Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. ОС "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Андросик Марина Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе ОС "Школа 2100" составлена в соответствии ФГОС начального общего образования 2009 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_2_kl._os_shkola_2100.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 12

                         Утверждаю

                                                                                                                                                                       Приказ № __  от «____» __________________20____г.

                                                                                Директор МБОУ СОШ № 12__________/Бубнова С.Н./

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

Программа составлена

Обсуждена и согласована

Принята на заседании

учителем начальных классов

на заседании МО учителей начальных классов

педагогического совета

Андросик Мариной Ивановной

Протокол № ____  от  ____________

Протокол № ____  от  ___________

Мурманск

2012 год

Пояснительная записка

Окружающий мир

                                            Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
  2. Примерной программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по окружающему миру);
  3. Программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (ОС «Школа 2100»),   соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2011 г. 

 

1. Адресат

Программа адресована обучающимся  начальных  классов  общеобразовательных учреждений

2. Специфика программы

         Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях

3. Общая характеристика предмета

        Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание

места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина  России в условиях культурного  конфессионального многообразия российского общества.

        Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что школьники:

  1. овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
  2. учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
  3. формируется фундамент экологической и культурологической грамотности;
  4. формируется вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности;
  5. даёт ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая как своё личное, так и социальное благополучие;
  6. создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности

       Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы  

4. Место учебного предмета в учебном плане

         Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

5. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

  1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине и познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума.
  4. Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  5. Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  6. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  7. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной.
  8. Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества.
  9. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  10. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  11. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  12. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  13. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям

6. Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»  являются:

  1. осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  2. осознание себя членом общества и государства;
  3. осознание своей этнической и культурной принадлежности;
  4. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  5. уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  6. расширение сферы социально-нравственных представлений;
  7. способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
  8. установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду

         Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»  являются:

  1. способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;
  1. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  2. освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в     сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др.);
  3.  способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира

 Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»  являются:

  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  2. сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир;
  3. владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
  4. умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из разных источников) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  5. владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  6. овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  7. понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  8. понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  9. понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед

Предмет «Окружающий мир» воспитывает нравственно и духовно зрелых,  активных,

компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и и планеты Земля  

           

7. Содержание начального общего образования по учебному предмету

Человек и природа:

  1. Как человек узнаёт мир
  2. Природа вокруг нас
  3. Земля и солнце
  4. Что изображают на глобусе и карте
  5. Воздух, вода и горные породы
  6. Экосистемы и их компоненты
  7. Природные зоны
  8. Человек - часть природы

Человек и общество:

  1. Я – школьник
  2. Правила безопасной жизнедеятельности
  3. Моя Родина
  4. Родной край – частица Родины
  5. Человек – член общества
  6. Значение труда в жизни человека и общества
  7. Части света
  8. Наша Родина – Россия
  9. Страны и народы мира

Правила безопасной жизни

8. Требования к уровню подготовки

К концу второго года обучения в рамках курса «Окружающий мир» ученик должен:

  1. узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
  2. оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  3. объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  4. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  5. в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  6. объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  7. объяснять влияние притяжения Земли;
  8. знать, что Земля имеет форму шара;
  9. горизонт – воображаемая линия;
  10. элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звёзды);
  11. связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  12. наблюдать за погодой и описывать её;
  13. уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  14. пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  15. называть основные природные зоны и их особенности;
  16. оценивать правильность поведения людей в природе;
  17. уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы для обучающихся:

  1. «Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан –   М.: Баласс, 2012
  2. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2012
  1. Мои первые опыты. 1 и 2 класс  И.И.Курапова – М.: Баласс, 2012
  1. Проверочные и контрольные работы по окружающему миру. 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина – М.: Баласс, 2012

 Методические пособия для учителя:

  1. «Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс. Методические рекомендации для учителя / Под ред. А.А.Вахрушева. – Изд. 2-е. - М.: Баласс, 2012. 
  2. Программа  «Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. А.А.Вахрушев,  Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин – М.: Баласс, 2011

 Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных  предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432с. - (Образовательная система «Школа 2100»);
  2. Примерной программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по окружающему миру);
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.);
  4. Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В.    Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. -  М.:  Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)

Технические средства обучения.

