Конспект к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Маленькие рыцари" Программа "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Иванова Офеля Расимовна

Урок окружающего мира в 3 – м классе по программе «Школа 2100» Тема урока:  «Маленькие рыцари»

Цель урока: сформировать представление об отряде членистоногих.

       Образовательная  задача урока: познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и   пауков, учить классифицировать животных по группам.

 Воспитательные  задачи  урока:   повышать мотивацию к изучению предмета окружающий мир; воспитывать любовь  к животным, доказывать необходимость  бережного     отношения людей к живым организмам

         Развивающие  задачи: развивать навыки  работы в группе,  умения слушать других  учащихся и высказывать свою точку зрения; развивать внимание, память, критическое мышление и наблюдательность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_programma_2100.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 – м классе по программе «Школа 2100»

Тема урока:  «Маленькие рыцари»

Цель урока: сформировать представление об отряде членистоногих.

       Образовательная  задача урока:

познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и   пауков, учить классифицировать животных по группам.

 Воспитательные  задачи  урока:  

  1. повышать мотивацию к изучению предмета окружающий мир
  2. воспитывать любовь  к животным, доказывать необходимость  бережного     отношения людей к живым организмам

         Развивающие  задачи:

  1. развивать навыки  работы в группе,  умения слушать других  учащихся и высказывать свою точку зрения
  2. развивать внимание, память, критическое мышление и наблюдательность

Оборудование: учебник, презентация к уроку «Маленькие рыцари», большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,  компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями,  предметные картинки, сигналы.

Ход урока:

I. Организационный момент (1мин)

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»

II. Актуализация знаний (1мин)

– Сегодня на уроке мы  продолжаем знакомиться с живыми участниками круговорота веществ, узнаем что - то новое и интересное. Возможно, вы сделаете для себя какое - то  открытие. Для этого необходимо будет  выполнить задания в группах. Начнем урок с загадки (слайд № 1)

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

 Я не муха, не паук,

Я жужжу! Я майский… (жук)

2)Беседа по вопросам (слайд №2)

– Кого вы видите? (рыцаря и жука)

– В чем сходство? (одинаково выглядят внешне, тело состоит из отдельных частей)

– Можно ли жука назвать рыцарем? (да, можно)

– Хорошо, значит это рыцарь и это рыцарь. А чем они тогда отличаются? (размером)

– Значит, жука, как можно назвать? (маленьким рыцарем)

III. Постановка проблемы (1мин)

– Как вы думаете, как будет звучать  тема урока? (маленькие рыцари) (Слайд №3)

– Тогда скажите, о каких животных мы будем говорить? (о жуках)

– Почему их называют маленькими рыцарями? (т.к. кожа у жука похожа на доспехи рыцаря)

– Что вы хотите о них узнать? (где живут, чем питаются, как прячутся от врагов)

– Сегодня в течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы? (Слайд №4)

IV. Открытие новых знаний. (38мин)

1. Беседа

– Чтобы ответить на первый вопрос обратимся к следующему слайду (слайд№5)

– Кого вы узнали из животных? (божья коровка, шмель, раки, бабочка, паук, оса)

– Всю эту огромную группу называют членистоногими!

– Почему они получили такое название? (тело расчленено на части)

– Их тела расчленены, как вы это понимаете?

– А вот посмотрите, в самом названии спрятана подсказка?

2. Сообщение ученика об отряде членистоногих (Кулапин Василий)

– Что нового вы узнали о членистоногих? (дети сообщают услышанную информацию)

– Какой скелет они имеют? (наружный)

– Наружный скелет – что это такое? (покрывает тело сверху, как панцирь)

– Из чего состоит наружный скелет? (состоит из неживого вещества – хитина)

– Скелет растет вместе с хозяином? (скелет не растет вместе с хозяином)

– Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный скелет?(в это время животное беззащитно и ему приходится прятаться)

Итог: что узнали о членистоногих? (стихотворение,  слайд №6)

  • У всех членистоногих, скажу без промедления,
  • Конечности имеют членистое строение.
  • На несколько отделов разделено их тело.
  • Отделы из сегментов, такое, братцы, дело.
  • Скелет у них наружный – хитиновый покров.
  • Он защитить способен от всяческих врагов.

3. Работа в группе.

( Каждой группе раздаю иллюстрации, на которых изображены разные животные)

– Ваша задача распределить животных на  группы и дать название каждой группе?(1минуту на выполнение задания)

– Как вы назвали группы?

– Каких животных вы отнесли в каждую группу? Почему?

Вывод: Так на какие группы делятся членистоногие? Слайд №7)

- А теперь нам нужно подробно изучить каждую группу животных. Что бы вы хотели о них узнать?

– Ответ на эти вопросы вы будете искать самостоятельно.

– Продолжаем работать в группе. – Каждая группа будет изучать один вид животных.

Инструктаж задания:

– Прочитав текст учебника, вы должны ответить на вопросы, заполнить таблицу, и составить связный рассказ о животных.

(Задание для каждой группы записано на карточке)

Задание группе 1. (насекомые)

Прочитайте текст на стр.91 - 93. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.
  2. Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем питаются?

 

 

 

 

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Питаются они…………….

