Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_1_kl.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

«Согласовано»

Руководитель МО 1 ступени обучения

__________        /Гаученова Н.Н./

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

_______________/Журова А.Н./

ФИО

«___» _________        2012 г.

«Согласовано»

Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

_____        ____________/Ехлакова Е.В./

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        2012 г.

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

(учебный предмет)

1 «В» класс

(класс)

_2012 – 2013 учебный год

Разработчик программы:

Мунгалова Анна Маратовна

                                           (Ф.И.О. учителя)

учитель начальных классов

                                      (занимаемая должность)

Пояснительная записка

     

Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учетом  особенностей  УМК Общеобразовательная система «Школа 2100» и соответствует стандарту согласно базисному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2011).

       Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа  в неделю). Темы уроков сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям для учителя.

     Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Общая характеристика учебного предмета.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Школьников знакомят с широкими представлениями о мире,  которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир . При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.

 Задачи:

- развитие умений понимать и познавать окружающий мир; осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;

- освоение знаний об окружающем мире, способности находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом;

- формирование способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;

- воспитание гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле;

- создание   условий для формирования и развития у школьников:

  1. творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
  2. умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
  3. коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в  парах, группах;
  4. общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)

Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

        Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.

Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

      Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

     Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.

Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов)

Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-связь жеста и слова;

-названия пальцев;

-роль слова как символа предметов;

-слова обозначают не только предметы, но и их признаки;

-правила разумного поведения;

-понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;

уметь:

-пользоваться указкой при показе предметов в школе;

-показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;

-обмениваться знаниями со своими друзьями;

-использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;

-различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;

-называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;

-различать правую и левую руки.

Рука и указательный палец - самый простой способ общения.(2)

Речь - основной способ общения людей. (2)

Ценный совет. (1)

Зачем нужен жизненный опыт? (1)

Учимся определять положение предметов и направления движения (2)

Учимся определять направления «вверх» и «вниз» (1)

Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже» (1)

Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-признаки предметов;

уметь:

-по набору признаков определять название предмета;

-называть признаки предметов;

-по свойству, действию и части предмета определять название предмета.

Предметы и их признаки (2)

Сочетания предметов (2

Тема «Времена года» - 3 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-осенние месяцы;

-признаки осени;

-осенние явления природы;

-как живая природа готовится к зиме;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью;

-по признакам живой и неживой природы определять время года,

-оценивать правильность поведения в природе.

Осень - природа готовится к зиме. (1)

Как мы узнаем, что наступила осень?

Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час

Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;

-основные органы чувств и их роль в жизни человека;

-что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;

уметь:

-соотносить органы чувств и их работу в организме человека;

-с помощью разных органов чувств различать предметы;

-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.

Твои помощники - органы чувств (2)

Наши помощники - ум и память (2)

Родители, учителя и книги (2)

Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-значение семьи в жизни человека;

-режим дня;

-роли, которые выполняют члены семьи;

-правила общения;

уметь:

-с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье;

-выбирать поручение в семье по своим силам;

-составить рассказ о своей семье с помощью родителей;

-вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Ты и твоя семья (2)

Один дома (2)

Ты и твои друзья (1)

Как нужно общаться (2)

Тема «Времена года» - 6 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-зимние месяцы;

-особенности погоды зимой;

-особенности живой и неживой зимней природы;

-свойства воды в различных агрегатных состояниях;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;

-наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);

-оказывать помощь птицам зимой;

-различать признаки зимы и их называть;

-правильно выбирать одежду для зимней прогулки.

Зима - покой природы (1)

Как мы узнаем, что наступила зима (1)

Экскурсия в парк «Зимняя природа» (1)

Тема «Что нас окружает» - 10 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

  1. название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;

-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

  1. отличительные особенности города, села, деревни, леса;

-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий;

-основные структуры города, села;

-примеры продуктов животноводства, растениеводства;

-что такое природные богатства;

-признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества.

уметь:

-различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;

-правильно вести себя на проезжей части;

-различать разные профессии ;

-различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;

-различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;

-бережно относится к природным богатствам;

-отличать твердые тела от жидкости и газа.

Мой дом, моя улица (2)

Учимся быть пешеходами (1)

Учимся быть самостоятельными в городе (1)

Хозяйство человека (3)

Богатства природы (2)

Твердые тела, жидкости и газы (1)

Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1)

Тема «Времена года» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-весенние месяцы;

-особенности погоды весной;

-особенности живой и неживой весенней природы;

-определять последовательность событий в природе и их связи;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;

-вместе с родителями делать домик для птиц;

-выбирать одежду для весенней прогулки.

Весна - природа пробуждается (1)

Как мы узнаем, что наступила весна (1)

Экскурсия в парк «Весенняя природа» (1)

Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-отличия живых организмов от неживых предметов;

-свойства живых организмов;

-сходство и отличия растений и животных;

-что все в природе взаимосвязано;

-названия 5-10 названий растений и животных;

-отличия человека от животного;

-что такое экология;

-правила поведения в природе;

уметь:

-характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;

-называть основные группы домашних животных и растений;

-различать растения и животных;

-перечислять сходство и различие растений и животных;

-перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.

