Окружающий мир 2 класс Горные экосистемы "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока ок. мир 2 класс "Школа 2010"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Горные экосистемы.
Цели:
- Сформировать понятие: «горные экосистемы»
- Ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
- Создать условия для развития мышления школьников и осуществлять формирование навыков сравнения, обобщения, чтобы: К концу урока каждый ученик сумел объяснить, что такое высотные пояса, приводил примеры горных животных и растения. Умел объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.
- Развивать познавательный интерес к изучаемой теме и предмету в целом.
Оборудование:
- Учебник А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан - Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях. Часть 2. Наша планета Земля– Издательство: Баласс– 2009. - С. 42-45.)
- Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 2 класс. (А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан – Издательство: Баласс – 2010 – С. 51-52).
- Компьютер, флешка с презентацией.
- Интерактивная доска, проектор.
- Презентация на тему: «Горные экосистемы». Урок № 45. Автор: Устинова Маргарита Алексеевна. © ООО «Баласс», 2013.
Список использованной литературы:
- Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику (А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана – Издательство: Учитель, – 2011. - С. 118
План урока
I. Орг. момент
Цель: организация начала урока.
1) Приветствие
2) Посадка
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Горные экосистемы».
Цель: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.
1. Фронтальная беседа об экосистемах, характерных признаках и порядка расположения.
2. Выявление уровня сформированности у учащихся навыка определения названия экосистем через работу в группах.
III. Введение в тему.
Цель: Подойти к вопросу: Есть ли на Земле такие места, где мы можем встретиться с животными и растениями разных природных зон.
1)Просмотр слайда.
2)Возникновение проблемного вопроса.
IV. Определение темы и цели урока.
Цель: Определяем основную тему урока, цели.
1. Работа со слайдом, рассуждение на заданную тему.
V. Изучение нового материала.
Цель: создать условия для формирования представления о зверях, как об отдельной группе животных.
- Беседа.
- Работа в учебнике.
- Работа с учебником и интерактивной доской.
- Рассказ учителя о жизни в горах.
а) рассказ о растительности в горах
б) рассказ о животных в горах.
VI.Физкультминутка.
VII. Первичное закрепление и контроль.
Цель: выявить уровень усвоения знаний по изученной теме.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
VIII. Подведение итогов; определение домашнего задания.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока.
I. Орг. момент
Цель: организация начала урока.
- Ребята, здравствуйте! Встаньте все ровно, проверьте, все ли лежит на парте. Можете присаживаться. Сегодня урок «Окружающий мир» проведу у вас я. Меня зовут Надежда Сергеевна.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Горные экосистемы»
Цель: Выявление уровня сформированности у учащихся навыка определения названия природных зон через работу в группах. Развиваем умения извлекать информацию из текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.
1. Фронтальная беседа об экосистемах, характерных признаках и порядка расположения.
На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено внутри тепловых поясов?
(Природные зоны.)
– Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.)
– Как сказать иначе, одним словом?
(Экосистема.)
– Что такое экосистема?
(Экосистема – это такое содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома.)
– Нужно ли человеку вмешиваться в жизнь экосистемы?
(Нет. Экосистема может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека.)
2. Выявление уровня сформированности у учащихся навыка определения названия природных зон через работу в группах.
– Некоторые обитатели экосистемы разных природных зон всё же обеспокоены. Что их тревожит, нам предстоит сейчас выяснить.
- Разделимся на команды.
– На столах у каждой команды лежат письма. Ознакомьтесь с ними, назовите место обитания данного животного, природную зону и расскажите об экосистеме, о чём не упомянуло животное.
Работа в группах.
Звучит сигнал об окончании обсуждения.
Ответное слово каждой команды:
1. «Природные зоны холодного пояса». Письмо БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ.
2. «Леса умеренного пояса». Письмо ЗАЙЦА-РУСАКА.
