Тема: Откуда берутся снег и лёд? | Тип: изучение нового материала |
Цель: формирование представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой, обучение практическому исследованию природных объектов и явлений. |
|
Задачи: - познакомить учащихся с двумя состояниями воды: жидкое и твёрдое (снег и лёд);
- учить проводить опыты, используя инструкцию
|
|
|
Планируемые результаты урока |
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
- понимать происхождение снега и льда;
- знать форму снежинок и отображать её в рисунках
| Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Познавательные: проводить по инструкции опыты по исследованию свойств снега и льда; Коммуникативные: распределять роли в группе и следовать им планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признать возможность существования различных точек зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
| Личностные: Бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы |
|
Межпредметные связи: Математика: «Симметрия»
|
|
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник. С. 68, 69; рабочая тетрадь, с.45-47; электронное приложение; оборудование для проведения опыта в группе (снег, лёд, цветная бумага, стаканы), фотографии снежинок; компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Откуда берутся снег и лед?»
|
|
Ход урока |
|
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты |
I.Самоопределение к учебной деятельности(организационное начало) Цель: эмоциональный настрой обучающихся на урок, включение детей в деятельность на личностно- значимом уровне. |
Приветствует учащихся. Заходите, дети в класс, Прозвенел звонок сейчас. Все тихонько быстро встали, Подровнялись и собрались. Скажем: «Здравствуйте» друг другу И посмотрим на столы Всё, что нужно принесли? А теперь тихонько сели, На меня все посмотрели. Начинаем наш урок. Я вижу у вас хорошее настроение и желаю всем на этом уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.
| Приветствует учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
| Личностные: проявляют готовность к работе на уроке |
II.Постановка учебной задачи . Актуализация необходимых знаний ЦелЦель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
|
Слайд 2 (зима) Ребята посмотрите внимательно на картинку. Скажите, какое время года на ней изображено? По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима? Сегодня у нас на уроке Муравьишка (на доску прикрепляется рисунок Муравьишки -Вопросика). — С наступлением зимы у него появились новые вопросы. Сначала он обращался с ними к Мудрой Черепахе, но она немного простудилась и крепко спала под корягой, зарывшись в сухие листья. Он побежал со своими вопросами к друзьям. Те тоже не смогли помочь: им было некогда, ведь даже зимой трудовая жизнь в муравейнике не затихает. Тогда Муравьишка-Вопросик оделся потеплее, и потихоньку выбрался из муравейника. - Отгадайте, кого встретил Муравьишка? Слайд 3 Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа — морковка, Глаза — угольки, руки — сучки. Холодный, большой — кто я такой? (Снеговик)
Снеговик тоже пришел па урок и принес загадки. Ответив на них, вы сможете назвать и тему урока. Слайд 4 Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось. С неба на землю свалилось. (Снег)
Рыбам зиму жить тепло, Крыша — толстое стекло. (Лед)
Слайд5 -Сформулируйте тему урока. -Ребята, где в жизни видели снег и лёд?
У Муравьишки снова возник вопрос: «Откуда берутся снег и лед?» -Как вы думаете? Это наша гипотеза, т.е. предположение. Теперь мы попробуем её доказать или опровергнуть. | Актуализируют личный опыт
Слушают и отгадывают загадки
Формулируют тему урока,. Высказывают предположения (снег и лёд – это не одно и тоже)
| Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. |
III. Открытие нового знания. Цель: в ходе исследовательской деятельности познакомить обучающихся со свойствами снега и льда |
Организует практическую работу по изучению свойств снега и льда.(учебник с. 68, 69; Р.т. с.45) Практическая работа - Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать, провести опыты. Работать вы будете в группах, - Какие правила нужно соблюдать, работая в группе? ( Уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно быть очень быть внимательными) - Чтобы проводить исследования у каждой группы на парте имеется оборудование для практической работы. Цель нашего исследования: изучение свойств снега и льда. Выдвижение гипотезы: предположим, что снег и лед – это не одно и то же. Проверим это опытным путем. Практическая работа. На каждую парту кладутся листы с цветной бумагой. На блюдца кладётся снег и кусочки льда. Опыт №1. Положите на листы цветной бумаги снег и лёд. Какого цвета снег?А что можете сказать о цвете льда? Сравните его с листом цветной бумаги. Что вы заметили? Сделайте вывод: (Снег - белый. Лёд – бесцветный.) ( Итоги опыта№1 представляет I группа, остальные оценивают: зелёный – согласны, красный -нет) Опыт №2. Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А под льдом? Какой сделаем вывод? ( Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.) (Итоги опыта№2 представляет II группа, остальные оценивают: зелёный – согласны, красный -нет) Опыт № 3. Попробуйте из снега сделать горку, ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда.- Получилось? Почему?А теперь посмотрите: я ударяю молоточком по кусочку льда. Что произошло? Какой вывод можно сделать. (Лёд хрупкий, а снег рыхлый.) (Итоги опыта№3 представляет III группа, остальные оценивают: зелёный – согласны, красный -нет) Опыт №4. А теперь возьмите снег или лед в руки. Что происходит? (Тает). Что остается вместо снега и льда? (Вода) Из чего же состоят снег и лёд? (Из воды.) (Итоги опыта№4 представляет IV группа, остальные оценивают: зелёный – согласны, красный -нет) Какова была наша гипотеза? Что мы предположили? -А к какому выводу пришли? Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снг и лед – это замерзшая вода. | Работают в группе. В группах выполняют практическую работу: -формулируют цель опытов; -называют предметы оборудования; -распределяют роли в группе(организатор читает инструкцию, описание опытов в учебнике; практик выполняет опыт; аналитик описывает наблюдения, делает выводы; оратор представляет итоги работы группы) По ходу проведения опытов результаты опытов записывают в таблицу.
