технологическая карта урока по окружающему миру "Откуда берутся снег и лёд?" (1 класс)
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Щербакова  Любовь Михайловна

Технологическая карта урока по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_berutsya_sneg_i_lyod.rar81.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Класс: 1А

Учитель: Щербакова Л.М., учитель начальных классов МБОУ ООШ №138

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Развитие исследовательских умений младших школьников          

Тема: Откуда берутся снег и лёд?

Тип: изучение нового материала

Цель: формирование представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой,

обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.

Задачи:

  • познакомить учащихся с двумя состояниями воды: жидкое и твёрдое (снег и лёд);
  • учить проводить опыты, используя инструкцию

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • понимать происхождение снега и льда;
  • знать форму снежинок и отображать её в рисунках

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: проводить по инструкции опыты по исследованию свойств снега и льда;

Коммуникативные: распределять роли в группе и следовать им планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признать возможность существования различных точек зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Личностные:

Бережно относиться к ценностям природы;

понимать свою ответственность за состояние природы

Межпредметные связи: Математика: «Симметрия»

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник. С. 68, 69;  рабочая тетрадь, с.45-47; электронное приложение; оборудование для проведения опыта в группе (снег, лёд, цветная бумага, стаканы), фотографии снежинок;  компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Откуда берутся снег и лед?»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

I.Самоопределение к учебной деятельности(организационное начало)

Цель: эмоциональный настрой обучающихся на урок, включение детей в деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствует учащихся.

Заходите, дети в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подровнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте»  друг  другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок.

Я вижу у вас хорошее настроение и  желаю  всем  на  этом  уроке  подняться  еще на  одну ступеньку выше  в  познании  окружающего  мира.

Приветствует учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

   Личностные: проявляют готовность к работе на уроке

II.Постановка учебной задачи .  Актуализация необходимых знаний

ЦелЦель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока  

Слайд 2 (зима)

Ребята посмотрите внимательно на картинку. Скажите,  какое время года на ней изображено? По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима? 

Сегодня у нас  на уроке   Муравьишка (на доску прикрепляется рисунок Муравьишки -Вопросика).

— С наступлением зимы у  него появились новые вопросы.

Сначала он обращался с ними к Мудрой Черепахе, но она немного простудилась и крепко спала под корягой, зарывшись в сухие листья. Он побежал со своими вопросами к друзьям. Те тоже не смогли помочь: им было некогда, ведь даже зимой трудовая жизнь в муравейнике не затихает.

Тогда Муравьишка-Вопросик оделся потеплее, и потихоньку выбрался из муравейника.

- Отгадайте, кого встретил Муравьишка?

Слайд 3                             Меня не растили, из снега слепили.

                                             Вместо носа — морковка,

Глаза — угольки, руки — сучки.

Холодный, большой — кто я такой?

(Снеговик)

 

Снеговик тоже пришел па урок и принес загадки. Ответив на них, вы сможете назвать и тему урока.

 

Слайд 4

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — толстое стекло.

(Лед)

 Слайд5

-Сформулируйте тему урока.

-Ребята, где в жизни видели снег и лёд?  

У Муравьишки снова возник вопрос:

 «Откуда берутся снег и лед?»

-Как вы думаете?

Это  наша гипотеза, т.е. предположение. Теперь мы попробуем её доказать или опровергнуть.

 Актуализируют личный опыт

 

Слушают и отгадывают загадки

 

Формулируют тему урока,.

 

 Высказывают предположения (снег и лёд –  это не одно и тоже)

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Коммуникативные:

развитие умения точно и правильно выражать свои мысли.

Познавательные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

III.  Открытие нового знания.

Цель: в ходе исследовательской деятельности познакомить обучающихся со свойствами снега и льда

 Организует практическую работу по изучению свойств снега и льда.(учебник с. 68, 69; Р.т. с.45)

Практическая работа 

- Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать, провести опыты.

 Работать вы будете в группах,

- Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?

(  Уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно быть очень быть внимательными)  

- Чтобы проводить исследования у каждой группы на парте имеется оборудование для практической работы.

Цель нашего исследования: изучение  свойств снега и льда.

Выдвижение гипотезы: предположим, что снег и лед – это не одно и то же.

Проверим это опытным путем.

Практическая работа.

На каждую парту кладутся листы с цветной бумагой. На блюдца кладётся снег и кусочки льда.

Опыт №1. Положите на листы цветной бумаги снег и лёд.

Какого цвета снег?А что можете сказать о цвете льда? Сравните его с листом цветной бумаги. Что вы заметили?

Сделайте вывод: (Снег - белый. Лёд – бесцветный.)

  ( Итоги  опыта№1 представляет I группа, остальные оценивают: зелёный – согласны, красный -нет) 

Опыт №2. Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А под льдом?

Какой сделаем вывод? ( Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.)

(Итоги  опыта№2 представляет II группа, остальные оценивают: зелёный – согласны, красный -нет)

 

Опыт № 3. Попробуйте из снега сделать горку, ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда.- Получилось? Почему?А теперь посмотрите: я ударяю молоточком по кусочку льда. Что произошло? Какой вывод можно сделать. (Лёд хрупкий, а снег рыхлый.) 

