к саморазвитию и самообучению. | |
7 | Практическая работа. Режим дня. | Понимание и воспроизведение правил организации труда и отдыха, правил посадки на письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. | |
8 | Что такое физическая культура? | Понимание значения понятия «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление иметь высокий уровень мотивации, самоконтроля. | |
9 | Закаляться может каждый. | Понимание роли закаливания как необходимого условия ЗОЖ. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | ||
10 | Что такое правильное питание? | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание». | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач. | |
11 | О витаминах. | ||||
12 | О правилах питания. | ||||
13 | Правила дорожного движения. | Понимание и называние мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменения окружающей среды. Использование информации для решения учебных и практических задач. | |
14 | Чтобы избежать неприятностей. | ||||
15 | Зачем изменять себя? | Понимание, как выносливость воля помогали людям преодолеть недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению. | |
16 | Что такое семья? | Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье. Осознание понятий «помощь», «обязанность», «традиции». | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Воспитание любви к своей семье. Использование информации для решения учебных и практических задач. | |
17 | Домашнее хозяйство. | ||||
18 | Семейный досуг. | ||||
19 | Какие бывают правила. | Знание правил поведения в театре, музее, цирке, на улице, дома. Понимать, кто такой друг и что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности. | |
20 | Умеешь ли ты дружить? | ||||
21 | Умеешь ли ты общаться? | ||||
22 | Родина – что это значит? | Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир. | |
23 | Города России. | Понимание, что в каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. | |
24 | День России. | Знание главного праздника страны – Дня России. Глава нашего государства – президент. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир. | |
25 | Родной край – частица Родины. | Знание некоторых исторических мест и памятников родного края. Соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Формирование основ российской гражданской идентичности. | |
26 | История рассказывает о прошлом. | Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Поиск информации, оценивание её. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов. | |
27 | Как Русь начиналась. | ||||
28 | О труде славян. | Называние основных занятий древних славян. Сравнение, соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Понимание роли человека в обществе. Воспитание уважительного отношения к своей стране. | |
29 | Первые русские князья. | Понимание, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание её. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Понимание особой роли России в мировой истории. | |
30 | Первые русские князья. | ||||
31 | Мы – граждане России. | Осознание понятий «Конституция», «права», название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. | |
32 | Как трудятся россияне. | Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Понимание роли человека в обществе. | |
33 | Все профессии нужны… | Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий. Умение называть несколько профессий. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности. | |
34 | Знаменитые города России. | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения старинных городов России. Составление небольшого рассказа по теме. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
35 | Солнечная «семья». | Понимание понятия «Солнечная система». Умение называть несколько признаков отличия Земли от других планет. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | |
36 | Земля – планета Солнечной системы. | Воспроизведение названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | |
37 | Глобус – модель Земли. | Осознание, что глобус является моделью Земли. Умение находить несколько географических объектов на глобусе. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
38 | Царства живой природы. Бактерии. | Понимание, что в природе есть большие разделы – царства. Умение называть некоторые из царств природы. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | |
39 | Царства живой природы. Грибы. | Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Умение сотрудничать в группе, паре. | |
40 | Какие животные живут на Земле. | Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
41 | Как животные воспринимают мир. | Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | |
42 | Как животные защищаются, питаются, строят жилища. | Знание, как питаются, живут, защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | |
43 | Как животные защищаются, питаются, строят жилища. | ||||
44 | Животные воспитывают потомство. | Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | ||
45 | Какие бывают растения. | Осознание разнообразия растительного мира. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | |
46 | Органы растения и их значение для его жизни. | Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение сотрудничать в группе, паре. | |
47 | Органы растения и их значение для его жизни. | ||||
48 | Экскурсия. Что такое лес? | Составление небольшого рассказа по теме. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Умение сотрудничать в группе, паре. Формирование основ экологической культуры. | |
49 | Как развивается растение. | Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Умение сотрудничать в группе, паре. Понимание ценности любой жизни. | |
50 | Деревья леса. | Понимать, что такое «паспорт» дерева. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | |
51 | Кустарники леса. | Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | ||
52 | Практическая работа. Травянистые растения леса. | Понимание, что такое травянистые растения. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Умение сотрудничать в группе, паре. Понимание ценности любой жизни. | |
53 | Практическая работа. Лесная аптека. | Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение сотрудничать в группе, паре. Формирование основ экологической культуры. | |
54 | Звери леса. | Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
55 | Птицы – лесные жители. | Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
56 | Ужи – обитатели леса. | Называние некоторых особенностей поведения ужей, их отличий от змей. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
57 | Насекомые леса. | Воспроизведение названий нескольких насекомых, особенностей их внешнего вида, повадок. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
