Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснопольская ООШ № 1»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МС Пр. №1 от ___________ Руководитель МС _______Е.В. Шушлебина | РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета (Протокол от ___.___.______. № _____) | «УТВЕРЖДЕНО» И.о директора МКОУ «Краснопольская ООШ № 1» _________В.М. Боев Пр. №___ от « » .201 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру для 1 класса
на 2016 -2017 уч. год
(УМК Школа России)
Разработчик программы
Учитель начальных классов
Гриднева В.А. 1 К.К.
2016 год
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пуп кту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа рассчитана на 50 часов.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- соотносить времена года и месяцы;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу*;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов)*;
- представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;
- первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
- представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России*;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
- этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Содержание учебного предмета, курса.
Что и кто? (12 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (13 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (9 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (15 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение (1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Календарно – тематическое планирование
№ п | Название раздела и темы | Количество часов | Дата | Примечание |
I | Что и кто? | 12 | ||
1. | Задавайте вопросы! Что такое Родина? | 1 | 08.11 | |
2. | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | 1 | 09.11 | |
3. | Что у нас над головой? Что у нас под ногами? | 1 | 15.11 | |
4. | Что общего у разных растений? | 1 | 16.11 | |
5. | Что растёт на клумбе? | 1 | 22.11 | |
6. | Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? | 1 | 23.11 | |
7. | Кто такие рыбы? Кто такие птицы? | 1 | 29.11 | |
8. | Кто такие звери? Что такое зоопарк? | 1 | 30.11 | |
9. | Что окружает нас дома? | 1 | 06.12 | |
10. | Что умеет компьютер? | 1 | 07.12 | |
11. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 13.12 | |
12. | На что похожа наша планета? | 1 | 14.12 | |
II | Как, откуда и куда? | 13 | ||
13. | Как живёт семья? | 1 | 20.12 | |
14. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 21.12 | |
15. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 27.12 | |
16. | Как путешествует письмо? | 1 | 28.12 | |
17. | Куда текут реки? | 1 | 17.01 | |
18. | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | 18.01 | |
19. | Как живут растения? | 1 | 24.01 | |
20. | Как живут животные? | 1 | 25.01 | |
21. | Как зимой помочь птицам? | 1 | 31.01 | |
22. | Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? | 1 | 01.02 | |
23. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | 07.02 | |
24. | Откуда в снежках грязь? | 1 | 08.02 | |
25. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» презентация проекта «Моя семья» | 1 | 21.02 | |
III | Где и когда? | 9 | ||
26. | Когда учится интересно? | 1 | 22.02 | |
27. | Когда придёт суббота? | 1 | 28.02 | |
28. | Когда наступит лето? | 1 | 01.03 | |
29. | Где живут белые медведи? | 1 | 07.03 | |
30. | Где живут слоны? | 1 | 14.03 | |
31. | Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? | 1 | 15.03 | |
32. | Когда появилась одежда? | 1 | 21.03 | |
33. | Когда изобрели велосипед? | 1 | 22.03 | |
34. | Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 1 | 04.04 | |
IV | Почему и зачем? | 15 | ||
35. | Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? Почему Луна бывает разной? | 1 | 05.04 | |
36. | Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? | 1 | 11.04 | |
37. | Почему радуга разноцветная? | 1 | 13.04 | |
38. | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | 18.04 | |
39. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | 19.04 | |
40. | Почему мы в лесу будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? | 1 | 25.04 | |
41. | Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 26.04 | |
42. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | 02.05 | |
43. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 03.05 | |
44. | Зачем нужны автомобили? | 1 | 10.05 | |
45. | Зачем нужны поезда? | 1 | 16.05 | |
46. | Зачем строят корабли? | 1 | 16.05 | |
47 | Зачем строят самолёты? | 1 | 17.05 | |
48. | Почему в автомобиле, поезде, корабле и самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 17.05 | |
49. | Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово экология? | 1 | 23.05 | |
V | Заключение | 1 | ||
50. | Итоговый урок- игра. «Почему и зачем?» | 1 | 24.05 |
Литература.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.
- А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Сканер
- Магнитная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует треб...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....