Конспект урока по окружающему миру на тему "Наши подземные богатства".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лакеева Елена Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Наши подземные богатства" разработан для учащихся 4 -х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наши подземные богатства»

Цели: сформировать представления о подземных богатствах; познакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Формируемые УУД:

Познавательные - осознавать и понимать учебную задачу урока и стремиться её

выполнить;находить на физической карте России условные обозначения полез-

ных ископаемых; определять полезное ископаемое, изучать его свойства, нахо-

дитьинформацию о применении, местах и способах добычи полезного ископае-

мого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; сравнивать изученные

полезные ископаемые;извлекать из краеведческой литературы сведения о

предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;обсуждать рассказ

«И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

Коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами; готовить сообщение и представлять его классу; фор-

мулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

и оценивать достижения на уроке;

Регулятивные -  действовать по плану, контролировать процесс и результаты

деятельности, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания.


Оборудование:
 печатная тетрадь, Физическая карта  РМ, Карта «Полезные ископаемые России», Карта «Полезные ископаемые  РМ»,  коллекция полезных ископаемых, лупа, листы-таблицы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

- Улыбнитесь  друг другу, пожелайте успехов на уроке.

2. Актуализация  опорных знаний.

Проверка домашнего задания. (Слайд 1)

--Что мы называем водоемами?

-Какие водоемы вы знаете?

- О каких водоемах мы еще не сказали?

-А какие водоемы есть в нашей Республике Мордовия?( Слайд 2)

- Почему люди должны охранять водоемы?

- Какие «клады» могут храниться на дне водоема?

- Как люди борются с загрязнением водоемов?

Тест.

1.Хранилища воды называются:

А) низменности

Б) водоемы

В) плато

2.Водоемы - это:

А) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей

Б) место обитания животных и растений

В) место для купания

4) С водоемами связана жизнь следующих животных:

А) утки, лебеди, цапли

Б) Трясогузки, совы, кукушки

В) орлы, аисты, кедровки

4) Что не следует делать?

А)строить очистные сооружения

Б) мыть в реке машины

В)расчищать родники и ручьи

Работа в парах.

- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на стр.70 рабочей тетради. Какое письмо вы написали сверстникам?

- Кто хотел бы зачитать сое письмо?

3. Самоопределение к деятельности.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о водных богатствах нашего края. А какими богатствами еще обладает наш край, как вы думаете?  (Ответы детей)

- Я предлагаю Вам послушать сказку. Из этой сказки вы поймете,о каких природных богатствах мы будем говорить на  уроке сегодня. Готовы слушать? Итак, внимание!
- Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй - отличи полезноеот бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я- соль земли, -говорит соль, -без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?- Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
- А на чем варить будете? – Интересуется уголь? - Без топлива в этом деле не обойтись.
-Между прочим,  обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.- Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

- Вы уже догадались,  о каких природных богатствах мы будем говорить сегодня?
-О чем спорили между собой полезные ископаемые?
-Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
-Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
-Какова тема нашего сегодняшнего урока?(Полезные ископаемые)
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?(познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами)
-Что мы будем делать для достижения цели? (работать с учебником ,дополнительной литературой и т.д.)

-Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

4.Открытие нового знания

1) Работа с картой.
- Откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.
- Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых (работа в парах: читают названия полезного ископаемого и находят значок на карте).
- А теперь посмотрим на карту Республики Мордовия и назовем полезные ископаемые нашего края.
2) Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Выполним задание 1 на стр. 71.


5. Практическая работа.

- Вспомните, как называют людей, изучающих  недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?(Геологи)
- Сегодня вы сами побудете геологамии проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем группами. На столе у каждой группы лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача: определить полезные ископаемые и заполнить таблицы. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Работу проводим по образцам и дополнительную информацию вы получите работая с текстом учебника.

6. Физкультминутка

Подведение итогов работы - отчет учащихся.


7. Работа по новой теме.

1) Работа по учебнику

- Прочитать текст на стр.158 учебника.

- Что нового вы узнали?( Полезные ископаемые относятся к неживой природе и т.д.)

- Человек получает в дар подземные богатства , использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?

- Как надо охранять подземные богатства?

 - Что же мы называем полезными ископаемыми?

 - А сейчас, я вам предлагаю  отгадать загадки и назвать полезные ископаемые,о которых идет речь в этих загадках.

  1. Он очень нужен детворе.
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
  2. Очень прочен и упруг,
    Строителям надежный друг.
    Дома, ступеньки, постаменты
    Красивы станут и заметны. (
    Мрамор.гранит)
  3. По трубе течет,
    пироги
    печет(Газ)
  4. Не зря она варилась
    В доменной печи.
    На славу получились
    Ножницы, ключи: 
    (Руда)
  5. Если встретишь по дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу.
     (Глина)
  6. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением. 
    (Торф)
  7. Он несет в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Черный и блестящий,
    Помощник настоящий. 
    (Каменный уголь)
  8. Без нее не побежит
  9. Ни автобус, ни такси.

Не поднимется ракета.

Отгадайте. Что же это? (Нефть)
Белый камушек растаял. На доске следы оставил. (Мел)

8.Подведение итогов урока.

-Какова была цель урока?

-познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами

 - Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

9. Рефлексия.

- Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем надо поработать?

Домашние задание.

  1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.
  2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.

Игра «Верю – не верю» ( если осталось время)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю»(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

  • Верите  ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
  • Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
  • Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
  • Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
  • Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
  • Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Мордовии?
  • Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
  • Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
  • Верите ли вы, что в Республике Мордовия есть месторождения различных полезных ископаемых?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»...

Конспект урока по окружающему миру "В поисках подземных кладовых"

Данный материал предназначен для проведения урока по окружающему миру в 4 классе....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Богатства, отданные людям"

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Богатства, отданные людям".   Конспект урока по созданию проекта связан с краеведческими  данными. Учащиеся школы, котор...