Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы" 4 класс ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок разработан с учетом ФГОС для учащихся 4 классов. На уроке используется группая форма работы, исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Горные породы и минералы»
Цели:
1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования
2.Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению к полезным ископаемым.
Оборудование: Учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир»
Проектор, экран, презентация, ноутбук, иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования и добычи, коллекция наиболее распространенных пород и минералов, карта СК, карта России, таблица, микроскопы, стаканы, коллекция «Гранит и его состав», выставка учащихся «Горные минералы и породы», раздаточный материал (инструкции, материал из интернета, рисунки,), клей, фломастеры, текстовыделители.
Планируемый педагогический результат:
Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.
Умение работать с различными источниками, выделять важную информацию.
Умение, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - таблицу
Способ и формат оценивания результатов работы:
При подведении итогов работы оценивается:
-Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий.
- умение действовать согласно инструкции.
-Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Творческие группы: 4 группы исследователей
Ход урока.
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?
- Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой.
- Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)
-Как мы называем предметы, которые нас окружают? (Тела, вещества).
- Из чего состоят тела? ( Из веществ).
- В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном).
- Какими свойствами обладают твёрдые тела? (Имеют постоянную форму и объём).
2.Проблемная ситуация.
Просмотр фрагмента фильма «Каменный цветок» по мотивам сказки Бажова.
Скажите фрагмент какой сказки вы смотрели?
Вспомните, чем занимался Данила – мастер — главный герой сказки П.П.Бажова «Каменный цветок»? (Создавал предметы из камня)
- На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте, что в них находится?
(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)
- Можно ли назвать их телами? (Да).
- Разделите их на группы.
- Сколько групп получилось?
(Две. 1 - гранит, песок, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент).
- Как можно назвать тела первой группы? (Природные).
-Почему? (Это предметы, которые нас окружают)
- А как ещё их можно назвать? (Горные породы).
-Почему? ( Не созданы человеком)
-Но почему горными? ( Находятся в горах)
-Они встречаются только в горах?
- Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные).
-Внимательно рассмотрите образцы, одинакова ли их структура? (нет)
Почему? ( Строение горных пород неоднородно. Горные породы состоят из минералов, а из минеральных веществ можно сделать всё, что угодно)
- Определите тему сегодняшнего урока? (Горные породы и минералы).
- Да, сегодня мы будем говорить о горных породах и минералах. Что бы вы хотели узнать о горных породах? ( из чего они состоят и как их использует человек)
3. Совместное открытие знаний.
С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный век. Люди находили камни, похожие на различные орудия труда . И из таких камней изготавливали орудия труда. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).
- Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке?
( прочность) Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…
-Если ударить по граниту чем-то тяжёлым, что произойдёт?
- Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость)
- Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую используют люди и сейчас.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей , изучить состав и свойства горных породи их отличие от минералов. Каждая группа получит инструкцию, файлы с материалами. На исследования вам отводится 18 мин.( Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу, текстовыделителем отметьте нужную информацию)
4. Практическая работа
Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования записывают в таблицу. ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и минералов)
Группа 1 исследует гранит
Группа 2 исследует глину
Группа 3 исследует соль
Группа 4 исследует торф
Запиши свои исследования в таблицу
Название образца | Состав и свойства Цвет, блеск, запах, прозрачность, твёрдость ( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые, пористые), свойства | Где применяется | Где и как добывают |
__________________ | Цвет_______________________ Блеск_______________________ Запах________________________ Прозрачность__________________ Твёрдость ( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые, пористые) нужное подчеркни Из чего состоит________________ ______________________________ _____________________________ _____________________________ Свойства ____________________________ _____________________________ _____________________________
| ________________________ |
Вывод : __________________ относится к горным породам или минералам
( нужное подчеркни) .
Инструкция
Дорогой четвероклассник, мы предлагаем тебе изучить материалы по теме: « Горные породы и минералы» Результатом твоей работы станет таблица. Чтобы тебе легче было её заполнить, воспользуйся инструкцией:
1. Запиши название образца в таблицу. Выбери картинки из файла 1, наклей в таблицу.
