Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы" 4 класс ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок разработан с учетом ФГОС для учащихся 4 классов. На уроке используется группая форма работы, исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Горные породы и минералы»

Цели:

1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования

2.Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению к полезным ископаемым.

Оборудование: Учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир»

Проектор, экран,  презентация,  ноутбук, иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования и добычи, коллекция наиболее распространенных пород и минералов, карта СК, карта России, таблица, микроскопы, стаканы, коллекция «Гранит и его состав», выставка учащихся «Горные минералы и породы», раздаточный материал (инструкции, материал из интернета, рисунки,),  клей, фломастеры, текстовыделители.

Планируемый педагогический результат: 

Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.

Умение работать с различными  источниками, выделять важную информацию.

Умение, работая в малой группе, создать конечный «продукт» -  таблицу

Способ и формат оценивания результатов работы:

При подведении итогов работы оценивается:

-Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий.

    - умение действовать согласно инструкции.

-Оценивание взаимодействия учащихся при работе  в малой группе.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Творческие группы: 4 группы исследователей

Ход урока.

1. Постановка проблемы и актуализация знаний. 

- Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?

- Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. 

- Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)

 -Как мы называем предметы, которые нас окружают? (Тела, вещества).

- Из чего состоят тела?  ( Из веществ).

- В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном).

- Какими свойствами обладают твёрдые тела?  (Имеют постоянную форму и объём).

2.Проблемная ситуация.

 Просмотр фрагмента фильма «Каменный цветок» по мотивам сказки Бажова.

Скажите  фрагмент  какой сказки вы смотрели?

Вспомните, чем занимался Данила – мастер — главный герой сказки П.П.Бажова «Каменный цветок»? (Создавал предметы из камня)

 - На партах у вас стоят коробочки.  Прочитайте, что в них находится?

(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)

- Можно ли назвать их телами? (Да).

- Разделите их на группы.

- Сколько групп получилось?

(Две. 1 - гранит, песок, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент).

- Как можно назвать тела первой группы? (Природные).

-Почему?  (Это предметы, которые нас окружают)

- А как ещё их можно назвать?  (Горные породы).

-Почему? ( Не созданы человеком)

-Но почему горными?  ( Находятся в горах)

-Они встречаются  только в горах?

 - Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные).

-Внимательно рассмотрите образцы, одинакова ли их структура? (нет)

Почему?  ( Строение   горных  пород  неоднородно.  Горные   породы  состоят из минералов,  а из минеральных веществ можно сделать всё, что угодно)

- Определите тему  сегодняшнего урока? (Горные породы и минералы). 

 - Да, сегодня мы будем говорить о горных породах и минералах. Что бы вы хотели узнать о горных породах? ( из чего они состоят и как их использует человек)

  3. Совместное открытие знаний.

С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный век. Люди находили камни, похожие на различные орудия труда . И из таких камней изготавливали орудия труда. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники.  Их  использовали   для охоты и обработки добычи).

- Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке?

( прочность) Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…

-Если ударить по граниту чем-то тяжёлым, что произойдёт?

  - Значит, одно из главных свойств горных пород и  минералов - …(твёрдость)

- Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую используют люди и сейчас.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей , изучить  состав и свойства горных породи их отличие от минералов. Каждая группа получит инструкцию, файлы с материалами. На исследования вам отводится 18 мин.( Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу, текстовыделителем отметьте нужную информацию)

 4. Практическая работа

 Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования записывают в таблицу. ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и минералов)

Группа 1 исследует  гранит

Группа 2 исследует  глину

Группа 3 исследует  соль

Группа 4 исследует  торф

Запиши свои исследования в таблицу

Название образца

Состав и свойства

Цвет,  блеск, запах,

прозрачность, твёрдость

 ( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые,  пористые), свойства

Где применяется

Где и как добывают

__________________

Цвет_______________________

Блеск_______________________

Запах________________________

Прозрачность__________________

Твёрдость ( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые,  пористые) 

нужное подчеркни

Из чего состоит________________

______________________________

_____________________________

_____________________________

Свойства ____________________________

_____________________________

_____________________________

 

________________________

Вывод : __________________ относится к горным  породам или минералам

 ( нужное подчеркни)  .

