Окружающий мир Ранимая тундра
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Татаренко Наталья Сергеевна

Отличительные особенности данного урока:
Данный урок проводится с организацией работы учащихся в группах, урок направлен на развитие умения самостоятельно организовать поиск необходимой информации с помощью сети Интернет. К проведению данного урока привлекаются учащиеся старшеклассники в качестве руководителей групп.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РАНИМАЯ ТУНДРА

1. Автор: Татаренко Наталья Сергеевна
2. МОУ: «СОШ п. Учебный Ершовского района Саратовской области»
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: Окружающий мир.
5. Класс: 4
6. Путешествие по природным зонам в России № урока 28

7.Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений Окружающий мир в 2х частях

О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин
8. Цель: создать у учащихся яркое представление об удивительном мире зоны тундры.

9. Задачи:

Образовательные: Формировать знания учащихся об особенностях природы тундры, животном и растительном мире; расширить представления учащихся об использовании природных богатств тундры, о занятиях населения; формировать умение определять природную зону по основным признакам.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей.
Развивающие: Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, умения сравнивать и делать выводы.

10.Тип урока: открытие новых знаний

11.. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, карта «Природные зоны», иллюстрации животных и растений, карточки для групповой работы, компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.

13.Структура и ход урока.

Таблица № 1

 Этап урока

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.

 Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по группам

(  1 минута)

Я рада этой новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивочсти.

2.

Проверка домашнего задания и повторение о зоне арктических пустынь.

(8 минут)

1. Работа с географической картой.
1.
http://www.posobiya.ru/MP_CTLG/MP_6/K-0603/index.html

Диагностика уровня готовности к усвоению содержания учебного материала

-работа с картой;
- повторение об особенностях неживой природы;
- составление цепочек взаимосвязей в природе (групповая работа).

Коммуникативные: (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные: (умение определять цель деятельности на уроке)

3.

 Постановка проблемы:

разгадать кроссворд с ключевым словом «ТУНДРА»

(5минут)

2.http://www.nachalka.com/photo/v/geography/solovki/solovki_6.jpg.htm

 

Разгадать кроссворд с ключевым словом «ТУНДРА»

групповая работа с использованием  интерактивной доски и ресурсов Интернет)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

5.

Сообщение темы и целеполагания.

(2  минуты)

3.stud24.rugeography/tundra-rossii/28763.html

nsportal.ruШколаГеографияtundra-rossii

Формулирует проблемный вопрос.

Как вы думаете

Куда мы отправимся путешествовать сегодня?

Коллективная работа учащихся.

Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

6. 

 Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

(5  минут)

0дин из поэтов сказал:

Край мелких ягод, крупной рыбы,

И вечной океанской зыби.

И мужества! Здесь тень растений короче человеческой тени.

Организует работу по учебнику:

– Давайте посмотрим, подтверждаются ли версия поэта?

Откройте свои учебники на с. 117.

– Рассмотрите нижние рисунки.

–Где располагается зона тундры?

-Какие группы растений встречаются в тундре?

- Какие животные обитают в тундре?

Коллективная работа учащихся.

Извлекают информацию из текста и иллюстраций

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Предметные: определение места расположения зоны тундры, растительного и животного мира.

Личностные:

формирование навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

овладение навыками смыслового чтения текстов;

осознанное построение смысловых высказываний в соответствии с  задачами коммуникации.

7.

Организация работы в группах.
Используя предложенные источники, учащиеся проводят исследования природных компонентов и населения тундры

(5 минут)

4.http://naturall.ru/node/4
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тундра

5.http://pochemy.net/index.php?raz=pkz&nom=330
http://naturall.ru/node/4?page=0%2C2
http://aserga.narod.ru/travel/tunturi/tunturi.htm 

6.http://naturall.ru/node/4?page=0%2C3
http://www.tvoyrebenok.ru/tundra_animals.shtml


7.
http://www.russiafederation.ru/general/097.html

- Ребята, я предлагаю вам, используя указанные на слайде источники, провести исследования природных компонентов и населения тундры.

1группа — климатические условия в тундре

2 группа - растительный мир.

3 группа - животный мир.

4группа - Занятия людей

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц)

Предметные:

знание и понимание природных компонентов зоны тундры;

формирование первоначальных представлений о населении данной природной зоны.

Личностные:

формирование навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

овладение навыками сравнения, анализа, классификации, обобщения.

8.

Проверка самостоятельной работы в группах

(5 минут)

- Заслушаем отчеты исследовательской работы групп.

Выступления учащихся групп.

- Метапредметные:

готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

9.

 Создание проблемной ситуации

 (1 мин. 02 сек.)

5. Фильм «Тундра»

"Тундра".

www.youtube.com

Нацеливает на работу:

– У растений  и животных тундры есть свои секреты. Посмотрим  видеоролик и попробуем раскрыть некоторые из них.

- Какие секреты хранит в себе животный и растительный мир тундры?

Коллективная работа учащихся.

Просмотр видеофильма.

Ответы на вопрос.

Метапредметные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат; бережное отношение к природе.

10.