2.Рассмотри образец с помощью цифрового USB-микроскопа. Запиши свои наблюдения в таблицу.
3.Чтобы узнать о составе и свойствах образца, ознакомься с материалами, собранными в файле 2 .Заполни таблицу.
4.Чтобы выяснить, растворяется ли образец в воде, возьми стакан с водой, опусти в воду образец, помешай ложкой, понаблюдай, что будет происходить. Определи свойство и запиши в таблицу. Как ты думаешь, можно ли изменить форму? Что для этого нужно сделать? Запиши свойство в таблицу.
5.Как ты думаешь, где и как человек использует образец? Открой файл 3, выбери нужную информацию и заполни таблицу. Подбери картинки из файла 1, наклей их в таблицу.
6. Чтобы узнать , как и где добывают, открой файл 4 . Найди нужную информацию и заполни таблицу. Как ты думаешь, много ли залежей этого полезного ископаемого в нашей стране, в Ставропольском крае? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотри карту России , кару Ставропольского края ,найди как на карте условно обозначено полезное ископаемое и определи его месторождение.
7. Прочитай информацию в файле 5,определи относится ли данный образец к горной породе или минералу. Вывод запиши в таблицу.
Как ты думаешь, где можно применить исследования, которые стали результатом твоей работы? Что мог бы ты ещё сделать дома по этой теме. Если у тебя возникли вопросы, не забудь задать их учителю и одноклассникам.
Удачи тебе в выполнении работы!
Приложение 1.
Глина – очень широко применяемый строительный материал.
- Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней. Глина состоит из одного или нескольких минералов). Глина и песок образовались при разрушении гранита. Причем из кварца образуется песок, а из полевого шпата и слюды – глина. Цвет глины зависит от цвета полевого шпата. Если шпат красный – глина рыжая, а если серый, то глина – серая.
- Что можно делать с глиной? (Лепить и строить)
- Давайте попробуем что-нибудь слепить.
- Получается? (Нет).
- Что нужно сделать? (Намочить глину). При увлажнении глина становится пластичной, ей можно придавать самую различную форму)
- Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?
- Как же сделать изделия из глины прочными?
- Какие свойства глины при этом используются?
(Мягкость и пластичность)
- Для чего используют глину? ( Для строительства, из глины делают кирпич, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими, слово «керама» -глина)
Приложение 2.
Гранит – очень крепкий и красивый камень. Почему гранит так называется?
«Гранит» - название не русское, а итальянское и происходит от слова «гранум», означающее в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах пшеницы и ржи. Итак, почему же итальянцы назвали гранит «зернистым»?
- В составе гранита видны зерна: черные - это слюда; мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; а розовая или серая часть – полевой шпат, шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный. Слюда, кварц и шпат – это минералы, составные части гранита. Залегает гранит и глубоко в земле, и на поверхности, где он встречается в виде целых гор Гранит-это смесь твёрдых веществ.. Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые.
-Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.
- Как же образуется гранит? ( Образуется в глубинах Земли, где очень высокая температура высокое давление. Камни плавятся, превращаются в огненную жидкость-магму. Магма поднимается к поверхности и вырывается наружу . Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности земли она остывает и образуется базальт -очень прочная горная порода.)
- Почему он относится к магматическим горным породам? Что такое магма? Магма – это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто. Гранит образуется в глубинах Земли при охлаждении расплавленной магмы.
- А для чего используется гранит?
- Гранит очень прочный камень. Поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий. В Санкт- Петербурге установлен памятник Петру 1 на гранитном камне, таком огромном, что для его перевозки участвовало более пяти тысяч человек. А другой памятник- Александровская колонна имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали 200.)
_ А где и как добывают гранит? (Гранит залегает глубоко в земле и на её поверхности. Чтобы его добыть, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые и используют для разных целей)
Приложение 3.
