Конспект урока по окружающему миру "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzh_miru_v_4_kl.doc | 64 КБ |
nashi_podzemnye_bogatstva_4kl.ppt | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ООШ с. Поповка
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
Тема: « Наши подземные богатства»
Учитель: Яшина Л.А.
Тема: « Наши подземные богатства»
Цели:
1. Сформировать представления детей о подземных богатствах. Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
2. Развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом-определителем, коллекционным материалом. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.
Оборудование:
1.Физическая карта России, карта Саратовской области, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал, таблица-схема, мультимедийное оборудование и презентация.
2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)
3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)
4. Атлас – определитель «От земли до неба» - М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)
Ход урока:
I Организационный момент.
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.
Мы снова вместе – вы и я.
Начинаем наш урок – он для вас.
Мы будем вместе грызть
Гранит науки, в добрый час.
Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
II Актуализация знания для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: Что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие бывают водоемы?
Ученик: Они естественные и искусственные. (Слайд 1.)
Отчет по практической работе.
Саратовская область характеризуется большим количеством водных ресурсов, главная река области - Волга, которая является судоходной и дает выход нашей области, с помощью каналов, к Каспийскому, Азовскому, Балтийскому и Белому морям.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
О водоемах много знаете вы,
Ответы достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны,
Любые клады на карте найдете вы.
III Проблемная ситуация
Учитель: Что относится еще к природным богатствам? Откройте коробочки, которые есть в каждой группе.
Учитель: Что вы в них увидели?
Ученик: Полезные ископаемые.
Учитель: Почему они так называются?
Ученик: Их добывают глубоко под землей.
Учитель:
Оказавшись под землей можно услышать спор, прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре.
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.
- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда.
- Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
- А на чем варить будете? – интересуется уголь.
- Без топлива в этом деле не обойтись.
- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.
– Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».
Учитель: Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
Учитель: - Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?
Ученик: ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ
Учитель: Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми.
Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.
IV Усвоение новых знаний.
Учитель Как же будет звучать тема нашего урока?
Ученик :Наши подземные богатства.
Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
Практическая работа .
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану с159
1. Название, где добывают.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет таблицу.
Название | Основные свойства | Использование |
1. Гранит глубоко в земле | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. |
2. Известняк в карьере | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) |
3. Глина карьер | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка |
4. Каменный уголь шахты глубоко в земле | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. |
5. Нефть глубоко под землей | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин |
7.Торф | Рыхлый, непрочный. Хорошо горит. | Топливо. Удобрение. Сырьё для лекарств. |
Физминутка «Геологи»
Учитель: Что такое геология?
Геология – наука о Земле. Поэтому геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать. Давайте отдохнём и станем геологами.
Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Учитель дополняет ответы.
Гранит. (Слайд 3.)– горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Известняк. (Слайд 4-5.)образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Торф. (Слайд 6-8.)
Каменный уголь(Слайд 9.) образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.
Нефть.(Слайд 10-11.)жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Природный газ. (Слайд 12-13)
Железная руда. (Слайд 14.) Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?
Ученик: Торф, песок, глину.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: Высказывают свои предположения.
Ученик: Может быть, их добывают на территории нашего края?
Учитель: Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52
Название | Свойства | Применение |
Глина в карьере | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи , посуда |
Песок в карьерах | Сыпучие крупинки желтого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Торф болотистая местность карьер | Горючий, непрочный, легче воды, рыхлый, бурого цвета в нем хорошо видно | Топливо, удобрение, подстилка для скота, лекарства |
Учитель:
Посмотрите на карту нашей области. Основными полезными ископаемыми нашей области являются нефть и газ, которые в природе нередко встречаются вместе. Саратовская область относится к Волго – Уральской нефтегазоносной провинции. Впервые было открыто месторождение газа на территории области в 1906 году в 40 км к северу от рабочего посёлка Дергачи. С 1943 года саратовским «голубым топливом» пользуется столица нашей страны – Москва.
IV Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»
(Слайд 15)
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите, зимой не оставлять открытой дверь, беречь тепло.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.
С каждого ряда по человеку называется игра «Вопрос из конверта».
(Берут из конверта вопросы, выбирают правильный, озвучивают ответы)
1 конверт
1 задание:
Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из - под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2 задание:
О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3 задание:
Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
1) а б г
2) а в г (правильный ответ)
3) а б г
4) б в г
2 конверт
1 задание:
Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда (правильный ответ)
4) нефть
2 задание:
Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина (правильный ответ)
2) известняк
3) торф
4) мрамор
3 задание:
Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?
3 конверт
1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
2 задание:
Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда
Итог по игре:
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
V Итог. (слайд16)
Выставление отметок
Учитель: Понравился ли вам работать на уроке ?
Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.
VI Домашнее задание.
1) Проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169
2) Выполните задание в тетради на стр. 52
3) Сделайте сообщение об одном природном ископаемом.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей - основа экономики"
Цель урока: создать условия для знакомства с факторами, составляющими основу экономики....
Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей-основа экономики" 3 класс, "Школа России"
Цели: ознакомление с новыми понятиями в экономике; развитие интереса, логического мышления, речи; воспитание бережного отношения к окружающей среде.Планируемые результаты:Предметные: уметь обобща...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о водных богатствах.Планируемые результаты:Предметные:Знать:разнообразие водоёмов;части реки;Уметь:различать по происхождению искусственные и естественны...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление с разнообразием водоемов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; ...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" 2 класс УМК "Школа России"
Дата: 20.04.2020 ...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края" (УМК "Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о водоемах нашего края.Планируемые результатыПредметные: знать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного про...
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства нашего края"...