Живые организмы и неживые предметы (2)

Растения и животные (2)

Связь живого и неживого (1)

Многообразие живых организмов (2)

Домашние животные и растения - наши друзья (2)

Культурные растения — (1)

Человек - разумное существо (2)

Природа и мы (2)

Тема «Времена года» - 2 час.

знать / понимать:

-знать названия летних месяцев;

- особенности живой и неживой природы летом;

уметь:

-оценивать правильность поведения в природе.

Тема «Отчего и почему» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-что такое причина и следствие; уметь:

-уметь находить причины явлений и следствия;

Отчего и почему. Дневник наблюдений (1)

Повторение — 4 часа

Что нас окружает. Живые природные богатства —1ч

Природа и мы — 1 час

Времена года — 1 час

Экскурсия в природу — 1 час

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


  1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.
  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающиеся получат  возможность научиться:

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  1. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

                         

  Характеристика деятельности учащихся.

  1. Познакомиться с учителем и одноклассниками  
  2. Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе  
  3. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками  
  4. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах   Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах  
  5. Практическая работа: составить режим дня  
  6. Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление   
  7. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
  1. Называть окружающие предметы и их признаки
  2. Различать предметы и выделять их признаки
  3. Различать времена года по признакам
  4. Характеризовать времена года
  5. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  6. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  7. Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
  8. Объяснять, как  с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
  9. Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
  10. Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
  11. Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
  12. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
  13. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
  14. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
  15. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
  16. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
  17. Оценивать  реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
  18. Практическая работа по освоению правил  поведения в доме
  19. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
  20. Различать времена года по признакам
  21. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  22. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  23. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  24. Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
  25. Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
  26. Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
  27. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
  28. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
  29. Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
  30. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
  31. Характеризовать разные виды транспорта
  32. Демонстрировать  в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
  33. Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
  34. Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
  35. Приводить примеры использования человеком богатств природы
  36. Анализировать примеры использования человеком богатств природы
  37. Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
  38. Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
  39. Различать времена года по признакам
  40. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  41. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  42. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  43. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
  44. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
  45. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
  46. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
  47. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
  48. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения
  49. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
  50. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
  51. Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
  52. Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
  53. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
  54. Оценивать конкретные примеры поведения в природе
  55. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
  56. Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Практическая часть курса «Окружающий мир»

Тема

Кол-во часов


Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1.

Как мы понимаем друг друга

9

1. С помощью рук разыграть представление в театре теней.

2.  Нарисовать что-нибудь и объяснить   словами, что нарисовал(а).

3.  Соединить признак с предметом.

2

Как мы узнаем, что перед нами.

4

1.   Составить и нарисовать целый предмет по набору его частей.

2.  Пронаблюдать свойства предметов.

3.  Подобрать для города картинки среди разрезных карточек.

3

Времена года. Осень -  природа готовится к зиме.

3

1.  Экскурсия в парк.

2.  Сбор листьев для гербария.

3.  Дневник наблюдений.

Экскурсия в парк

«Осенняя природа»


4

Как ты узнаешь мир

4

1. Построить фигуры из кубиков с закрытыми глазами.

2.  Провести дегустацию блюд, которые приготовили вместе с мамой.

3.  Опыт с карандашом в стакане.

4.  Кроссворд. Заполнить, пользуясь книгами.

5.Составить свою книгу при помощи разрезных карточек из приложения.

5

Твоя семья и друзья

7

1.  Составить режим дня.

2.  Распределить «роли» в семье.

3.  Сделать свой семейный альбом. Нарисуй портрет каждого члена семьи или рисунки заменить фотографиями.

4.  Составить правила разумного поведения в доме, когда ты остался один.

6

Времена года. Зима - покой природы.

6

1.  Наблюдения за снежинками.

2.  Опыт со льдом и снегом.

Проверочная работа №1

Экскурсия в парк

«Зимняя природа»

7

Что нас окружает.

10

1.  Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

2.  Выбрать из разрезных карточек виды городского транспорта.

3.  Заполнить таблицу со своим адресом.

4.  Нарисовать по одному дорожному знаку.

5.  Наклеить из разрезных карточек по группам: овощи, фрукты, культурные растения.

6.  Заполнить кроссворд по теме «Природные

богатства».

7.  Наблюдение за твердыми телами, жидкостями, газом. Опыт с детским шприцом.

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

8

Времена года. Весна - природа

пробуждается.

4

1.  Изготовление вместе с родителями скворечников.

2.  Развешивание домиков для птиц.

3.  Экскурсия в парк. Наблюдения за весенней природой.

4.  Раскрасить картинку так, чтобы зима на ней превратилась в весну.

5.  Наблюдение за солнцем в полдень

6.  Дневник наблюдений.

Проверочная работа

 № 2

Экскурсия в парк

«Весенняя природа»

9

Живые обитатели планеты.

9

1.  Наблюдения за живыми организмами и показать стрелками на рисунке.

2.  Составить правила, как должны вести себя люди, чтобы их окружали живые существа.

3.  Наблюдения за растениями, если их поставить в темное место.

4.  Обвести разными карандашами слова, которые относятся к разным группам: к растениям, к животным, ко всем организмам.

