Окружающий мир 2 класс Горные экосистемы "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Крылова Надежда Сергеевна

Конспект урока ок. мир 2 класс "Школа 2010"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Горные экосистемы.

Цели:

  1. Сформировать понятие: «горные экосистемы»
  2. Ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
  3. Создать условия для развития мышления школьников и осуществлять формирование навыков сравнения, обобщения, чтобы: К концу урока каждый ученик сумел объяснить, что такое высотные пояса, приводил примеры горных животных и растения. Умел объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.
  4. Развивать познавательный интерес к изучаемой теме и предмету в целом.

Оборудование:

  1. Учебник А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан - Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях. Часть 2. Наша планета Земля– Издательство: Баласс– 2009. - С. 42-45.)
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 2 класс. (А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан – Издательство: Баласс – 2010 – С. 51-52).
  3. Компьютер, флешка с презентацией.
  4. Интерактивная доска, проектор.
  5. Презентация на тему: «Горные экосистемы». Урок № 45. Автор: Устинова Маргарита Алексеевна. © ООО «Баласс», 2013.

Список использованной литературы:

  1. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику (А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана – Издательство: Учитель, – 2011. - С. 118

                      План урока

I. Орг. момент

Цель: организация начала урока.

1) Приветствие

2) Посадка

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Горные экосистемы».

Цель: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Фронтальная беседа об экосистемах, характерных признаках и порядка расположения.

2. Выявление уровня сформированности у учащихся навыка определения названия экосистем через работу в группах.

III. Введение в тему.

Цель: Подойти к вопросу: Есть ли на Земле такие места, где мы можем встретиться с животными и растениями разных природных зон.

                         1)Просмотр слайда.

                             2)Возникновение проблемного вопроса.

IV. Определение темы и цели урока.

Цель:  Определяем основную тему урока, цели.

                 1. Работа со слайдом, рассуждение на заданную тему.

V. Изучение нового материала.

Цель: создать условия для формирования представления о зверях, как об отдельной группе животных.

  1. Беседа.
  2. Работа в учебнике.
  3. Работа с учебником и интерактивной доской.
  4. Рассказ учителя о жизни в горах.

а) рассказ о растительности в горах

б) рассказ о животных в горах.

VI.Физкультминутка.

VII. Первичное закрепление и контроль.

Цель: выявить уровень усвоения знаний по изученной теме.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

VIII. Подведение итогов; определение домашнего задания.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

                                             Ход урока.

I. Орг. момент

Цель: организация начала урока.

 - Ребята, здравствуйте! Встаньте все ровно, проверьте, все ли лежит на парте. Можете присаживаться. Сегодня урок «Окружающий мир» проведу у вас я. Меня зовут Надежда Сергеевна.

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Горные экосистемы»

Цель: Выявление уровня сформированности у учащихся навыка определения названия природных зон через работу в группах. Развиваем умения извлекать информацию из текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Фронтальная беседа об экосистемах, характерных признаках и порядка расположения.

 На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено внутри тепловых поясов?

(Природные зоны.)

– Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.)

– Как сказать иначе, одним словом?

(Экосистема.)

– Что такое экосистема?

(Экосистема – это такое содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома.)

– Нужно ли человеку вмешиваться в жизнь экосистемы?

(Нет. Экосистема может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека.)

2. Выявление уровня сформированности у учащихся навыка определения названия природных зон через работу в группах.

– Некоторые обитатели экосистемы разных природных зон всё же обеспокоены. Что их тревожит, нам предстоит сейчас выяснить.

- Разделимся на команды.

– На столах у каждой команды лежат письма. Ознакомьтесь с ними, назовите место обитания данного животного, природную зону и расскажите об экосистеме, о чём не упомянуло животное.

Работа в группах.

Звучит сигнал об окончании обсуждения.

Ответное слово каждой команды:

1. «Природные зоны холодного пояса». Письмо БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ.

2. «Леса умеренного пояса». Письмо ЗАЙЦА-РУСАКА.

3. «Засушливые зоны умеренного пояса». Письмо СТЕПНОГО ОРЛА.

4. «Засушливые зоны жаркого пояса». Письмо АФРИКАНСКОГО ЛЬВА.

(В письмах ярко описаны природные зоны, которые нужно угадать и показать на карте.)

– Благодаря этим обитателям нам удалось побывать во всех изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость.

III. Введение в тему

Цель: Подойти к вопросу: Есть ли на Земле такие места, где мы можем встретиться с животными и растениями разных природных зон. Помогаем развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Давайте посмотрим на интерактивную доску (Слайд 2). Мы видим Мишу и Лену. Что они хотят нам сказать.

Лена говорит: На Земле есть такие места, где мы можем встретиться с животными и растениями разных природных зон.

Миша отвечает: Нет таких мест. Ведь каждый живой организм хорошо приспособлен только  к своему месту обитания.

- Ребята, как вы считаете, кто из них прав?

(Миша).

- Какой возникает вопрос?

(Есть ли такие места, о которых говорит Лена?)

IV. Определение темы и цели урока

Цель:  Определить основную тему урока, цели.

1. Работа со слайдом, рассуждение на заданную тему.

-Давайте вспомним, как расположены природные зоны с юга на север (Слайд 3)?

(Пустыня, степь, зона лесов (тайга, лиственные леса), тундра, ледяные пустыни (арктика).).

- Почему природные зоны в такой последовательности распределяются на планете? Что их определяет?

(Солнце, закон природной зональности.)

- Ребята, скажите, солнце очень горячее?

(Да.)

– Если мы будем рядом находиться, что может произойти?

 (Нам будет очень жарко.)

– Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее?

(Да.)

– Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? (Да.)

– Хорошо. Я сейчас посмотрим картинку на слайде (слайд 4), назовите, что это?

(Гора.)

– Рассмотрите её, обратите внимание на цвета.

(Дети рассматривают картинку и описывают её.)

– Покажите самое холодное место на картинке.

(Вершина горы.)

– Но вы же говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее?

(Да).

- Значит это не так?

(Да).

Какие вопросы у вас возникают?

(Почему так получилось?)

– О чём мы будем сегодня говорить?

(О горах, экосистемах).

– Кто скажет тему урока?

 (Горная экосистема.)

V. Изучение нового материала

Цель: создать условия для формирования представления о горных экосистемах, высотных поясах и жизни в горах.

           1. Беседа.

– На какие вопросы нам надо найти ответ? (Слайд 5)

(Почему на вершине горы холодно? Какие животные и растения обитают в горах? Почему земля нагревается сильнее, чем воздух?)

– Хотите с этим разобраться?

(Да.)

- И так, почему же земля нагревается сильнее чем воздух? Откройте учебник на с. 42 и прочитайте.

(Воздух прозрачен. Солнечные лучи, не нагревают его, проходят насквозь. Они нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближний к ней слой воздуха. Поэтому, чем выше, тем воздух холоднее.)

- Какой можно сделать вывод?

(Чем выше, тем холоднее.)

          2. Работа в учебнике.

Откройте учебник на с. 42. Выполним задание внизу страницы. Ответ обоснуйте.

(Дети выполняют задание устно).

 – Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка.

– Почему мальчик мёрзнет?

(Солнечные лучи не так интенсивно падают на вертикально стоящего Мишу, а тёплый песок его не греет.)

– Прочитайте предложение, подтверждающее ваш ответ.

– Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине?

(Где ровная поверхность – у подошвы.)

– А где холоднее?

(На вершине.)

– Так какой можно сделать вывод?

(Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается.)

- Посмотрим на слайд. Что мы видим?

(Горы).

- Давайте прочтем вывод на слайде. (Слайд 6) Схож ли он с нашим выводом?

(Да.)

            3. Работа с учебником и интерактивной доской.

