Окружающий мир Ранимая тундра
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Отличительные особенности данного урока:
Данный урок проводится с организацией работы учащихся в группах, урок направлен на развитие умения самостоятельно организовать поиск необходимой информации с помощью сети Интернет. К проведению данного урока привлекаются учащиеся старшеклассники в качестве руководителей групп.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
РАНИМАЯ ТУНДРА
1. Автор: Татаренко Наталья Сергеевна
2. МОУ: «СОШ п. Учебный Ершовского района Саратовской области»
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: Окружающий мир.
5. Класс: 4
6. Путешествие по природным зонам в России № урока 28
7.Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений Окружающий мир в 2х частях
О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин
8. Цель: создать у учащихся яркое представление об удивительном мире зоны тундры.
9. Задачи:
Образовательные: Формировать знания учащихся об особенностях природы тундры, животном и растительном мире; расширить представления учащихся об использовании природных богатств тундры, о занятиях населения; формировать умение определять природную зону по основным признакам.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей.
Развивающие: Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, умения сравнивать и делать выводы.
10.Тип урока: открытие новых знаний
11.. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
12. Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта «Природные зоны», иллюстрации животных и растений, карточки для групповой работы, компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.
13.Структура и ход урока.
Таблица № 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1. | Организационный момент. ( 1 минута) | Я рада этой новой встрече с вами, Приятно ваше общество, друзья! Ответы ваши вы готовьте сами Их с интересом буду слушать я. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивочсти. | ||
2. | Проверка домашнего задания и повторение о зоне арктических пустынь. (8 минут) | 1. Работа с географической картой. | Диагностика уровня готовности к усвоению содержания учебного материала | -работа с картой; | Коммуникативные: (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Регулятивные: (умение определять цель деятельности на уроке) |
3. | Постановка проблемы: разгадать кроссворд с ключевым словом «ТУНДРА» (5минут) | 2.http://www.nachalka.com/photo/v/geography/solovki/solovki_6.jpg.htm
| Разгадать кроссворд с ключевым словом «ТУНДРА» | групповая работа с использованием интерактивной доски и ресурсов Интернет) | Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления. |
5. | Сообщение темы и целеполагания. (2 минуты) | 3.stud24.ru›geography/tundra-rossii/28763.html | Формулирует проблемный вопрос. Как вы думаете Куда мы отправимся путешествовать сегодня? | Коллективная работа учащихся. Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы | Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) |
6. | Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (5 минут) | 0дин из поэтов сказал: Край мелких ягод, крупной рыбы, И вечной океанской зыби. И мужества! Здесь тень растений короче человеческой тени. Организует работу по учебнику: – Давайте посмотрим, подтверждаются ли версия поэта? Откройте свои учебники на с. 117. – Рассмотрите нижние рисунки. –Где располагается зона тундры? -Какие группы растений встречаются в тундре? - Какие животные обитают в тундре? | Коллективная работа учащихся. Извлекают информацию из текста и иллюстраций | Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) Предметные: определение места расположения зоны тундры, растительного и животного мира. Личностные: формирование навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанное построение смысловых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | |
7. | Организация работы в группах. (5 минут) | 4.http://naturall.ru/node/4 5.http://pochemy.net/index.php?raz=pkz&nom=330 6.http://naturall.ru/node/4?page=0%2C3 | - Ребята, я предлагаю вам, используя указанные на слайде источники, провести исследования природных компонентов и населения тундры. | 1группа — климатические условия в тундре 2 группа - растительный мир. 3 группа - животный мир. 4группа - Занятия людей | Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц) Предметные: знание и понимание природных компонентов зоны тундры; формирование первоначальных представлений о населении данной природной зоны. Личностные: формирование навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные: овладение навыками сравнения, анализа, классификации, обобщения. |
8. | Проверка самостоятельной работы в группах (5 минут) | - Заслушаем отчеты исследовательской работы групп. | Выступления учащихся групп. | - Метапредметные: готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций. | |
9. | Создание проблемной ситуации (1 мин. 02 сек.) | 5. Фильм «Тундра» "Тундра". www.youtube.com | Нацеливает на работу: – У растений и животных тундры есть свои секреты. Посмотрим видеоролик и попробуем раскрыть некоторые из них. - Какие секреты хранит в себе животный и растительный мир тундры? | Коллективная работа учащихся. Просмотр видеофильма. Ответы на вопрос. | Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат; бережное отношение к природе. |
10. | Физминутка (песня «Увезу тебя я в тундру» ( 2 минуты) | 6. megalyrics.ru› | |||
