Открытый урок по окружающему миру «Царства природы»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Лукина Людмила Викторовна

урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okr._miru_tsarstva_prirody.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф. И. О. учителя: Лукина Людмила Викторовна.
  2. Класс: 2«В»
  3. Предмет: Окружающий мир.
  4. Тема урока: «Царства природы .»
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
  6. Цель урока: 
  • Педагогическая:;
  • Ученическая: 7.Тип, вид урока: постановка и решение учебной задачи.

8. Дидактические средства:

для учителя – учебник, презентация.

для учащихся – учебник, справочная литература.

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Оргмомент.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Слайд 1.

Слайд 2.

-Прочитайте предложение:

У пространства нет размера, а у знаний нет предела.

-Что перед вами?

Как вы понимаете её смысл?

-Я желаю вам сегодня на уроке пополнить копилку наших знаний.

Пословица

Как у пространства нет конца и края, так и у знаний. Человек всю жизнь учится, узнает что-то новое.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

2. Актуализация и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

пробное учебное действие; фиксация затруднения.

Слайд 3.

На экране таблица.

Но в начале повторим изученный на предыдущих уроках материал.

Сейчас блиц опрос.

-Я буду читать утверждения. А вы будете показывать с помощью сигнальных карточек  верны они или не верны. Если вы ответите правильно, откроются буквы зашифрованного слова.

1. Мы живём на планете Земля.

2.Ближайщая к нам звезда – Луна.

3.Солнце – глава большой Солнечной системы.

4.В Солнечную систему входят 9 планет.

5.Солнце во много раз больше Земли.

6.Цвет звезды зависит от её размера.

7.Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна.

(На экране появляются буквы.)

В

Ц

А

С

Т

Р

О

- Какое слово можно составить из этих букв?

Царство

4. Постановка темы и цели урока.

Слайд 4.

- Где мы встречались со словом «царство»?

- Как вы думаете, а какое отношение имеет слово «царство» к нашему уроку?

- Вы правы. Сегодня речь пойдет о царствах, которые находятся  не за тридевять земель, а совсем рядом, вокруг нас. Т.е. где они находятся?

- Чтобы бы вы хотели узнать об этих царствах сегодня на уроке?

- Вот это и будет тема нашего урока. и задачи к уроку. Итак, тема урока: «Царства природы».

Слайд 5.

Так  начинаются многие сказки:. В некотором царстве, в некотором государстве.

В природе.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Слайд 6.

- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями. Работать будем в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

1.Говорить вежливо, называть собеседника по имени.

2.Говорить по очереди, не перебивать друг друга.

3.Внимательно слушать.

4.Чётко высказывать своё мнение.

5.Соблюдать порядок на рабочем месте.

6. Уважать мнение собеседника

-Перед вами оценочный лист . В конце урока вы сами оцените свою деятельность.

- А сейчас пообщайтесь в группах и выберите руководителя, который будет организовывать работу группы.

Группа советуется, объявляет руководителя.

- Как вы думаете, сколько царств в природе?

- Вопрос вызвал затруднение, попробуем разобраться.

- На столе каждой группы находятся картинки. Посмотрите на них внимательно. О царствах какой природы пойдёт речь?

- Обоснуйте своё мнение.

- Разделите эти картинки на группы.

- Что же у вас получилось?

Слово 1,2,3 группе.

Попробуем разобраться.

- Вот 1 царство. Кто в нем живет?

Слайд 7.

- Это царство – бактерии. Что вы знаете о них?

- А куда можно обратиться, чтобы узнать о них больше?

- Давайте обратимся к учебнику. Прочтем статью на стр. 22 и ответим на вопрос: почему бактерии называются живыми организмами?

- Что ещё узнали о бактериях?

- Какие они бывают?

Слайд 8.

- Следующее царство – животные. Кто в нем живет?

- Можно ли отнести к этому царству человека?

Слайд 9.

- Третье царство – растения. Почему их называют живыми организмами?

- А какое последнее царство. Тут мнения разделились. Некоторые считают, что грибы  можно отнести к растениям. Другие думают, что это отдельное царство.

Группа советуется, объявляет руководителя

О царствах живой природы.

Мы думаем, что здесь изображены только живые организмы, которые дышат, питаются, передвигаются, приносят потомство, умирают.

1 группа: у нас получилось 3 царства.

2 группа: у нас получилось 3 царства.

3 группа: у нас получилось 4 царства.

К учебнику.

Разной формы, полезные и вредные.

Звери, птицы, рыбы.

Да, у человека и животных есть одинаковые признаки.

Есть признаки живой природы: дышат, питаются, размножаются, умирают.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.                  

- Попробуем разобраться в этом вопросе. Вспомним структуру растения?

Слайд 10.

- А каково строение гриба?

- Узнать подробнее о строении гриба можно, прочитав статью в учебнике на стр. 25.

Слайд 11.

- Что узнали о строении гриба?

Совпадают ли схемы строения растения и строения гриба?

Слайд 12.

- Можно ли отнести грибы к растениям?

- А можно ли их отнести к животным?

- Мы не нашли у грибов ни признаков растений, ни признаков животных.