3. «Засушливые зоны умеренного пояса». Письмо СТЕПНОГО ОРЛА.
4. «Засушливые зоны жаркого пояса». Письмо АФРИКАНСКОГО ЛЬВА.
(В письмах ярко описаны природные зоны, которые нужно угадать и показать на карте.)
– Благодаря этим обитателям нам удалось побывать во всех изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость.
III. Введение в тему
Цель: Подойти к вопросу: Есть ли на Земле такие места, где мы можем встретиться с животными и растениями разных природных зон. Помогаем развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Давайте посмотрим на интерактивную доску (Слайд 2). Мы видим Мишу и Лену. Что они хотят нам сказать.
Лена говорит: На Земле есть такие места, где мы можем встретиться с животными и растениями разных природных зон.
Миша отвечает: Нет таких мест. Ведь каждый живой организм хорошо приспособлен только к своему месту обитания.
- Ребята, как вы считаете, кто из них прав?
(Миша).
- Какой возникает вопрос?
(Есть ли такие места, о которых говорит Лена?)
IV. Определение темы и цели урока
Цель: Определить основную тему урока, цели.
1. Работа со слайдом, рассуждение на заданную тему.
-Давайте вспомним, как расположены природные зоны с юга на север (Слайд 3)?
(Пустыня, степь, зона лесов (тайга, лиственные леса), тундра, ледяные пустыни (арктика).).
- Почему природные зоны в такой последовательности распределяются на планете? Что их определяет?
(Солнце, закон природной зональности.)
- Ребята, скажите, солнце очень горячее?
(Да.)
– Если мы будем рядом находиться, что может произойти?
(Нам будет очень жарко.)
– Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее?
(Да.)
– Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? (Да.)
– Хорошо. Я сейчас посмотрим картинку на слайде (слайд 4), назовите, что это?
(Гора.)
– Рассмотрите её, обратите внимание на цвета.
(Дети рассматривают картинку и описывают её.)
– Покажите самое холодное место на картинке.
(Вершина горы.)
– Но вы же говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее?
(Да).
- Значит это не так?
(Да).
Какие вопросы у вас возникают?
(Почему так получилось?)
– О чём мы будем сегодня говорить?
(О горах, экосистемах).
– Кто скажет тему урока?
(Горная экосистема.)
V. Изучение нового материала
Цель: создать условия для формирования представления о горных экосистемах, высотных поясах и жизни в горах.
1. Беседа.
– На какие вопросы нам надо найти ответ? (Слайд 5)
(Почему на вершине горы холодно? Какие животные и растения обитают в горах? Почему земля нагревается сильнее, чем воздух?)
– Хотите с этим разобраться?
(Да.)
- И так, почему же земля нагревается сильнее чем воздух? Откройте учебник на с. 42 и прочитайте.
(Воздух прозрачен. Солнечные лучи, не нагревают его, проходят насквозь. Они нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближний к ней слой воздуха. Поэтому, чем выше, тем воздух холоднее.)
- Какой можно сделать вывод?
(Чем выше, тем холоднее.)
2. Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 42. Выполним задание внизу страницы. Ответ обоснуйте.
(Дети выполняют задание устно).
– Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка.
– Почему мальчик мёрзнет?
(Солнечные лучи не так интенсивно падают на вертикально стоящего Мишу, а тёплый песок его не греет.)
– Прочитайте предложение, подтверждающее ваш ответ.
– Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине?
(Где ровная поверхность – у подошвы.)
– А где холоднее?
(На вершине.)
– Так какой можно сделать вывод?
(Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается.)
- Посмотрим на слайд. Что мы видим?
(Горы).
- Давайте прочтем вывод на слайде. (Слайд 6) Схож ли он с нашим выводом?
(Да.)
3. Работа с учебником и интерактивной доской.
