Урок по окружающему миру "Когда жили динозавры"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок - исследование. Ребята учатся анализировать и рассуждать. Во время урока устанавливаются причинно- следственные связи, учащиеся определяют по внешним признакам, почему одни динозавры хищники, а другие травоядные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_zhili_dinozavry.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №387 имени Белоусова Н.В.
Кировского района Санкт-Петербурга.
Учитель начальных классов: Явич Татьяна Владимировна
Телефон: 8 911 76 66 928
Программа «Школа России»
Начальное общее образование
Учебник, Окружающий мир для 1 класса. Часть 2 Автор: А. А. Плешаков. Год издания: 2014 г
Тема: Когда жили динозавры? (1 класс)
Тема: Когда жили динозавры? (1 класс)
Тип урока: | Урок – поиск, с использованием технологии ретроспективной и прогностической самооценки. | ||||||
Цель: | Создать условия для формирования представлений о далеком прошлом Земли, о мире и разнообразии динозавров. | ||||||
Задачи: | Образовательная - формирование представления о далеком прошлом нашей планеты; дать первичные представления о самых древних пресмыкающихся (динозаврах), их разнообразии. | ||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные учатся различать хищных динозавров от травоядных; группировать динозавров по определенным признакам; объяснять причины вымирание динозавров; приводить примеры наземных , водных и воздушных обитателей; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний. | Метапредметные Регулятивные: учатся самостоятельно ставить цель, отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; оценивать свои достижения на уроке; Познавательные: учатся соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; Коммуникативные: учатся владеть диалогической формой речи в заданной ситуации сотрудничества с одноклассниками и учителем, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог. | Личностные принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | |||||
Методы: наглядно-иллюстративный, словесный, видеометод, практический, исследовательский, прогностического и ретроспективного оценивания. | |||||||
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная. | |||||||
Ресурсы урока: для учителя - мультимедийная презентация для интерактивной доски, выполненная в программе Smart Notebook 10, использованы обновления LAT 2.0, ИД; для учащихся - учебник Окружающий мир для 1 класса. Часть 2 Автор: А. А. Плешаков Год издания: 2014 г, рабочие листы, контурные рисунки динозавров для книги раскраски, энциклопедии для выставки, цветок - шкала оценивания. | |||||||
Ход урока | |||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | УДД, формирующиеся на данном этапе урока | Приемы и методы обучения. | ||||
I. Организация начала занятия. | |||||||
-Здравствуйте ребята! (1слайд) -Только что мы отпраздновали замечательный праздник! Какой? -Да, это время исполнения желаний. -Но праздничные дни кончаются, а так хочется ощутить еще раз запах волшебства и чудес. -А помните сказку В.П.Катаева «Цветик - семицветик». Там девочке Жене подарили волшебный цветок. Он исполнял все желания. (2 слайд) -А вы хотели бы иметь такой цветок? -Тогда сегодня на уроке каждый создаст такой цветочек для себя сам. | -Новый год! -Да. | Личностные: проявляют положительный настрой на работу. | На этапе вхождения в урок на личностно - значимом уровне использовался прием «хочу» + «могу». Для обеспечения мотивации и принятия обучающимися учебной цели, использовалась «Мозаика вопросов» по пройденному материалу. Дети замотивированы на работу на уроке при помощи самостоятельного определения темы урока и целеполагания. | ||||
II. Целеполагание и мотивация. | |||||||
-Перед вами картинка, разрезанная на несколько частей, вам её нужно открыть. Для этого необходимо ответить на вопросы по - пройденному материалу. (3 слайд) -Кто такие звери? -Кто такие рыбы? -Кто такие птицы? -Кто такие насекомые? Учитель на доске открывает такую же картинку. -Посмотрите. Получилось ли у вас то же самое? -Если да, то первый лепесток вашего цветочка ожил и развернулся. ( на 3 слайде видеофрагмент №1) -Глядя на картинку, можем ли мы, сказать о ком пойдет речь на уроке? А на какие вопросы мы будем отвечать в новом разделе учебника? -Попробуйте определить тему урока. -Правильно. Тема нашего урока звучит так: «Когда жили динозавры?» (4 слайд) | Картинка в рабочих листах разрезана на 4 части, на каждой части слово. Дети находят ответ, открывают по частям картинку и дают ответ в класс.