Слайд5 (таблица)
Свойства | Лёд | Снег | Твёрдость | хрупкий | рыхлый | Цвет | бесцветный | белый | Прозрачность | прозрачный | непрозрачный | Изменения в тепле | Тает, превращается в воду. | Тает, превращается в воду. |
| Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: организация своей деятельности, определение ее целей и задач, выбор средств реализации цели и применение их на практике, оценивание достигнутых результатов Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
|
IV. Физминутка Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой. |
Слайд 6 Отдохнем вместе с Муравьишкой-Вопросиком. Солнце небо греет слабо. (Руки вверх, вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки ни пояс, наклоны и стороны.) Во дворе у Снежной бабы (Руки ни пояс, повороты туловища в стороны.) Побелел морковный нос. (Дети дотрагиваются до носа.) В речке стала вдруг вода неподвижна (Прыжки на месте.) Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся.) Заметает всё кругом белоснежным серебром. | (Дети имитируют процесс движениями рук.)
| Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
V.Первичное закрепление изученного материала. Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения |
- Из чего состоит снег и лед? - Снег – это вода, лёд – это тоже вода. Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться. - Как из воды можно получить лед? - А вот как образуется снег. ( ИКТ Электронный учебник для 1 класса «Окружающий мир» «Как образуется снег» ) - А к какому выводу мы пришли? Слайд 7. Работа с учебником. -Послушаем теперь Мудрую Черепаху и прочитаем вывод на странице 69 учебника.
| Работа с электронным учебником.
Читают вывод на с. 69 | Личностные: -ответственное отношение к выполнению заданий. Регулятивные: - умение вести самостоятельный отбор информации; Познавательные: - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение работать индивидуально. |
VII .Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию |
Организует деятельность по применению новых знаний. Рабочая тетрадь С. 46 №2 - На странице 46, задание № 2 в рабочей тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Определите какие свойства принадлежат льду, а какие – снегу. - Соедините самостоятельно стрелками. Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде. Муравьишка приготовил для вас новую загадку. Слайд 8 С неба звезды надают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черпая земля. Много-много звездочек — топких, как стекло. Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки) «Снежинки, — образуются высоко над землей в облаках .Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю». ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Рабочая тетрадь С. 46 №3 -Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал Муравьишка в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются. - Вопросик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - вторую снежинку, а третья группа - третью снежинку. -Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе достижений: да – зелёный кружочек, если отвечаете нет- красный, не знаю –синий. -Поменялись листочками достижений, проверили по таблице -нарисуйте смайлик, поменяйтесь тетрадями и посмотрите свои результаты. | Читают и выполняют задания в рабочей тетради; на листе достижений, обсуждают, высказывают своё мнение, оценивают работу одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности
Рассматривают снежинки, считают количество лучиков. | Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: - выполнение работы по образцу. Регулятивные: - оценивать достигнутые результаты. Предметные: -знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»
|
VIII Рефлексия деятельности. Итог урока Цель: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
|
Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам отгадать кроссворд. 1.Меня все растили Из снега слепили Холодный, большой – Кто я такой? (Снеговик) 2.Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз) 3.Прозрачен как стекло, А не вставишь в окно. (Лёд) 4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (Зима) 1.с | н | е | г | о | в | и | к |
|
| 2.м | о | р | о | з |
|
|
|
| 3.л | ё | д |
|
|
|
| 4.з | и | м | а |
|
|
Какое ключевое слово получилось? (вода) Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода) Назовите основные свойства снега и льда. Муравьишка Вопросик на память о наше уроке приготовил для вас раскраски, на которых вам нужно дорисовать снежинки, но чтобы не было более двух одинаковых. -Я вами очень довольна. Вы хорошо потрудились. Вы настоящие исследователи. Кому на уроке было интересно покажите – Кому было скучно-
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,степень их соответствия. | Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: - умение систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»
|