- На слайде, вы виде картинку, как в учебнике. Я буду называть вам в каком месте горы, какой воздух. Ваша задача, пользуясь учебником, назвать, какой это высотный пояс. (Слайд 7)
- Теплый воздух
(Степи)
- Прохладный воздух
(Горные леса)
- Холодный воздух
(Горные ледники)
- Молодцы. Какой можно сделать вывод? Прочтем его в учебнике с.43
(У подножия гор экосистемы те же, что и на равнине. Но чем выше воздух, тем холоднее. Поэтому экосистемы меняются так же, как на равнине при движении к полюсу. Сходные экосистемы высотных поясов и природных зон получили сходные названия.)
- Как меняется природа при подъёме в горы? Каким образом? Об этом прочтите в учебнике на странице 43.
(На картах природных зон горные районы закрашены особым цветом. Только в высоких горах не сходя с места можно сразу увидеть и тундру, и степь, и даже вечные снега. Они опоясывают каждую гору на определенной высоте – образуют высотные пояса.)
- Высотная поясность. Особый мир растений и животных наблюдается в горах. Высотная климатическая поясность влияет на разнообразие растительности и животного мира.
Системы высотной поясности различны в разных горных странах. В нижнем поясе гор растительность и животный мир практически те же, что на соседних равнинах. Как правило, сохранность органического мира в горах лучше, так как использованию земель мешает крутизна склонов. Но и опасность разрушения природных систем здесь больше: любое вмешательство может привести к необратимым последствиям.
Во многих горных странах есть пояс, в котором складываются благоприятные условия для жизни людей и для сельского хозяйства. В экваториальном и тропическом поясах на некоторой высоте (разной в различных горах) весь год держатся умеренно тёплые погоды с достаточным количеством осадков. Этот пояс часто называют поясом «вечной весны». Обычно все пригодные для жизни долины и некрутые склоны в пределах пояса плотно заселены и в Андах, и в Гималаях, и в Эфиопском нагорье, и в других горных странах.
4. Рассказ учителя о жизни в горах.
а) рассказ о растительности в горах.
- Экосистемы высотных поясов похожи на те, которые мы встречали на равнинах.
Давайте отправимся в путешествие от вершины горы, до ее подножья. Перед нами вершина горы, там лежат снега. Как мы уже выяснили, это – гонные ледники (Слайд 8).
Но есть и отличия. На склонах, где выпадает много осадков, горная тундра превращается в луга. Они пестрят крупными, яркими цветами и называются альпийскими лугами. (Слайд 9).
Продолжим наше путешествие к подножью горы. (Слайд 10)
Здесь мы видим горные леса и горные степи.
Растениям трудно жить среди скал. Здесь почва образуется медленно. Вода быстро стекает по склону и уносит с собой питательные вещества. Но растения упорно цепляются за скалы.
Давайте посмотрим на некоторых из них (Слайд 11): эдельвейс, горечавка, сосна, лишайник. Найдите их в учебнике на с. 44
б) Рассказ о животных в горах.
- В горах обитают многие из тех животных, что живут на равнинах: медведи, суслики, куропатки. Но есть и особые виды. Они сумели лучше приспособиться к жизни в горах. Высокогорным животным зимой можно не впадать в спячку и не улетать в дальние страны. Достаточно спуститься в тот высотный пояс, где теплее и больше корма.
Давайте посмотрим на доску (Слайд 12). Найдите в учебнике этих животных
(Кондор, лама, архар, серна, снежный барс, гриф, як).
У горного быка – яка – длинная шерсть. Он круглый год может пастись рядом с вечными снегами. В Южной Америке встречается горный верблюд – лама. Горные козлы и бараны – предки наших домашних. Они могут взбираться на невероятные кручи, прыгать со скалы на скалу. От них не отстает по ловкости и крупная кошка – снежный барс. Горные орлы умеют «лежать» на восходящих потоках воздуха, нагретого над скалами, - парить. Так они выслеживают добычу.