  (Итоги  опыта№3 представляет III группа, остальные оценивают: зелёный – согласны, красный -нет)

Опыт №4. А теперь возьмите снег или лед в руки. Что происходит? (Тает). Что остается вместо снега и льда? (Вода)

 Из чего же состоят снег и лёд? (Из воды.)

(Итоги  опыта№4 представляет IV группа, остальные оценивают: зелёный – согласны, красный -нет)

Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?

-А к какому выводу пришли?

Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снг и лед – это замерзшая вода.

Работают в группе.

В группах выполняют практическую работу:

-формулируют цель опытов;

-называют предметы оборудования;

-распределяют роли в группе(организатор читает инструкцию, описание опытов в учебнике; практик выполняет опыт; аналитик описывает наблюдения, делает выводы; оратор представляет итоги работы группы)

По ходу  проведения опытов  результаты опытов записывают в таблицу.

Слайд5 (таблица)

Свойства

Лёд

Снег

Твёрдость

хрупкий

рыхлый

Цвет

бесцветный

белый

Прозрачность

прозрачный

непрозрачный

Изменения в тепле

Тает, превращается в воду.

Тает, превращается в воду.

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

организация своей деятельности, определение ее целей и задач, выбор средств реализации цели и применение их на практике, оценивание достигнутых результатов

Познавательные:

овладение логическими действиями   сравнения, классификации, построения рассуждения

Коммуникативные:

 умение организовывать учебное сотрудничество,

осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

IV. Физминутка

Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой.

  Слайд 6                              Отдохнем вместе с Муравьишкой-Вопросиком.

Солнце небо греет слабо.

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки ни пояс, наклоны и стороны.)

Во дворе у Снежной бабы

(Руки ни пояс, повороты туловища в стороны.)

Побелел морковный нос.

(Дети дотрагиваются до носа.)

В речке стала вдруг вода неподвижна

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится, снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.

(Дети имитируют процесс движениями  рук.)

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

V.Первичное закрепление изученного материала.

  Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения

 - Из чего состоит снег и лед?

- Снег – это вода, лёд – это тоже вода.  Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться.

 - Как из воды можно получить лед?

- А вот как образуется снег.

( ИКТ       Электронный учебник для 1 класса «Окружающий мир»

«Как образуется снег»    )

 - А к какому выводу мы пришли?

Слайд 7.

Работа с учебником.

-Послушаем теперь Мудрую Черепаху и прочитаем вывод на странице 69 учебника.  

  Работа с электронным учебником.

Читают вывод на с. 69

Личностные:

-ответственное отношение к выполнению заданий.

Регулятивные:

- умение вести самостоятельный отбор информации;

 Познавательные:

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение работать индивидуально.

  VII .Самостоятельная работа с самопроверкой

в классе

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию

Организует деятельность по применению новых знаний.

Рабочая тетрадь С. 46 №2

 - На странице 46, задание № 2 в рабочей тетради в два столбика записаны свойства льда и снега.  

Определите какие  свойства   принадлежат льду, а какие – снегу.

- Соедините самостоятельно стрелками.

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде. 

Муравьишка  приготовил для вас новую загадку.

       Слайд 8             С неба звезды надают, лягут на поля.

                                 Пусть под ними скроется черпая земля.

                                 Много-много звездочек — топких, как стекло.

                                 Звездочки холодные, а земле тепло.

(Снежинки)

«Снежинки, —   образуются высоко над землей в облаках .Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Рабочая тетрадь С. 46 №3

-Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал Муравьишка в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.

- Вопросик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - вторую снежинку, а третья группа - третью снежинку.

-Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе достижений: да – зелёный кружочек, если отвечаете нет- красный, не знаю –синий.

-Поменялись листочками достижений, проверили по таблице002 

-нарисуйте смайлик, поменяйтесь тетрадями и посмотрите свои результаты.

Читают и выполняют задания в рабочей тетради; на листе достижений, обсуждают, высказывают своё мнение, оценивают работу   одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности

Рассматривают снежинки, считают количество лучиков.

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

- выполнение работы по образцу.

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

-знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»

VIII Рефлексия деятельности. Итог урока

Цель: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам  отгадать кроссворд.

1.Меня все растили

Из снега слепили

Холодный, большой –

Кто я такой? (Снеговик)

2.Без рук рисует,

Без зубов  кусает. (Мороз)

3.Прозрачен  как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка

Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (Зима)

1.с

н

е

г

о

в

и

к

2.м

о

р

о

з

3.л

ё

д

4.з

и

м

а

Какое ключевое слово получилось? (вода)

Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)

Назовите основные свойства снега и льда.

Муравьишка Вопросик на память о наше

 уроке приготовил для вас раскраски, на которых вам нужно дорисовать снежинки, но чтобы не было более двух одинаковых.

  -Я  вами  очень довольна. Вы хорошо потрудились. Вы настоящие исследователи.  

Кому  на уроке было интересно покажите –

Кому было скучно-

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,степень их соответствия.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- умение систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»

Литература

Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2012

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.

Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 4-е М.: ВАКО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Технологическая карта урока по окружающему миру:"Откуда в снежках грязь?" 1 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, ФГОС, программа "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "На суше как дома" 3 класс

Интегрированный урок по окружаещему миру и робототехнике....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Водные богатства" 2 класс

В документе представлен конспект урока по окружающему миру на тему : "Водные богатства"...