Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr.miru_4_kl_moe.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________/Ж.Б.Ауташева/ Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ- СОШ с.Калининское » _________________/О.В.Айсина/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с.Калининское ________________/Л.М.Торопова/ Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Маркеловой Надежды Викторовны,
первой категории
по окружающему миру, 4 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20_ г.
2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру
4 класс
Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
– федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;
– примерной программы ОС «Школа 2100»;
– авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.
Программа адресована учащимся 4 классов, рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета:
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к вырабртке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир,т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Для реализации программного содержания используется следующие учебники и учебные пособия:
1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа») учебник в 2 частях. Часть 1.– М.: Баласс, 2009.
2. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество») учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2009.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа». 4 класс. – М.: Баласс, 2012.
4. Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»). 4 класс. – М.: Баласс, 2012.
5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. («Человек и природа») – М: Баласс; Школьный дом, 2012.
6. Сизова Е.В., Стойка Е.И.. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Человек и человечество»). – М: Баласс; Школьный дом, 2012.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса
В результате изучения курса окружающего мира учащиеся 4 класса должны знать:
- структуру учебника;
- приёмы ориентирования в учебнике;
- основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел;
- роль основных органов и систем органов в организме человека;
должны уметь:
- применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чем главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка;
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 70
Количество часов в неделю 2
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
Часть 1. Человек и природа (34 часа) | ||
1 | Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 17 |
2 | Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | 17 |
Часть 2. Человек и человечество (34 часа) | ||
3 | Раздел 1. ЧЕЛОВЕК | 11 |
Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | 5 | |
Глава 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 6 | |
4. | Раздел 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 23 |
Глава 3. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 10 | |
Глава 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 3 | |
Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 10 | |
итого | 68 |
График контрольных работ по окружающему миру в 4 классе
Содержание учебного материала | Контрольные работы | Дата план | Дата факт | Коррекция |
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | Контрольная работа № 1 по теме «Как работает организм человека» | |||
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа»Итоговая контрольная работа по теме «Человек и природа» | |||
| Контрольная работа 1 по теме «Человек». | |||
| Контрольная работа № 2 по теме «Человечество». Итоговая контрольная работа по теме «Человек и человечество» | |||
итого |
|
Резерв - 2 часа
Учебно-тематическое планирование
уроков окружающего мира в 4 классе по учебникам «Окружающий мир»
(«Человек и природа» и «Человек и человечество»)
авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан
ОС «Школа 2100»
Всего 70 часов (2 раза в неделю)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Использование ИКТ | Домашнее задание | Дата | Коррекция | ||
План | Факт | |||||||
Часть 1. Человек и природа (34 часа) Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов) | ||||||||
1 | 1 | Как устроен организм человека | http://school-collection.edu.ru/ | С.8-11, прочитать, ответить на вопросы | ||||
2 | 2 | Кожа – «пограничник» организма | http://school-collection.edu.ru/ | С.12-15, прочитать, ответить на вопросы | ||||
3 | 3 | Как человек двигается | http://school-collection.edu.ru/ | С.16-19, прочитать, ответить на вопросы | ||||
4 | 4 | Путешествие бутерброда | С.20-25, прочитать, ответить на вопросы | |||||
5 | 5 | Как удаляются ненужные вещества | С.26-27, прочитать, ответить на вопросы | |||||
6 | 6 | Для чего и как мы дышим | С.28-31, прочитать, ответить на вопросы | |||||
7 | 7 | Волшебная восьмёрка | http://school-collection.edu.ru/ | С.32-35, прочитать, ответить на вопросы | ||||
8 | 8 | Что такое кровь? | http://school-collection.edu.ru/ | С.36-37, прочитать, ответить на вопросы | ||||
9 | 9 | Почему наш организм работает слаженно | С.38-41, прочитать, ответить на вопросы | |||||
10 | 10 | Окна в окружающий мир | http://school-collection.edu.ru/ | С.42-45, прочитать, ответить на вопросы | ||||
11 | 11 | Многогранный мир чувств | С.46-49, прочитать, ответить на вопросы | |||||
12 | 12 | Родители и дети | С.50-53, прочитать, ответить на вопросы | |||||
13 | 13 | Отчего мы иногда болеем | С.54-57, прочитать, ответить на вопросы | |||||
14 | 14 | Наши предки – древесные жители | Электронное приложение «Кирилл и Мефодий» | С.58-61, прочитать, ответить на вопросы | ||||
15 | 15 | На заре человечества | Электронное приложение «Кирилл и Мефодий» | С.62-65, прочитать, ответить на вопросы | ||||
16 | 16 | Контрольная работа № 1 по теме «Как работает организм человека» | Повторить пройденный материал | |||||
17 | 17 | Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи. | Повторить пройденный материал | |||||
Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 часов) | ||||||||
18 | 1 | Рукотворная жизнь | С.68-71, прочитать, ответить на вопросы | |||||
19 | 2 | На службе у человека | С.72-77, прочитать, ответить на вопросы | |||||
20 | 3 | Покорение силы | Электронное приложение «Кирилл и Мефодий» | С.78-81, прочитать, ответить на вопросы | ||||
21 | 4 | Как человек использует свойства воды | С.82-87, прочитать, ответить на вопросы | |||||
22 | 5 | Как человек использует свойства воздуха | Электронное приложение «Кирилл и Мефодий» | С.88-91, прочитать, ответить на вопросы | ||||
23 | 6 | Горные породы и минералы | С.92-97, прочитать, ответить на вопросы | |||||
24 | 7 | Металлы | С.98-103, прочитать, ответить на вопросы | |||||
25 | 8 | Приручение огня | С.104-106, прочитать, ответить на вопросы, с.107-121, для дополнительного чтения | |||||
26 | 9 | Как нам жить? | С.122-125, прочитать, ответить на вопросы | |||||
27 | 10 | Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа» | Повторить пройденный материал | |||||
28 | 11 | Итоговая контрольная работа по теме «Человек и природа» | Повторить пройденный материал | |||||
29 | 12 | Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи. | С.127, задачи 1-3 | |||||
30 | 13 | Повторение. Природа, вещества, явления. | С.128-129, задания с.129 | |||||
31 | 14 | Повторение. Земля – планета жизни. | С. 130-131, задания с.131 | |||||
32 | 15 | Повторение. Растения и животные. | С. 132-133, задания с.133 | |||||
33 | 16 | Повторение. Природные зоны. Экосистемы. | С. 134-135, задания с.135 | |||||
34 | 17 | Обобщение и повторение пройденного материала. | Повторить пройденный материал | |||||
Часть 2. Человек и человечество (34 часа) Раздел 1. ЧЕЛОВЕК (11 часов) Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (5 часов) | ||||||||
35 | 1 | Кого можно назвать человеком? | http://school-collection.edu.ru/ | С.8-11, прочитать, ответить на вопросы | ||||
36 | 2 | Посмотри в своё «зеркало» | http://school-collection.edu.ru/ | С.12-15, прочитать, ответить на вопросы | ||||
37 | 3 | Как понять, что творится у друга на душе? | С.16-19, прочитать, ответить на вопросы | |||||
38 | 4 | Переживания, испытанные временем | С.20-23, прочитать, ответить на вопросы | |||||
39 | 5 | Как узнать человека? | С.24-27, прочитать, ответить на вопросы | |||||
Глава 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов) | ||||||||
40 | 1 | Что такое общество | http://school-collection.edu.ru/ | С.28-31, прочитать, ответить на вопросы | ||||