5.  Разбить слова на группы: растения, грибы

Проверочная работа

 № 3

10

Времена года. Лето - природа цветет и плодоносит.

2

1. Найти в книгах разные народные приметы.

11

Отчего и почему.

Повторение

4


4

1.  Установить связь между весенними явлениями природы. Нарисуй стрелки от причины к следствию.

2.  Игра «Путешествие в страну знаний».

3.  Дневник наблюдений. Летнее задание.

Экскурсия в природу

                                         

Проверочные работы по окружающему миру

Раздел. Тема.

Вид контроля

Формы контроля


Приложение

I

Как ты узнаёшь мир.

Текущий, тематический

Итоговая работа№1

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 15-18



ееее работы. Стр. 7-8.

Твои помощники-органы чувств.

Самостоятельная  работа № 1.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 3-4

Зима-покой природы.

Самостоятельная  работа №3.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 7-8

II

Что нас окружает.

Текущий, тематический

Самостоятельная  работа№4

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр.9-10

Мой дом, моя улица.

Самостоятельная  работа №  2.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 5-6

Богатство природы.

Самостоятельная  работа №  5

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр.23-24

Люди разных профессий.

Итоговая работа№2

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр. 13-14,   19-20



ееее работы. Стр. 7-8.

III

Живые обитатели планеты.

Текущий, тематический

Самостоятельная  работа №7

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 27-28

Растения и животные.

Самостоятельная  работа №8.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 29-30


Времена года.

Самостоятельная  работа №6.

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр25-26

Зима. Весна. Лето. Осень.

Самостоятельная  работа №9

Самостоятельные и проверочные работы.

 Стр.31-32

Итоговая работа     № 3за год

Самостоятельные и проверочные работы.

Стр. 11-12;   21-22



ееее работы. Стр. 7-8.

Виды и формы контроля

  1. Текущий.
  1.  Устный опрос
  2. Мини тест
  3. Самостоятельная работа
  4. Итоговая работа
  1. Итоговый
  1. Комплексная контрольная  работа
  2.  Стандартизированная контрольная работа.

     Контроль за усвоением знаний

       Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.  

       Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности  предметных и познавательных  умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

       Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.)   Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при  этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

           Положительные   отметки ( в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым  темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;

- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих   оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

          Накопление этих   оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Контроль УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

     Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе

Список литературы

 

Учебно-методическая литература для учителя



Автор, год издания


Название пособий


Вид пособия

1

  Вахрушев А. А, А.С.Раутиан.  

- Москва: Баласс, 2008.

Методические рекомендации   для учителя к учебнику

   «Я и мир вокруг».

Пособие для учителя

2

Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2010.

Учебник «Я и мир вокруг»

Учебник  для 1 класса

3

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2010

Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

4

Вахрушев А. А..М.:Баласс.2009

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие

5

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

Сборник программ

6

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся



Автор, год издания


Название пособий


Вид пособия

1

Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2010.

Учебник «Я и мир вокруг»

Учебник  для 1 класса

2

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2012

Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

3.

Вахрушев А. А..М.:Баласс.2011

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

Пособие

Учебно-тематическое планирование

по  предмету «Окружающий мир»

предмет

Класс 1»В»

Учитель Мунгалова Анна Маратовна

Количество часов

Всего 66 часов; в неделю 2 часа.

Итоговых контрольных уроков 3 , практических работ 15, опытов -2, словарных диктантов 2 , экскурсий – 6, тестов ., итоговых контрольных работ-3.

Административных контрольно – измерительных работ 4ч.

Планирование составлено на основе авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2011).

Учебник

«Окружающий мир» учебник для 1 класса (1,2 часть) А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан – М.: Баласс, 2012.

Дополнительная литература:

Вахрушев А. А.Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» М.:Баласс.2011.

Вахрушев А. А.. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» М.:Баласс.2011.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 430 с.

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

Практическая работа/опыт

Словарный диктант

Самостоятельная работа

Тесты

Итоговая контрольная работа

Экскурсии

1 четверть

4

0

0

0

0

2

2 четверть

4

0

3

0

0

1

3 четверть

5/2

0

2

0

2

2

4 четверть

2

2

4

2

1

1

Итого:

15/2

2

9

2

3

6

Учебно-тематический план

кол-во часов по теме

тема  урока

(тип урока)

целеполагание

урока

требования к уровню подготовки учащихся /

Характеристика деятельности учащихся (УУД)(основные)

вид контроля, измерители

понятия/

словарная работа

элементы дополнительного содержания

дата

1четверть – 18 часов

Мой дом, моя школа

Раздел 1. Как мы понимаем друг друга- 9 часов

1

1

Как мы будем учиться.

Знакомство с учебником.

УИПЗЗ

- создать условия для ознакомления учащихся с новым предметом, учебником  и рабочей тетрадью «Окружающий мир»;

- способстововать накоплению сведений и уточнению понятий об окружающей действительности;

- содействовать воспитанию культуры общения

- Познакомиться с учителем и одноклассниками;

-  познакомить учащихся с новым предметом и учебником;

- научить правильно пользоваться учебником;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать интерес к предмету



- обобщить знания детей о правах и обязанностях школьника;

- развивать познавательные процессы;

- воспитывать позитивное отношение к школе

- Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.