11. | Первичное закрепление полученных знаний (3 минуты) | 7. Познавательная игра: Презентация (слайд 1-6) www.it-n.ru/board. | Ребята, сейчас мы совершим с вами путешествие по тундре, но без вашей помощи мне не обойтись. Вам будет нужно угадать животных – обитателей тундры. | Коллективная работа учащихся. Просмотр презентации – анимации и обобщение полученных знаний в виде игры. | Предметные: овладение логическими действиями анализа, построение рассуждения и отнесение к известным понятиям. Метапредметные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: Развитие навыков сотрудничества. |
12. | Самостоятельная работа учащихся. (5 минут) | Работа в тетрадях на печатной основе. | Организует работу детей в тетрадях на печатной основе по вариантам. | Индивидуальная работа учащихся по вариантам в рабочих тетрадях. Стр.44-45 1 вариант - климатические условия стр. 44 2 вариант – животный и растительный мир стр. 45 | Метапрдметные: овладение логическими действиями анализа, синтеза и обобщения; формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Предметнные: - знания климатических условий тундры и ее животного и растительного мира. Личностные: - наличие мотивации к труду и работе на результат. |
13. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( 2 минуты) | Организует беседу: – Что узнали нового? – Ответили ли на главный вопрос урока? - Какую работу мы сегодня выполняли на уроке? - Чему научились? – Какие свойства растений мы узнали? – Какие тайны животных мы открыли? - Кто или что помогало вам справиться с поставленными задачами. - Кто доволен сегодня своей работой? | Отвечают на вопросы | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) | |
14. | Домашнее задание. | Рабочая тетрадь № 1 (задания № 10, 11, 13 на с. 46); учебник (с. 117 - 126). | Запись в дневник. |
Таблица № 2
Перечень используемых на данном уроке ЭОР.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма представления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР. |
1 | Работа с географической картой. | Мультимидийный, практический. | Интерактивное упражнение на основе иллюстраций | |
2 | Работа с кроссвордом. | Мультимидийный, практический. | Интерактивное упражнение на основе презентации. | http://www.nachalka.com/photo/v/geography/solovki/solovki_6.jpg.htm |
3 | Сообщение темы и целеполагания | Мультимидийный, практический. | Текст, иллюстрации | stud24.ru›geography/tundra-rossii/28763.html |
4 | Исследования природных компонентов и населения тундры | Мультимидийный, практический. | Интерактивное упражнение на основе презентации. | 4.http://naturall.ru/node/4 5.http://pochemy.net/index.php?raz=pkz&nom=330 6.http://naturall.ru/node/4?page=0%2C3 |
5 | Фильм «Тундра» | Мультимидийный, информационный | Интерактивное задание | www.youtube.com |
6 | Физминутка | Мультимидийный, практический | ||
7 | Первичное закрепление полученных знаний | Мультимидийный, контрольный | Интерактивное задание | www.it-n.ru/board |
Описание урока.
Тема: Ранимая тундра.
Цель: создать у учащихся яркое представление об удивительном мире зоны тундры.
Задачи:
Образовательные: Формировать знания учащихся об особенностях природы тундры, животном и растительном мире; расширить представления учащихся об использовании природных богатств тундры, о занятиях населения; формировать умение определять природную зону по основным признакам.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей.
Развивающие: Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, умения сравнивать и делать выводы.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта «Природные зоны», иллюстрации животных и растений, компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.
Структура и ход урока.
Отличительные особенности данного урока:
Данный урок проводится с организацией работы учащихся в группах, урок направлен на развитие умения самостоятельно организовать поиск необходимой информации с помощью сети Интернет. К проведению данного урока привлекаются учащиеся старшеклассники в качестве руководителей групп.
Работа учителя на уроке:
· Постановка учебных задач
· Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера
· Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы
· Подведение итогов и оценка работы.
Описание деятельности учащихся:
· Учащиеся распределяются по группам.
· Каждая группа находит необходимую информацию по своим вопросам
Итоги урока:
Учащиеся к концу урока должны знать и уметь.
Знать климатические условия тундры.
Знать особенности растительного и животного мира тундры.
Знать какое влияние оказывает деятельность человека на природу тундры.
Уметь показывать на карте зону тундры.
- Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по группам - Актуализация знаний. Проверка домашнего задания и повторение о зоне арктических пустынь.
- Давайте сначала вспомним, что такое природная зона.
Предполагаемый ответ учащихся: большая территория с одинаковым климатом, почвами, количеством осадков, видами растений и животных
- Какую территорию занимает зона арктических пустынь?
Предполагаемый ответ учащихся: острова Северного Ледовитого океана: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
- Покажите на карте зону Арктических пустынь.
- Каковы климатические условия в арктической зоне?
Предполагаемый ответ учащихся: Исключительно сурова природа этой зоны. Большие площади здесь заняты льдом и почти круглый год лежит снеговой покров.
- Что такое полярный день?
Предполагаемый ответ учащихся:
Когда Солнце в течение нескольких месяцев не заходит за горизонт, не успевают растаять вековые льды.