41 | 2 | Как жить в мире людей | http://school-collection.edu.ru/ | С.32-35, прочитать, ответить на вопросы | ||||
42 | 3 | Моё общество | С.36-39, прочитать, ответить на вопросы | |||||
43 | 4 | Права человека в обществе. | http://school-collection.edu.ru/ | С.40-43, прочитать, ответить на вопросы | ||||
44 | 5 | Контрольная работа 1 по теме «Человек». | Повторить пройденный материал | |||||
45 | 6 | Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи. | С.44, задача 1 | |||||
Раздел 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (23 часа) Глава 3. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10 часов) | ||||||||
46 | 1 | Первобытный мир | http://school-collection.edu.ru/ | С.47-51, прочитать, ответить на вопросы | ||||
47 | 2 | Первобытный мир | С.47-51, прочитать, ответить на вопросы | |||||
48 | 3 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | http://school-collection.edu.ru/ | С.52-56, прочитать, ответить на вопросы | ||||
49 | 4 | Древний мир - рождение первых цивилизаций | С.57-59, прочитать, ответить на вопросы | |||||
50 | 5 | Эпоха средних веков- между древностью и новым временем | http://school-collection.edu.ru/ | С.60-64, прочитать, ответить на вопросы | ||||
51 | 6 | Эпоха средних веков- между древностью и новым временем | С.65-67, прочитать, ответить на вопросы | |||||
52 | 7 | Новое время – торжество Европы | http://school-collection.edu.ru/ | С.68- 72, прочитать, ответить на вопросы | ||||
53 | 8 | Новое время - торжество Европы | С.72-73, прочитать, ответить на вопросы | |||||
54 | 9 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству | http://school-collection.edu.ru/ | С.74-78, прочитать, ответить на вопросы | ||||
55 | 10 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству. | С.78-79, прочитать, ответить на вопросы | |||||
Глава 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (3 часа) | ||||||||
56 | 1 | Короли, президенты и граждане | С. 80-85, прочитать, ответить на вопросы | |||||
57 | 2 | Расы и народы Земли | С.86-89, прочитать, ответить на вопросы | |||||
58 | 3 | Кто во что верит | С.90-97, прочитать, ответить на вопросы | |||||
Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10 часов) | ||||||||
59 | 1 | Мировое хозяйство | http://school-collection.edu.ru/ | С.98-101, прочитать, ответить на вопросы | ||||
60 | 2 | Мировое сообщество государств | http://school-collection.edu.ru/ | С.102-105, прочитать, ответить на вопросы | ||||
61 | 3 | Что человечество ценит больше всего? | http://school-collection.edu.ru/ | С.106-109, прочитать, ответить на вопросы | ||||
62 | 4 | Как нам жить? | http://school-collection.edu.ru/ | С.110-115, прочитать, ответить на вопросы | ||||
63 | 5 | Повторение пройденного материала. | Повторить пройденный материал | |||||
64 | 6 | Контрольная работа № 2 по теме «Человечество». | Повторить пройденный материал | |||||
65 | 7 | Итоговая контрольная работа по теме «Человек и человечество» | Повторить пройденный материал | |||||
66 | 8 | Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи. | С.116, задачи 1-2 | |||||
67 | 9 | Проект «Моё человечество» | С.117, составить схему «Моё человечество» | |||||
68 | 10 | Повторение и обобщение пройденного материала. | Повторить пройденный материал. | |||||
69 | 11 | Резерв | ||||||
70 | 12 | Резерв |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир («Человек и природа»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009
2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009
Список литературы
- Экологическая азбука для детей и подростков.- М.: МНЭПУ,1995.
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.- М.: Педагогика,1981.
- Энциклопедический словарь юного физика.- М.: Педагогика,1991.
- Энциклопедия для детей. Биология. Том 2.- М.: Аванта+, 1993, 1998.
- Энциклопедия для детей. География. Том 3.-М.: Аванта+, 1994, 1998.
- Энциклопедия для детей. Геология. Том 4.- М.: Аванта+, 1995, 1998.
- Энциклопедия для детей. Техника. Том 14.- М.: Аванта+, 1998, 1999.
- 1000 и одна загадка. Сборник загадок ( сост. М. Фрид).- М.: Пилигрим, 1996.
- Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Журнал «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...