Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Школа России" А. А. Плешаков.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 1 класса к УМК А. А. Плешаков (М; Просвещение). Календарно-тематическое планирование отвечает требованиям ФГОС и включает следующие разделы: название темы, количество часов на её изучение, деятельность учащихся, деятельность учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс | 111.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Принято» на заседании методического совета Руководитель МС МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» Протокол № от « » 201 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР /ВР МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» « » 201 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» Приказ № ___ от «» 201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
для учащихся 1 класса,
начальный уровень обучения,
образовательная область «Обществознание и естествознание»,
Бражниковой Валентины Федоровны
на 2015 - 2016 учебный год
с. Шелаболиха
2015 г.
Пояснительная записка
А.А. Плешакова, М.Просвещение, 2011 г..
При реализации рабочей программы по окружающему миру решаются следующие цели и задачи обучения:
Цель программы:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Режим занятий
Программа разработана для проведения 66 уроков в течение учебного года (2часа в неделю, 33 учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса окружающий мир строится на основе:
логики истории развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он
есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе
Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли.
Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой
и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека изпод власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Содержание курса в 4 классе - этап познания человеком окружающего
мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.
В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек
преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становлениясовременного человечества, - так как многие современные социальные явления немогут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специальносформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно - исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания»
В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход
позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического
содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли,
почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего
мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:
1) история открытия и познания природы Земли;
2) развитие человека и человеческого общества;
3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоциональноочувственную сферу детей, пробуждает у них интерес
к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье,
чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация
процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности
обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Формируемые универсальные учебные действия и планируемые результаты
освоения программы по окружающему миру к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
- понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
- понимание своей сопричастности к жизни страны;
- понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- называть характерные признаки времен года;
- различать и называть части растений;
- ухаживать за комнатными растениями;
- выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
- различать и называть основные части тела человека;
- называть органы чувств и рассказывать об их значении;
- приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
- рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
- приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
- характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
- называть основные возрастные периоды жизни человека;
- рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
- называть отличительные признаки групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- рассказывать о способах движения и питания животных;
- рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
- рассказывать, как развивается растение из семени;
- выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
- выражать приветствие, благодарность, просьбу;
- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
- выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
- узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
- различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать виды эмоционального состояния человека;
- воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные. Учащиеся научатся:
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные. Учащиеся научатся:
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать окружающие предметы и их признаки;
- устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
- сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- оценивать действия одноклассников.
Учащиеся могут научиться:
- осуществлять взаимопроверку при работе в паре.
Итоговый контроль
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах.
Технологии обучения:
- сотрудничества;
- ИКТ;
- Здоровьесберегающие;
- Компетентностно – ориентированные.
Методы обучения:
- теоретический;
- теоретическо- практический;
- практический.
Виды и формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Средства обучения:
- дополнительные пособия (словари, справочники, карточки);
- наглядный материал (таблицы, видеофильмы, плакаты, презентации)
Содержание предмета
Раздел | Количество часов | Практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | Проекты | |
Задавайте вопросы! | 1 | |||||
Что и кто? | 20 | 8 | 1 | 1 | Проект «Моя малая родина». | |
Как, откуда и куда? | 12 | 9 | 1 | Проект «Моя семья». | ||
Где и когда? | 11 | 2 | 1 | Проект «Мой класс и моя школа». | ||
Почему и зачем? | 22 | 2 | 1 | Проект «Мои домашние питомцы». | ||
Итого: | 66 | 21 | 4 |
Тематическое распределение часов
№ п/п | Раздел | Авторская программа | Рабочая программа |
1. | Вводный урок. | 1 | 1 |
2. | Что и кто? | 20 | 20 |
3. | Как, откуда и куда? | 12 | 12 |
4. | Где и когда? | 11 | 11 |
5. | Почему и зачем? | 22 | 22 |
Содержание курса
Задавайте вопросы! (1ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто?(20ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? (практическая работа) Что общего у разных растений? (практическая работа) Что растет на подоконнике? (практическая работа)
Что растет на клумбе? Что это за листья? (практическая работа) Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы?
Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда?(12ч)
Как живет семья? Проект «Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (практическая работа)Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо?
Куда текут реки? (практическая работа)Откуда берутся снег и лед? (опыт) Как живут растения? (практическая работа) Как живут животные?
Как зимой помочь птицам? (практическая работа) Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? (практическая работа) Откуда в снежках грязь?
Где и когда?(11ч)
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы?
Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем?(22ч)
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? (практическая работа) Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (практическая работа) Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Требования к уровню подготовки учащихся первого класса
К концу первого класса учащиеся должны знать:
- безопасную дорогу от дома до школы;
-важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
-название страны, в которой они живут, её столицу;
-символы России: флаг, герб, гимн;
-простейшие правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
-название дней недели, времен года;
- имена и отчества родителей;
-основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;
- культуру поведения в общественных местах;
-цвета радуги;
-назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
К концу первого класса учащиеся должны уметь:
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными;
использовать основные формы приветствия, просьбы и прочего в отношениях с другими людьми;
выполнять правила поведения в общественных местах;
составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать?»;
различать овощи и фрукты.
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс».- М.: Просвещение, 2006.
А. А Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011
А.А.Плешаков От земли до неба. Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2009.
А.А.Плешаков Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007Окружающий мир. 1 класс.
ЦОР:
Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, - М: «Просвещение», 2011
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...
Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" А.А. Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа России". Автор А.А. Плешаков...
Рабочая программа по окружающему миру, автор учебника А.А. Плешаков 2 кл
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...