Календарно-тематическое планирование по Окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | |||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
Раздел «Как устроен мир» (6 часов) | ||||||||
1 | Природа, её разнообразие. | Урок введения в новую тему. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп». | Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения. Познавательные: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.)
| Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности. | ||
2 | Человек – часть природы. Стартовая диагностика. | Урок-игра. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение». | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности Формирование представления о социальной роли ученика. | ||
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | Урок-проект. | Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, презентовать проект; оценивать результаты работы. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации. | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | ||
4 | Общество. Человек, семья, народ, государство – части общества. | Урок изучения нового материала. | Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество». | Коммуникативные: уважительно вести диалог с товарищами. Регулятивные: принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Формирование представлений о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России. Формирование основных моральных норм, осознание себя членом общества. | ||
5 | Что такое экология. | Комбинированный урок. | Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология». | Коммуникативные: принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. | Формирование представления о бережном отношении к окружающему миру. | ||
6 | Природа в опасности! | Урок-исследование. | Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки. | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк». | Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных ситуаций. Регулятивные: осознавать результат учебных действий. Познавательные: осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Формирование представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным. | ||
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов) | ||||||||
7 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | Урок-исследование. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества. | Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. | Коммуникативные: умение слушать собеседника. Регулятивные: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе наблюдений. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | ||
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | Урок-исследование. | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. | Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». | Урок-практика. | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. | Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | Коммуникативные: умение слушать собеседника. Регулятивные: адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: удерживать учебную задачу. | Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
10 | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». | Урок-практика. | Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. | Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью. Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Формирование этических норм (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий | ||
11 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | Урок-практика. | Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. | Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные: стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: строить логические цепи рассуждений, доказательств. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | ||
12 | Берегите воду! | Урок-исследование. | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: составлять план решения проблемы совместно с учителем. Познавательные: находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. | Формирование ответственности в поступках и бережного отношения к окружающему миру. | ||
13 | Как разрушаются камни. | Урок-исследование. | Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. | Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. | Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Адекватная мотивация учебного материала. | ||
14 | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». | Урок-практика. | Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. | Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения. | Коммуникативные: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. | Формирование начальных представлений о способах познания мира. | ||
15 | Разнообразие растений. | Урок развития умений и навыков. | Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений. | Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов. | Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. Познавательные: классифицировать растения из предложенного списка, ориентироваться в своей системе знаний. | Формирование начальных представлений о целостности окружающего мира. | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | Урок изучения нового материала. | Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Коммуникативные: умение работать в коллективе. Регулятивные: ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск средств для решения учебной проблемы. Познавательные: моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости. | ||
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | Комбинированный урок. | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений. | Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | Коммуникативные: умение вести диалог. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Формирование проявления мотивации учебно-познавательной деятельности. | ||
18 | Охрана растений. Прове-рочная работа №1 по теме «Эта удивительная природа». | Контрольно-обоб-щающий урок. | Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения». | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Формирование понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности зависит от него самого. | ||
19 | Разнообразие животных. | Урок формирования умений и навыков. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных. | Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | Коммуникативные: уважать мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Формирование личностного смысла учения, базирующего на необходимости постоянного расширения знаний и на интересе к учебному предмету. | ||
20 | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | Урок-проект. | Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края». | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия. Регулятивные: контролировать учебные действия. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; оформлять результаты работы. | Формирование представлений о самостоятельности и личной ответственности. | ||
21 | Размножение и развитие животных. | Урок развития умений и навыков. | Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве. | Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп. | Коммуникативные: обмениваться мнениями с одноклассниками. Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | ||
22 | Охрана животных. | Урок-конференция. | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Создать книжку-малышку «Береги животных». | С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | Коммуникативные: использовать критерии для обоснования своего суждения. Регулятивные: ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск средств для решения учебной проблемы. Познавательные: собирать требуемую информацию из указанных источников; сравнивать и обобщать информацию. | Формирование представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным. | ||
23 | В царстве грибов. | Урок развития умений и навыков. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. | Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контролировать учебные действия. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией. | ||
24 | Великий круговорот жизни. Тест №1 «Проверим себя и оценим свои достижения». | Контрольно-обоб-щающий урок. | Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе. | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера. Регулятивные: осуществлять поиск средств для решения учебной задачи. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) | ||||||||
25 | Организм человека. | Урок введения в новую тему. | Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. | Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера. Регулятивные: осуществлять поиск средств для решения учебной задачи. Познавательные: работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов. | ||
26 | Органы чувств. | Урок-исследование. | Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. | Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: достаточно полно и доказательно строить устное высказывание. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | ||
27 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». | Урок-практика. | Практическая работа: изучить свойства кожи. Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. | Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. | Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | ||
28 | Опора тела и движение. | Урок развития умений и навыков. | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. | Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | Коммуникативные: уважительно вести диалог с товарищами. Регулятивные: описывать результаты действий, используя необходимую терминологию. Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | ||
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | Урок-проект. | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. | Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Коммуникативные: принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности. Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; представление полученной информации. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | ||
30 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».