Уметь:

-пользоваться главным инструментом – рукой;

-пользоваться словами, указывающими направление и время, наблюдать, делать умозаключения.

 школа

школьник

учебник ч.1 стр 3-9

тетрадь - обложка

04.09

2

2

Ты-школьник.

УИПЗЗ

- создать условия для ознакомления с ролью ученика, развить интерес к изучению окружающего мира и творческих способностей, научить правильно пользоваться различными предметами;

- способствовать воспитанию культуры поведения, трудолюбия

права

обязанности

учебник ч.1 стр .8-13

тетрадь стр. 2-3

06.09

3

3

Путешествуем, не выходя из класса

УИПЗЗ

- способствовать обучению детей общаться при помощи слов;

- подвести к мысли о том, что речь – основной способ общения людей;

- объяснить правильные речевые действия, основанные на правилах и культуре общения, создать комфортную атмосферу общения «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Практическая работа

Объяснить словами  что нарисовал (а)

Соединить признак с предметом.

способы общения

рука

речь

учебник ч.1 стр .14-17

тетрадь стр. 4-5

11.09

4

4

Ценный совет

УИПЗЗ

- создать условия для овладения учащимися понятиями  «помощь», «взаимопомощь», «взаимовыручка», «дружба», «поддержка»;

- учить самостоятельно выражать дружелюбие, симпатию, предпочтение друг к другу, ко всем людям;

- продолжить работу над словом, способным воздействовать на чувства и поведение людей;

- развивать внимание, речь;

-воспитывать чувства коллективизма, товарищества, дружбы



- Уметь давать совет, воспользоваться чьим-либо советом.

-рассказывать, что делают дети на рисунках, как люди помогают друг другу.

совет

ценный совет

учебник ч.1 стр .18-21

тетрадь стр. 6

13.09

5

5

Зачем нужен жизненный опыт

УИПЗЗ

- сформировать у учащихся представление о значении понятий «опыт», «жизненный опыт»;

 -содействовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению здоровья, формированию знаний, способностей, талантов;

- фиксировать детское внимание на том богатстве жизненного опыта, который содержится в мудрых сказках, пословицах, советах старших товарищей и взрослых людей;

- создать условия для закрепления положительных ассоциаций с понятиями «друг», «дружба».


-Уметь давать совет, воспользоваться чьим-либо советом.

УУД

-приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей

жизненный опыт

собственный опыт

учебник ч.1 стр .22-25

тетрадь стр. 7

18.09

6

6

Где и куда

УИПЗЗ

 - создать условия для определения назначения слов,  указывающих на положение, направление предметов (справа, слева, спереди, сзади, вперед, назад, посредине);

- практиковать в правильном речевом употреблении этих слов;

- развивать навыки ориентирования в пространстве согласно этим словам;

- воспитывать культуру речевого общения

Уметь:

-рассказывать, с какой стороны находятся предметы;

-ориентироваться в пространстве;

-рассказывать где находятся предметы и куда они движутся, отвечать на вопрос куда?

УУД

-использует навыки ориентирования в пространтсве.

учебник ч.1 стр .26-29

тетрадь стр. 8-9

20.09

7

7

Учимся определять направления


УИПЗЗ

- создать условия для нахождения на практике места и направления предметов по рисункам и в личном опыте;

- уметь рассматривать и характеризовать местоположение и направление различных предметов с разных позиций смотрящего человека (где стоит?, куда смотрит?, откуда?)

Уметь:

-рассказывать, с какой стороны находятся предметы;

-ориентироваться в пространстве;

-рассказывать где находятся предметы и куда они движутся, отвечать на вопрос куда?

УУД

-использует навыки ориентирования в пространтсве.

учебник ч.1 стр .30-33

25.09

8

8

Учимся определять «верх» и «вниз»


УЗПЗ

- способствовать формированию у учащихся понятий  «верх», «низ», «выше», «ниже»;

- учить определять верх и низ предметов, сравнивать положение предметов (выше - ниже);

- развивать речь, творческое воображение, мышление;

- воспитывать осторожность и безопасность в ситуациях с падением, выполнением работ на высоте

Уметь:

-определять верх и низ у изображенных предметов

верх

низ

выше

ниже

учебник ч.1 стр .34-36

тетрадь стр. 10-11

27.09

9

9

Раньше и позже


УИПЗЗ

Практическая работа

УЗПЗ

- создать условия для развития умения называть предметы, отвечающие на вопросы кто? Или что?, определять их признаки, рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся;

- объяснять значение слов «раньше» и «позже», отвечать на вопрос когда?

-- развивать речь, мышление,

- воспитывать аккуратность, прилежность, организованность

Уметь:

-определять, что произошло раньше, а что позже.

УУД

-соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Практическая работа (в группах)

«Мой режим дня»

раньше

позже

учебник ч.1 стр .38-39

тетрадь стр. 12

02.10

Раздел 2. Как мы узнаем, что перед нами – 4 часа

10

1

Предметы и их признаки

УИПЗЗ

Научить узнавать и различать предметы по их признакам

.-

УУД

-узнает и различает предметы по их признакам (цвету, форме, размеру, части и действию)

учебник ч.1 стр .40-42

тетрадь стр. 13

04.10

11

2

Как мы узнаем предметы

УЗПЗ

Познакомить со свойствами предметов

Уметь:

-описывать части предметов и их свойства и действия предмета.

