Название этапа | Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Оргмомент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
|
Слайд 1. Слайд 2. -Прочитайте предложение: У пространства нет размера, а у знаний нет предела. -Что перед вами? Как вы понимаете её смысл?
-Я желаю вам сегодня на уроке пополнить копилку наших знаний. |
Пословица Как у пространства нет конца и края, так и у знаний. Человек всю жизнь учится, узнает что-то новое.
| Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном действии. Цель этапа: пробное учебное действие; фиксация затруднения. |
| Слайд 3. На экране таблица. Но в начале повторим изученный на предыдущих уроках материал. Сейчас блиц опрос. -Я буду читать утверждения. А вы будете показывать с помощью сигнальных карточек верны они или не верны. Если вы ответите правильно, откроются буквы зашифрованного слова. 1. Мы живём на планете Земля. 2.Ближайщая к нам звезда – Луна. 3.Солнце – глава большой Солнечной системы. 4.В Солнечную систему входят 9 планет. 5.Солнце во много раз больше Земли. 6.Цвет звезды зависит от её размера. 7.Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна. (На экране появляются буквы.) - Какое слово можно составить из этих букв? |
Царство |
|
4. Постановка темы и цели урока. |
| Слайд 4. - Где мы встречались со словом «царство»?
- Как вы думаете, а какое отношение имеет слово «царство» к нашему уроку? - Вы правы. Сегодня речь пойдет о царствах, которые находятся не за тридевять земель, а совсем рядом, вокруг нас. Т.е. где они находятся? - Чтобы бы вы хотели узнать об этих царствах сегодня на уроке? - Вот это и будет тема нашего урока. и задачи к уроку. Итак, тема урока: «Царства природы». Слайд 5. |
Так начинаются многие сказки:. В некотором царстве, в некотором государстве.
В природе.
|
|
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
|
| Слайд 6. - Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями. Работать будем в группах. - Давайте вспомним правила работы в группе. 1.Говорить вежливо, называть собеседника по имени. 2.Говорить по очереди, не перебивать друг друга. 3.Внимательно слушать. 4.Чётко высказывать своё мнение. 5.Соблюдать порядок на рабочем месте. 6. Уважать мнение собеседника -Перед вами оценочный лист . В конце урока вы сами оцените свою деятельность. - А сейчас пообщайтесь в группах и выберите руководителя, который будет организовывать работу группы. Группа советуется, объявляет руководителя. - Как вы думаете, сколько царств в природе? - Вопрос вызвал затруднение, попробуем разобраться. - На столе каждой группы находятся картинки. Посмотрите на них внимательно. О царствах какой природы пойдёт речь? - Обоснуйте своё мнение.
- Разделите эти картинки на группы. - Что же у вас получилось? Слово 1,2,3 группе.
Попробуем разобраться. - Вот 1 царство. Кто в нем живет? Слайд 7. - Это царство – бактерии. Что вы знаете о них? - А куда можно обратиться, чтобы узнать о них больше? - Давайте обратимся к учебнику. Прочтем статью на стр. 22 и ответим на вопрос: почему бактерии называются живыми организмами? - Что ещё узнали о бактериях? - Какие они бывают?
Слайд 8. - Следующее царство – животные. Кто в нем живет? - Можно ли отнести к этому царству человека?
Слайд 9. - Третье царство – растения. Почему их называют живыми организмами?
- А какое последнее царство. Тут мнения разделились. Некоторые считают, что грибы можно отнести к растениям. Другие думают, что это отдельное царство. |
Группа советуется, объявляет руководителя
О царствах живой природы. Мы думаем, что здесь изображены только живые организмы, которые дышат, питаются, передвигаются, приносят потомство, умирают.
1 группа: у нас получилось 3 царства. 2 группа: у нас получилось 3 царства. 3 группа: у нас получилось 4 царства.
К учебнику.
Разной формы, полезные и вредные.
Звери, птицы, рыбы.
Да, у человека и животных есть одинаковые признаки.
Есть признаки живой природы: дышат, питаются, размножаются, умирают. |
|
5. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
| - Попробуем разобраться в этом вопросе. Вспомним структуру растения? Слайд 10.
- А каково строение гриба?
- Узнать подробнее о строении гриба можно, прочитав статью в учебнике на стр. 25. Слайд 11. - Что узнали о строении гриба? Совпадают ли схемы строения растения и строения гриба? Слайд 12.
- Можно ли отнести грибы к растениям?
- А можно ли их отнести к животным?
- Мы не нашли у грибов ни признаков растений, ни признаков животных. - Какой сделаем вывод?
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике стр.25. Слайд 13.
- С чем связано это царство? |
Корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.
У него есть шляпка, ножка, грибница.
Нет. У грибов нет стебля, нет листьев, плодов, семян. А есть тело – шляпка, ножка и грибница Нет, признаков растения мы не нашли. Нет, признаков животных мы тоже не нашли.
Вывод: грибы – это отдельное царство.
Мы сделали правильный вывод.
С местом обитания. | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
|
|
| Физминутка Слайд 14. |
|
|
6. Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
|
| Сейчас мы пополним знания о грибах, поработаем в группах. - Проведём исследовательскую работу. Что нам поможет?
- Группы получают задания. 1 группа – мы ответим на вопрос: Какие бывают виды грибов? С какими источниками вы будете работать? 2 группа – расскажет нам о съедобных и несъедобных грибах. У них на столе находится корзина, куда они будут складывать съедобные грибы. А несъедобные отложат в сторону. - С какими источниками информации будете работать? 3 группа – Сформируйте правила сборов грибов. Сделайте памятку. |
Учебник, справочная литература.
Справочная литература.
Справочная литература.
|
|
Отчет групп |
| 1 группа. Слайд 15, 16, 17, 18,19. 2 группа. Слайд 20, 21. 22. 3 группа. слайд 23. |
|
|
7. Первичное закрепление с проговаривании-ем во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания. |
| - Собирали ли вы когда-нибудь грибы? - Какие грибы вы любите? - Как вы думаете, а кто любит мухоморы? Разобраться с этим вопросом поможет учебник. Прочитайте статью на стр.26. - Так бывают ли не нужные грибы?
Слайд 24. |
Нет. Грибы могут быть вредными для человека, но полезными для животных. Ядовитые грибы нельзя уничтожать. |
|
8. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
| Слайд 25. - Мы с вами провели исследование и сейчас я предлагаю проверить полученные знания и отгадать кроссворд. Если верно отгадаете – появится слово по вертикали, обозначающее на латинском языке слово «грибы». 1. Гриб – конфета. 2. Ядовитый гриб которым лечатся лоси. 3. Представители этого царства имеют корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена. 4.Часть гриба, которая находится под землёй и служит для питания тела гриба. 5.Представители этого царства очень маленькие, их можно разглядеть только с помощью микроскопа. - Какое слово появилось, на латинском языке обозначающее грибы? Т | Р | Ю | Ф | Е | Л | Ь |
|
|
| М | У | Х | О | М | О | Р | Р | А | С | Т | Е | Н | И | Е |
|
| Г | Р | И | Б | Н | И | Ц | А | Б | А | К | Т | Е | Р | И | Я |
|
|
«Трюфель»
«Мухомор»
«Растения»
«Грибница»
«Бактерия»
«Фунги» |
|
9.Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера. | Фронтальная работа. | Слайд 26. - Подведем итоги нашей работы. - Какие царства существуют в природе: 1. Бактерии 2. Растения. 3. Животные и человек. 4. Грибы. |
|
|
10. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | -Наш урок подходит к концу. Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы? - Я благодарю участников и руководителей всех групп за работу. Предлагаю вам оценить работу своей группы. (На столах лежат оценочные листы. Дети оценивают свою работу. Руководители групп объявляют результаты.) -Спасибо за урок! Слайд 27. |
|
|
Домашнее задание : |
| Дома вы ещё раз повторите все царства живой природы и подготовите сообщение о представителе одного из царств. |
|
|