Инструкция

           Дорогой четвероклассник, мы предлагаем тебе изучить материалы по теме: « Горные породы и минералы» Результатом твоей работы станет таблица. Чтобы тебе легче было её заполнить, воспользуйся инструкцией:

1. Запиши название образца в таблицу. Выбери картинки из файла 1, наклей в таблицу.

2.Рассмотри образец с помощью цифрового USB-микроскопа. Запиши свои наблюдения в таблицу.

 3.Чтобы узнать о составе и свойствах образца, ознакомься с материалами, собранными в файле  2  .Заполни таблицу.

4.Чтобы  выяснить,  растворяется ли образец  в  воде, возьми стакан  с водой, опусти в воду образец, помешай  ложкой, понаблюдай, что будет происходить. Определи  свойство и запиши в таблицу. Как ты думаешь, можно ли изменить форму?  Что для этого нужно сделать? Запиши свойство в таблицу.

5.Как ты думаешь, где и как человек использует образец? Открой файл 3, выбери нужную информацию и заполни таблицу. Подбери картинки из файла 1, наклей их в таблицу.

 6. Чтобы узнать , как и где добывают, открой файл 4 . Найди нужную информацию и заполни таблицу. Как ты думаешь, много ли залежей этого полезного ископаемого в нашей стране,  в Ставропольском крае? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотри карту России , кару Ставропольского края ,найди как на карте  условно обозначено полезное ископаемое  и  определи его месторождение.

7. Прочитай информацию в файле 5,определи относится ли данный образец к горной породе или минералу. Вывод запиши в таблицу.

Как ты думаешь, где можно применить исследования, которые стали результатом твоей работы? Что мог бы ты ещё сделать дома по этой теме. Если у тебя возникли вопросы, не забудь задать их учителю и одноклассникам.

Удачи тебе в выполнении работы!

Приложение 1.

 Глина – очень широко применяемый строительный материал.

 - Как вы думаете, из чего она состоит?  (Из мелко   перетёртых  камней. Глина состоит из одного или нескольких минералов).  Глина и песок образовались при разрушении гранита. Причем из кварца образуется песок, а из полевого шпата и слюды – глина. Цвет глины зависит от цвета полевого шпата. Если шпат красный – глина рыжая, а если серый, то глина – серая.

- Что можно делать с глиной? (Лепить  и строить)

 - Давайте попробуем что-нибудь слепить.

- Получается?  (Нет).

- Что нужно сделать? (Намочить глину). При  увлажнении  глина становится пластичной, ей можно придавать  самую различную форму)

 - Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?

- Как же сделать изделия из глины прочными?

 - Какие свойства глины при этом используются?

  (Мягкость и пластичность)

- Для чего используют глину? ( Для строительства,  из глины делают кирпич, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими, слово «керама» -глина)

Приложение 2.

 Гранит – очень крепкий и красивый камень. Почему гранит так называется?

«Гранит» - название не русское, а итальянское и происходит от слова «гранум», означающее в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах пшеницы и ржи. Итак, почему же итальянцы назвали гранит «зернистым»?

- В составе гранита видны зерна: черные - это слюда; мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; а розовая или серая часть – полевой шпат, шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный.  Слюда, кварц и шпат – это минералы, составные части гранита. Залегает гранит и глубоко в земле, и на поверхности, где он встречается в виде целых гор Гранит-это смесь твёрдых веществ.. Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые.

-Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

- Как же образуется гранит? ( Образуется в глубинах Земли, где очень высокая температура  высокое давление. Камни плавятся, превращаются в огненную жидкость-магму. Магма поднимается к поверхности и вырывается наружу . Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На  поверхности земли она остывает и образуется базальт -очень прочная горная порода.)

- Почему он относится к магматическим горным породам? Что такое магма? Магма – это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто. Гранит образуется в глубинах Земли при охлаждении расплавленной магмы.

- А для чего используется гранит?

- Гранит очень прочный камень. Поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий. В Санкт- Петербурге установлен памятник Петру 1 на гранитном камне, таком огромном, что для его перевозки участвовало более пяти тысяч человек. А другой памятник- Александровская колонна имеет массу 650 тонн. Поднимали  колонну 1260 человек, а полировали 200.)

_ А где и как добывают гранит? (Гранит залегает глубоко в земле и на её поверхности. Чтобы его добыть, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку.  Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые и  используют для разных целей)

Приложение 3.