Физминутка

 (песня «Увезу тебя я в тундру»

( 2 минуты)

6. megalyrics.ru

11.

Первичное закрепление полученных знаний

(3 минуты)

7. Познавательная игра:

Презентация (слайд 1-6)

www.it-n.ru/board.

Ребята, сейчас мы совершим с вами путешествие по тундре, но без вашей помощи мне не обойтись. Вам будет нужно угадать животных – обитателей тундры.

Коллективная работа учащихся.

Просмотр презентации – анимации и обобщение полученных знаний в виде игры.

Предметные:

овладение логическими действиями анализа, построение рассуждения и отнесение к известным понятиям.

Метапредметные:

готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества.

12.

Самостоятельная работа учащихся.

(5 минут)

Работа в тетрадях на печатной основе.

Организует работу детей в тетрадях на печатной основе по вариантам.

Индивидуальная работа учащихся по вариантам в рабочих тетрадях. Стр.44-45

1 вариант - климатические условия стр. 44

2 вариант – животный и растительный мир стр. 45

Метапрдметные:

овладение логическими действиями анализа, синтеза и обобщения;

формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Предметнные:

- знания климатических условий тундры и ее животного и растительного мира.

Личностные:

- наличие мотивации к труду и работе на результат.

13.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

( 2 минуты)

Организует беседу:

– Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

- Какую работу мы сегодня выполняли на уроке?

- Чему научились?

– Какие свойства растений мы узнали?

– Какие тайны животных мы открыли?

- Кто или что помогало вам справиться с поставленными задачами.

- Кто доволен сегодня своей работой?

Отвечают на вопросы

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

14.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь № 1 (задания № 10, 11, 13 на с. 46); учебник (с. 117 - 126).

Запись в дневник.

Таблица № 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма представления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.

1

Работа с географической картой.

Мультимидийный, практический.

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://www.posobiya.ru/MP_CTLG/MP_6/K-0603/index.html

2

Работа с кроссвордом.

Мультимидийный, практический.

Интерактивное упражнение на основе презентации.

http://www.nachalka.com/photo/v/geography/solovki/solovki_6.jpg.htm

3

Сообщение темы и целеполагания

Мультимидийный, практический.

Текст, иллюстрации

stud24.rugeography/tundra-rossii/28763.html

nsportal.ruШколаГеографияtundra-rossii

4

Исследования природных компонентов и населения тундры

Мультимидийный, практический.

Интерактивное упражнение на основе презентации.

4.http://naturall.ru/node/4
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тундра

5.http://pochemy.net/index.php?raz=pkz&nom=330
http://naturall.ru/node/4?page=0%2C2
http://aserga.narod.ru/travel/tunturi/tunturi.htm 

6.http://naturall.ru/node/4?page=0%2C3
http://www.tvoyrebenok.ru/tundra_animals.shtml

7.http://www.russiafederation.ru/general/097.html

5

Фильм «Тундра»

Мультимидийный, информационный

Интерактивное задание

www.youtube.com

6

Физминутка

Мультимидийный, практический

megalyrics.ru

7

Первичное закрепление полученных знаний

Мультимидийный, контрольный

Интерактивное задание

www.it-n.ru/board

Описание урока.

Тема: Ранимая тундра.

 Цель: создать у учащихся яркое представление об удивительном мире зоны тундры.

Задачи:

Образовательные: Формировать знания учащихся об особенностях природы тундры, животном и растительном мире; расширить представления учащихся об использовании природных богатств тундры, о занятиях населения; формировать умение определять природную зону по основным признакам.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей.
Развивающие: Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, умения сравнивать и делать выводы.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, карта «Природные зоны», иллюстрации животных и растений, компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.

Структура и ход урока.

Отличительные особенности данного урока:
Данный урок проводится с организацией работы учащихся в группах, урок направлен на развитие умения самостоятельно организовать поиск необходимой информации с помощью сети Интернет. К проведению данного урока привлекаются учащиеся старшеклассники в качестве руководителей групп.

Работа учителя на уроке:
· Постановка учебных задач
· Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера
· Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы
· Подведение итогов и оценка работы.

Описание деятельности учащихся:
· Учащиеся распределяются по группам.
· Каждая группа находит необходимую информацию по своим вопросам
Итоги урока:
Учащиеся к концу урока должны знать и уметь.
Знать климатические условия тундры.
Знать особенности растительного и животного мира тундры.
Знать какое влияние оказывает деятельность человека на природу тундры.
Уметь показывать на карте зону тундры.

  1. Организационный момент.
    Учащиеся рассаживаются по группам
  2. Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания и повторение о зоне арктических пустынь.

- Давайте сначала вспомним, что такое природная зона.

Предполагаемый ответ учащихся: большая территория с одинаковым климатом, почвами, количеством осадков, видами растений и животных

- Какую территорию занимает зона арктических пустынь?

Предполагаемый ответ учащихся: острова Северного Ледовитого океана: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
- Покажите на карте зону Арктических пустынь.
-  Каковы климатические условия в арктической зоне?

Предполагаемый ответ учащихся: Исключительно сурова природа этой зоны. Большие площади здесь заняты льдом и почти круглый год лежит снеговой покров.

