Календарно-тематическое планирование по Окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Лоскутова Надежда Егоровна

Соотвтствует ФГОСу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.t._okr.m.-3.docx78.44 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

урока

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

1

Природа, её разнообразие.

Урок введения в новую

тему.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».

Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения.

Познавательные:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.)

 

Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности.

2

Человек – часть природы.

Стартовая диагностика.

Урок-игра.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение».

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и       национальной принадлежности Формирование представления о  социальной роли ученика.

3

Проект «Богатства, отданные людям».

Урок-проект.

Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, презентовать проект; оценивать результаты работы.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации.

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

4

Общество. Человек,

семья, народ, государство – части общества.

Урок изучения нового материала.

Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество».

Коммуникативные: уважительно вести диалог с товарищами.

Регулятивные:  принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Формирование представлений о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России. Формирование основных моральных норм, осознание себя членом общества.

5

Что такое экология.

Комбинированный урок.

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология».

Коммуникативные: принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками.

Регулятивные:  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей.

Формирование  представления о бережном отношении к окружающему миру.

6

Природа в опасности!

Урок-исследование.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк».

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных ситуаций.

 Регулятивные:  осознавать результат учебных действий.

Познавательные: осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Формирование представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)

7

Тела, вещества, частицы. 

Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы».

Урок-исследование.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.

Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.

Коммуникативные: умение слушать собеседника. 

Регулятивные:

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе наблюдений.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

8

Разнообразие веществ. 

Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Урок-исследование.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Формирование

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

9

Воздух и его охрана. 

Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».

Урок-практика.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.

Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

Регулятивные:

адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: удерживать учебную задачу.

Формирование

способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

10

Вода.

Практическая работа № 4 «Свойства воды».

Урок-практика.

Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.

Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.

Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Формирование этических норм (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий

11

Превращения и круговорот воды.

Практическая работа № 5  «Круговорот воды в природе».

Урок-практика.

Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара.

Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные: стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. 

Познавательные: строить логические цепи рассуждений, доказательств.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

12

Берегите воду!

Урок-исследование.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Познавательные: находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды.

Формирование ответственности в поступках и бережного отношения к

окружающему миру.

13

Как разрушаются камни.

Урок-исследование.

Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении.

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. 

 Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Адекватная мотивация учебного материала.

14

Что такое почва.

Практическая работа № 6 «Состав почвы».

Урок-практика.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

Коммуникативные: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

 Познавательные: анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их.

Формирование начальных представлений о способах познания мира.

15

Разнообразие растений.

Урок развития умений и навыков.

Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений.

Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания.

Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.

Познавательные: классифицировать растения из предложенного списка, ориентироваться в своей системе знаний.

Формирование начальных представлений о целостности окружающего мира.

16

Солнце, растения и мы с вами.

Урок изучения нового материала.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Коммуникативные: умение работать в коллективе.

Регулятивные: ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск средств для решения учебной проблемы.

Познавательные: моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

17

Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

Комбинированный урок.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

Коммуникативные: умение вести диалог.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Формирование проявления мотивации учебно-познавательной деятельности.

18

Охрана растений.

Прове-рочная работа №1 по теме «Эта удивительная природа».

Контрольно-обоб-щающий урок.

Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения».

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности зависит от него самого.

19

Разнообразие животных.

Урок формирования умений и навыков.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных.

Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

Коммуникативные:  уважать мнение других участников образовательного процесса.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Формирование личностного смысла учения,  базирующего на необходимости постоянного расширения знаний и на интересе к учебному предмету.

20

Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

Урок-проект.

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия.

Регулятивные: контролировать учебные действия.

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; оформлять результаты работы.

Формирование представлений о самостоятельности и личной ответственности.

21

Размножение и развитие животных.

Урок развития умений и навыков.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве.

Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

Коммуникативные: обмениваться мнениями с одноклассниками.

Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

22

Охрана животных.

Урок-конференция.

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Создать книжку-малышку «Береги животных».

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Коммуникативные: использовать критерии для обоснования своего суждения.

Регулятивные: ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск средств для решения учебной проблемы.

Познавательные: собирать требуемую информацию из указанных источников; сравнивать и обобщать информацию.

Формирование представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным.

23

В царстве грибов.

Урок развития умений и навыков.

Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.

Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контролировать учебные действия.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.

24

Великий круговорот жизни. 

Тест №1

«Проверим себя и оценим свои достижения».

Контрольно-обоб-щающий урок.

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе.

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера.

Регулятивные: осуществлять поиск средств для решения учебной задачи.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

Организм человека.

Урок введения в новую

тему.

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника.

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

Коммуникативные:

задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера.

Регулятивные: осуществлять поиск средств для решения учебной задачи.

Познавательные: работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

26

Органы чувств.

Урок-исследование.

Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств.

Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные: достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

27

Надёжная защита организма. 

Практическая работа № 8  «Знакомство с внешним строением кожи».

Урок-практика.

Практическая работа: изучить свойства кожи. Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

28

Опора тела и движение.

Урок

развития умений и навыков.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Коммуникативные: уважительно вести диалог с товарищами.

Регулятивные: описывать результаты действий, используя необходимую терминологию.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Урок-проект.

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания.

Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности.

Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; представление полученной информации.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

30

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».

 

Урок-практика.

Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Коммуникативные: формулировать и аргументировать  своё мнение и позицию в коммуникации.

Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе выполнения практической работы, оформлять результаты своего исследования.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Промежуточная диагностическая работа.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Формирование понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого.

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

Урок-конференция.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: адекватно проводить оценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные: собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

33

Умей предупреждать болезни.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные: планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: сопоставлять полученную информацию с уже имеющимся жизненным опытом, делать выводы с учётом цели их дальнейшего использования.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

34

Здоровый образ

жизни.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. 

Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни».  Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Коммуникативные: координируют в сотрудничестве разные позиции.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи, осуществлять контроль, коррекцию.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем  поискового характера.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

35

Огонь,

вода и газ.

Урок введения в новую

тему.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Коммуникативные: использовать критерии для обоснования своего суждения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Познавательные: моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. 

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

36

Чтобы путь был счастливым.

Тест № 2 «Поведение на улице и в транспорте».

Контрольно-обоб-щающий урок.

Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Коммуникативные:  готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные:  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.

37

Дорожные знаки.

Тест № 3 «Знание дорожных знаков»

Контрольно-обоб-щающий урок.

Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.

Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

Регулятивные: адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: удерживать учебную задачу. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

38

Проект «Кто нас защищает».

Урок-проект.

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Оформлять собранные материалы. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.

Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, представление полученной информации.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

39

Опасные места.

Урок систематизации

знаний.

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

Коммуникативные:  

строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные: стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. 

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

40

Природа и наша безопасность.

Проверочная работа №2 по теме «Наша безопасность»

Контрольно-обоб-щающий урок.

Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа.

Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия.

Регулятивные: контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки; осознавать правила контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

41

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

Урок-практика.

Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».  Называть правила экологической безопасности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. 

 Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе выполнения практической работы, оформлять результаты своего исследования.

Адекватная мотивация учебного материала

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

Для чего нужна экономика.

Урок введения в новую

тему.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Формирование начальных представлений о познания мира.

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Урок изучения нового материала.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике.

Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд».  Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Коммуникативные:

задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера.

Регулятивные: осуществлять поиск средств для решения учебной задачи.

Познавательные: работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

44

Полезные ископаемые.

Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».

Комбинированный урок.

Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.

Коммуникативные:

воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Формирование  представлений о бережном отношении к окружающему миру.

45

Растениеводство

Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».

Урок-практика.

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности.

Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки; осознавать правила контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование начальных представлений о познания окружающего мира.

46

Животноводство.

Урок-исследование.

Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня.

Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.

Коммуникативные: уважительно вести диалог с товарищами.

 Регулятивные: понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи.

Познавательные: проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки.

 

Формирование начальных представлений о целостности окружающего мира.

47

Какая бывает промышленность.

Урок-исследование.

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

Коммуникативные: чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения.

 Регулятивные: составлять план действий для решения несложных учебных задач.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

48

Проект «Экономика родного края».

Урок-проект.

Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: формулировать и аргументировать  своё мнение и позицию в коммуникации.

Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, представление полученной информации.

Формирование проявления мотивации учебно-познавательной деятельности.

49

Что такое деньги.

Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами».

Урок-практика.

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Коммуникативные:  понимать различные подходы к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование умения осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками.

50

Государственный бюджет.

Урок изучения нового материала.

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения.

Познавательные: работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование личностного смысла учения,  базирующего на необходимости постоянного расширения знаний и на интересе к учебному предмету

51

Семейный бюджет.

Урок изучения нового материала.

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет.

Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия.

Регулятивные: планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Моделировать семейный бюджет.

Формирование представлений о самостоятельности и личной ответственности.

52

Экономика и экология.

Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения».

Контрольно-обоб-щающий урок.

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Коммуникативные: координируют в сотрудничестве разные позиции.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи, осуществлять контроль, коррекцию.

Познавательные:  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

53

Экономика и экология.

Урок-исследование.

Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: осознавать  правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи.

Познавательные: структурирование знаний; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 

Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

54

Золотое кольцо России.

Урок-путешествие.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Объяснять значение слова «финифть».  Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Коммуникативные: умение слушать собеседника. 

Регулятивные:

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Познавательные: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоение и использование информации.

Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

55

Достопримечательности Золотого кольца России.

Урок-путешествие.

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Коммуникативные:  формулировать и аргументировать  своё мнение и позицию в коммуникации.

Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу

Познавательные: работать с текстом с целью выбора необходимой информации.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

56

Золотое кольцо России.

Урок-викторина.

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

Регулятивные:

стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: удерживать учебную задачу.

Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

57

Проект «Музей путешествий».

Урок-проект.

Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.

Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, представление полученной информации.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и       национальной принадлежности.

58

Наши ближайшие соседи.

Урок-путешествие.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры в новом учебном материале.

Познавательные: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоение и использование информации.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

59

На севере Европы.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Познавательные: получать информацию на основе изучения карты, соотносить информацию из разных источников.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

60

Что такое Бенилюкс.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга.

Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. 

 Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. 

Соотносить информацию из разных источников.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

61

В центре Европы.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

Коммуникативные: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

 Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

62

По Франции и Великобритании (Франция).

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции.

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания.

Регулятивные: создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.

Познавательные: собирать требуемую информацию из указанных источников; сравнивать и обобщать информацию.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

Урок-путешествие.

Изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании.

Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Коммуникативные: умение работать в коллективе.

Регулятивные: ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск средств для решения учебной проблемы.

Познавательные: получать информацию на основе изучения карты, соотносить информацию из разных источников.

Формирование проявления мотивации учебно-познавательной деятельности.

64

На юге Европы.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей.

Коммуникативные: умение вести диалог.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

65

По знаменитым местам мира.

Тест № 5 «Путешествие по городам и странам».

Комбинированный урок.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая диагностическая работа.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого.

67

Презентация проектов «Кто нас защищает, «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Урок-конференция.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия.

Регулятивные: контролировать учебные действия.

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; оформлять результаты работы.

Формирование

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

68

Презентация проектов «Кто нас защищает, «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Урок-конференция.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Коммуникативные: обмениваться мнениями с одноклассниками.

Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; представление полученной информации.

Формирование

способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...