| Урок-практика. | Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. | Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | Коммуникативные: формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации. Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе выполнения практической работы, оформлять результаты своего исследования. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | ||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Промежуточная диагностическая работа. | Контрольно-обоб-щающий урок. | Выполнять задания; проверять свои знания. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
| Формирование понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого. | ||
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | Урок-конференция. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: адекватно проводить оценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные: собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | ||
33 | Умей предупреждать болезни. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. | Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: сопоставлять полученную информацию с уже имеющимся жизненным опытом, делать выводы с учётом цели их дальнейшего использования. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | ||
34 | Здоровый образ жизни. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. | Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. | Коммуникативные: координируют в сотрудничестве разные позиции. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи, осуществлять контроль, коррекцию. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | ||
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) | ||||||||
35 | Огонь, вода и газ. | Урок введения в новую тему. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. | Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Коммуникативные: использовать критерии для обоснования своего суждения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. | Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов. | ||
36 | Чтобы путь был счастливым. Тест № 2 «Поведение на улице и в транспорте». | Контрольно-обоб-щающий урок. | Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | Коммуникативные: готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией. | ||
37 | Дорожные знаки. Тест № 3 «Знание дорожных знаков» | Контрольно-обоб-щающий урок. | Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков. | Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Коммуникативные: умение слушать собеседника. Регулятивные: адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: удерживать учебную задачу. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. | Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика. | ||
38 | Проект «Кто нас защищает». | Урок-проект. | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Оформлять собранные материалы. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью. Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, представление полученной информации. | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости. | ||
39 | Опасные места. | Урок систематизации знаний. | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. | Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. | Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные: стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений. | Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения | ||
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа №2 по теме «Наша безопасность» | Контрольно-обоб-щающий урок. | Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа. | Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия. Регулятивные: контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки; осознавать правила контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения | ||
41 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | Урок-практика. | Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. | Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности. | Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе выполнения практической работы, оформлять результаты своего исследования. | Адекватная мотивация учебного материала | ||
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | ||||||||
42 | Для чего нужна экономика. | Урок введения в новую тему. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Формирование начальных представлений о познания мира. | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Урок изучения нового материала. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике. | Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера. Регулятивные: осуществлять поиск средств для решения учебной задачи. Познавательные: работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | ||
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». | Комбинированный урок. | Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. | Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. | Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Формирование представлений о бережном отношении к окружающему миру. | ||
45 | Растениеводство Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». | Урок-практика. | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. | Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки; осознавать правила контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Формирование начальных представлений о познания окружающего мира. | ||
46 | Животноводство. | Урок-исследование. | Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. | Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня. | Коммуникативные: уважительно вести диалог с товарищами. Регулятивные: понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи. Познавательные: проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки.