Ретроспективная самооценка. -Да. Мы будем говорить о динозаврах, потому что на картинке изображен динозавр. -Когда? и Где? Ответы детей. | Коммуникативные: выражают свои мысли при доказательстве. Личностные: проводят самооценку. Регулятивные: определяют и формулируют учебную задачу. | |||||
III. Актуализация знаний учащихся. | |||||||
-Рассмотрите и расположите карточки с животными на ленте времени. У вас нарисован медведь, какое-то чудное несуществующее животное и динозавр. (5 слайд) -Сравним свой результат с доской. Если у вас также, это ещё один лепесток в вашем цветочке. -Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, значит, сможете помочь Муравьишке Вопросику. Открываем учебник на с.79. -Найдем там Муравьишку, что он представил? -Как вы думаете, может это быть на самом деле? | Дети располагают картинки на рабочих листах в настоящем, будущем и прошлом самостоятельно, затем эта работа проверяется на доске. Ретроспективная самооценка. Работа по учебнику. -Он представил, что древний человек охотится на динозавров верхом на мотоцикле. -Нет, потому что динозавры жили давно, когда ещё не было людей и конечно мотоциклов. | Регулятивные: контролируют в форме сличения с заданным эталоном оценку учебной деятельности. Познавательные: умеют осуществлять поиск и сбор информации, выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения. Личностные: осуществляют самоорганизацию, проводят самооценку. | На этом этапе для установления преемственных связей прежних и новых знаний использовалась лента времени. Небольшая самостоятельная работа осуществила логический переход к основному этапу урока. | ||||
IV.Усвоение новых знаний. | |||||||
- Ни один человек никогда не видел живого динозавра! Ребята, тогда откуда же мы узнаем, как выглядели динозавры, чем они питались, где жили? ( 6 слайд) -Да. Единственный способ узнать что-нибудь о динозаврах – изучение их окаменевших останков. И эти останки исследуют ученые - палеонтологи. Превратившиеся в камень кости тщательно очищают от грязи, а затем пытаются сложить их в скелет. (7 слайд) -А мы можем где-нибудь увидеть останки динозавров? -Правильно. После изучения в палеонтологическом институте, останки выставляют в палеонтологическом музее. Такой музей есть в Москве. В Санкт-Петербурге в зоологическом музее есть зал, посвященный эпохе динозавров. Благодаря работе большого количества людей, мы много знаем о жизни динозавров. И сейчас мы посмотрим маленький фрагмент о них. | -Находят останки динозавров, кости…. -Да, в музеях. | Коммуникативные: слушают и вступают в диалог. Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания. | Целью следующих двух этапов является обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание знаний. Этому способствует слайд-шоу, видеофильм, фронтальный диалог и на заключительном этапе игра «Закончи таблицу». Ведущий метод поисковый. | ||||
Физминутка. | |||||||
-А чтобы вы всё внимательно рассмотрели, нужно потренировать глазки. (8 слайд) | Дети следят за движущейся фигурой на экране. | Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья. | |||||
Фильм. | |||||||
-Ваша задача смотреть очень внимательно. Определить где жили, как выглядели и чем питались динозавры. ( 9 слайд видеофрагмент №2) - Что вам хочется сказать об этих животных? Опишите их вид, размер, на что обратили внимание? | Просмотр видеофрагмента. Ответы детей. Постараться высказаться каждому. | Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию. | |||||
V.Первичная проверка понимания и закрепление. | |||||||
-Отлично. Вы все были внимательны, многое знаете о динозаврах. Это ещё один развернувшийся лепесток в вашем цветке. - А теперь обобщим полученные знания и составим таблицу:
| Ретроспективная самооценка. -Вода, суша, воздух. -Большие, средние, маленькие. -Хищники, травоядные. | Личностные: осуществляют самоорганизацию, проводят самооценку. | |||||
VI.Применение знаний и умений в новой ситуации. | |||||||
-Ребята, мы по первому взгляду на динозавра можем точно определить его размер. Так же легко определим среду обитания, но как разобраться с хищниками и травоядными? -А давайте как ученые-палеонтологи проведем исследование, чтобы выяснить, чем отличаются хищники от травоядных. (11 слайд) -Это очень серьезная работа. Мы уже многое узнали о динозаврах. Сможем мы как ученые провести исследование? -Молодцы! За вашу уверенность и смелость разверните ещё один лепесток. -У нас будет 3 группы исследователей. Используйте в свой защите такие выражения: мы решили, пришли к выводу…, потому что…. (приложение 1) -Молодцы! На самом деле, каких только динозавров не существовало в мире. Сначала большими стали травоядные. Пищи у них было много, главной их заботой было то, чтобы их не съели. Очень крупные, выше 5-этажного здания бронтозавры имели длинный хвост, тонкую шею с маленькой головой и мощные толстые ноги. Они отбивались от хищников ударами хвостов. Хищникам пришлось догонять в росте травоядных. Дейноних - небольшой динозавр, но опасный хищник. Его имя переводится как «ужасный коготь», потому что его передние лапы были вооружены тремя мощными и длинными когтями. Были динозавры все утыканные спинными пластинами, шипами или рогами. Своим видом они устрашали врагов. А были динозавры все закованные в броню, они носили панцирь. Все динозавры появлялись на свет из яиц, которые были размером с футбольный мяч. А ещё…. -Но, стоп. Существует огромное количество книг, где очень увлекательно описана жизнь динозавров. Я надеюсь, что после этого урока вы обязательно сами их прочтете. | -Да Прогностическая самооценка Группы делятся по рядам. Для исследовательской работы подготовлены отдельные парты с заданием и учебник. 