части предметов

действия предмета

свойства предметов

учебник ч.1 стр .40-43

тетрадь стр. 13-14

09.10

12

3

Сочетания предметов

УИПЗЗ

Дать понятие сочетания предметов.

Уметь:

-выбирать названия к рисункам, подбирать различные сочетания

сочетания предметов

учебник ч.1 стр .44-47

тетрадь стр. 15-16

11.10

13

4

Сочетания предметов

УЗПЗ

Определение по одному предмету, в каких сочетаниях он встречается.

Уметь:

 определять сочетания предметов 

Наблюдает и сравнивает свойства  наблюдаемых предметов.

учебник ч.1 стр .44-47

тетрадь стр. 16-17

16.10

Раздел 3 Времена года – 3 часа.

14

1

Осенняя экскурсия.

Правила поведения в лесу. Практическая работа

УОСЗ




-организовать групповые и самостоятельные наблюдения за природой;

-познакомить с правилами поведения в лесу;

-знакомство с признаками осени

Знать:

-правила поведения в природе;

-основные признаки каждого времени года.

Уметь:

-оценивать правильность поведения в природе;

-определять время года;

-называть признаки осени.

Практическая работа (на экскурсии)

Сбор листьев для гербария.

экскурсия

правила

поведения

Тетрадь стр. 20

Дневник наблюдений

18.10

15

2

Осень: природа готовится к зиме

УОСЗ


-познакомить, как животные и растения готовятся к зиме

Уметь: определять, чем питаются птицы; объяснять, почему  птицы улетают  на зиму; называть перелетных и оседлых птиц родного края; рассказывать, что делают животные осенью; выбирать одежду по сезону

признаки осени

учебник ч.1 стр .48-51

тетрадь стр. 18-19

23.10

16

3

Как мы узнаем, что наступила осень.

УОСЗ


Знакомство с признаками осени в городе и деревне

учебник ч.1 стр .52-53

тетрадь стр. 20-21

25.10

Раздел 4. Как ты узнаешь мир – 4 часа

17

1

Наши помощники – органы чувств

УИПЗЗ

-познакомить учащихся с органами чувств и  их ролью в жизнедеятельности организма.

Уметь:

называть органы чувств,  их роль в жизнедеятельности организма.

учебник ч.1 стр .54-57

тетрадь стр. 22-23

30.10

18

2

Наши помощники – память и ум

УИПЗЗ

Дать представление о значении понятий память, ум

Уметь:

 называть органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма.

учебник ч.1 стр .58-61

тетрадь стр. 24-25

01.11

II четверть 14 часов

19

3

Родители, учителя и книги.

Практическая работа







-дать понятие, что родители, учителя и книги помогают узнавать окружающий мир








-Уметь рассказывать, чему  люди могут научиться у своих родителей, а чему –
у своих учителей; определять, для чего людям нужны книги

Практическая работа.

-опыт с карандашом в стакане.

Кроссворд заполнить, пользуясь книгами.

Составить свою книгу при помощи разрезных карточек.

учебник ч.1 стр .62-65

тетрадь стр. 26-27

13.11

20

4

Повторение. Самостоятельная работа по теме «Как ты узнаешь окружающий мир»

УКЗ

-проверить знания учащихся по пройденным темам



Уметь применять знания на практике.

УУД

применяет знания при выполнении самостоятельной работы

Самостоятельная работа № 1

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 3-4

15.11

Раздел 5.  Твоя семья и друзья – 7 часов

21

1

Ты и твоя семья

УИПЗЗ



Дать понятие, что семья – самое близкое окружение человека.


Уметь придумывать  и  разыгрывать истории из жизни счастливой семьи, определять, что необходимо, чтобы семья была счастливой

семья

члены семьи

учебник ч.1 стр .66-67

тетрадь стр. 28-30

20.11

22

2

Взаимопомощь в семье

УИПЗЗ

-познакомить с ролью в семье каждого ее члена


Уметь рассказывать, как помогает своим родителям, какое поручение в доме.

учебник ч.1 стр .66-67

тетрадь стр. 28-30

22.11

23

3

Учимся быть самостоятельными.

Один дома.

УИПЗЗ

-познакомить с правилами разумного поведения дома

УУД

-помнить телефоны экстренной помощи


Уметь:

-взаимодействовать друг с другом

УУД

-соблюдать правила взаимоотношений друг со сверстниками;

-культуру поведения в школе и других общественных местах;

-правила дружбы

учебник ч.1 стр .70-73

тетрадь стр. 32

27.11

24

4

Учимся быть самостоятельными.

«Кто там»

Практическая работа

УЗПЗ

-познакомить с правилами разумного поведения дома;

-самостоятельно разработать правила поведения дома.

учебник ч.1 стр .74-75

тетрадь стр. 32

29.11

25

5

Ты и твои друзья

УОСЗ

-познакомить с такими понятиями как ценность дружбы, согласие, взаимная помощь.