5.. У нас в  округе  можно встретить таких насекомых как…………….

Задание группе 2. (насекомые)

Прочитайте текст на стр.94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Какие насекомые живут одной семьёй?

Название группы животных.

Представители

Где живут?

Сколько ног?

 

 

 

 

План ответа.

1. Мы подготовили сообщение о таких представителях насекомых как………………………

2. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4. У нас в  округе  можно встретить таких насекомых как…………….

Задание группе 3. (пауки)

Прочитайте текст на стр. 94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Зачем нужна паукам паутина?
  2. Хищники ли пауки? Как они охотятся?
  3. Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

 

 

 

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………

Задание группе 4 (ракообразные). 

 Прочитайте текст на стр.95. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.
  2. Чем известны дафния и циклоп?
  3. Какие формы ног у ракообразных?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем дышат?

С помощью чего дышат?

 

 

 

 

 

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………

– В помощь я вам приготовила план ответа.

– 1-я и 2- я группа изучают насекомых,3-я – пауков, 4-я группа изучают ракообразных.

– Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом.

4. Выступления групп.

Выступает 1 группа (насекомые) (слайд № 8)

– Что нового вы узнали? Чем интересна эта группа животных?

-Ребята, как вы поступаете, когда видите ползущую по траве или по листу дерева гусеницу?

-Всегда ли надо так поступать? А почему?

-Давайте посмотрим следующий слайд (слайд № 9,10) (Кутепова Вероника читает стихотворение)

Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпу всю зиму,

 А зима промчится мимо.

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, Сонюшка!

Под весенним ярким солнцем

Гусенице не до сна –

 Стала бабочкой она!

Выступает  вторая группа (Общественные насекомые)

-Как называют группу насекомых, которые живут одной семьей?( общественные насекомые) (слайд №11)

– Что интересного вы узнали? С кем из насекомых в жизни сравнивают трудолюбивого человека?( с пчелой, с муравьем)

Выступает третья  группа (сообщение о пауках) (слайд №12)

-Что  интересного вы узнали?

- В чем особенность этой группы? (ткут паутину) (Кулапин Глеб подготовил информацию о паутине)

Выступает четвертая группа (сообщение о ракообразных) (слайд №13)

5. Физминутка

Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.

– Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным – вы должны  плыть, когда называю животных, относящихся к группе насекомых – вы  полетаете, а когда же я назову пауков – вы шагаете.

(Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак.)

6. Беседа

– Какая самая многочисленная группа? Почему? 

– Следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке: В чем причина многообразия насекомых? (слайд №14)

– Если я вам дам задание – спрятать ключ или книгу в своей одежде. Что для вас будет удобнее спрятать?

– Какой вывод мы можем сделать? (маленький размер насекомых позволяет удачно прятаться в природе)  

– Молодцы! А вот теперь вам такой вопрос.

– Без чего насекомые не могут прожить? Что является кормом для насекомых, таких как шмель, оса, бабочки? (цветковые растения)

– Что делают с растением насекомые (опыляют)?

– Значит, как можно назвать таких насекомых? (насекомые опылители)

– Вот мы и выявили вторую причину многообразия насекомых (слайд №14)

– Есть ещё одна причина  многообразия насекомых.

7. Систематизация знаний. Работа по учебнику.

3 причину мы узнаем, прочитав последний абзац  на стр. 93.

– Так какая же эта причина?

– От кого они защищаются? – Как они это делают?

– Как же ещё маскируются насекомые?

– О чем хотят сказать эти насекомые своим врагам? ( просмотр слайдов №15 – 26)

Вывод: (Слайд №27)

Насекомые защищаются своим внешним видом:

  • 1) Одни пытаются спрятаться.
  • 2) Другие пытаются замаскироваться.
  • 3) Третьи – напугать!

- Так какая же группа членистоногих самая разнообразная? Назовите причины, которые мы с вами выявили .(насекомые – самая многообразная группа членистоногих,  причины многообразия насекомых: маленький размер, являются опылителями, хорошо маскируются от врагов)

V. Итог урока. Рефлексия (3мин)

-Вспомним, на какие вопросы отвечали на уроке? (слайд №28)

-Удалось нам получить ответ на поставленные вопросы? (да, удалось)

– Как много животных мы сегодня вспомнили с вами, как вы думаете, нужно ли нам охранять окружающих нас животных?

– Что вам особенно понравилось на уроке?

-Оцените работу своей группы на уроке.

VI. Домашнее задание (Слайд №29) (1мин)

1) Прочитать текст в учебнике на с.90 – 95

  • 2)Выполнить задание в тетради на с. 46
  • 3)Творческое задание: придумать (написать или сделать серию рисунков ) на тему: «Если бы я был…» (пауком, насекомым или раком) по плану:
  • 1)Кто я, какой я.
  • 2)Дом, в котором я живу.
  • 3)Мои друзья.
  • 4)Мой образ жизни.
  • 5)Как я умею маскироваться.
  • 6)Мои приключения.

-Спасибо всем за урок! (слайд №30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме".  Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....

Урок окружающего мира по теме: Австралия. Школа 2100, 2 класс

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса по теме: "Австралия" по программе "Школа 2100"....

Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?

Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"

Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы».

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы»....