Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

 

 

  ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении заявленных в предметных результатах освоения основной образовательной программы «доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.; получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)».

  На примере даного урока раскрыта суть такой ИКТ технологии, как технология сьора данных из различных электронных источников. Конспект споровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.49 КБ
Файл kogda_zhili_dinozavry.ppsx447.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная образовательная школа №16 г.Армавир

Конспект урока

по развитию информационной компетентности

у младших школьников на уроках окружающего мира

Тема: «Когда жили динозавры?»

                                Подготовила:

                                                    учитель начальных классов

     Корец А.О.


Тема:

Когда жили динозавры?

Тип урока

Урок изучения нового знания

Цель

формироваие представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров; умение находить связь между строением животного и его образом жизни; знакомство с методами изучения вымерших животных.

Задачи:

формирование представления детей о далеком прошлом Земли;  умения сравнивать две эпохи; знакомство с видами удивительных животных прошлого – динозаврами; понимание, как ведется изучение этих древних животных.

Планируемые результаты

Личностные: формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы

Предметные: освоение практических способов сбора различных типов данных, обеспечивающих формирование адекватных представлений об окружающем мире (в области ИКТ); формирование представления о далеком прошлом Земли, о древнейших представителях животного мира, умение находить связь между строением животного и его образом жизни; знакомство с методами изучения вымерших животных.

Метапредметные:  умение классифицировать на основе существенного признака, формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира, приобретение навыков поиска информации, сравнения, структурирования отдельных фактов и последовательности различных событий, процессов и явлений, полученных из различных источников.

 (в области ИКТ)

Концептуальные основы

Образовательная система «Школа России», программа А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс

Используемая ИКТ технология - технология сбора данных

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный

Внимание! Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок!

 Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

 Книжки, ручки и тетрадки?

 Есть у нас девиз такой:

 Всё, что надо под рукой!

Осуществляет самооценку готовности к уроку.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности, организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Эмоциональный настрой

Цель: психологический  настрой на урок.

Создает эмоциональный настрой, обеспечивает первичное восприятие с помощью загадок.

1)Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.(рыба)

На поляне возле ёлок

2)Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (муравей)

3)В серой шубке перовой

 И в морозы он герой

 Скачет, на лету резвится,-

 Не орел, — а все же птица!(воробей)

4)Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, но не мышка. Кто это?..(Зайчишка)

Дети слушают, отгадывают загадки, выбирают из набора картинок те, которые они отгадали

Работают в парах по заданию.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос.

Логические: анализ с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, слушать и понимать речь других.

2

Этап актуализации знаний

Цель: воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, мотивировать учащихся на изучение новой темы

Задание: разложить карточки по группам.

- Какие группы у вас получились? Сколько их? Докажите, почему так, а не иначе.

- Какие классы представителей животного мира нам знакомы? (птицы, рыбы, звери, насекомые)

Дайте характеристику каждому классу и выполните задание.

После выполнения на партах остается 2 карточки с изображением динозавров

В ходе практической работы с картинками дети выделяют группу и дают ей наименование, отвечают на вопросы, после выполнения у них остаются карточки с изображением динозавра

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной  полнотой и точностью мысли (диалог)

Познавательные: Общеучебные: отвечать на простые вопросы учителя

Логические: анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные: определять план выполнения заданий

Физминутка

Организует физминутку, читает стихотворение.

Выполняют движения.

3

Этап усвоения и осмысления новых знаний  на основе решения проблемной ситуации.

Цель: формирование у учащихся представления о динозаврах, как представителях древнего животного мира

Оценивает и анализирует групповую  работу

-Так кто же такие динозавры? Об этом мы сегодня узнаем. Как вы думаете, что мы еще можем узнать о динозаврах? Где можно найти информацию?

-Что означает слово вымершие?

-А когда жили динозавры?

-Давайте обратимся к детской энциклопедии, которая установлена на нашем компьютере и посмотрим значение этого слова здесь.

- Перед вами сейчас выступит группа ребят с интересным выступлением о динозаврах, они не только расскажут вам об этих животных, но и покажут их, места их обитания, способы их изучения.(Работа проведена во время внеурочной деятельности) Вы внимательно послушаете, зададите им интересующие вас вопросы, те в свою очередь постараются на них ответить, а потом вым будет предложен ряд вопросов, на который мы вместе будем искать ответы.

Отвечает каждая группа, оценивая свою работу,аргументируя свой ответ, давая характеристику классам животных (приходят к выводу о том, что 2 карточки с изображение динозавров лишние).

Ученики предполагают, что нам необходимо узнать кто такие динозавры, используя толковый словарь, энциклопедию, учебник.

Пара учеников (в разной степени владеющие компьютером)  получают задание при помощи электронного толкового словаря дать определение слову динозавр (один выполняет, другой проверяет его действия и комментирует операции, которые выполняет его пертнер на компьютере («Открыв программу словаря в поле «поиск» пишу слово ДИНОЗАВР, нажимая кнопку поиска, получаю ответ программы» (все действия выведены на экран для всего класса)

Полученный результат : динозавр: - вымершее крупное пресмыкающееся.