друзья

дружба

взаимопомощь

учебник ч.1 стр .76-79

тетрадь стр. 33

04.12

26

6

Как нужно общаться.

УОСЗ

-познакомить с правилами общения с людьми


Уметь общаться с людьми;

УУД

-соблюдать правила взаимоотношений со взрослыми.

общение

правила общения

учебник ч.1 стр .76-79

тетрадь стр. 33

06.12

27

7

Проверочная работа по теме «Твоя семья и друзья»

УКЗ

-проверить знания учащихся по пройденным темам



Уметь применять знания на практике.

УУД

-применяет знания при выполнении самостоятельной работы.

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 5-6

10.12

Раздел 6 Времена года – 6 часов

28

1

Зимняя экскурсия.

«Зимняя природа»

УОСЗ


- наблюдение за зимней природой во время экскурсии;

-провести наблюдение и отметить в дневнике.

-Уметь различать времена года, их особенности.

экскурсия

время года

погода

природа

зима

Тетрадь стр. 37

Дневник наблюдений

13.12

29

2

Зимой – покой природы.

Практическая работа.

УЗПЗ

- познакомить  с признаками зимы;

-провести групповые и сам-ные наблюдения и опыты со льдом и снежинками.



-Уметь рассказывать, что животные делают зимой; выбирать одежду для зимней прогулки; объяснять народные приметы о зиме; рассказывать, как можно помочь птицам зимой

Практическая работа.

Найти в книгах разные народные приметы о зиме.

Наблюдения со снежинками.

Опыт со льдом и снегом.

признаки зимы

лед

учебник ч.1 стр .84-89

тетрадь стр. 35-36

18.12

30

3

Как мы узнаем, что наступила зима.

УОСЗ







Познакомить с признаками зимы в городе, в деревне.







Уметь различать времена года, их особенности.

УУД

-характеризовать признаки времен года;

-сравнивать и различать день и ночь, времена года.

учебник ч.1 стр .84-89

тетрадь стр. 38-39

20.12

31

4

Повторение.

Самостоятельная работа по теме «Время года – зима».

УКЗ

-проверить знания учащихся по пройденным темам;

-контроль умений раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.

Уметь:

-применять знания на практике

УУД

-применяет знания при выполнении самостоятельной работы.

Самостоятельная работа № 3

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 7-8

25.12

32

5

Итоговая  работа по пройденным темам

УКЗ

-проверить знания учащихся по пройденным темам;

Уметь:

-применять знания на практике

УУД

-применяет знания при выполнении самостоятельной работы.

Итоговая работа № 1

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 15-18

27.12

III четверть 18 часов

33

6

Учимся решать жизненные задачи

УЗПЗ



Обобщение знаний




Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

учебник ч.1 стр .90-91

17.01

Раздел 7.  Что нас окружает – 10 часов

34

1

Город, в котором мы живем

УИПЗЗ

Практическая работа

УЗПЗ





-дать представление о удобствах, которые создаются людьми разных профессий, об общественном транспорте





Уметь:

сравнивать рисунки; называть отличия города от села;  объяснять, для чего нужен транспорт горожанам;

Знать: профессии людей, живущих в городе

Практическая работа

Выбрать из разрезных карточек виды городского транспорт.

Заполнить таблицу со своим адресом

город

транспорт

профессии

учебник ч.2 стр .3-7

тетрадь стр. 40-41

35

2

Путешествие по городу

УОСЗ




-дать представление о жилом районе города, о заводах и фабриках, о научных и деловых центрах, о зоне отдыха.


Уметь:

-представлять знания о жилом районе города, о заводах и фабриках, о научных и деловых центрах, о зоне отдыха.

завод

фабрика

научный центр

деловой центр

зона отдыха

учебник ч.2 стр .8-11

тетрадь стр. 40-41

22.01

36

3

Село, в котором мы живем.

Учимся быть пешеходами.

Экскурсия «Безопасная дорога в школу»

УИПЗЗ





-познакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками;

-практически на экскурсии выбрать безопасную дорогу в школу.





Знать:

-правила дорожного движения

экскурсия

село

поселок

пешеход

знаки дорожного движения

незнакомый человек

24.01

37

4

Учимся быть самостоятельными в городе

УОСЗ

Практическая работа

УЗПЗ

-познакомить с правилами поведения на улице и с незнакомыми людьми

Знает:

-правила поведения на улице и с незнакомыми людьми.

УУД

-выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

Практическая работа

Нарисовать по одному дорожному знаку

учебник ч.2 стр .16-17

тетрадь стр. 42-43

29.01.

38

5

Путешествие Колобка.

Хозяйство человека

УИПЗЗ

-ознакомление с продуктами производства заводов, фабрик, сельского хозяйства

Уметь:

- называть профессии людей; определять, к какой отрасли хозяйства относятся данные профессии

учебник ч.2 стр .18-25

тетрадь стр. 44-45

31.01

39

6

Хозяйство человека

УЗПЗ

Практическая работа

УЗПЗ

-дать представление о сельском хозяйстве, о том, что выращивание растений называется растениеводством, а выращивание животных –животноводством.