  1. персональный компьютер;
  2. принтер (струйный, чёрно-белый);
  3. магнитола

Тематическое планирование (окружающий мир)

I вариант (исходный)

2ч в неделю, всего 68ч

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Введение – 4 часа

Природа – это то, что нас окружает, но не связано с человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов. Примеры явлений природы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П – на программном уровне).

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы (П).

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).

Приводить примеры явлений природы (Н).

Приводить примеры веществ, описывать их (Н).

Называть особенности различных состояний веществ (П)

Земля и солнце – 10 часов

Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус – модель Земли. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха; личная гигиена.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе. Круговорот воды в природе

Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли. Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды, созвездия. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли.

Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Режим дня.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и  их расположение относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура и её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат. Дневник наблюдений за природой

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П)

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П)

Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на модели (П)

Самостоятельно наблюдать природу и описывать её состояния (Н).

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).

Сравнивать погоду и климат (П).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать круговорот воды в природе (Н)

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта – 8 часов

Географическая карта и план. Глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе.

План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к глобусу и карте. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида – материки. Европа,  Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П) 

Формы земной поверхности – 7 часов

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы и овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края  (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).

Реки – постоянный водный поток из осадков. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе.  Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское озеро – самое большое озеро.

Равнины. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их  местонахождение на карте.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте.  Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте.

Экскурсия «Формы земной поверхности»

 Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).

Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).

Характеризовать круговорот воды в природе (Н)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные знания (П)

Земля – наш общий дом – 11 часов

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера  на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Правила  поведения в природе

Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж.

Животный и растительный мир. Расположение степей на земном шаре. Пустыня. Жаркий  сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Горы. Горные растения и животные.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи и охота – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Города – место жительства множества людей,, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия

Характеризовать экосистемы (на одном-двух примерах) (П)

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных  природных зон (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и

дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н)

Находить на карте изученные природные зоны (П)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и

дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).

Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности)

Части света – 10 часов

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами с контрастными особенностями (3 – 4 страны): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Родной край – частица России. Родной город, край: название,  достопримечательности, природа

Европа. Страны и города Европы. Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Африка. Америка. Австралия. Антарктида.

Россия – самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, горы, равнины, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди –

 главное богатство нашей страны. Древне мастера – гордость России. Архитектурные памятники. Природа и достопримечательности своего края

Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н).

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П)

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу (Н).

Находить на карте России родной регион (Н)

Наша маленькая планета Земля – 3 часа

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н)

Повторение пройденного материала – 5 часов

Часы по усмотрению учителя – 4 часа


Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

2 класс

ОС «Школа 2100»

№ п/п

Тема раздела примерной программы (стандарты второго поколения)

Тема урока

Элементы содержания. Элементы дополнительного содержания

Практическая часть программы.

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Характеристика деятельности учащихся. УУД

1

Подготовка к путешествию Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа

(открытие новых знаний)

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком

текущий контроль

Оценивать жизненные

ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых

норм и ценностей, которые можно оценить как хорошие  или плохие

Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н – на необходимом уровне).

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства, различать объекты живой или неживой природы (Н)

             «Наша планета» – 34 часа  

2

Общие слова – понятия.  Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. (открытие новых знаний)

Разнообразие веществ в окружающем мире. Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ

текущий контроль

Определять цель деятельности  на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Знать элементарные сведения о трёх состояниях веществ

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П – на программном уровне).

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы (П).

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).

Приводить примеры явлений природы (Н).

Приводить примеры веществ, описывать их (Н).

Называть особенности различных состояний веществ (П)

3

Разнообразие веществ в окружающем мире. Из чего состоят все предметы (открытие новых знаний)

Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Земля – твёрдое тело. Смена состояний веществ

фронтальный опрос

Практическая работа с веществами, жидкостями, газами

4

Природные часы, календарь, компас (комплексное применение новых знаний)

Основные стороны

света, работа с компасом. Горизонт – воображаемая линия.