-Какого цвета торф? ( Тёмно- коричневого)
-Из чего состоит? ( из остатков растений)
Назови его свойства (рыхлый, непрочный, легче воды, сухой торф впитывает воду, хорошо горит)
-Где образуется торф? ( В болотах из отмерших остатков растений) Во многих местах залегает слой торфа толщиной несколько метров, а за год образуется всего 1 мм торфа) Значит нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого ценного полезного ископаемого)
-Как человек использует торф? ( топливо, на фермах торф служит подстилкой для скота, 1 кг торфа способен впитать 20 кг влаги, торф ещё убивает болезнетворных микробов, удобрение, лекарство)
-Как нужно использовать? ( экономно, оберегать залежи от пожаров)
Приложение 4.
-Назови свойства известняка?
-Где добывают? ( в карьерах с помощью экскаваторов, работают как бы не дне моря, которое было здесь в далёком прошлом, морские организмы, погибая, оседали на дно. Из скелетов, раковинок и образовывались толщи известняка ,если нужны ровные камни, то выпиливают особыми пилами)
-Где и как используют известняк? ( при строительстве зданий и дорог, получают из него известь, мел)
-Как образуется песок? ( При разрушении твёрдых пород, например, гранита)
-Назовите свойства песка? (сыпуч)
-Из чего состоит?
-Где используют?(в строительстве, для изготовления стекла- нужен белый песок)
Где добывают? ( в карьерах)
5. Отчёт каждой группы .
- А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов?(чтобы применять их для своих нужд).
- Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы)
- Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему?
-Если бы люди захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, то им потребовался бы длинный-предлинный поезд, который опоясал бы земной шар 17 раз.
- В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна).
Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные — это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат).
А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело)
Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?
(Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).
Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.
Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить, растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.
Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы — и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые поделочные и драгоценные камни (агат, гранат, сапфир) — это тоже минералы.
Вывод.
Исследовав горные породы и минералы мы пришли к выводу, что каждый минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может иметь несколько составов, а минералы однородные.
Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно расколоть), твердость.
Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе - мел (грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге)
А знаете ли вы?
У геологов , кроме техники, есть ещё и помощники- растения.
Где растут лесные фиалки, там есть цинк. А ещё друг геологов -полевой хвощ. Растёт себе и растёт. А геолог прочитал: здесь возможно есть золото. Летит над лесом самолёт. А кругом, лишь хвойные деревья. Но вот среди них ясно видна полоса лиственных деревьев, значит здесь можно искать каменный уголь. Там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся островок растений, надо искать воду. « Зелёные разведчики» помогают человеку находить полезные ископаемые.
6. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
- Какие свойства горных пород использует человек?
- Из каких горных пород можно изготовить каменный цветок, а из каких нельзя? ( Нельзя изготовить каменный цветок из осадочных пород, так как они рыхлые и сыпучие. Цветок будет непрочным.)
– Как вы оценивали свои шансы в начале урока?
– Какие выводы сделали?
– Удовлетворены ли вы своей работой?
– Что помогло вам пройти испытания, чего не хватило, чтобы работа была лучше?
Нарисуйте свое настроение на экране компьютера.
7.Домашнее задание:
Показ фрагмента сказки П.П.Бажова «Каменный цветок».
* научитесь определять драгоценные и поделочные камни.
учебник (тема 21) страница 92-97 ответьте на вопросы,
* подбрите пословицы и поговорки, высказывания, в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качество человека.
составьте кроссворд на тему « Минералы и горные породы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс
Планируемый результат: Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совмес...
Проект урока-исследования c ЭОР по теме "Свойства воздуха", 2 класс
Проект урока-иссследования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова предназначен для учащихся 2 класса. Можно использовать для реализации по УМК "Школа России" в 3 классе....
"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"
Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...
Урок-исследование текста (Учебник О.Кубасовой, УМК «Гармония» 4 класс) Тема: А.П. Чехов. « Ванька».(2 урок, продолжение темы)
· познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;· выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет н...
Рабочая программа по окружающему миру (3 и 4 класс) Школа 2100
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 и 4 класс) Школа 2100...
Рабочая программа по Окружающему миру и ОБЖ 3 класс "Школа-2100"
В плане учтены все требования к программе ФГОС...
Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.
Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....