УУД

-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.

Практическая работа

хозяйство

сельское

хозяйство

растениеводство

животноводство

учебник ч.2 стр .26-29

тетрадь стр. 46-47

05.02

40

7

Повторение.

Самостоятельная работа по теме «Что нас окружает»

УЗПЗ, УКЗ

-проверить знания учащихся по пройденным темам



Уметь:

-применять знания на практике

Самостоятельная работа№ 4

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 9-10

07.02

41

8

Богатства природы

УИПЗЗ






-познакомить с  разнообразием природных богатств – живыми  и неживыми,  силами  природы;

правилами  безопасного поведения в природе.

Умеет:

- называть и группировать природные богатства.

природные богатства

учебник ч.2 стр .30-33

тетрадь стр. 48-49

12.02

42

9

Твердые тела,

жидкости и газы

УИПЗЗ

Практическая работа

-познакомить учащихся со свойствами твердых, жидких и газообразных тел

Уметь:

-называть твердые, жидкие и газообразные тела;

-характеризовать свойства воды, воздуха, круговорота воды в природе.

Практическая работа

Наблюдена за твердыми телами

твердые тела

жидкости

газы

три состояния воды

учебник ч.2 стр .34-37

тетрадь стр. 50

14.02

43

10

Повторение.

Самостоятельная работа по теме «Богатства природы и их свойства»

УЗПЗ, УКЗ

-проверить знания учащихся по пройденным темам




Уметь:

- применять знания на практике

УУД

Применяет знания при выполнении самостоятельной работы.

Самостоятельная работа №5

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 23-24

26.02

Раздел 8. Времена года – 4 часа

44

1




Весенняя экскурсия

УОСЗ

Практическая работа «Признаки весны»

УИПЗЗ






-наблюдение за весенней природой во время экскурсии;

-провести наблюдения и отметить в дневнике.







.

Уметь:

- различать времена года, их особенности.

УУД

-проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года» в нашем крае»

Практическая работа

Изготовление вместе с родителями скворечников.

Установка домиков для птиц.

весна

Тетрадь стр. 53

Дневник наблюдений

28.02

45

2

Весна – природа пробуждается

УОСЗ






-знакомство с временами года, их особенностями; правилами  безопасного поведения в разное время года



- Уметь: определять время года; называть признаки весны;  рассказывать, какие птицы зимующие,  а какие перелетные; выбирать одежду для весенней прогулки

Пробуждение природы

учебник ч.2 стр .38-41

тетрадь стр. 51-52

05.03

46

3

Как мы узнаем, что наступает весна

УЗПЗ


-знакомство с временами года, их особенностями



Уметь: определять время года; называть признаки весны

признаки весны

учебник ч.2 стр .42-45

тетрадь стр. 54-55

07.03

47

4

Итоговая работа по теме «Что нас окружает. Времена года»

УКЗ


-проверить знания учащихся по пройденным темам




Уметь: применять знания на практике

Итоговая работа № 2

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 20-21

12.03

Раздел 9. Животные обитатели планеты – 9 часов

48

1

Живое и неживое

УИПЗЗ

Познакомить со свойствами живых организмов

Умеет различать живые организмы от неживых

учебник ч.2 стр .46-49

тетрадь стр. 56-57

14.03

49

2

Растения и животные

УИПЗЗ



Ознакомление с понятиями едоки и кормильцы, с ролью растений и животных в природе и жизни людей

Умеет находить общее у животных и растений и называть, чем растения отличаются от животных

едоки

кормильцы

учебник ч.2 стр .50-57

тетрадь стр. 58-59

19.03

50

3

Равновесие в природе

УИПЗЗ






Ознакомление с понятием природное равновесие, с Красной  книгой и ее значением.





Имеет представление о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать природное равновесие; о значении Красной книги.

природное равновесие

Красная книга

место обитания

учебник ч.2 стр .58-61

тетрадь стр. 60

21.03

51

4

Домашние любимцы и комнатные  растения

УИПЗЗ

Познакомить с растениями и животными, живущими вместе с человеком в его доме

Умеет  называть домашних животных и комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями и домашними животными

учебник ч.2 стр .61

тетрадь стр. 61-62

02.04

52

5

Наши помощники – домашние животные и культурные растения.

Практическая работа «Наблюдение за живыми организмами»

УИПЗЗ

-познакомить с ролью культурных растений в жизни человека.









Уметь: делить растения на три группы (овощи, фрукты, злаки), ухаживать за растениями.

УУД

Составлять рассказы по рисункам, отгадывать загадки.

Практическая работа-исследование.

Наблюдение за живыми организмами.

Составить правила, как должны себя вести люди, чтобы их окружали живые существа.

Домашние животные

культурные растения

учебник ч.2 стр .66-69

тетрадь стр. 63-64

04.04.

53

6

Повторение Самостоятельная работа по теме «Времена года. Весна».

УЗПЗ, УКЗ

-проверить знания учащихся по пройденным темам



Уметь: применять знания на практике

Самостоятельная работа № 6.

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 25-26

09.04

54

7

Человек – разумное существо.

УИПЗЗ






-Дать представление о том, что человек – часть природы.