- Что такое полярный день?

Предполагаемый ответ учащихся:

Когда Солнце в течение нескольких месяцев не заходит за горизонт, не успевают растаять вековые льды.

- Что такое  полярная ночь?

Предполагаемый ответ учащихся:

Начинается с середины октября. Длится 4-5 месяцев. В это время на небе нет солнца, а видны только звезды и Луна.

- Что называют «удивительным явлением Арктики»? Почему снег становится розового, бурого, красного и зеленого цвета?

Предполагаемый ответ учащихся:

      - Водоросли оживают с приходом короткого лета и, быстро размножаясь, занимают большие пространства на  снегу.

- Назовите обитателей  Арктики?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Овцебык, лемминг, кайра, тюлень, белый медведь.

- Какие из них занесены в Красную книга?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык и розовая чайка.
-  Составьте в тетради цепь питания арктических животных(групповая работа).

Предполагаемый ответ учащихся:

- Водоросли – рачки – рыбы – тюлени и моржи – медведи.
3. Постановка проблемы:

- Ребята, посмотрите на слайд. В кроссворде зашифрована тема нашего урока, разгадав кроссворд, мы ее сможем узнать.

Предполагаемый ответ учащихся:  «ТУНДРА»
4. Изучение новой темы.

      Сообщение темы и целеполагания:

     Учитель формулирует проблемный вопрос.

      Один из поэтов сказал:

      Край мелких ягод, крупной рыбы,

      И вечной океанской зыби.

      И мужества! Здесь тень растений короче человеческой тени.

      Организует работу по учебнику:

      – Давайте посмотрим, подтверждаются ли версия поэта?

      -  Откройте свои учебники на странице  117.  Рассмотрите нижние рисунки.

      – Где располагается зона тундры?

Предполагаемый ответ учащихся:

- Южнее зоны арктических пустынь в области вечной мерзлоты. Она занимает значительную часть побережья Северного Ледовитого океана.

     

     Организация работы в группах.

      - Ребята, я предлагаю вам, используя указанные на слайде источники, провести исследования природных компонентов

      и населения тундры.
   1. Работа с географической картой.
     - Кто может показать тундру на карте?
    1. группа — климатические условия в тундре.

     2. группа - растительный мир.

     3. группа - животный мир.

     4. группа – население.

     3. Самостоятельная работа в группах.
    4. Отчет групп о проведенном исследовании. Проверка первичного восприятия

     5. Учитель нацеливает на работу учащихся:

     – У растений  и животных тундры есть свои секреты. Посмотрим  видеоролик «Тундра»

      и попробуем раскрыть некоторые из них.

     - Какие секреты хранит в себе животный и растительный мир тундры?

 Предполагаемый ответ учащихся:

-  Отличительный признак этой природной зоны: безлесье. Низкая температура не позволяет полностью сформироваться растительности: ягоды, деревья отличаются небольшими размерами, они прижаты к земле, период созревания короткий.

     6. Физминутка.

     - Ребята, давайте проведем физминутку под песню «Увезу тебя я в тундру»

     7. Первичное закрепление полученных знаний.

     - Ребята, давайте проведем познавательную игру «Знаешь ли ты животных Севера?»

      Работая с презентацией, вы сможете проверить свои знания.

     8. Самостоятельная работа учащихся.

     - Откройте тетради на печатной основе на странице 44 для 1 варианта и странице 45 для 2 варианта. Выполните задания и проверьте

      друг друга.


    9. Рефлексия:
    – Что узнали нового?

    – Ответили ли на главный вопрос урока?

    -  Какую работу мы сегодня выполняли на уроке?

    - Чему научились?

    – Какие свойства растений мы узнали?

     – Какие тайны животных мы открыли?

    - Кто или что помогало вам справиться с поставленными задачами.

    - Кто доволен сегодня своей работой?

    10. Домашнее задание.


      Рабочая тетрадь № 1 (задания № 10, 11, 13 на с. 46); учебник (с. 117 - 126).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Ранимая тундра"

Тема: «Ранимая тундра»Цели:1.Сформировать у учащихся понятие «Тундра»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.2.Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы...

"Ранимая тундра" конспект урока с презентацией.

Данный урок расчитан на два часа. В первой части рассказывается о природных особенностях тундры, ее животном и растительном мире, во второй о занятиях населения  тундры, природных ископаемых, нас...

Урок по окружающему миру. Ранимая тундра

Представлен конспект и презентация....

Конспект урока по окружающему миру "Эта ранимая тундра"

Разработка урока составлена по программе "Гармония". В разработке используется богатый материал о животном и растительном мире тундры....

конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока по окружающему миру с презентацией.  Тема"Ранимая тундра" Автор учебника О.Т. Поглазава4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра" с презентацией (4 класс)

Тема: Ранимая тундра. Цель урока:- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;- рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вин...

Презентация к уроку по окружающему миру "Ранимая тундра" 4 класс

Презентация к уроку по окружающему миру  "Ранимая тундра" для 4 класса по программе "Гармония".  Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны...