Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metally_4_klass.docx516.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100»

Тема : «Металлы».

Тип урока: урок исследование.

Технология: исследовательская деятельность, приёмы технологии развития критического мышления. 

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием, раскрыть значения металла в жизни человека.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся в ходе исследовательской работы представление о металлах и их свойствах;
  • Развивать кругозор учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Создавать условия для развития познавательной активности;
  • Продолжить работу над формированием умения работать в группах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  презентация, образцы разных тел, учебник для 4класса: «Человек и природа», рабочая тетрадь, фотографии, энциклопедии, рисунки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

( на слайде)  В споре рождается истина.

-Как понимаете девиз урока?

- Почему именно такой?

- Вспомним правила работы в группе.

- Взялись за руки и пожелали друг другу удачи.

Выдвигают свои предположение, вспоминают правила работы в группе.

2.Актуализация знаний

( на слайде)  «Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»

А.Е.Ферсман

- Объясните значения слова «недра».

- О каких богатствах внутри Земли идёт речь?

- Повторим все, что вы знаете о полезных ископаемых.

Графический диктант:

1.Полезные ископаемые добывают в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

2.Одним из компонентов производства стекла является   мрамор.

3.Фарфоровые изделия- изделия из глины.

4.Самый твёрдый природный камень- сапфир.

5.Глина каменеет при высыхании и больше никогда не потеряет своей формы.

- Проверьте правильность своих ответов по слайду.

- Оцените свою работу в группе, поставив на шкале + или- или+-.

Высказывают предположения, обсуждают.

Заполнение таблицы в ходе диктанта.

Самопроверка.

Самооценивание.

3.Постановка проблемы

- Вот перед вами образцы различных предметов (Гвоздь,  скрепки, монетка, пробка, кнопки).

-Найдите лишний предмет

-Объясните почему?

-Как догадались?

-Предположите тему нашего урока.

-Вспомните то, что уже знаете о металлах или только хотели бы узнать. Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

- Давайте послушаем, что записали в первой колонке.

- Что хотели бы узнать? Это и будет целью нашего урока.

Высказывают разные предположения, объясняют.

- Тема урока  «Металлы».

Заполняют таблицу самостоятельно.

4.Разрешение проблемы

Беседа по слайду:

- Какую информацию вы можете подчеркнуть для себя из этого слайда.

-На смену бронзовому веку пришёл железный. Железо более дешевое и считалось металлом царей.

-Предположите почему?  

Металлы ( на слайде)

- Выделить орфограммы

Приём «Корзина идей»

- Какие ассоциации возникают со словом «металлы» ?

- Какие металлы уже знаете? ( запись на интерактивной доске)

-Попробуем разделить на группы перечисленные металлы.

- Молодцы! А теперь будем строго следовать к своим целям.

- Тот царь, который мог снабдить армию оружием из железа- победит обязательно.

Орфографическая работа со словом.

В ходе совместной работы на интерактивной доске составлен кластер.

5. Совместное открытие знаний

Работа в группах

1 группа- изучение свойств металлов

2 группа- изучение  особых свойства металлов

3 группа- поиск информации о добыче руды и переработке в дополнительных источниках

1 группа

- Выполните исследования, проведите опыты. Заполните схему.

Опыт 1.

-Проведите первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой. Сделайте вывод.

Все металлы твердые, кроме одного.

- О каком металле идёт речь?

Опыт 2.

-Металлы твердые, но при этом какие?

- У какого материала есть такое же свойство?  При каком условии?

- Опыт 3. (опыт на интерактивной доске)

-Обратимся к слайду. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо.

-Какое свойство подтверждает этот опыт?

Работа по учебнику.

Чем различаются  два рисунка на с. 101?

Сделайте вывод: в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

Опыт 4

- Почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?

-Что ещё кроме тепла проводят металлы?

приём «Фишбоун»-«Рыбий скелет»

- Подведём итог. Где люди используют знания о свойствах металлов?

2 группа ( работа с учебником)

-Кроме общих  свойств  металлы обладают ещё и индивидуальными свойствами. Какими?

Магний

Ртуть

Аллюминий

Никель ,хром , вольфрам

Серебро

Золото

3  группа( работа с картой, энциклопедией, рисунками и фотографиями)

-Обратимся к эпиграфу нашего  урока.

- Какая связь между металлами и недрами земли?

-Проанализируйте представленные источники информации и заполните пропуски в тексте.

      Месторождения руды отыскивают __________________________________________.

      Если руда залегает близко от поверхности, её добывают ___________________способом, то роют ________________.

     Если спрятана глубоко, используют _______________________.

    После обработки    измельчённая руда    попадает в   ____________________________________________.

     В ней плавят железо и другие_______________________________________.

- Какие новые  термины   вы  встретили в тексте?

-Что интересного узнали о доменной печи?

--Какие металлы не выплавляются из руды, а встречаются в чистом виде?

-Оцените свою работу в группе, поставив на шкале + или- или+-.

В процессе выполнения работы приходят к выводам:

- Металл твёрдый.

- Металлы пластичны их можно ковать.

-При нагревании металл расширяется.

- Металлы проводят тепло.

- Металлы проводят тепло и электричество.

Во время проверки работы 1 группы на слайде заполняет схему.

Рассказ учащихся об индивидуальных свойствах отдельных металлов.

- Ведётся добыча руды.

      Месторождения руды отыскивают геологи.

      Если руда залегает близко от поверхности, её добывают открытым способом, то роют котлованы.

     Если спрятана глубоко, используют шахты.

    После обработки    измельчённая руда    попадает в   доменную печь.

     В ней плавят железо и другие сплавы.

- Благородные.

Самооценивание своей работы.

6.Физминутка

Потрудились- отдохнём.

Встанем- глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона- прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

7. Применение полученных знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(Фронтальная проверка).

-Оцените свою работу в группе, поставив на шкале + или- или+-.

Самостоятельная работа.

Самооценивание своей работы.

8. Итог урока

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

- Задайте  тонкие вопросы по теме?

Придумывают  и задают вопросы друг другу.

9. Рефлексия

ожем мы сказать, что мы побели сегодня в этом сражении с морем информации?

 А любому победителю, полагается награда.

За первое место дают золотую медаль.

За второе место медаль из серебра.

А за третье медаль из бронзы.

Если у вас все плюсы на всех этапах урока наградите себя золотой медалью, если с переменным успехом работали- серебром, ну,  а если часто ошибались и не активны были в группах,  получите награду из цветного металла. Найдите себе место на пьедестале.

 

Оценивание работы детей учителем.

Оценивают свою работу и размещают свои медали на пьедестале (на интерактивной доске)

10. Домашнее задание

с. 98- 103 читать, ответить вопросы

Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по УМК "Школа 2100"

Урок окружающеко мира по УМК "Школа 2100" 1 класс по теме "Среда обитания.Охрана животных."Урок построен по технологии проблемного диалога, с использованием ИКТ....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

урок окружающего мира по программе "Школа 2100" (3 класс) web –адрес публикации: infourok.ru/material.html ?mid=133822

Урок окружающего мира  в 3 классе  знакомит учеников с основными правилами безопасности при общении с животными. В ходе исследования обеспечивается усвоение учащимися представления об о...

Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс

Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс. Урок изучения и первичного закрепления знаний по ФГОС....

Урок окружающего мира по программе «Школа-2100». Тема: «Наши помощники – память и ум»

Цели:·         Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.·         Содейств...

Урок окружающего мира по программе «Школа-2100» по теме «Глобус и карта»

Цель: использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.Задачи:·         Уметь находить различия глоб...

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...