-Познакомить с правилами  поведения в природе.



Уметь:  сравнивать человека и животных; принимать посильное участие в оказании помощи животным, соблюдать  правила безопасного поведения в природе.

УУД

Составлять рассказы по рисункам.

учебник ч.2 стр .70-73

тетрадь стр. 65-66

11.04

55

8

Природа и мы.

Тест по теме «Правила поведения в природе» Самостоятельная работа по теме «Живые обитатели Земли»

УКЗ, УОПЗ





Познакомить учащихся с наукой – экологией;

-оценивать конкретные примеры поведения в природе;

-анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения в лемму, на реке и озере.




Знать:

представление о науке экология,  о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов

Уметь:  отвечать на вопросы теста

Тест

Самостоятельна я работа

учебник ч.2 стр.74-77

16.04

56

9

Повторение. Самостоятельная работа по теме «Живые обитатели Земли».

УКЗ
Словарный диктант

-проверить знания учащихся по пройденным темам


Уметь:

- применять знания на практике

-отвечать на вопросы теста

Самостоятельная работа Словарный диктант

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 27-28

18.04

Раздел 10 Времена года – 6 часов

57

1

Лето: природа цветет и плодоносит.

Экскурсия «Поздняя весна»

УОСЗ








-познакомить с временем года – лето,  с его  особенностями;

-обобщить знания о времени года – лето;

-провести наблюдении я и отметить в дневнике







Уметь:

определять время года; называть признаки  лета, объяснять, что такое круговорот воды

УУД

-наблюдать за приходом лета, делать выводы;

-проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Экскурсия

Практическая работа

Найти в книгах разные народные приметы

учебник ч.2 стр .78-81

тетрадь стр. 69-73 дневник наблюдений

23.04

58

2

Круговорот воды в природе

УИПЗЗ

-познакомить с «путешествием»  воды и правилами поведения при грозе

Уметь: объяснять, что такое круговорот воды

круговорот воды

учебник ч.2 стр .78-81

тетрадь стр. 67-68

25.04

59

3

Отчего и почему

УИПЗЗ




Ознакомление с понятиями причина явления, следствие.



Уметь:  объяснять, что такое «причина явления»; находить причину; различать причину и следствие

причина явления, следствие

учебник ч.2 стр .82-85

тетрадь стр. 74

30.04

60

4

Повторение. Самостоятельная работа по теме «Времена года. Весна и лето»

УКЗ


-проверить знания учащихся по пройденным темам;

-развивать умение работать самостоятельно



Уметь:

- применять знания на практике;

-раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.

Самостоятельная работа № 9

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 31-32

07.05

61

5

Итоговая работа по теме «Мир вокруг»

УКЗ





-проверить знания учащихся по пройденным темам;

-умение применять в жизни






Уметь:

- применять знания на практике


УУД

применять знания при выполнении итоговой работы

Итоговая работа № 3

Самостоятельные и проверочные работы

Стр. 22-24

14.05

62

6

Учимся решать жизненные задачи.

Словарный диктант.

Обобщение и закрепление изученного


Словарный диктант

учебник ч.2 стр .88

тетрадь стр. 89-95

(толковый словарь)

16.05

Раздел 11. Повторение-2 часа

63

1

Повторение.

Игра «Путешествие в страну знаний»

УОСЗ, УКЗ

бобщение  и закрепление  изученного материала за учебный год;

-развивать умения выступать в роли ученых-исследователей природы, фотографов, корреспондентов.

Уметь:

- называть времена года и их признаки;

 называть растения и животных родного края; делить растения и животных на группы; объяснять связь животных и растений; различать живые и неживые предметы окружающего мира; проводить несложные опыты и наблюдения;

рассказывать о своей семье; называть профессии родителей; выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками

Практическая  игра

Учебник стр. 85-87

21.05

64

2

Повторение

Тест по теме «Я и мир вокруг»

УОСЗ, УКЗ

тест

Задание на лето:

Дневник наблюдений.

Летнее задание

23.05

ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД – 64 часа

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА/ПОНЯТИЯ

Школа, школьник, права, обязанности, способы общения, рука, речь, совет, ценный совет, жизненный опыт, собственный опыт, направления движения: вперед, назад, влево, вправо, верх, низ, выше, ниже, раньше, позже, предмет, признак, части предмета, действия предмета, свойства предметов, сочетания предметов, экскурсия, правила поведения, признаки осени, органы чувств – глаза, уши, нос, язык, кожа, семья, члены семьи, роль в семье, друзья, дружба, взаимопомощь, общение, правила общения, время года, погода, природа, признаки зимы, лед, завод, фабрика, научный центр, деловой центр, зона отдыха, село, поселок, пешеход, знаки дорожного движения, незнакомый человек, хозяйство, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, жидкости, газы, три состояния воды: твердое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар), природные богатства, весна, пробуждение природы, признаки весны, планета, обитатели планеты, живые организмы, неживые организмы, едоки, кормильцы, природное равновесие, Красная книга, место обитания, домашние любимцы, породы собак, аквариумные рыбки, комнатные растения, круговорот воды, домашние животные, культурные растения, разумное существо, экология, причина, явление, следствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...