58 | Экскурсия. Мы пришли в лес… | Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
59 | Путешествие капельки. | Осознание и понимание, что в природе существуют три состояния воды. Понимание, что такое круговорот воды в природе. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание их специфики. | Умение сотрудничать в группе, паре. Формирование основ экологической культуры. | |
60 | Свойства воды. | Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Умение сотрудничать в группе, паре. Формирование основ экологической культуры. | |
61 | Рыбы – обитатели водоёмов. | Воспроизведение названий нескольких обитателей водоёмов. Знание некоторых особенностей их образа жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
62 | Экскурсия. Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. | Воспроизведение названий нескольких обитателей пресных водоёмов. Знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Понимание ценности любой жизни. | |
63 | Практическая работа. Болото – естественный водоём. | Воспроизведение названий нескольких обитателей болота. Знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | |
64 | Экскурсия. Растения и животные луга. | Воспроизведение названий нескольких обитателей луга. Знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | |
65 | Экскурсия. Растения и животные поля. | Воспроизведение названий нескольких обитателей поля. Знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | |
66 | Экскурсия. Растения и животные сада. | Воспроизведение названий нескольких обитателей сада. Знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | |
67 | Будем беречь природу. | Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | |
68 | Будем беречь нашу Землю! | Закрепление достигнутого результата обучения по программе второго класса. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | Формирование основ экологической культуры. |
6. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
В соответствии с требованиями стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Оценка достижений планируемых метапредметных результатов складывается на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности.
Во 2 классе вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений стандарта - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.
Оценка «5»
- уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного;
- отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
- не более одного недочета;
- логичность и полнота изложения.
Оценка «4»
- уровень выполнения требований выше удовлетворительного;
- использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
- самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения
- наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
- не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
- незначительные нарушения логики изложения материала;
- использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
- отдельные неточности в изложении материала.
Оценка «3»
- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;
- не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
- не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу;
- отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Оценка «2»
- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного;
- наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
- более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;
- нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создаёт предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания разных уровней сложности. При оценивании теста считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.
Уровневая шкала | Процентная бальная шкала | ||
Низкий | Выполнены отдельные задания. | 0-60% менее 17 баллов | Оценка «2» |
Средний | Выполнены все задания, с незначительными погрешностями. | 60-77% 18-22 балла | Оценка «3» |
77-90% 23-26 баллов | Оценка «4» | ||
Высокий | Все предложенные задания выполнены верно. | 90-100% 27-30 баллов | Оценка «5» |
7. Контрольно-измерительные материалы.
Текущий контроль осуществляется в письменной и устной форме. Основная цель – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений.
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце каждой четверти.
Проверочные тематические (текущие) работы проводятся после изучения тем программы. Цель работ – выявление картины усвоения каждым учащимся изученного материала и, при необходимости, корректировка процесса обучения. Проверочные работы проводятся в форме тестирования. Текст каждой работы предложен в двух вариантах, каждый из которых содержит основную (базовый уровень сложности) и дополнительную (повышенный уровень сложности) части.
Проверочная комплексная (итоговая) работа за год проводится в конце учебного года (конец апреля – начало мая). Цель работы – проверка усвоения учащимися учебного материала по основным разделам программы 2 класса, как учащиеся умеют пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками при выполнении проверочной тестовой работы. Текст работы предложен в четырёх вариантах, каждый из которых содержит основную (базовый уровень сложности) и дополнительную (повышенный уровень сложности) части.
Для организации текущей и итоговой проверки используются:
Moи дoстижeния. Итoгoвые кoмплeксные работы. 2 класс / О. Б. Лoгинoвa, C. Г. Якoвлeвa; пoд peд. О. Б. Лoгинoвoй. –M.: Пpoсвeщeние, 2012
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009
Педагогическая диагностика в начальной школе/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2013
8. Список литературы, рекомендуемой для учителя и учащихся.
Для учителя:
Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/ Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI»/Авт-сост. Е. С. Галанжина. – М.: Планета, 2012
Для учащихся:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по системе Виноградовой Н.В. УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочие программы для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочие программы с тематическим планированием разработаны в соответствии с ФГОС...
Рабочие программы для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочие программы для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" Математика, Русский язык, Литературное чтение, ОМ, Изо и художественный труд, Информатика, фак-вы по матем., рус.яз, литер. "Алтайские жарк...
рабочие программы для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Здесь вы можете найти рабочие программы по предметам : русский язык, литературное чтение, окружающий мир....
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии....
Рабочая программа для 1 класса : "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа, разработана в соответствии ФГОС для 1 класса, так же разработанно календарно-тематическое планирование с учетом УУД....