Конспект урока по окружающему миру на тему "Наши подземные богатства".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру на тему "Наши подземные богатства" разработан для учащихся 4 -х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру на тему "наши подземные богатства". | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши подземные богатства»
Цели: сформировать представления о подземных богатствах; познакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Формируемые УУД: Познавательные - осознавать и понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;находить на физической карте России условные обозначения полез- ных ископаемых; определять полезное ископаемое, изучать его свойства, нахо- дитьинформацию о применении, местах и способах добычи полезного ископае- мого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; сравнивать изученные полезные ископаемые;извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; Коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; готовить сообщение и представлять его классу; фор- мулироватьвыводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; Регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения; Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания. |
Оборудование: печатная тетрадь, Физическая карта РМ, Карта «Полезные ископаемые России», Карта «Полезные ископаемые РМ», коллекция полезных ископаемых, лупа, листы-таблицы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. (Слайд 1)
--Что мы называем водоемами?
-Какие водоемы вы знаете?
- О каких водоемах мы еще не сказали?
-А какие водоемы есть в нашей Республике Мордовия?( Слайд 2)
- Почему люди должны охранять водоемы?
- Какие «клады» могут храниться на дне водоема?
- Как люди борются с загрязнением водоемов?
Тест.
1.Хранилища воды называются:
А) низменности
Б) водоемы
В) плато
2.Водоемы - это:
А) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей
Б) место обитания животных и растений
В) место для купания
4) С водоемами связана жизнь следующих животных:
А) утки, лебеди, цапли
Б) Трясогузки, совы, кукушки
В) орлы, аисты, кедровки
4) Что не следует делать?
А)строить очистные сооружения
Б) мыть в реке машины
В)расчищать родники и ручьи
Работа в парах.
- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на стр.70 рабочей тетради. Какое письмо вы написали сверстникам?
- Кто хотел бы зачитать сое письмо?
3. Самоопределение к деятельности.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о водных богатствах нашего края. А какими богатствами еще обладает наш край, как вы думаете? (Ответы детей)
- Я предлагаю Вам послушать сказку. Из этой сказки вы поймете,о каких природных богатствах мы будем говорить на уроке сегодня. Готовы слушать? Итак, внимание!
- Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй - отличи полезноеот бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я- соль земли, -говорит соль, -без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?- Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
- А на чем варить будете? – Интересуется уголь? - Без топлива в этом деле не обойтись.
-Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.- Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
- Вы уже догадались, о каких природных богатствах мы будем говорить сегодня?
-О чем спорили между собой полезные ископаемые?
-Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
-Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
-Какова тема нашего сегодняшнего урока?(Полезные ископаемые)
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?(познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами)
-Что мы будем делать для достижения цели? (работать с учебником ,дополнительной литературой и т.д.)
-Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
4.Открытие нового знания
1) Работа с картой.
- Откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.
- Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых (работа в парах: читают названия полезного ископаемого и находят значок на карте).
- А теперь посмотрим на карту Республики Мордовия и назовем полезные ископаемые нашего края.
2) Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Выполним задание 1 на стр. 71.
5. Практическая работа.
- Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?(Геологи)
- Сегодня вы сами побудете геологамии проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем группами. На столе у каждой группы лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача: определить полезные ископаемые и заполнить таблицы. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Работу проводим по образцам и дополнительную информацию вы получите работая с текстом учебника.
6. Физкультминутка
Подведение итогов работы - отчет учащихся.
7. Работа по новой теме.
1) Работа по учебнику
- Прочитать текст на стр.158 учебника.
- Что нового вы узнали?( Полезные ископаемые относятся к неживой природе и т.д.)
- Человек получает в дар подземные богатства , использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?
- Как надо охранять подземные богатства?
- Что же мы называем полезными ископаемыми?
- А сейчас, я вам предлагаю отгадать загадки и назвать полезные ископаемые,о которых идет речь в этих загадках.
- Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок) - Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор.гранит) - По трубе течет,
пироги печет. (Газ) - Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда) - Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина) - Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф) - Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь) - Без нее не побежит
- Ни автобус, ни такси.
Не поднимется ракета.
Отгадайте. Что же это? (Нефть)
Белый камушек растаял. На доске следы оставил. (Мел)
8.Подведение итогов урока.
-Какова была цель урока?
-познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
9. Рефлексия.
- Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем надо поработать?
Домашние задание.
- Прочитать текст на с.149-159 учебника.
- Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.
Игра «Верю – не верю» ( если осталось время)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю»(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)
- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Мордовии?
- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
- Верите ли вы, что в Республике Мордовия есть месторождения различных полезных ископаемых?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Наши подземные богатства"
Конспект урока с презентацией...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Школа России. Плешаков А.А.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Плешаков А.А....
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
«Природные богатства и труд людей – основа экономики»...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»...
Конспект урока по окружающему миру "В поисках подземных кладовых"
Данный материал предназначен для проведения урока по окружающему миру в 4 классе....
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Богатства, отданные людям"
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Богатства, отданные людям". Конспект урока по созданию проекта связан с краеведческими данными. Учащиеся школы, котор...