Данное задание выполняют другие 2 ученика, комментируя свои действия. Получаем результат: ДИНОЗАВРЫ, вымершие пресмыкающиеся, населявшие Землю 225-65 млн. лет назад. Длина тела от 20 см до 30 м. Одни передвигались на двух ногах (напр., хищные Д.), другие -на четырех (напр., рогатые Д.). Ок. 600 видов. Первые Д. были сухопут.
хищниками, затем появились Д., питающиеся р-ниями, нек-рые из них перешли к жизни в воде. Быстрое загадочное вымирание Д. (в конце
мела) пытаются объяснить изменением климата, глобальной катастрофой (падение астероида), сменой растит. покрова.

Нескольким ученикам было дано опережающее задание – собрать возможными способами (энциклопедии, Интернет) информацию о динозаврах, они строят свои повествования по плану (презентация слайд2)

Рассказы дополняются иллюстрациями и демонтсрациями, имеющимися в энциклопедии и подготовленными самостоятельно, участники выступления отвечают на вопросы класса.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, сравнивать объекты: находить общее и различие. Группировать объекты на основе существенных признаков

Познавательные: определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

Логические: определение критериев для сравнения.

Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: саморегуляция,  способность к волевому усилию.

Физминутка

Учитель называет различных животных.

Выполняют задания.

4

Этап первичного закрепления

-Благодаря нашим юным исследователям, мы узнали много нового и инетесного о жизни динозавров. Вы сейчас на некоторое время станете учеными-палеонтологами (Вспомним, кто такие палеонтологи, чем они занимаются, что изучают?), а я стану корреспондентом  и возьму у вас интервью. Вопросы интервью (презентация слайд 3)

Отвечают на вопросы, дают пояснения, дискутируют

Регулятивные: оценка (выделения осознанного уровня усвоения)

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других, частвовать  в диалоге.

5

Этап рефлексии

Организует и активизирует рефлексию по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

Методика пяти пальцев.

  1. МЕЗИНЕЦ – Мыслительные процессы (какие знания я получил)
  2. БЕЗЫМЯНЫЙ – Цели: чего я достиг.
  3. СРЕДНИЙ – Состояние духа. Каким было мое настроение.
  4. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – Услуга – помощь, которую я оказал другим.

БОЛЬШОЙ – Бодрость (физическое состояние).

Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне.

Я узнал…

Я могу…

Я хочу…

Регулятивные: оценка (выделения осознанного уровня усвоения)

Информационное обеспечение:

  1. Электронный толковый словарь Д.Н. Ушакова
  2. Детская энциклопедия динозавров, автор  Сэм Тэплин, серия «Энциклопедии»,издательство:  Росмэн-Пресс, 2007
  3. Презентация «Когда жили динозавры?»

Технология сбора данных

 На данном конкретном уроке мною была использована технология сбора данных.

Метапредметные результаты: приобретение навыков поиска информации, сравнения, структурирования отдельных фактов и последовательности различных событий, процессов и явлений, полученных из различных источников, формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира, бесед с интересными людьми, родственниками, специалистами в различных областях знания.

Предметные результаты: освоение практических способов сбора различных типов данных, обеспечивающих формирование адекватных представлений об окружающем мире в общем и о динзаврах, как представителях древнейшего животного мира, формирование умения извлекать информацию из различных источников (энциклопедии, словари, контролируемый Интеренет) и делиться ее с аудиторией

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков извлечения и цифровой фиксации  изображений, текстов, формирование умения пользоваться электронными энциклопедиями и словарями. 

Мотивация и ценность для ребенка: возможность сохранять визуальные и звуковые образы, использовать их для описаний изучаемых объектов окружающего мира и их свойств.

Инструменты: компоненты информационной среды школы (программы, Интернет)

Основная деятельность: получение информации о процессах, происходящих на Земле милионы лет назад, о древнейших обитателях планеты

Достигнутые результаты.

Сбор данных в ходе изучения окружающего мира является наиболее распространенным видом деятельности. Группой учащихся самостоятельно и во время внеурочной деятельности (кружок «Экология для младших школьников») были проанализированы различные источники информации по данному вопросу – детская энциклопедия динозавров, электронный толковый словарь, средства контролируемого Интернета, систематизированы. Благодаря этой работе была особенно интересно освещена данная тема, расширив программный материал. Материал не только был накоплен учащимися, но и в доступной, понятной форме передан своим одноклассникам, что делает процесс усвоения более успешным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОГДА ЖИЛИ ДИНОЗАВРЫ?

Слайд 2

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ 1.Время обитания динозавров. 2.Места и способы существования динозавров. 3.Виды динозавров. 4.Отличительные и характерные особенности.

Слайд 3

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ: - Кто такие динозавры? - Чем питаются? - Все ли динозавры хищники? -Как по внешнему виду определить хищный или травоядный динозавр? -Где обитали динозавры? В какой среде? -Какие названия динозавров вам знакомы? - Во времена динозавров на Земле еще не было людей. Ни один человек никогда не видел живого динозавра! Откуда же люди знают, какими они были?

Слайд 4

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс?  Предмет: окружающий мир 3 класс...

Формирование информационно-поисковых и аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников                    ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. РябинкинаПирогов...

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках окружающего мира

Читательская компетентность — совокупность знаний, умений инавыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовыватьинформацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ееиспользоват...

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе, современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов и успешно реализуется при из...