Расширение горизонта. Важнейшие природные объекты своей страны, района

Практическая работа с компасом

текущий контроль

Определять

успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Уметь пользоваться  компасом. Определять по нему стороны света

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П)

5

Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли.. Земля – шар. Доказательства шарообразной формы Земли
(открытие новых знаний)

Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос. Всемирное тяготение

текущий контроль

Знать:

- что Земля имеет форму шара, что горизонт -воображаемая линия. Основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды);

закон всемирного тяготения

6

Глобус – модель Земли
Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели

 (комплексное применение новых знаний)

Основные стороны горизонта. Работа с

компасом. Расширение горизонта.

Линия горизонта.

Глобус - модель Земли

тематический контроль

Уметь использовать

законы и правила

для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы

7

Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды, созвездия. Планеты Солнечной системы. Земля в космосе (открытие новых знаний)

Планеты и звезды -  небесные тела. Звезды - самостоятельные небесные тела. Солнце - звезда, Земля - небесное тело. Планеты Солнечной системы. Движение планет вокруг Солнца. Затмение. Созвездия. Планеты Солнечной системы, их движение по орбитам вокруг солнца. Цвет воздуха

текущий контроль

тест

Знать:
 понятия воображаемая ось, земная ось; 
значение вращения
Земли вокруг своей
воображаемой оси

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П)

8

Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.

 (открытие новых знаний)

Невесомость. Объяснение причины движения планет вокруг Солнца

текущий контроль

Знать
 закон всемирного
тяготения и его проявления

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П)

9

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи
(открытие новых знаний)

Вращение Земли как причина смены дня и ночи

текущий контроль

фронтальный опрос

Уметь  различать утро,  день, вечер, ночь;

Пользоваться

часами

Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на модели (П)

10

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года (открытие новых знаний)

Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота Солнца над горизонтом. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений

текущий контроль

Уметь различать времена года по основным признакам;
пользоваться календарем;
показывать линию
горизонта.

11

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года (комплексное применение новых знаний)

12

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле Где на Земле теплее (открытие новых знаний)

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето»

текущий контроль

Знать:
 значение вращения
Земли вокруг своей
воображаемой оси

13, 14

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Погода и климат (комплексное применение новых знаний)

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей

текущий контроль

Практическая работа с термометром

Уметь:
определять температуру воздуха и воды с помощью термометров

Самостоятельно наблюдать природу и описывать её состояния (Н).

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).

Сравнивать погоду и климат (П).

Характеризовать круговорот воды в природе (Н)

15

Контрольная работа по теме «Земля и солнце»

(контроль)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий

тематический контроль

тест

Определять успешность выполнения своего задания при проведении тестирования

Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)

16, 17

План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки   (открытие новых знаний)

Географическая карта и план. Изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Карта полушарий. Условные обозначения на карте и глобусе. Практическая работа с картой

Практическая работа «План класса»

текущий контроль

Знать

уловные обозначения на плане и карте.

Отличия плана от карты

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П)

18, 19

Глобус и карта. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к глобусу и карте (комплексное применение новых знаний)

Условные обозначения на карте и глобусе.

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Знакомство с географической номенклатурой физической карты полушарий и глобуса, карты России

текущий контроль

Практическая работа с картой

Знать:

что глобус - модель Земли;

условные  обозначения на карте и глобусе;

характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов

20, 21

Что изображают на карте (комплексное применение новых знаний)

Определение на карте и глобусе  суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов

текущий контроль

Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды,

высоты и глубины,

форм земной поверхности, условных

обозначений)

22, 23

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе (открытие новых знаний)

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Климат

текущий контроль

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света.

Уметь применять полученные знания

24, 25

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Реки и озёра  (открытие новых знаний)

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений)

текущий контроль

Знать: 
условные обозначения

рек на карте и
глобусе;
характерные особенности  рек.
Уметь:
 находить и показывать на карте  реки, их исток и устье

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).

Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные знания (П)

26

Равнины. Равнины и низменности. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор (открытие новых знаний)

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)

текущий контроль

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

27

Важнейшие равнины, горы и вершины и их  местонахождение на карте (комплексное применение новых знаний)

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)

текущий контроль

взаимоконтроль

Практическая работа с картой

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

28, 29

Горные породы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера)

текущий контроль

Практическая работа с картой

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны»

Знать: 

- полезные ископаемые, - их значение в хозяйстве человека, -бережное отношение людей к полезным ископаемым,

- полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера)

30

Полуострова и острова
(открытие новых знаний)

Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте

текущий контроль

Знать:
условные обозначения

 островов на карте и глобусе;
характерные особенности  островов и полуостровов

31

Полуострова и острова.
Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте
 (комплексное применение новых знаний)

Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте

фронтальный опрос

Практическая работа с картой

Уметь: 
 находить и показывать на карте  острова и полуострова

32

Моря. Свойства морей. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте (открытие новых знаний)

Особенности моря.
Нахождение на карте

текущий контроль

Практическая работа с картой

Знать:
условные обозначения

морей, островов на

карте и глобусе;
характерные особенности  морей.