- Что такое полярная ночь?
Предполагаемый ответ учащихся:
Начинается с середины октября. Длится 4-5 месяцев. В это время на небе нет солнца, а видны только звезды и Луна.
- Что называют «удивительным явлением Арктики»? Почему снег становится розового, бурого, красного и зеленого цвета?
Предполагаемый ответ учащихся:
- Водоросли оживают с приходом короткого лета и, быстро размножаясь, занимают большие пространства на снегу.
- Назовите обитателей Арктики?
Предполагаемый ответ учащихся:
- Овцебык, лемминг, кайра, тюлень, белый медведь.
- Какие из них занесены в Красную книга?
Предполагаемый ответ учащихся:
- Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык и розовая чайка.
- Составьте в тетради цепь питания арктических животных(групповая работа).
Предполагаемый ответ учащихся:
- Водоросли – рачки – рыбы – тюлени и моржи – медведи.
3. Постановка проблемы:
- Ребята, посмотрите на слайд. В кроссворде зашифрована тема нашего урока, разгадав кроссворд, мы ее сможем узнать.
Предполагаемый ответ учащихся: «ТУНДРА»
4. Изучение новой темы.
Сообщение темы и целеполагания:
Учитель формулирует проблемный вопрос.
Один из поэтов сказал:
Край мелких ягод, крупной рыбы,
И вечной океанской зыби.
И мужества! Здесь тень растений короче человеческой тени.
Организует работу по учебнику:
– Давайте посмотрим, подтверждаются ли версия поэта?
- Откройте свои учебники на странице 117. Рассмотрите нижние рисунки.
– Где располагается зона тундры?
Предполагаемый ответ учащихся:
- Южнее зоны арктических пустынь в области вечной мерзлоты. Она занимает значительную часть побережья Северного Ледовитого океана.
Организация работы в группах.
- Ребята, я предлагаю вам, используя указанные на слайде источники, провести исследования природных компонентов
и населения тундры.
1. Работа с географической картой.
- Кто может показать тундру на карте?
1. группа — климатические условия в тундре.
2. группа - растительный мир.
3. группа - животный мир.
4. группа – население.
3. Самостоятельная работа в группах.
4. Отчет групп о проведенном исследовании. Проверка первичного восприятия
5. Учитель нацеливает на работу учащихся:
– У растений и животных тундры есть свои секреты. Посмотрим видеоролик «Тундра»
и попробуем раскрыть некоторые из них.
- Какие секреты хранит в себе животный и растительный мир тундры?
Предполагаемый ответ учащихся:
- Отличительный признак этой природной зоны: безлесье. Низкая температура не позволяет полностью сформироваться растительности: ягоды, деревья отличаются небольшими размерами, они прижаты к земле, период созревания короткий.
6. Физминутка.
- Ребята, давайте проведем физминутку под песню «Увезу тебя я в тундру»
7. Первичное закрепление полученных знаний.
- Ребята, давайте проведем познавательную игру «Знаешь ли ты животных Севера?»
Работая с презентацией, вы сможете проверить свои знания.
8. Самостоятельная работа учащихся.
- Откройте тетради на печатной основе на странице 44 для 1 варианта и странице 45 для 2 варианта. Выполните задания и проверьте
друг друга.
9. Рефлексия:
– Что узнали нового?
– Ответили ли на главный вопрос урока?
- Какую работу мы сегодня выполняли на уроке?
- Чему научились?
– Какие свойства растений мы узнали?
– Какие тайны животных мы открыли?
- Кто или что помогало вам справиться с поставленными задачами.
- Кто доволен сегодня своей работой?
10. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь № 1 (задания № 10, 11, 13 на с. 46); учебник (с. 117 - 126).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Ранимая тундра"
Тема: «Ранимая тундра»Цели:1.Сформировать у учащихся понятие «Тундра»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.2.Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы...
"Ранимая тундра" конспект урока с презентацией.
Данный урок расчитан на два часа. В первой части рассказывается о природных особенностях тундры, ее животном и растительном мире, во второй о занятиях населения тундры, природных ископаемых, нас...
Урок по окружающему миру. Ранимая тундра
Представлен конспект и презентация....
Конспект урока по окружающему миру "Эта ранимая тундра"
Разработка урока составлена по программе "Гармония". В разработке используется богатый материал о животном и растительном мире тундры....
конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс, УМК "Гармония"
Конспект урока по окружающему миру с презентацией. Тема"Ранимая тундра" Автор учебника О.Т. Поглазава4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" с презентацией (4 класс)
Тема: Ранимая тундра. Цель урока:- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;- рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вин...
Презентация к уроку по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс
Презентация к уроку по окружающему миру "Ранимая тундра" для 4 класса по программе "Гармония". Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны...