конспект урока по окружающему миру "Открытие новых земель. Неизведанная Антарктида"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Открытие новых земель. Неизведанная Антарктида"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antarktida_urok.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Поиски неведомой земли. Антарктида.
Цель: постараться максимально приблизить уч-ся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Задачи урока:
Образовательная:
- Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды;
Развивающие:
Регулятивные:
- Развивать умения уч-ся самостоятельно определять свои знания- незнания по изучаемой теме, планировать, контролировать и оценивать собственную деятельностью; формулировать вопросы, наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
Познавательные:
- Развивать умения работать с разными видами информации, активизировать работу уч-ся на уроке путем создания проблемной ситуации; сформулировать причины, почему люди не могут постоянно жить в Антарктиде; способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; помочь ребенку в аргументации своего мнения; развивать умения работать в группах;
Личностные:
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, понимание необходимости учения, познавательный интерес к изучению природной зоны; на примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Структура урока: урок с использованием приемов ТРКМ.
Оборудование урока: карта полушарий, листы с текстом на каждого ученика, бортовые журналы, проектор, компьютер, учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.Ф.Виноградовой.
Ход урока.
I. Стадия вызова.
1)Актуализация знаний. Психологический настрой.
Я рада снова нашей встрече!
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Дружно включайся в работу, дружок!
- Ребята, в начале нашего урока я хочу уточнить и проверить ваши знания, которые вы приобрели на прошлом уроке. Для этого мы разделимся на 3 команды ( по рядам). Я буду задавать вопросы , а наше компетентное жюри посмотрит, какая из команд быстрее, организованнее и проворнее.
- О каком материке говорят6 «самый маленький, самый одинокий, самый малонаселенный»?
- Почему Австралия самый малонаселенный материк?
- как называется дерево, по своей форме напоминающее бутылку?
- А какое очень полезное дерево растет в Австралии? Почему оно полезно?
- Исключите лишнее : коала, кенгуру, пингвин, страус Эму. Обоснуйте свой ответ.
- Сегодня я предлагаю Вам отправиться на родину пингвинов. Как вы думаете, где они живут?
– «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» как вы понимаете эти слова? С этими словами, сказанными одним величайшим путешественником я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Но перед тем, как мы тронемся в путь, давайте вспомним, кто же такие путешественники? Каким должен быть путешественник? Почему?
Постановка проблемы
Послушайте стихотворение, и я думаю, вам не составит труда отгадать цель нашей сегодняшней экспедиции:
Весь континент – сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.
– Догадались? Это Антарктида.
Ребята, я приглашаю вас в путешествие на этот материк.
- Посмотрите на карту ( карта полушарий). Найдите Антарктиду.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида? («безмолвный». «пустынный» ,«белый», «холодный», «Ледяной континент»).
Неведомую Южную землю настойчиво, но безуспешно искали мореплаватели.
А теперь послушайте, как они описывают этот континент. (СЛАЙД)
« На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»
«Антарктида! Много света, идеальная чистота, грандиозные светло-голубые айсберги в прозрачно-синей воде».
«Огромная, уединённая снежная страна, холодно-белая под мерцающими звёздами-алмазами, блестящая в лучах дневного светила, хмурая при порывах ветра».
Учитель:
Материк этот далеко, добираться нелегко.
Мы к таинственной земле поплывем на корабле!
-Разрешите, я буду капитаном, а вы моими помощниками. Вас 3 команды.
Выберите, пожалуйста, боцманов (помощников капитана). Боцманы следят за порядком в команде, отвечают за слаженную работу.
- Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. Раз мы на борту корабля, то у нас тоже будет бортовой журнал. (знаю, хочу узнать, узнал)
-Положите перед собой журнал. ( У каждой команды бортовой журнал)
2) Мозговая атака.
- Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик бортового журнала.
- Что знаете об Антарктиде? Обсудите в команде.
- Отвечают боцманы.
- Много ли знаем ?
- Нет, немного.
- А что бы хотели узнать?
- Запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Работаем самостоятельно, обсуждаем в команде.
Откуда мы можем почерпнуть интересующую нас информацию? ( из учебника, книг, Интернета)
- Обратимся к тексту учебника ( чтение учебника стр. 10-12 ) Затем заполнение последней графы журнала.
Проверка изученного
Каждая команда зачитывает последние графы своего журнала, остальные вносят в него дополнения.
( обобщение: презентация, сопровождаемая комментариями учителя). Что еще нового узнали?
-Про Антарктиду говорят -
Самый холодный (– 89,2о С)
Самый белый (отражает 90% энергии)
Самый южный (расположен в пределах ЮПК)
Самый чистый.
Самые сильные ветры . Почему?
(Дополнение учителя) Самый мирный. Использование Антарктиды в исключительно мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытания любых видов оружия в т.ч. ядерных взрывов, захоронение радиоактивных и химических отходов. Антарктида не принадлежит ни одному государству.
Вывод: полярные исследователи называли материк Антарктиду – ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Есть и такие названия: «Родина снежных бурь», «Страна пурги», «Закованный в лёд». Какой вывод можно сделать? (Антарктида – самый холодный материк.). Запишем в рабочие тетради.
Мы знаем, что Антарктиду открыли последней, почему? (Удалена от других материков.)
3) Работа в командах.
Давайте попробуем в этом разобраться!
- Я предлагаю вам поработать сегодня исследователями. Для этого командам будут заданы вопросы.
1 группа «Географы» изучает население материка;
Проблемный вопрос: люди хотят жить в Антарктиде, но не могут. Почему?
Варианты решения проблемы.
Низкая температура воздуха круглый год.
Отдаленность материка от Большой земли.
Отсутствие растительности в Антарктиде.
Вечный ледовый покров.
Отсутствие пищи.
Полгода – ночь.
(Учащиеся объясняют все варианты решения вопроса и приходят к выводу, что главной причиной является вечная мерзлота на материке).
2 группа «Зоологи» изучает животный мир;
Проблемный вопрос: как животные приспособились к условиям Антарктиды.
3 группа «Экологи».
Проблемный вопрос: что произойдёт, если Антарктида начнёт активно таять?
4) Открытие нового знания. Выступления команд
Доложите информацию. После каждого выступления заносите сведения в журнал, ( Дети выходят по одному из группы, делают сообщения по своей теме.)
Закрепление изученного
Откройте рабочие тетради и выполните задание
III. Рефлексия.
Всем командам объявляю благодарность за отличную слаженную работу!
1). Подведем итоги нашего путешествия. На какие вопросы мы получили ответы? ( по кластеру)
2) Прием РКМЧП «Синквейн».
А сейчас я прошу выразить свои впечатления, составив синквейн. (в тетрадях)
Антарктида.
Южный, загадочный. (Суровый, пустынный).( подберите 2-3 прилагательных, подходящих к слову Антарктида)
Удивляет, пугает, зовет.( подберите 2-3 глагола)
Ледяной континент. (Антарктида – белый край!) ( подберите словосочетание)
Холодильник. (Спящая принцесса).
3) Мне бы хотелось подвести итог нашего урока такими словами:
Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.
- Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?
Антарктида – последний ресурсный резерв человечества, это последнее место, где человечество сможет добывать минеральное сырье после его исчерпания на пяти обжитых континентах. Антарктида – это до 90% мировых запасов пресной воды.
– Какой характер необходим полярнику сегодня?
- Действительно, трудно жить ученым в Антарктиде. А вам сегодня на уроке легко было исследовать этот материк?
5). Задание на дом.
Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:
- Сочини! (Написать мини-сочинение на тему «Холодная красота Антарктиды», можно в стихах)
- Найти дополнительный материал о материке.
- Прочитать текст учебника, ответить на вопросы.
знаю | Хочу узнать | узнал |
1 группа «Географы»
Проблемный вопрос: люди хотят жить в Антарктиде, но не могут. Почему?
2 группа «Зоологи» изучает животный мир;
Проблемный вопрос: как животные приспособились к условиям Антарктиды?.
3 группа «Экологи».
Проблемный вопрос: что произойдёт, если Антарктида начнёт активно таять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Масса как новый признак сравнения объетов"
Данный конспект урока поможет учащимся лучше усвоить материал по новой теме....
Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс
Урок знакомит детей с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как науке....
Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс
Урок знакомит детей с достижениями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как предмету...
Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Новое время: встреча Европы и Америки.
. Тип урока: комбинированный.Цели:- Сформировать представления О великих творцах, путешественников тоговремени;- Воспитывать интерес к Истории;Планируемые результаты:- Личностные: развивать речь и пам...
Урок по окружающему миру "Новейшее время" 4 класс
Ознакомление учащихся с новой эпохой познакомить учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами;развивать устную речь;воспитывать интерес к истории....
Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: история продолжается сегодня"
УМК "Школа России", 4 класс...