Уметь: 
 находить и показывать на карте  моря, острова

33

Обитатели морей  (комплексное применение новых знаний)

Особенности моря.
Нахождение на карте. Обитатели морей, их особенности

фронтальный опрос

Знать:
условные обозначения

морей на  карте и глобусе;
характерные особенности  морей, обитателей морей, их особенности

34

Контрольная работа по теме «Что изображают на глобусе и карте» (контроль)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий

тематический контроль

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)

             «Земля – наш общий дом» – 34 часа

35

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Экологические системы (открытие новых знаний)

Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Иметь представление о законах экосистемы.  Природные сообщества родного края

текущий контроль

Знать

 понятие экосистемы

Характеризовать экосистемы (на одном-двух примерах) (П)

36

Экологические системы Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края  (комплексное применение новых знаний)

Иметь представление о законах экосистемы.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору

текущий контроль

Уметь: 
распознавать
ландшафты основных природных зон.
Перечислять порядок их расположения.
Знать: особенности каждой природной зоны

37

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями.

Природная зональность (открытие новых знаний)

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)

текущий контроль

Знать основные
природные зоны.
Уметь показывать на карте смену природных
зон на поверхности
земли

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных  природных зон (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и

дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н)

38

Природные зоны холодного пояса (открытие новых знаний)

Особенности зон  холодного пояса.

Территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору

текущий контроль

Уметь:
распознавать
ландшафты холодного пояса.
Знать особенности    климата, взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы

39, 40

Леса умеренного пояса (комплексное применение новых знаний)

Особенности зоны
лесов (тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса).

Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений

текущий контроль

 Уметь: 
распознавать
ландшафты зон умеренного пояса,

показывать их на карте

41, 42

Засушливые зоны умеренного пояса
(комплексное применение новых знаний)

Особенности климата.

Животный мир.
Последствия нарушения экосистемы

текущий контроль

Уметь: 
распознавать
ландшафты
зоны умеренного пояса. Показывать их на карте.
Объяснять особенности зоны

43

Природные зоны жаркого пояса (комплексное применение новых знаний)

Общее представление о многообразии  животного  мира. Особенности климата

текущий контроль

Распознавать
ландшафты основных природных зон.
Объяснять особенности каждой зоны

44

Природные зоны жаркого пояса (рефлексия)

Особенности климата, животного мира.

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь

текущий контроль

Уметь
показывать по карте природные зоны;

распознавать
ландшафты основных природных зон,
перечислять порядок их расположения

45

Горные экосистемы
(открытие новых знаний)

Особенности климата, животного мира.

Как образовались горы. Выветривание. Горы и вулканы

текущий контроль

Уметь
показывать по карте природные зоны;

распознавать
ландшафты основных природных зон,
перечислять порядок их расположения

Находить на карте изученные природные зоны (П)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и

дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н)

46

Жизнь в горах. Горные растения и животные (комплексное применение новых знаний)

Особенности условий жизни и труда людей в горах

текущий контроль

Уметь
показывать по карте природные зоны;

распознавать
ландшафты основных природных зон,
перечислять порядок их расположения

47

Природные катастрофы в горах (комплексное применение новых знаний)

Признаки

землетрясений. Способы  спасения, сигналы  бедствия. Наводнения, ураганы, лавины, оползни и др.

текущий контроль

Знать признаки

землетрясений, способы  спасения, сигналы  бедствия

48

Контрольная работа по теме «Многообразие Земли» (контроль)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий

тематический контроль

Уметь:

- показывать на карте природные зоны;

- называть представителей экосистем

Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)

49

Люди, города и страны
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы

 (открытие новых знаний)

Человек — член общества. Влияние  деятельности человека на природу

текущий контроль

Иметь представление о человечестве

Знать и уметь показывать на карте

крупнейшие страны

и города

Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н).