1группа: попробует определить влияет ли размер динозавров на то, хищник он или травоядный. 2группа: опишет внешний вид хищников и травоядных. 3группа: опишет строение челюсти. Учащиеся выступают с защитой исследований. | Познавательные: извлекают необходимую информацию; самостоятельно делают выводы; перерабатывают информацию; преобразовывают её. Коммуникативные: участвуют в групповом обсуждении проблемы; учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве; оформляют свои мысли в устной речи; аргументируют свое мнение и позицию; Личностные: проводят самооценку. | Следующий этап позволяет применить знания и умения в новой творческой ситуации. Это мини исследование. Ведущий метод исследовательский. | ||||
VII.Обобщение и систематизация знаний. | |||||||
а) Игра «Хищники и травоядные». (12 слайд) б) – Самостоятельно определите, где хищник, где травоядный. в) – Выполнили? Уверены, что правильно? Тогда ещё один лепесток в цветке ваш. | Дети выходят к доске и раскладывают динозавров на две группы. Работа с рабочими листами. Ретроспективная самооценка. | Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков. Личностные: проводят самооценку. | Итогом исследования идёт обобщение и систематизация знаний через игру «Хищники и травоядные». | ||||
VIII .Контроль и самопроверка знаний. | |||||||
-Мы сегодня многое узнали. Проверим наши знания. Я говорю предположение, если вы согласны ставите +, если нет -. (13 слайд) -У динозавра 3 конечности. -Ученых, которые изучают древние останки, называют палеонтологами. -Динозавры хищники имеют острые зубы и когти. -Травоядные динозавры питались мясом. -Динозавров можно встретить в наши дни. -Проверяем. Молодцы! Все справились, развернули ещё лепесток. | Учащиеся выполняют тест. Ретроспективная самооценка. | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Познавательные: проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: проводят самооценку. | Для выявления качества и уровня овладения знаниями, обеспечения их коррекции дан мини-тест. | ||||
IX. Рефлексия. | |||||||
-Ребята, вы сказали, что динозавров нельзя встретить в наши дни. А давайте вспомним, как звучала тема нашего урока. -Как мы ответим на этот вопрос теперь? -Почему вы так решили? -Правильно, динозавры вымерли. Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять нашу природу, чтобы больше ничего не исчезало. -А вы знаете, что слово динозавр переводится как «ужасный ящер». На нашей планете сейчас живут дальние родственники динозавров, как вы думаете кто? - А еще мы говорили, что некоторые динозавры носили панцирь, а у них остались родственники? – Черепахи одни из самых древних животных на планете. Поэтому их называют мудрыми. Наша Мудрая Черепаха хочет нам что-то сказать. На с.79 прочтем вывод. - Молодцы! Вы отлично потрудились, и за это я вам подарю книгу- раскраску о динозаврах. Каждый раскрасит один листок, а в классе вы её соберете. Пофантазируйте, представьте, какого цвета они могли быть, тем более что о цвете динозавров до сих пор ничего не известно. (Приложение 3) -Ну что согласны? Справитесь? - Отлично, развернули ещё один лепесток! -И вот перед вами ваш цветик-семицветик, который принесет вам уверенность и успех в Новом году! (14 слайд) -Вы молодцы! Спасибо за работу! | -Когда жили динозавры? -Динозавры жили очень давно. -Потому что они вымерли… -Потому что они очень большие и сейчас им места на планете нет. - Потому что человек занял большие территории. - Ящерицы. - Черепахи. Читают вывод в учебнике. -Да. Прогностическая самооценка. | Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности; вырабатывают внутреннюю позицию школьника Личностные: осознают личную значимость в приобретении нового знания; проводят прогностическую самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры?" для 1 класса
Тема урока : «Когда жили динозавры?» 1 класс Цель урока: формировать представления о далёком прошлом Земли; познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, как учён...
урок в 1классе "Когда жили динозавры?"
Урок окружающего мира в 1классе по теме: "Когда жили динозавры?"...
Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"
ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...
урок окружающего мира в 1 классе "Когда жили динозавры?"
Урок окружающего мири в 1 классе "Когда жили динозавры?" можно использовать как увлекательное занятие, как материал для классного часа. И презентация к этому уроку....
Технологическая карта урока окружающего мира "Когда жили динозавры"
Технологическая карта урока «окружающего мира» позволит увидеть учебный материал целостно и системно, проектирован образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения кур...
Конспект урока по окружающему миру"Когда жили динозавры
Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры" (1 класс)...
урок окружающего мира в 1 классе а тему «Когда жили динозавры?» с использованием информационно-коммуникационной технологии.
Цели: формировать представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров; учить находить связь между строением животного и его образом жизни; в элементарной форме познакомить с методами изучен...