- Какой сделаем вывод?

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике стр.25.

Слайд 13.

- С чем связано это царство?

Корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

У него есть шляпка, ножка, грибница.

Нет. У грибов нет стебля, нет листьев, плодов, семян. А есть тело – шляпка, ножка и грибница

Нет, признаков растения мы не нашли.

 Нет, признаков животных мы тоже не нашли.

Вывод: грибы – это отдельное царство.

Мы сделали правильный вывод.

С местом обитания.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Физминутка

Слайд 14.

6. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Сейчас мы пополним знания о грибах, поработаем в группах.

- Проведём исследовательскую работу. Что нам поможет?

- Группы получают задания.

1 группа – мы ответим на вопрос: Какие бывают виды грибов?

С какими источниками вы будете работать?

2 группа – расскажет нам о съедобных и несъедобных грибах.

У них на столе находится корзина, куда они будут складывать съедобные грибы. А несъедобные отложат в сторону.

- С какими источниками информации будете работать?

3 группа – Сформируйте правила сборов грибов. Сделайте памятку.

Учебник, справочная литература.

Справочная литература.

Справочная литература.

Отчет групп

1 группа. Слайд 15, 16, 17, 18,19.

2 группа. Слайд 20, 21. 22.

3 группа. слайд 23.

7. Первичное закрепление с проговаривании-ем во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания.

- Собирали ли вы когда-нибудь  грибы?

- Какие грибы вы любите?

- Как вы думаете, а кто любит мухоморы?

Разобраться с этим вопросом поможет учебник. Прочитайте статью на стр.26.

- Так бывают ли не нужные грибы?

Слайд 24.

Нет. Грибы могут быть вредными для человека, но полезными для животных. Ядовитые грибы нельзя уничтожать.

8. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Слайд 25.

- Мы с вами провели исследование и сейчас я предлагаю проверить полученные знания и отгадать кроссворд. Если верно отгадаете – появится слово по вертикали, обозначающее на латинском языке слово «грибы».

1. Гриб – конфета.

2. Ядовитый гриб которым лечатся лоси.

3. Представители этого царства имеют корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

4.Часть гриба, которая находится под землёй и служит для питания тела гриба.

5.Представители этого царства очень маленькие, их можно разглядеть только с помощью микроскопа.

- Какое слово появилось, на латинском языке обозначающее грибы?

Т

Р

Ю

Ф

Е

Л

Ь

М

У

Х

О

М

О

Р

Р

А

С

Т

Е

Н

И

Е

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А

Б

А

К

Т

Е

Р

И

Я

«Трюфель»

«Мухомор»

«Растения»

«Грибница»

«Бактерия»

«Фунги»

9.Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера.

Фронтальная работа.

Слайд 26.

 - Подведем итоги нашей работы.

- Какие царства существуют в природе:

1. Бактерии

2. Растения.

3. Животные и человек.

4. Грибы.

10. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-Наш урок подходит к концу. Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?

- Я благодарю участников и руководителей всех групп за работу. Предлагаю вам оценить работу своей группы.

(На столах лежат оценочные  листы. Дети оценивают свою работу. Руководители групп объявляют результаты.)

-Спасибо за урок!   Слайд 27.

Домашнее задание :

Дома вы ещё раз повторите все царства живой природы и подготовите сообщение о представителе одного из царств.

Оценочный лист.

         Все участники отвечали на вопросы.

              Все участвовали в подготовке отчета работы группы.

              Все работали дружно, активно.       

 

Оценочный лист.

         Все участники отвечали на вопросы.

              Все участвовали в подготовке отчета работы группы.

              Все работали дружно, активно.       

Оценочный лист.

         Все участники отвечали на вопросы.

              Все участвовали в подготовке отчета работы группы.

              Все работали дружно, активно.       

 

Оценочный лист.

         Все участники отвечали на вопросы.

              Все участвовали в подготовке отчета работы группы.

              Все работали дружно, активно.       

 

Оценочный лист.

         Все участники отвечали на вопросы.

              Все участвовали в подготовке отчета работы группы.

              Все работали дружно, активно.       

 

Оценочный лист.

         Все участники отвечали на вопросы.

              Все участвовали в подготовке отчета работы группы.

              Все работали дружно, активно.       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Царства природы» 2 класс

Урок  окружающего мира  «Царства природы»   2 класс   по программе" Начальная школа 21 век"...

Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Природа и мы".

К данному уроку дети  подготовили презентации в виде альбомов и брошюры....

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"

Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...

Открытый урок по окружающему миру "Будь природе другом!"

Данный открытый урок по окружающему миру составлен по программе Школа России для 2 класса. Дидактический материал: раздаточный материал, презентация к уроку, наглядный материал....

Открытый урок по окружающему миру 3класс. « Природа и наша безопасность»

Окружающий мир 3класс тема : " Природа и наша безопасность" Школа России...

технологическая карта урока по окружающему миру "Царства живой природы"

В данной разработке представлен конспект и презентация  открытого урока по окружающему миру для 2 класса  на тему: "Царства живой природы". На уроке использована технология АМО....