VI. Первичное закрепление и контроль
Цель: выявить уровень усвоения знаний по изученной теме.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
А сейчас, давайте выполним задание в рабочей тетради. Открываем с.51, задание №2. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах?
(Нет.)
– Почему?
(Чем выше гора, тем больше высотных поясов.)
- А природные условия в этих горах одинаковые?
(Нет)
- Почему?
(Разное количество осадков, иногда и разное количество солнечного тепла.)
- Напишите, какие высотные пояса встретит альпинист в горах на пути к вершине.
(Ученики выполняют задание)
- Теперь давайте проверим. Какие высотные пояса встретятся в Южном Урале?
(степи, горные леса, горные тундры).
- А на Кавказе?
(степи, горные леса, горные тундры, горные ледняки).
- Молодцы! Сегодня мы говорим об альпийских лугах, каких участников экосистемы мы там в основном встретим?
(«Кормильцев».)
– Если сверху вниз спускаться, то почва становится более благородной, встречаются леса. Наверху «кормильцев» меньше, внизу больше.
(В лесной зоне их больше.)
– О ком ещё не говорили?
(О «едоках».)
- Давайте выполним еще одно задание в рабочей тетради №5, на с.52. Покажите стрелками, где живут эти звери и птицы.
(Ученики выполняют задание, учитель проходит по рядам и проверяет).
VII. Подведение итогов; определение домашнего задания
Цель: акцентировать внимание на главном по изученной теме, определить домашнее задание.
1. Подведение итогов.
- О чем мы говорили, сегодня на уроке?
(О горных экосистемах, жизни в горах и т.д.).
- Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы учеников.)
- Мы узнали ответы на поставленные нами вопросы в начале урока?
(Да.)
- Давайте вернемся к ним. Так почему же, на вершине горы так холодно?
(Горы высокие. Солнечные лучи, сначала нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближайший слой воздуха. Поэтому чем выше тем, холоднее.)
- Какие высотные пояса существуют в горах?
(степи, горные леса, горные тундры, горные ледники).
- Какие растения и животных мы можем встретить в горной экосистеме?
(Растения: эдельвейс, горечавка, сосна, лишайник. Животные: як, лама и т.д.)
- Что вам больше всего запомнилось?
(Ответы учеников.)
Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки):
– Выполняя задания, что нужно было сделать?
– Удалось ли вам выполнить задание?
– Вы выполнили задания сами или были недочёты?
– Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.
– Молодцы! Вы не только правильно выполнили задания, но и объективно оценили свою работу.
- Домашнее задание.
А сейчас давайте запишем домашнее задание:
Учебник с. 42-45, рабочая тетрадь с.51 №3-4.
- Всем спасибо за урок. Досвидания.
Резервное задание
- Найдите «едоков» среди обитателей горной экосистемы. (Слайд 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему миру 4 класс "Горные породы и минералы" (Школа 2100)
Данный урок разработан по программе "Школа 2100"....
Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"
Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его ...
Презентация к уроку окружающий мир 4 класс УМК "Школа 2100" по теме "Горные породы и минералы"
1. тема2-4. горные породы5-6 гранит7. использование горных пород8.виды домов99-11. минералы...
Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы" 4 класс ОС "Школа 2100"
Урок разработан с учетом ФГОС для учащихся 4 классов. На уроке используется группая форма работы, исследовательская работа....
Урок окружающего мира во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Горные экосистемы"
Цели: познакомиться с горными поясами, экосистемами гор, растительным и животным миром. Планируемые достижения: Предметные: знать экосистемы гор, растения и животных гор. Познавательные: уметь изв...
Проверочная работа по теме "Горные экосистемы" 2 класс ОС "Школа 2100"
Письменный опрос, позволяющий проследить уровень усвоения учащимися изученного материала....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Школа 2100, "Горные породы"
Технологическая карта урока окружающего мираТип урока: открытие новых знанийТема: "Горные породы и минералы"Цель: Формирование понятия горных породах и его свойствахЗадачи: Образовательные:·...