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П)

50

Люди, города и страны
Города – место жительства множества людей. Страны и населяющие их народы (комплексное применение новых знаний)

Человек — член общества. Влияние  деятельности человека на природу

фронтальный опрос

Знать и уметь показывать на карте

крупнейшие страны

и города

51, 52

Путешествие тучки
по Европе
Страны и города Европы (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)

Общее представление о многообразии стран, народов на земле. Москва - столица

России.

Города России  (2 - 3)

расположение их на карте.

Родной край - моя родина. Родной город (село, регион),

название, достопримечательности

текущий контроль

Уметь показывать

на карте части света, основные географические объекты на

физической карте в разных частях света

53

Путешествие второй тучки
по Европе
Окружающие нас предметы и их родина. (рефлексия)

Страны и  население Европы. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Уметь находить и

показывать на политической карте основные страны и города, части света

54, 55

56

Азия. Поиски Северного морского пути в Индию
(комплексное применение новых знаний)

Путешествие в дальние страны. Африка
(открытие новых знаний)

Природа и страны

Азии;

 населяющие их народы;

 достижения и достопримечательности;

работа с разными видами карт

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Знать особенности

географического

расположения Азии.

Уметь показывать на карте;

приводить примеры животных, обитающих в Азии

57

Путешествие в дальние страны. Африка
(комплексное применение новых знаний)

Природа и страны

Африки   и  населяющие их народы

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Уметь показывать на карте;

приводить примеры животных, обитающих в Африке.

Познакомиться с особенностями быта народов, населяющих Африку

Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н).

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П)

58

Америка. Кто открыл  Аме-рику? 

(открытие новых знаний)

Открытие Америки. Природа и страны Америки   и  населяющие их народы

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Уметь показывать на карте;

приводить примеры животных, обитающих в Америке.

Познакомиться с особенностями быта народов, населяющих Америку

59

Америка. Кто открыл Америку?

(комплексное применение новых знаний)

Природа и страны Америки   и  населяющие их народы

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

60

Австралия
(открытие новых знаний)

Особенности

природных условий

континента, население, растительный и животный мир

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Знать природу Австралии, животный и растительный мир.

Уметь узнавать животных по рисункам

61

Антарктида
(рефлексия)

Особенности

 природных условий

континента, население, растительный и животный мир

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Знать природу Антарктиды, животный и

растительный мир.

Уметь узнавать животных по рисункам

62, 63


Россия – самая большая страна в мире. Россия – наша Родина. Природа нашей страны (открытие новых знаний)

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Москва – столица России

текущий контроль

фронтальный опрос

Практическая работа с глобусом и картой

Знать русских путешественников.

Уметь использовать

карту для получения

новой информации

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу (Н).

Находить на карте России родной регион (Н)

64

Наша маленькая планета Земля
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы (открытие новых знаний)

Рост воздействия человека на природу: накопление мусора, изменение  климата

текущий контроль

Знать о возрастающем разрушении

нашей планеты человеком и о способах ее спасения.

Беречь богатства природы  в

повседневной жизни

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н)

Находить на карте России родной регион (Н)

65

Родной край – частица Родины. Родной город, край: название,  достопримечательности, природа
(комплексное применение новых знаний)

Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте. Название центра региона. Народы, населяющие регион (по выбору). Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов (2—3 примера).

Некоторые яркие и важные события региона

текущий контроль

фронтальный опрос

Практическая работа с картой

Знать название центра региона, народы, населяющие регион (по выбору), некоторые обычаи и характерные особенности быта народов, семейные традиции

66

Контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» (контроль)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий

тематический контроль

Знать влияние современного человека на природу, правила  сохранения природы и её защиты

Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)

67

Учимся решать жизненные задачи. Необходимость охраны и бережного отношения к природе
(решение познавательных задач)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира

текущий контроль

фронтальный опрос

Беречь богатства природы в

повседневной жизни.

Уметь вести себя на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.

Знать правила  противопожарной безопасности

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н)

68

Природа
и мы
(экскурсия)

Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона

текущий контроль

Знать формы земной поверхности и водоемы своей местности, уметь их характеризовать

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...