| Формирование начальных представлений о целостности окружающего мира. | ||
47 | Какая бывает промышленность. | Урок-исследование. | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. | Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность». | Коммуникативные: чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения. Регулятивные: составлять план действий для решения несложных учебных задач. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | ||
48 | Проект «Экономика родного края». | Урок-проект. | Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Коммуникативные: формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации. Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, представление полученной информации. | Формирование проявления мотивации учебно-познавательной деятельности. | ||
49 | Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами». | Урок-практика. | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. | Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. | Коммуникативные: понимать различные подходы к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Формирование умения осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками. | ||
50 | Государственный бюджет. | Урок изучения нового материала. | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. | Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения. Познавательные: работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Формирование личностного смысла учения, базирующего на необходимости постоянного расширения знаний и на интересе к учебному предмету | ||
51 | Семейный бюджет. | Урок изучения нового материала. | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет. | Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Моделировать семейный бюджет. | Формирование представлений о самостоятельности и личной ответственности. | ||
52 | Экономика и экология. Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения». | Контрольно-обоб-щающий урок. | Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. | Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. | Коммуникативные: координируют в сотрудничестве разные позиции. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи, осуществлять контроль, коррекцию. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Формирование понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. | ||
53 | Экономика и экология. | Урок-исследование. | Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. | Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Познавательные: структурирование знаний; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | ||
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов) | ||||||||
54 | Золотое кольцо России. | Урок-путешествие. | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. | Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Коммуникативные: умение слушать собеседника. Регулятивные: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Познавательные: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоение и использование информации. | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации. | ||
55 | Достопримечательности Золотого кольца России. | Урок-путешествие. | Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. | Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Коммуникативные: формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации. Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу Познавательные: работать с текстом с целью выбора необходимой информации. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
56 | Золотое кольцо России. | Урок-викторина. | Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. | Называть города, которые входят в Золотое кольцо. | Коммуникативные: умение слушать собеседника. Регулятивные: стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: удерживать учебную задачу. | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации. | ||
57 | Проект «Музей путешествий». | Урок-проект. | Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью. Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, представление полученной информации. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. | ||
58 | Наши ближайшие соседи. | Урок-путешествие. | Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией. | Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. | Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры в новом учебном материале. Познавательные: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоение и использование информации. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | ||
59 | На севере Европы. | Урок-путешествие. | Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: составлять план решения проблемы совместно с учителем. Познавательные: получать информацию на основе изучения карты, соотносить информацию из разных источников. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
60 | Что такое Бенилюкс. | Урок-путешествие. | Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. | Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. | Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Соотносить информацию из разных источников. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | ||
61 | В центре Европы. | Урок-путешествие. | Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. | Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | Коммуникативные: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
62 | По Франции и Великобритании (Франция). | Урок-путешествие. | Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции. | Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. Познавательные: собирать требуемую информацию из указанных источников; сравнивать и обобщать информацию. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | Урок-путешествие. | Изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании. | Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Коммуникативные: умение работать в коллективе. Регулятивные: ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск средств для решения учебной проблемы. Познавательные: получать информацию на основе изучения карты, соотносить информацию из разных источников. | Формирование проявления мотивации учебно-познавательной деятельности. | ||
64 | На юге Европы. | Урок-путешествие. | Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. | Коммуникативные: умение вести диалог. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | ||
65 | По знаменитым местам мира. Тест № 5 «Путешествие по городам и странам». | Комбинированный урок. | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа. | Контрольно-обоб-щающий урок. | Выполнять задания; проверять свои знания. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Формирование понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого. | ||
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает, «Экономика родного края», «Музей путешествий». | Урок-конференция. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия. Регулятивные: контролировать учебные действия. Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; оформлять результаты работы. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает, «Экономика родного края», «Музей путешествий». | Урок-конференция. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Коммуникативные: обмениваться мнениями с одноклассниками. Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; представление полученной информации. | Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...