 -Какого цвета торф? ( Тёмно- коричневого)

-Из чего состоит? ( из остатков растений)

Назови его свойства (рыхлый, непрочный, легче воды, сухой торф впитывает воду, хорошо горит)

-Где образуется торф? ( В болотах из отмерших остатков растений) Во многих местах залегает слой торфа толщиной несколько метров, а за год образуется всего 1 мм торфа) Значит нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого ценного полезного ископаемого)

-Как человек использует торф? ( топливо, на фермах торф служит подстилкой для скота, 1 кг торфа способен впитать 20 кг влаги, торф ещё убивает болезнетворных микробов, удобрение, лекарство)

-Как  нужно использовать?  ( экономно, оберегать залежи от пожаров)

Приложение 4.

 -Назови свойства известняка?

-Где добывают? ( в карьерах с помощью экскаваторов, работают как бы не дне моря, которое было здесь в далёком прошлом, морские организмы, погибая, оседали на дно. Из скелетов,  раковинок и образовывались толщи известняка ,если нужны ровные камни, то выпиливают особыми пилами)

-Где и как используют известняк? ( при строительстве зданий и дорог, получают из него известь, мел)

-Как образуется песок? ( При разрушении твёрдых пород, например, гранита)

-Назовите свойства песка? (сыпуч)

-Из чего состоит?

-Где используют?(в строительстве, для изготовления стекла- нужен белый песок)

Где добывают? ( в карьерах)

5. Отчёт каждой группы .

   - А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов?(чтобы применять их для своих нужд).

 - Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы)

- Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему?

-Если бы люди захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, то им потребовался  бы длинный-предлинный поезд, который опоясал бы земной шар 17 раз.

 - В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна).

Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные — это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат).

А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело)

Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?

(Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).

Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.

Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить, растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.

  Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы — и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые поделочные и драгоценные камни (агат, гранат, сапфир) — это тоже минералы.  

Вывод.

Исследовав  горные породы и минералы мы пришли к выводу, что каждый минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может иметь несколько составов, а  минералы однородные.

Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно расколоть), твердость.

Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе - мел (грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге)

          А знаете ли вы?

 У геологов , кроме техники, есть ещё и помощники- растения.

Где растут лесные фиалки, там есть цинк. А ещё друг геологов  -полевой хвощ. Растёт себе и растёт. А геолог прочитал: здесь возможно есть золото. Летит над лесом самолёт. А кругом, лишь хвойные деревья. Но вот среди них ясно видна полоса лиственных деревьев, значит здесь можно искать каменный уголь. Там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся островок растений, надо искать воду. « Зелёные разведчики» помогают человеку находить полезные ископаемые.

6. Рефлексия.

-  Что нового узнали на уроке?

 - Чем отличаются горные породы от минералов?

 - Какие свойства горных пород использует человек?

-  Из каких горных пород можно изготовить каменный цветок, а из каких нельзя? ( Нельзя  изготовить каменный цветок из осадочных  пород, так как  они рыхлые и  сыпучие. Цветок   будет  непрочным.)

 – Как вы оценивали свои шансы в начале урока?
– Какие выводы сделали? 
– Удовлетворены ли вы своей работой? 
– Что помогло вам пройти испытания, чего не хватило, чтобы работа была лучше?

Нарисуйте свое настроение на экране компьютера.

 7.Домашнее задание: 

Показ фрагмента сказки П.П.Бажова «Каменный цветок».

* научитесь определять драгоценные и поделочные камни.

учебник  (тема 21) страница  92-97 ответьте на вопросы,

* подбрите пословицы и поговорки, высказывания, в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качество человека.

 составьте кроссворд на тему « Минералы и горные породы»

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс

Планируемый результат: Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совмес...

Проект урока-исследования c ЭОР по теме "Свойства воздуха", 2 класс

Проект урока-иссследования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова предназначен для учащихся 2 класса. Можно использовать для реализации по УМК "Школа России" в 3 классе....

"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"

Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...

Урок-исследование текста (Учебник О.Кубасовой, УМК «Гармония» 4 класс) Тема: А.П. Чехов. « Ванька».(2 урок, продолжение темы)

·        познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;·        выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет н...

Рабочая программа по окружающему миру (3 и 4 класс) Школа 2100

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 и 4 класс) Школа 2100...

Рабочая программа по Окружающему миру и ОБЖ 3 класс "Школа-2100"

В плане учтены все требования к программе  ФГОС...

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....