- На слайде, вы виде картинку, как в учебнике. Я буду называть вам в каком месте горы, какой воздух. Ваша задача, пользуясь учебником, назвать, какой это высотный пояс. (Слайд 7)

- Теплый воздух

(Степи)

- Прохладный воздух

(Горные леса)

- Холодный воздух

(Горные ледники)

- Молодцы. Какой  можно сделать вывод? Прочтем его в учебнике с.43

(У подножия гор экосистемы те же, что и на равнине. Но чем выше воздух, тем холоднее. Поэтому экосистемы меняются так же, как на равнине при движении к полюсу. Сходные экосистемы высотных поясов и природных зон получили сходные названия.)

 - Как меняется природа при подъёме в горы? Каким образом? Об этом прочтите в учебнике на странице 43.

(На картах природных зон горные районы закрашены особым цветом. Только в высоких горах не сходя с места можно сразу увидеть и тундру, и степь, и даже вечные снега. Они опоясывают каждую гору на определенной высоте – образуют высотные пояса.)

- Высотная поясность. Особый мир растений и животных наблюдается в горах. Высотная климатическая поясность влияет на разнообразие растительности и животного мира.

Системы высотной поясности различны в разных горных странах. В нижнем поясе гор растительность и животный мир практически те же, что на соседних равнинах. Как правило, сохранность органического мира в горах лучше, так как использованию земель мешает крутизна склонов. Но и опасность разрушения природных систем здесь больше: любое вмешательство может привести к необратимым последствиям.

Во многих горных странах есть пояс, в котором складываются благоприятные условия для жизни людей и для сельского хозяйства. В экваториальном и тропическом поясах на некоторой высоте (разной в различных горах) весь год держатся умеренно тёплые погоды с достаточным количеством осадков. Этот пояс часто называют поясом «вечной весны». Обычно все пригодные для жизни долины и некрутые склоны в пределах пояса плотно заселены и в Андах, и в Гималаях, и в Эфиопском нагорье, и в других горных странах.

4. Рассказ учителя о жизни в горах.

а) рассказ о растительности в горах.

- Экосистемы высотных поясов похожи на те, которые мы встречали на равнинах.

Давайте отправимся в путешествие от вершины горы, до ее подножья. Перед нами вершина горы, там лежат снега. Как мы уже выяснили, это – гонные ледники (Слайд 8).

Но есть и отличия. На склонах, где выпадает много осадков, горная тундра превращается в луга. Они пестрят крупными, яркими цветами и называются альпийскими лугами. (Слайд 9).

Продолжим наше путешествие к подножью горы. (Слайд 10)

Здесь мы видим горные леса и горные степи.

Растениям трудно жить среди скал. Здесь почва образуется медленно. Вода быстро стекает по склону и уносит с собой питательные вещества. Но растения упорно цепляются за скалы.

Давайте посмотрим на некоторых из них (Слайд 11): эдельвейс, горечавка, сосна, лишайник. Найдите их в учебнике на с. 44

б) Рассказ о животных в горах.

- В горах обитают многие из тех животных, что живут на равнинах: медведи, суслики, куропатки. Но есть и особые виды. Они сумели лучше приспособиться к жизни в горах. Высокогорным животным зимой можно не впадать в спячку и не улетать в дальние страны. Достаточно спуститься в тот высотный пояс, где теплее и больше корма.

Давайте посмотрим на доску (Слайд 12). Найдите в учебнике этих животных

(Кондор, лама, архар, серна, снежный барс, гриф, як).

У горного быка – яка – длинная шерсть. Он круглый год может пастись рядом с вечными снегами. В Южной Америке встречается горный верблюд – лама. Горные козлы и бараны – предки наших домашних. Они могут взбираться на невероятные кручи, прыгать со скалы на скалу. От них не отстает по ловкости и крупная кошка – снежный барс. Горные орлы умеют «лежать» на восходящих потоках воздуха, нагретого над скалами, - парить. Так они выслеживают добычу.

VI. Первичное закрепление и контроль

Цель: выявить уровень усвоения знаний по изученной теме.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

А сейчас, давайте выполним задание в рабочей тетради. Открываем с.51, задание №2. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах?

(Нет.)

– Почему?

(Чем выше гора, тем больше высотных поясов.)

- А природные условия в этих горах одинаковые?

(Нет)

- Почему?

(Разное количество осадков, иногда и разное количество солнечного тепла.)

- Напишите, какие высотные пояса встретит альпинист в горах на пути к вершине.

(Ученики выполняют задание)

- Теперь давайте проверим. Какие высотные пояса встретятся в Южном Урале?

(степи, горные леса, горные тундры).

- А на Кавказе?

(степи, горные леса, горные тундры, горные ледняки).

- Молодцы! Сегодня мы говорим об альпийских лугах, каких участников экосистемы мы там в основном встретим?

(«Кормильцев».)

– Если сверху вниз спускаться, то почва становится более благородной, встречаются леса. Наверху «кормильцев» меньше, внизу больше.

(В лесной зоне их больше.)

– О ком ещё не говорили?

(О «едоках».)

- Давайте выполним еще одно задание в рабочей тетради  №5, на с.52. Покажите стрелками, где живут эти звери и птицы.

(Ученики выполняют задание, учитель проходит по рядам и проверяет).

VII. Подведение итогов; определение домашнего задания

Цель: акцентировать внимание на главном по изученной теме, определить домашнее задание.

1. Подведение итогов.

- О чем мы говорили, сегодня на уроке?

(О горных экосистемах, жизни в горах и т.д.).

- Что нового вы сегодня узнали?

(Ответы учеников.)

- Мы узнали ответы на поставленные нами вопросы в начале урока?

(Да.)

- Давайте вернемся к ним. Так почему же, на вершине горы так холодно?

(Горы высокие. Солнечные лучи, сначала нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближайший слой воздуха. Поэтому чем выше тем, холоднее.)

- Какие высотные пояса существуют в горах?

(степи, горные леса, горные тундры, горные ледники).

- Какие растения и животных мы можем встретить в горной экосистеме?

 (Растения: эдельвейс, горечавка, сосна, лишайник. Животные: як, лама и т.д.)

- Что вам больше всего запомнилось?

(Ответы учеников.)

Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки):

– Выполняя задания, что нужно было сделать?

– Удалось ли вам выполнить задание?

– Вы выполнили задания сами или были недочёты?

– Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.

– Молодцы! Вы не только правильно выполнили задания, но и объективно оценили свою работу.

  1. Домашнее задание.

А сейчас давайте запишем домашнее задание:

Учебник с. 42-45, рабочая тетрадь с.51 №3-4.

- Всем спасибо за урок. Досвидания.

Резервное задание

- Найдите «едоков» среди обитателей горной экосистемы. (Слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру 4 класс "Горные породы и минералы" (Школа 2100)

Данный урок разработан по программе "Школа 2100"....

Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"

Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его ...

Презентация к уроку окружающий мир 4 класс УМК "Школа 2100" по теме "Горные породы и минералы"

1. тема2-4. горные породы5-6 гранит7. использование горных пород8.виды домов99-11. минералы...

Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы" 4 класс ОС "Школа 2100"

Урок разработан с учетом ФГОС для учащихся 4 классов. На уроке используется группая форма работы, исследовательская работа....

Урок окружающего мира во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Горные экосистемы"

Цели: познакомиться с горными поясами, экосистемами гор, растительным и животным миром. Планируемые достижения: Предметные: знать экосистемы гор, растения и животных гор. Познавательные: уметь изв...

Проверочная работа по теме "Горные экосистемы" 2 класс ОС "Школа 2100"

Письменный опрос, позволяющий проследить уровень усвоения учащимися изученного материала....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Школа 2100, "Горные породы"

Технологическая карта урока окружающего мираТип урока: открытие новых знанийТема: "Горные породы и минералы"Цель: Формирование понятия горных породах и его свойствахЗадачи: Образовательные:·...